Конспект урока по теме "Бактерии"
план-конспект занятия по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учитель: Якушина Людмила Геннадьевна
Класс: 5
УМК: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко
Тема урока: Бактерии.
Место урока в программе: урок в разделе «Многообразие живых организмов».
Цели:
Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
Выдвигают простейшие гипотезы;
Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
Работают с информацией и преобразуют её;
Находят причинно-следственные связи;
Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Предметные:
Знают отличительные признаки бактериальной клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;
Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;
Называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: урок открытия новых знаний
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Основные вопросы:
Места обитания и существенные признаки бактерий: строение клетки и жизненные формы;
Процессы жизнедеятельности: питание, размножение, образование спор;
Значение бактерий в природе и в жизни человека;
Меры профилактики бактериальных инфекций.
Средства обучения:
Учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Биология» 5 класс
Рабочая тетрадь к учебнику;
Печатные таблицы «Деление бактериальной клетки», «Спорообразование у бактерий».
Дополнительный текстовый материал;
Презентация «Бактерии»;
Оценочный лист.
Оборудование : мультимедийный проектор, экран, компьютер, оценочные листы, проверочные тесты.
Ход урока:
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»
Этап | Содержание | Методы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный | Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности | ||
Ориентировочно-мотивационный – стадия вызова | На уроках биологии мы будем знакомиться с различными группами организмов. Слайд 1. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор. Кто озвучит тему урока? Слайд 2. Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить ответы? | Словесный (беседа), наглядный | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. | Определяют тему урока; Участвуют в постановке познавательной цели урока. | Регулятивные: Целеполагание |
Учебно-познавательная деятельность: Постановка проблемы Открытие нового через её решение Первичное закрепление Открытие нового Постановка и решение проблемы | Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему? Слайд 3. Какие организмы, из изображённых на слайде, нельзя отнести к бактериям? Почему? Слайд 4. На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах. Учебник § 9 | Дедуктивный (применение знаний) Проблемный, наглядный | Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения. | Делают вывод о малом размере бактерий. Делают вывод об одноклеточности бактерий. Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления. Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос. | Познавательные: Формулирование проблемы, поиск путей решения; Информационный поиск; Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение; Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование); Построение речевого высказывания. Регулятивные: Целеполагание; Планирование; Контроль; Оценка и самооценка. Коммуникативные: Участие в совместной деятельности; Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию. Личностные: Ответственное отношение к выполнению учебных задач; Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; Уважительное отношение к другому человеку, его мнению. |
Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание рабочей тетради (отличительные признаки бактериальной летки). Поработаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради. Кто хочет показать основные части клетки бактерии на таблице? Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист. Слайд 5. Формы бактериальных клеток разнообразны. | Дедуктивный (применение знаний), практический (заполнение схемы), наглядный | Организует первичное закрепление материала. | Выполняют задания в рабочей тетради. Осуществляют проверку и оценивание друг друга. | ||
Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение. Выполните следующее задание в рабочей тетради, проверьте выполнение у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист. | Практический (заполнение схемы), наглядный | Предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процессов жизнедеятельности бактерий. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение. | Высказывают предположение о размножении бактерий. Обсуждают его в группе. Знакомятся с рисунком «Деление бактериальной клетки» Выполняют задание в рабочей тетради, осуществляют взаимопроверку. | ||
Слайд 6. В группах проанализируйте информацию слайда и сделайте предположение о питании бактерий. | Наглядный, дедуктивный (анализ) | Высказывают предположение о питании бактерий. Обсуждают его в группе. Делают вывод о разнообразных способах питания бактерий (сами создают, а также питаются готовые питательными веществами). | |||
Слайд 7. Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней. Почему этого не происходит? Что происходит с бактериями в неблагоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение. Выполните задание в рабочей тетради, осуществите взаимопроверку, проставьте отметку в оценочный лист (учебник параграф 9). | Проблемный, наглядный | Направляет деятельность учащихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения. | Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе. Выслушивают мнение других групп, осуществляют оценку. Знакомятся с таблицей «Спорообразование у бактерий». Выполняют задание в рабочей тетради. | ||
Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях и найдите примеры: 1 группа – положительного значения бактерий в природе; 2 группа – пользы бактерий для человека; 3 группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – способов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактериальных инфекций. Слайды 8 – 15. Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека. Оцените свою работу над этим заданием, проставьте отметку в оценочный лист. Подсчитайте сумму баллов. | Проблемный, практический, индуктивный, наглядный | Организует работу групп для ответа на проблемный вопрос. Во время выступления групп демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры. | Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе. Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы, осуществляют оценку. Делают вывод об огромной роли бактерий. | ||
Закрепление, рефлексия, подведение итогов урока | Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь ответим на вопросы теста. Кто правильно ответил на все 5 вопросов? Аплодисменты. Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке? | Словесный (беседа), практический (работа с системой голосования) | Организует закрепление материала и рефлексию. | Осуществляют рефлексию. |
Регулятивные: Участие в подведении итогов урока; Самооценка. |
Домашнее задание: § 9,10, вопросы после п.9, задания р. т.оставшиеся по теме, не менее 3-х по выбору. По желанию подготовить короткие сообщения о бактериальных болезнях людей. |
Приложение:
Дополнительная информация для работы в группах
По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.
Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.
Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.
Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.
Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.
Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.
Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.
Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.
Вопросы теста по теме «Бактерии»
А1. Бактерии – это организмы:
только одноклеточные;
только многоклеточные;
и одноклеточные, и многоклеточные.
А2. В клетке бактерий есть:
оболочка, цитоплазма, ядро;
цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота;
оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота.
А3. Бактерии:
питаются готовыми питательными веществами;
сами способны создавать питательные вещества;
верно 1 и 2.
А4. Определите правильное высказывание.
Бактерии размножаются спорами.
Споры помогают бактериям переживать неблагоприятные условия и распространяться.
Споры бактерий быстро погибают в неблагоприятных условиях.
А5. Определите правильное высказывание.
Все бактерии приносят вред другим живым организмам.
Целлюлозоразрушающие бактерии приносят пользу человеку.
Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.
Оценочный лист к уроку
Фамилия, имя ученика________________________________________________________________
Задания | Баллы | Критерии оценки |
Задание № 1 | 3 балла – правильно названы 3 особенности строения. | |
2 балла – правильно названы 2 особенности строения. | ||
1 балл – правильно названа 1 особенность строения. | ||
0 баллов – задание не выполнено. | ||
Задание № 2 | 3 балла – правильно названы 3 части бактериальной клетки. | |
2 балла – правильно названы 2 части бактериальной клетки. | ||
1 балл – правильно названа 1 часть бактериальной клетки. | ||
0 баллов – задание не выполнено. | ||
Задание № 3 | 2 балла – правильно назван процесс, изображённый на схеме, дана его характеристика. | |
1 балл – правильно дан ответ на один из вопросов задания. | ||
0 баллов – задание не выполнено. | ||
Задание № 4 | 2 балла – правильные ответы на два вопроса задания. | |
1 балл – правильно дан ответ на один из вопросов задания. | ||
0 баллов – задание не выполнено. | ||
Работа с дополнительной информацией | 2 балла – задание выполнено полностью и правильно, активное участие в работе группы. | |
1 балл – задание выполнено не полностью, активное участие в работе группы. | ||
0 баллов – задание не выполнено или в работе группы не участвовал. | ||
Итого | Максимальный балл – 12. | |
Оценка за работу на уроке | 10 – 12 баллов – оценка 5. | |
8 – 9 баллов – оценка 4. | ||
5 – 7 баллов – оценка 3. | ||
Меньше 5 баллов – оценка 2. |
Информационный ресурс урока:
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/bakterii-umk-n-i-sonina-sfera-zhizni-materialy-dlya-uroka-biologii-v-5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....