Основные отделы растений
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Урок обобщения по теме "Отделы растений". 6 класс. По программе Пономарёвой. Урок проходит в форме игры КВН. Приурочен к Дню водно-болотных угодий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_otdely_rasteniy.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий урок «Основные отделы Царства Растения»
6 класс
Цель: Повторить и обобщить знания об отделах царства Растения.
Задачи:
- Повторить характерные особенности растений различных отделов.
- Отметить, что 2 февраля – День водно-болотных угодий.
- Показать значение болотных растений и болот в целом в жизни природы и человека.
Оборудование: гербарий растений; список и карточка группы; текст диктанта; таблицы с растениями разных отделов; торф; каменный уголь; рисунок хлореллы.
Ход урока.
Вступление (учитель): С 14 марта в нашей школе проходит неделя экологии под девизом: «Судьба природы – наша судьба». Каждый день недели посвящен какому-либо международному дню: птиц; защите животных; окружающей среды…
Сегодня день посвящен водно-болотным угодиям, мы поговорим о том, какое значение имеют болота в жизни природы и человека, почему их необходимо сохранить на Земле.
А так как мы только что изучили отделы растений, жизнь которых часто связана с водой или болотами, то речь пойдет именно о них.
Организационный момент: Класс будет работать по группам, в которых назначен лидер. Лидер отмечает работу каждого члена группы в карточке группы.
1 этап работы.
А) Фронтально отвечаем на вопросы:
- Вспомните, что такое систематика? Каковы ее задачи?
- Какая самая крупная систематическая категория? Самая малая?
- На какие категории делится Царство Растения?
Б) Задание группам: Распределить предложенные гербарии растений по отделам.
В) Обсуждение ответов.
2 этап работы.
А) Фронтально отвечаем на вопросы:
- Какие из предложенных растений можно встретить на болоте, ламбине или около воды?
- Почему их жизнь связана с водой?
Б) Задание группам: Отгадать загадки и назвать отдел, которому принадлежит отгаданное растение.
До чего же он велик
Этот водный злак - …. (тростник)
Растет не на суше,
Голова из плюша. (камыш)
На речке стоит он зеленой стеной,
И ветер шумит в нем ненастной порой.
Растет он, защита и дом лягушат,
Они в его чаще укрыться спешат. (камыш)
На болоте у пруда
Её встретите всегда.
Это не лягушка,
Камыша подружка. (осока)
Есть в лесу трава – краса:
Листья, словно паруса,
А в цвету красу – траву
Не увидишь наяву. (папоротник)
Я – болотное растенье,
Конопатят мною стены. (мох)
Вот печальная картина:
Затянула пруд весь ….. (тина)
Эй, брат – комарик, берегись!
На куст ее ты не садись –
Придется с жизнью распрощаться,
Раз сядешь – вновь уж не подняться! (росянка)
Я – красна, я – кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком.
Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)
В) Обсуждение ответов. Показ рисунков с отгаданными растениями.
3 этап работы.
А) Учитель: Осторожно – болото! Эти 2 слова раньше казались неотделимы друг от друга. Болота отталкивали и влекли, как что-то таинственное и страшное. Часто болота отождествлялись с бездонными «чарусами», которые заманивали путника своими неведомыми силами, захватывали его холодными и липкими клещами… Мрачную славу создавали болотам и другие таинственные явления: бегающие синие огоньки, туманы, одурманивающий запах. Конечно, болота бывают топкие и коварные, но в них много своеобразия, и польза от них уже сегодня очень велика.
Б) Задание группам: Определить, какой экспонат вам дан. Каково его происхождение и значение в жизни человека?
(даны: торф, каменный уголь, рисунок хлореллы)
В) Обсуждение ответов.
4 этап работы.
А) Учитель: Сколько же в Карелии болот? Болота занимают 3,6 млн га, а заболоченные леса – 1,8 млн га. Всё вместе 35% лесопокрытой территории республики.
Б) Задание группам: Постарайтесь обобщить значение болотных растений и болот в целом в жизни природы и человека.
Примерные ответы:
- Пищевые цепи;
- Хранилища чистой воды (болота, как губка, впитывают атмосферную влагу с пылью, копотью, вредными газами, а выпускают чистую. Самые величавые реки берут начало из болот)
- Торф – сырьё химической промышленности; топливо; удобрение;
- Сфагнум – археологические находки; строительство; бактерицидные свойства;
- Морошка, клюква – «золотая» валюта; лекарства и витамины.
В) Обсуждение ответов.
5 этап работы.
А) Задание группам: Ответить на вопросы (устно):
- По какому признаку растения делятся на высшие и низшие?
- Что такое спора? Какие споровые растения вы знаете?
- Что такое хроматофор?
- Что такое спорофит?
- Что такое гаметофит?
- Чем представлены спорофит и гаметофит у мхов?
- Чем представлены спорофит и гаметофит у папоротников?
- В чем преимущество полового размножения перед бесполым?
- Почему сфагнум может впитать в себя много воды?
- Из спор какого растения приготавливается детская присыпка?
- На огороде появился хвощ, о чем это говорит?
- У каких отделов растений нет проводящей ткани?
- Что такое ризоиды?
- Растения каких отделов образуют семена?
- Что такое двойное оплодотворение?
6 этап работы.
А) Задание группам: диктант: Какие признаки свойственны покрытосеменным и голосеменным растениям – отметить соответственно (письменно)
- образуют семена
- есть плоды
- есть цветок
- в семенах есть эндосперм для питания зародыша
- для оплодотворения нужна вода
- опыляются только ветром
- между опылением и оплодотворением проходит 12 – 14 месяцев
- включает 2 класса: двудольные и однодольные
- к этому отделу относится национальное дерево России
- самый высокоорганизованный отдел растений
- происходит двойное оплодотворение
- имеются только древесные формы
- хвойные растения
Б) Обсуждение ответов
7 этап работы. Лидеры подводят результаты работы учащихся в группах. Обсуждение и выставление оценок.
Имя | этап 1 | этап 2 | этап 3 | этап 4 | этап 5 | этап 6 | итог |
Карточка группы
Рефлексия:
- Урок понравился
- Скучал на уроке
- Узнал новое на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме «Основные отделы царства растений»
Дидактический материал по биологии для 6 классов разработан для итоговой проверки знаний по теме «Основные отделы царства растений». Представлен карточками в 8 вариантах. Разработан к учебнику для общ...
Обобщающий урок по теме: Основные отделы растений
Обобщаюший урок по теме Основные отделы растений в форме игры "Счастливый случай"...
Тест 12 по теме "Многообразие растений. Основные отделы растений. Классификация покрытосеменных".
Тест предназначен для подготоки К ЕГЭ....
Основные отделы царства растений
Курс «Основные отделы царства растений» содержательный и интересный. Является большим подспорьем, как для учителя, так и для детей. Помогают в учебном процессе такие формы как входное тестирован...
Урок-игра по ботанике "Основные отделы растений» 7 класс.
Урок-игра по ботанике в 7 классе позволит проверить и оценить знания учащихся в активной игровой форме....
Урок-игра по ботанике "Основные отделы растений» 7 класс.
Урок-игра по ботанике в 7 классе позволит проверить и оценить знания учащихся в активной игровой форме....
Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных. Роль растений в природе и жизни человека.
Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных. Роль растений в природе и жизни человека.Вариант можно использовать для подготовки к ЕГЭ по биологии....