Кружок «Эдельвейс» для 6 классов.
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа
внеурочной деятельности кружка «Эдельвейс»
для 6 классов.
1.Пояснительная записка
Статус документа:
программа составлена на основе нормативных документов:
1.Постановления Правительства РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» от 9.12.2004 .
2. Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
3. Приказа «Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных учреждений, которым присвоен статус областной инновационной площадки по направлению «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от27 сентября 2010 года №795 .
3. Постановления Правительства РФ «Федеральная целевая программа развития образования Российской Федерации на 2006-2010 гг.» от 23.12.2005г.
4. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Пр. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897).
5.Концепции социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области на 2012-2015 годы.
6.УставаМКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россоши.
7.Локальных актов школы.
8.Конвенции о правах ребёнка;
9.Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;
10.Программы развития МКОУ СОШ №25 с УИОП
Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Серьёзной проблемой стали вопросы быстрого истощения полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира. Всё это и заставило сегодня человека обратить особое внимание на вопросы охраны природы и экологии. Но экология – это, прежде всего наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Только раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, возможность понять, как изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой. Огромный интерес общества к экологии и охране природы, приводят к выводу, что это дело не только конкретных специалистов, а дело каждого человека. В силу этого экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.
Основной особенностью данного курса является то, что в нем начинается формирование у учащихся представлений об экологии как комплексной науке о живых организмах. Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Отличие данной программы в том, что она предполагает обучение в игровой форме. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей. На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки, а также презентации.
Цель программы: расширение представления об окружающем мире, экологическое воспитание учащихся, формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Задачи программы:
-формирование у детей биоцентрического мировоззрения, т.е. понимания неразрывности взаимосвязей в природе, а также степени свободы человека по отношению к окружающей его природной среде;
- углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о природе, знакомство с жизнью соседей по планете - растений и животных;
- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
-овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
-формирование ответственного отношения к окружающему миру; нравственное развитие личности;
-воспитание понимания эстетической ценности природы;
-развитие любознательности и желания получать знания;
-раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
-воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.
2.Общая характеристика курса.
В программе курса «Экология города» участвуют дети, познающие и улучшающие окружающий мир. Программа построена на теоретическом, научно-исследовательском, проектном изучении природы и экологии как науке , практической деятельности по сохранению окружающей среды.
В ходе реализации программы учащиеся овладевают определённым набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии своей малой Родины, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира, причинами нарушений экологического равновесия.
В практической части программы дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.
Направления работ:
- Познавательные
- Природоохранные
- Здоровьесберегающие
- Научно-исследовательские
Виды деятельности учащихся.
- Работа с научно-популярной литературой;
- Выращивание и уход за растениями;
- Наблюдение и постановка опытов;
- Охрана зеленых насаждений;
- Участие в работе «зеленый патруль»;
- Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.
3. Место предмета в учебном плане образовательного учреждения.
В учебном плане ОУ отводится часов 74ч/год.., в неделю 2 ч. Срок реализации программы -1 год.
4.При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
- Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
- -умение работать с разными источниками информации;
- -овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- -умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- -способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- -умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- 1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- • • приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
- • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;
- • • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- • выявление приспособлений растений к среде обитания;
- • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- 2. В ценностно-ориентационной сфере:
- • знание основных правил поведения в природе;
- • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
- 3. В сфере трудовой деятельности:
- • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- 4. В сфере физической деятельности:
- • 5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
5.Содержание курса.
Тема 1.Введение. Природа – наш общий дом.(3ч)
Организационное занятие. Основы экологического образования. Природа - наш общий дом.
Тема 2.Многообразие деревьев и кустарников, используемых в озеленении.(9ч)
Интродуцированные растения, культурные формы деревьев и кустарников. Быстро- и медленнорастущие деревья и кустарники. Изменения в жизни деревьев осенью. Физиологическое значение листопада в жизни растений. Значение фенологических наблюдений в зелёном строительстве.
Практические работы. Составление паспорта растений школы. Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях. Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений. Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно Экскурсии. Декоративные растения плодово-ягодной станции. Изменения в жизни деревьев осенью. Физиологическое значение листопада в жизни растений.
Тема 3. Отношения в природе.(4ч)
Пищевые связи. Конкуренция и соперничество.. Дружба в природе.Симбиоз.
Тема 4. Экосистемы.(14ч)
Характеристика экосистем. Воздух, значение его чистоты для живых организмов.
Вода и живые организмы. Почва. Жители почвы. Наземная среда обитания и ее жители. Человек и экосистемы.
Тема 5. Экология и человек.(4ч)
Экология человека. Экология в нашем доме.
Тема 6. Природа моей страны.(8ч)
Известные экологи России. Красная книга РФ и Воронежской области.
Природа Воронежского края. Экологический календарь. Экологический марафон.
Тема 7.Мир садовых цветов.(7ч)
Однолетние и многолетние цветочно-декоративные и лиственно-декоративные растения. Биология деревьев и кустарников, их декоративные качества. Летники в саду, парке, на клумбе. Многолетние луковичные растения (тюльпаны, нарциссы, гиацинты и др.), способы выгонки. Условия выгонки луковичных. Лучшие летники. Типы цветников. Особенности комбинированного цветника.
Практические работы. Составление эскиза цветника. Выгонка луковичных растений.
Тема 8. Основы зелёной архитектуры. (5ч)
Типы посадок деревьев и кустарников( с размерами и нормами посадок): одиночные, рядовые, многорядовые, аллейные, групповые массивы. Принцип подбора деревьев и кустарников. Цветочное оформление территорий. Значение обрезки, её биологическая основа, весенние сроки, инструмент.
Практическая работа. Обрезка кустарников.
Тема 9.Растения в легендах и мифах.(4ч)
Фиалка – символ жизни и смерти. Гранат – символ власти и плодородия. Божественная гвоздика. Мак – слезы Венеры. Незабудка – цветок памяти.
Тема 10.Весна в жизни растений. (16ч)
Начало сокодвижения, набухание и распускание вегетативных и генеративных почек. Последовательность цветения и появления листьев у деревьев и кустарников. Красиво цветущие кустарники.
Практические работы. Уход за имеющимися посевами, саженцами, черенками. Вегетативное размножение кустарников: отводками, делением куста, зелёными черенками. Рыхление почвы, полив цветочных растений, их подкормка, проведение опытов. Прополка цветочных растений. Борьба с вредными насекомыми (ручной сбор). Закладка опытов по выявлению влияния удобрений на рост, развитие цветочных культур. Экскурсия в парк Юбилейный г. Россоши.
6.Тематическое планирование.
Тема 1.Введение. Природа – наш общий дом.(3ч)
Тема 2.Многообразие деревьев и кустарников, используемых в озеленении.(9ч)
Тема 3. Отношения в природе.(4ч)
Тема 4. Экосистемы.(14ч)
Тема 5. Экология и человек.(4ч)
Тема 6. Природа моей страны.(8ч)
Тема 7.Мир садовых цветов.(7ч)
Тема 8. Основы зелёной архитектуры. (5ч)
Тема 9.Растения в легендах и мифах.(4ч)
Тема 10.Весна в жизни растений. (16ч)
Итого: 74ч
7.Календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия (раздела) | Виды деятельности учащихся. |
Тема 1. 1. Введение. Природа – наш общий дом.(3ч) | ||
1 | Организационное занятие. | Знакомство с правилами поведения в кабинете биологии, в природе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
2 | Основы экологического образования. | Умение структурировать материал , соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы, вести диалог с учителем воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах. Познавательная деятельность. |
3 | Природа - наш общий дом. | Объяснять какую роль человек выполняет в природе (положительную, отрицательную). Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Самостоятельный анализ. Работа в группах. |
Тема 2. Многообразие деревьев и кустарников, используемых в озеленении.( 9ч) | ||
4 | Интродуцированные растения, культурные формы деревьев и кустарников. Быстро- и медленнорастущие деревья и кустарники. | Характеризовать интродуцированные растения, культурные формы деревьев и кустарников. Быстро- и медленнорастущие деревья и кустарники. Работа в группах. |
5 | Изменения в жизни деревьев осенью. Экскурсия. | Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период. Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Уметь слушать товарища. Бережное отношение к природе. Соблюдать правила поведения в природе. Работа в группах. Познавательная, исследовательская деятельность. |
6 | Физиологическое значение листопада в жизни растений. Экскурсия. | Объяснять значение листопада в жизни растений. Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Уметь слушать товарища. Бережное отношение к природе. Соблюдать правила поведения в природе. Работа в группах. Познавательная, исследовательская деятельность. |
7 | Значение фенологических наблюдений в зелёном строительстве. | Объяснять значение фенологических наблюдений в зелёном строительстве. . Работа в группах. |
8 | Составление паспорта растений школы. Практическая работа. | Характеристика правил паспортизации комнатных растений. Работа в группах. Познавательная, исследовательская деятельность, проектная. Мини-проекты о местах произрастания комнатных растений, о растениях Воронежской области. |
9 | Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях. Практическая работа. | Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б, умение применять полученные знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группах. Познавательная деятельность. Изготовление коллекции семян. |
10 | Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений. Практическая работа. | Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б, умение применять полученные знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группах |
11 | Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно. Практическая работа. | Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно. Работа в группах |
12 | Декоративные растения плодово-ягодной станции. Экскурсия. | Знакомство с декоративными растения плодово-ягодной станции. Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Уметь слушать товарища, экскурсовода. Бережное отношение к природе. Соблюдать правила поведения в природе. Работа в группах. Познавательная, исследовательская деятельность. |
Тема 3. Отношения в природе.(4ч) | ||
13 | Пищевые связи. | Давать определение понятию «биотические отношения». Объяснять , как сказывается влияние биотических факторов на организм. Составлять пищевые цепи питания. Работа в группах |
14 | Мир полон хищников. | Объяснять хищничество, как тип взаимоотношения между организмами. Работа в группах. |
15 | Конкуренция и соперничество. | Давать определение понятиям конкуренция и соперничество, приводить примеры. Работа в группах. |
16 | Дружба в природе. | Давать определение понятию симбиоз, микориза, объяснять протекание этих видов взаимоотношений между организмами. Работа в группах. |
Тема 4. Экосистемы.(14ч) | ||
17 | Что такое экологическая система? | Объяснять понятие экосистем. Основные понятия экологии организмов. Работа в группах. |
18 | Воздух, значение его чистоты для живых организмов. | Характеризовать воздушную среду обитания. Работа в группах. |
19 | Воздух, значение его чистоты для живых организмов. | Объяснять значение чистоты воздуха для живых организмов. Работа в группах. |
20 | Вода - чудо природы. | Объяснять физико-химические свойства воды. Работа в группах. Проект «Вода - чудо природы.» |
21 | Вода и живые организмы. | Характеризовать водную среду обитания, черты приспособленности организмов к среде обитания, давать определение понятию гидробионты, пелагос, бентос, литораль. Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают Работа в группах. |
22 | "Не засоряйте берега водоема" | Пропаганда необходимости охраны водного бассейна. Работа в группах. Агитзанятие |
23 | Почва – как уникальное природное тело. | Характеризовать почву как среду обитания организмов, характерные черты почвенных горизонтов, давать определение понятию педобионты, эдафобионты. Работа в группах. |
24 | Жители почвы. | Описывать характерные особенности почвы, давать определение понятию эдафобиус, Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Работа в группах |
25 | Наземная среда обитания и ее жители. | Характеризовать наземную среду обитания и ее жители, давать определение понятию террабионты. Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают .Работа в группах. |
26 | Организм – это экосистема? | Характеризовать организм как экосистему. |
27 | Человек и экосистемы. | Объяснять действие человека как экологического фактора. Работа в группах. |
28 | Человек и экосистемы. | Приводить примеры приспособленности организмов к результатам деятельности человека( индустриальный меланизм, сезонные миграции). Работа в группах. |
29 | Эко-город – как экосистема. | Игра-моделирование. Работа в группах |
30 | Эко-город – как экосистема. | Игра-моделирование. Работа в группах |
Тема 5. Экология и человек.(4ч) | ||
31 | Экологический рассказ. | Составление экологического рассказа. |
32 | Проект «Город будущего» | Работа над проектом. Составление рабочего плана исследования. Работа в группах. |
33 | Экология в нашем доме. | Характеризовать отделочные материалы, используемые для ремонта квартир, их влияние на организм человека. Работа в группах. |
34 | Экология человека. | Характеризовать задачи социальной экологии, проблемы экологии России. Принятие правил здорового образа жизни. Работа в группах. |
Тема 6. Природа моей страны.(8ч) | ||
35 | Природа моей страны. | Знакомство с природой страны. Просмотр презентации. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения . Работа в группах. |
36 | Природа моей страны. | Знакомство с природой страны. Просмотр презентации. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения . Работа в группах. |
37 | Природа моей страны. | Знакомство с природой страны. Просмотр презентации. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения . Работа в группах. |
38 | Красная книга РФ и Воронежской области. | Описывать виды растений и животных Воронежской области, занесенных в Красную книгу. Работа в группах. Познавательная, исследовательская деятельность. Работа над мини- проектами по теме занятия. |
39 | Известные экологи России. | Знакомство с известными экологами России Описывать их вклад в развитие науки. Работа в группах |
40 | Экологический календарь. | Знакомство с экологическим календарем. Просмотр презентации. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
41 | Экологический марафон. | Проведение викторины. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Работа в группах. |
42 | Природа Воронежского края | Распознавать реликты и эндемики флоры и фауны Воронежской области. Объяснять их роль в биоразнообразии экосистем. Работа в группах. |
Тема 7.Мир садовых цветов.( 7ч) | ||
43 | Однолетние и многолетние цветочно-декоративные и лиственно-декоративные растения. | Характеризовать однолетние и многолетние цветочно-декоративные , лиственно-декоративные растения. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Работа в группах. |
44 | Биология деревьев и кустарников, их декоративные качества. | Описывать декоративные качества деревьев и кустарников. . Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Работа в группах. |
45 | Летники в саду, парке, на клумбе. | Характеризовать однолетние растения, выращиваемые в саду, парке, на клумбе. Составление брошюры о видах однолетних растений. Работа в группах. |
46 | Многолетние луковичные растения , способы выгонки. Условия выгонки луковичных. Практическая работа. | Выполнять п/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Бв кабинете биологии. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
47 | Лучшие летники. Типы цветников. Особенности комбинированного цветника. | Описывать типы цветников, приемы оформления цветников. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. |
48 | Составление эскиза цветника. Практическая работа. | Составление эскиза цветника. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. |
49 | Выгонка луковичных растений. Практическая работа. | Выполнять п/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Бв кабинете биологии. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
Тема 8. Основы зелёной архитектуры. | 5ч | |
50 | Типы посадок деревьев и кустарников. | Характеризовать типы посадок деревьев и кустарников. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Работа в группах |
51 | Принцип подбора деревьев и кустарников. | Обосновывать принцип подбора деревьев и кустарников для озеленения школьного двора, улиц города. Просмотр презентации. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Работа в группах. |
52 | Цветочное оформление территорий. Практическая работа. | Оформление цветочной клумбы возле школы. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
53 | Значение обрезки, её биологическая основа, весенние сроки, инструмент. | Обосновывать значение обрезки для растений, сроки обрезки. Работа в группе. |
54 | Обрезка кустарников. Практическая работа. | Проводить обрезка кустарников возле школы. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. |
Тема 9.Растения в легендах и мифах.(4ч) | ||
55 | Фиалка – символ жизни и смерти. Гранат – символ власти и плодородия. | Просмотр презентации. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения . Работа в группах. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
56 | Мак – слезы Венеры. | Просмотр презентации. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения . Работа в группах. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
57 | Незабудка – цветок памяти. | Просмотр презентации. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения . Работа в группах. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
58 | Божественная гвоздика. | Просмотр презентации. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения . Работа в группах. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
Тема 10.Весна в жизни растений. | 16ч | |
59 | Начало сокодвижения, набухание и распускание вегетативных и генеративных почек. | Объяснять значение сокодвижения для растений. Просмотр фильма. Работа в группах. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. |
60 | Последовательность цветения и появления листьев у деревьев и кустарников | Объяснять фазы цветения растения и его развития. Работа в группах. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. |
61 | Красиво цветущие кустарники. | Знакомство с декоративными кустарниками. Просмотр презентации. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения . Работа в группах. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. |
62 | Уход за имеющимися посевами, саженцами, черенками. Практическая работа. | Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Уход за имеющимися посевами, саженцами, черенками . Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. |
63 | Уход за имеющимися посевами, саженцами, черенками. Практическая работа. | Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Приобрести навыки ухода за имеющимися посевами, саженцами, черенками . Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. |
64 | Вегетативное размножение кустарников: отводками, делением куста, зелёными черенками. Практическая работа. | Приобрести навыки вегетативного размножения кустарников. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
65 | Вегетативное размножение кустарников: отводками, делением куста, зелёными черенками. Практическая работа. | Приобрести навыки вегетативного размножения кустарников. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
66 | Полив цветочных растений, их подкормка. Практическая работа. | Приобрести навыки ухода за растениями. Работа на цветочных клумбах. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
67 | Рыхление почвы, полив цветочных растений, их подкормка, проведение опытов. Практическая работа. | Приобрести навыки ухода за растениями. Работа на цветочных клумбах. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
68 | Рыхление почвы, полив цветочных растений, их подкормка, проведение опытов. Практическая работа. | Приобрести навыки ухода за растениями. Работа на цветочных клумбах. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
69 | Рыхление почвы, полив цветочных растений, их подкормка, проведение опытов. Практическая работа. | Приобрести навыки ухода за растениями. Работа на цветочных клумбах. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
70 | Прополка цветочных растений. Борьба с вредными насекомыми. Практическая работа. | Приобрести навыки ухода за растениями. Работа на цветочных клумбах. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
71 | Прополка цветочных растений. Борьба с вредными насекомыми . Практическая работа. | Приобрести навыки ухода за растениями. Работа на цветочных клумбах. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
72 | Закладка опытов по выявлению влияния удобрений на рост, развитие цветочных культур. Практическая работа. | Приобрести навыки закладки опытов по выявлению влияния удобрений на рост, развитие цветочных культур. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
73 | Экскурсия в парк Юбилейный г. Россоши. | Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями в парке.. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Уметь слушать товарища, экскурсовода. Бережное отношение к природе. Соблюдать правила поведения в природе. Работа в группах. Познавательная, исследовательская деятельность |
74 | Итоговое занятие. Защита проектов. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Защита проектов. Умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией |
Итого: 74 ч.
8. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы.
Учебный кабинет – 1 шт.
Компьютер – 1 шт.
Принтер – 1шт.
Телевизор -1шт.
Видеомагнитофон -1 шт.
Фотоаппарат -1 шт.
Бумага цветная – 15 наборов.
Картон – 15 наборов.
Фломастеры – 10 наборов.
Маркеры – 19 шт.
Ножницы – 10 шт.
Краски акварельные- 5 наборов.
Ватман – 15 шт.
Простые карандаши – 15 шт.
Ластик – 5 шт.
Альбом для рисования – 15 шт.
Лейки – 3 шт.
Поливочный шланг – 1 шт.
Лопата -5 шт.
Грабли – 5 шт.
Тяпка – 5 шт
Садовые ножницы, секатор- 3шт.
Литература.
1.Дорогань Л. В., Филиппов В.П. Экология – В., 1995.
2.Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазычев С.Н. Основы общей экологии – М.,2000.
3Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России – М., 2000.
Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников – М., 2005
4.Ступин В.И., Сейдалиев Г.С. и др. Доклад о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состояния окружающей среды Воронежской области в 2007 году – В., 2008.
5.Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии – М., 2006
6.Энциклопедия для детей. Биология. т.2 — М.: «Аванта+». 2010.-704 с.
7.Энциклопедия для детей. Биология. т.27 — М.: «Аванта+». 2010.-614 с.
8.Я познаю мир. Биология— М.: «АСТ» 2006.-400с.
9. требование к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся научатся характеризовать:
- что изучает экология, основные законы экологии;
- основные составляющие природы, взаимосвязь живой и неживой природы;
- взаимосвязь животных и растений друг с другом, с окружающей средой;
что такое пищевые цепочки;
- характеристику отношений между организмами: хищник – жертва, паразит - хозяин; конкуренция и соперничество; дружеские отношения;
- определение экосистемы, как создаются естественные и искусственные экосистемы;
- правила поведения в природе;
- структуру Красной Книги, представителей живой природы, занесенных в красную книгу своей области;
- известных экологов и их работы.
Учащиеся получат возможность научиться :
- характеризовать основные составляющие природы, компоненты пищевой цепи, взаимоотношения между организмами;
- сравнивать естественные и искусственные экосистемы;
- описывать растения и животные, занесенные в красную книгу Воронежской области;
- уметь составлять пищевые цепочки;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной литературе, сети Интернет;
- составлять краткие доклады, сообщения и презентации по интересующим темам, предоставлять их аудитории;
- грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты
Реализация программы может способствовать развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного мира; об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Юные исследователи приобретут первые навыки в опытническо-исследовательской работе. Программа раскроет перед учащимися деятельность нашего народа по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств. Учащиеся должны серьёзно задуматься над своим существованием и над тем как сохранит природу родного края. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную жизненную позицию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок для 9 класса "«Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей » "
Структура организации занятий кружка «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей » в 9 классе....
Кружок для 9 класса
«Проценты на все случаи жизни»...
Кружок в 1 классе "Малыш-крепыш"
программа...
Кружок 2-4 класс"Оранжевый мяч"
программа...
Кружок ОФП 3 класс
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешност...
Математический кружок "Соображайка". 5 класс.
Внеурочная деятельность...
кружок 5-6 класс
кружок...