урок обж и биологии
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему

Романовы

Урок интегрированный обж и биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obzh_romanov_s_n_bezopasnost_na_vode_.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОБЖ и биологии по теме "Безопасность на водоемах. Оказание помощи терпящим бедствие на воде". 8-й класс

Автор учитель ОБЖ – Романов С. Н., Романова Н И

МОУ «Седановская СОШ», Усть-Илимский район.

Цель урока: показать и практически отработать способы спасения утопающего и правила оказания помощи пострадавшим на воде;

- актуализация знаний по анатомии, умения применять знания об организме человека в необходимой ситуации;

Задачи: 

-  развивать умения работать с текстом, и получать самостоятельно знания в процессе  активных форм обучения.

  • Выполнить и отработать с обучающимися приёмы оказания помощи терпящим бедствие на воде.
  • Формировать ИКТ-компетентности обучающихся.
  • Ознакомить с официальным сайтом МЧС России и изучить вопросы безопасности на водоёмах при помощи материалов интернет-источника.
  • Развивать познавательный блок универсальных учебных дейстивй: систематизация материала, формулирование и выделение цели, выбор способа решения учебной задачи.

Планируемые результаты:

Предметные результаты

Метапредметные

Личностные

Обучаемый научится

Обучаемый получит возможность научиться

Систематизация учебного материала, формулирование и выделение цели, выбор критериев, постановка вопросов, анализ, оценка, работа в группах, взаимодействие с учителем, коррекция.

Понимание личностного смысла в изучаемом материале, самооценка.

Узнает способы транспортировки утопающего, правила оказания первой медицинской помощи утопающему,
освобождаться от захватов на воде.

Изготавливать плакаты и памятки по тематике ОБЖ, работать с сайтами по тематике предмета ОБЖ, творчески осваивать учебный материал по изучаемой теме.

Оборудование: компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, гимнастические маты или коврики, тренажер Витим.

 Презентации- http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/bezopasnost-na-vode.html

http://www.myshared.ru/slide/492553/

Тип урока: интегрированный, комбинированный.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап 

Вводная беседа Печальная статистика
По прогнозам, в нынешнем году в России может утонуть 3,5 тысячи детей. В среднем, именно такое число трагедий повторяется из года в год. За последние пять лет в пределах России на воде погибло более 63 тысяч человек, свыше 14 тысяч из них - дети младше 15 лет.
Находясь у воды, никогда не забывайте о собственной безопасности и будьте готовы оказать помощь попавшему в беду!


2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сегодня мы будем продолжать говорить о безопасности на водоёмах и правильном оказание ПМП утопающему.

3. Актуализация знаний

Интересные факты о сердце

-Масса сердца всего от 250 — 350 грамм. Кстати, размер сердца человека примерно равен величине его кулака.

-Вальс! Именно эта музыка по утверждению специалистов, больше всего напоминает ритм человеческого сердца.

-Сердце — самый мощный в мире мотор. В течение жизни человека сердце совершает от 2 до 3 миллиардов сокращений! Полученной при этом силы достаточно, чтобы поднять поезд на высочайшую гору Европы.

Человеческое и свиное сердце практически полностью идентичны.

-Как считают специалисты, сердце обладает такой высокой надежностью и большим запаса прочности, которой вполне достаточно на жизнь в течении 150 лет.

-В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови.

-Наше сердце полно загадок! В истории современной медицины известен случай, когда сердце человека остановилось и снова начало биться через 4 дня.

Стук сердца – это захлопывание сердечных клапанов.

Распределение крови: 5 % в сердце

20 % в мозг

22 % в почки.

Женское сердце бьётся быстрее мужского на 8 ударов в среднем.

Сердце начинает биться через 4 недели после зачатия.

Сердце обеспечивает кровью почти все 75 триллионов клеток организма.

1. А задумывались ли вы почему легкие получили такое название? Всё потому что это единственный орган, который держится на поверхности воды, если его туда кинуть. Все другие органы тонут в воде.

2. Несмотря на то, что многие считают, что легкие одинакового размера, на самом деле это не так. Левое легкое немного меньше правого. Благодаря этому для сердца остается больше места.

3. Почти все люди, которые умерли от рака легких, были злостными курильщиками и выкуривали не менее одной-двух пачек сигарет в день.

Что чувствует утопающий человек? Как он будет вести себя при виде спасающего? Поэтому что нужно знать спасающему в такой ситуации?
Правила самосохранения и спасения утопающего (осуществляется в форме беседы с учащимися, они добавляют рассказ учителя, или отвечают на сопутствующие вопросы).
Выделяют два этапа оказания помощи при утоплении. Первый - это действие спасателя непосредственно в воде, когда утопающий еще в сознании, предпринимает активные действия и в состоянии самостоятельно держаться на поверхности. В этом случае есть реальная возможность не допустить трагедии и отделаться лишь «легким испугом». Но именно этот вариант представляет наибольшую опасность для спасателя и требует от него прежде всего умения плавать, хорошей физической подготовки и владения специальными приемами подхода к тонущему человеку, а главное — умения освобождаться от «мертвых» захватов. В России известна пословица, что «утопающий хватается за соломинку». А вот в некоторых других странах говорят жестче: «Утопающий ухватится и за бритву». Велика опасность, что тонущий, в ужасе ухватившись за спасателя, утащит его за собой на дно. Панический страх утопающего - смертельная опасность для спасателя! Плавание на глубине и далеко от берега Заплывать на глубину и далеко от берега можно только в том случае, если вы умеете хорошо плавать. Тогда вы не растеряетесь и не утонете, даже оказавшись в затруднительном положении. Длительное пребывание в холодной воде может вызвать судороги. Ваши действия.
1. Едва почувствовав судорогу, сразу же останавливайтесь и, повернувшись на спину, ложитесь на воду.
2. Если у вас свело судорогой переднюю мышцу бедра, распрямите ногу и оттяните но сок вперед.
3. Если судорога в икроножной мышце или на задней поверхности бедра, то, выпрямив ногу, тяните носок на себя.
4. Если судороги очень сильные и нога сама не распрямляется, попробуйте сделать это руками.
5. В крайнем случае растирайте и разминайте мышцу, пока не почувствуете, что она становится мягче. После этого снова попробуйте выпрямить ногу.
6. Когда судороги пройдут, немного отдохните, затем перевернитесь и плывите к берегу, желательно другим стилем.
Длительное плавание может вызвать усталость. Ваши действия.
1. Как только начнете уставать или замерзать, немедленно разворачивайтесь и плывите назад к берегу.
2. Экономно расходуйте свои силы, время от времени отдыхайте, перевернувшись на спину и расслабившись. Отдых чересчур не затягивайте, чтобы не замерзнуть еще больше.
3. Если вы сомневаетесь, что сумеете самостоятельно добраться до берега, во время отдыха поднимайте вверх руку и машите, стараясь привлечь к себе внимание.
Если вас подхватило сильное течение
1. Не тратьте силы напрасно и не боритесь с течением.
2. Плавая в реке, просто следуйте за потоком, направляясь по диагонали к ближайшему берегу. Если вы упали в воду
При внезапном падении вы можете испытать шок и на время перестанете контролировать свои действия. Как помочь самому себе?
1. Задержать дыхание и зажать пальцами нос, чтобы не нахлебаться воды.
2. Попытайтесь нащупать ногами дно, если вы недалеко от берега.
3. Если место глубокое, постарайтесь как можно скорее избавиться от обуви и тяжелой одежды, чтобы она не тянула вас ко дну.
4. Если в момент падения на вас были резиновые сапоги, не выбрасывайте их.
Сняв их и перевернув голенищами вниз, зажмите сапоги под мышками, превратив в воздушные подушки. Так вам будет легче держаться на поверхности.
5. Добирайтесь вплавь к ближайшему берегу, плывя по течению по диагонали. Если вы оказались в воде, не умея плавать
В этом случае постарайтесь продержаться на воде, пока не придет помощь.
1. Попробуйте лечь на воду лицом вниз, широко раскинув руки и дыша как можно глубже и реже. Так вы меньше затратите энергии.
2. Оставаться на поверхности продолжительное время можно и по-другому. Двигайте ногами так, будто крутите педали. Не переставая шлепайте руками по воде, перенося на них часть нагрузки и сохраняя равновесие.
3. Или, оставаясь в вертикальном положении, сгибайте одновременно обе ноги, разводя колени в стороны, а затем резко распрямляйте их.

Если вы плаваете возле берега
1. Обратите внимание, что волны здесь, сталкиваясь друг с другом и ударяясь о камни, образуют на поверхности воды буруны и водовороты.
2. Преодолевайте их не сверху, а снизу.
3. Ныряйте навстречу волне за мгновение до того, как белая пена на ее гребне коснется вас.
Если вы оказались вдали от берега во время прилива
Помощь утопающему
Как узнать, что человек тонет?
Когда человек тонет, его тело, как правило, стоит в воде вертикально, голова то и дело скрывается в волнах.
Тонущий человек судорожно взмахивает руками, а потом взмахи вовсе прекращаются. Ваши действия.
1. Если есть лодка, подплывите на ней к тонущему и затаскивайте его через корму, чтобы лодка не перевернулась.
2. Если лодки нет, доберитесь до тонущего вплавь.
3. Приблизившись, обхватите его сзади за плечи, чтобы он не мог вцепиться в вас. Тогда вы лишитесь возможности двигаться и можете утонуть вместе с ним.
4. Если тонущий продолжает судорожно цепляться за вас, сковывая ваши движения, возьмите его одной рукой под подбородок и подтащите к себе, чтобы его голова оказалась вровень с вашей, лицом вверх.
5. Локтем той же руки крепко зажмите его плечо, чтобы помешать ему повернуться, и продвигайтесь к берегу на боку или на спине.
6. Если утопающий находится без сознания, тащите его к берегу, взяв рукой под подбородок, чтобы его лицо постоянно находилось над поверхностью воды.
7. При сильных волнах обхватите тонущего одной рукой поперек груди, поддерживая его голову над водой.
Меры предосторожности при спасении утопающего (обсуждение с учащимися- игра «верно-неверно»)
Хотя в каждом конкретном случае исход будет зависеть от времени года, температуры и состава воды, особенностей организма, а главное - от вида утопления и верно выбранной тактики оказания помощи.
На успех можно надеяться только при правильном оказании помощи с учетом типа утопления.

4. Первичное усвоение знаний

На сайте МЧС России мы можем ознакомиться с основными правилами спасения утопающего. Надеюсь, он вам поможет выполнить следующее задание. Просмотр видеоролика.

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Каждая группа составляет вопрос или задание по изучаемой теме и записывает на листе бумаги. Затем листы с вопросами передаются группами по часовой стрелке. Следующая группа записывает ответ. Затем зачитываются вопросы и ответы. Выполняется коррекция.

6. Практическая часть урока по группам ребята проводят сердечно-лёгочную реанимацию «Пострадавшего»- на тренажёре «Витим».

7. Работа в группах: изготовление плакатов с использованием ИКТ по изучаемой теме. Время выступления 6-7 мин. На доске: Максимальное количество баллов за плакат – 9. Возможные критерии: правильность, последовательность, отражение всех вопросов по теме. За грамотный вопрос – 2 балла, за хороший ответ – 3 балла. За участие в практической работе – 2 балла. За активное участие – 4 бала. Максимальное количество баллов за урок – 20. 20-16 баллов – оценка «5», 11-15 – оценка «4», 10 баллов и меньше – оценка «3».

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Обсуждение результатов урока.

Награждение медалями за спасение утопающих.

Используемые источники: http://www.school-obz.org/archive/2004/6/6.htm

http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0220.shtml

http://bezopasnost-detej.ru/

приложение:

задания:

  1. Плакат – инструкция по спасению терпящего бедствие на воде

  1. Плакат – инструкция по оказанию ПМП ПОСТРАДАВШЕМУ.

  1. Плакат – инструкция схема по спасению терпящего бедствие на воде.

самоанализ

ФИО

ВЫПОЛНЕНИЕ

ЗАДАНИЯ

ЗАЩИТА

ОКАЗАНИЕ ПМП

ИТОГ

  1. Вставь слова в текст.

Для того чтобы обезопасить себя и своих друзей от различных   ______________случаев во время нахождения на водоеме, рыболов обязан знать приемы _____________тонущим в воде и уметь плавать. Самым простым и быстрым способом спасения утопающего –это лодка. В этом случае пострадавшего можно принять в лодку, но обязательно со стороны носа или кормы, иначе лодка может _____________

В случае, когда лодки нет, можно утопающему бросить конец веревки или спиннинговый шнур с грузилом, что позволит утопающему держаться на____________. Также можно броситься в воду и помочь утопающему выбраться на берег. Если утопающего сносит сильным течением, то необходимо добежать до ближайшего к нему расстояния с берега, сбросить с себя верхнюю_______________, вывернуть карманы и потом уже кидаться в воду.

Если утопающий ушел под воду, необходимо, набрав воздух в___________, нырнуть и осмотреться вокруг. Если видимость воды плохая, то нужно дно ощупывать руками. Нырять нужно с поправкой на течение. Если тонущий появляется над водой, то к нему нужно подплывать сзади и не позволять ему ухватиться за ваши _____________

Доставить утопающего можно таким способом:

Интересные факты о сердце

-Масса сердца всего от 250 — 350 грамм. Кстати, размер сердца человека примерно равен величине его кулака.

-Вальс! Именно эта музыка по утверждению специалистов, больше всего напоминает ритм человеческого сердца.

-Сердце — самый мощный в мире мотор. В течение жизни человека сердце совершает от 2 до 3 миллиардов сокращений! Полученной при этом силы достаточно, чтобы поднять поезд на высочайшую гору Европы.

Человеческое и свиное сердце практически полностью идентичны.

-Как считают специалисты, сердце обладает такой высокой надежностью и большим запаса прочности, которой вполне достаточно на жизнь в течении 150 лет.

-В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови.

-Наше сердце полно загадок! В истории современной медицины известен случай, когда сердце человека остановилось и снова начало биться через 4 дня.

Стук сердца – это захлопывание сердечных клапанов.

Распределение крови: 5 % в сердце

20 % в мозг

22 % в почки.

Женское сердце бьётся быстрее мужского на 8 ударов в среднем.

Сердце начинает биться через 4 недели после зачатия.

Сердце обеспечивает кровью почти все 75 триллионов клеток организма.

1. А задумывались ли вы почему легкие получили такое название? Всё потому что это единственный орган, который держится на поверхности воды, если его туда кинуть. Все другие органы тонут в воде

2. Несмотря на то, что многие считают, что легкие одинакового размера, на самом деле это не так. Левое легкое немного меньше правого. Благодаря этому для сердца остается больше места.

3. Почти все люди, которые умерли от рака легких, были злостными курильщиками и выкуривали не менее одной-двух пачек сигарет в день.

ФИО

ВЫПОЛНЕНИЕ

ЗАДАНИЯ

ЗАЩИТА

ОКАЗАНИЕ ПМП

ИТОГ

        

ФИО

ВЫПОЛНЕНИЕ

ЗАДАНИЯ

ЗАЩИТА

ОКАЗАНИЕ ПМП

ИТОГ

ФИО

ВЫПОЛНЕНИЕ

ЗАДАНИЯ

ЗАЩИТА

ОКАЗАНИЕ ПМП

ИТОГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока по теме "Биология наука о жизни. Методы исследования в биологии"

Урок знакомит обучающихся 9 класса с целями и задачами предмета "Общая биология", прослеживает взаимосвязь биологии с другими науками. Дает представление о практическом применение достижений современн...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...

Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс.Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....