Принципы сотрудничества в образовательном учреждении
статья по биологии на тему
Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как субъекте своей учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsip_sotrudnichestva.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
В "Концепции среднего образования Российской Федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как субъекте своей учебной деятельности.
Сотрудничество понимается как взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, поэтому я придерживаюсь следующих принципов:
· ребенку нужно развиваться, чтобы развивалась личность; получение знаний должно для него стать естественным неотчужденным процессом;
· исходя из концепции развивающего обучения , личность развивается в процессе обучения, следовательно, перед нами стоит задача создания новых условий для развития личности, т.е. нового способа построения учебно-воспитательного процесса.
В школе таким способом использования личностно-ориентированной технологии является "педагогика сотрудничества".
Педагогика сотрудничества - одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.
Особенностями содержания и методики педагогики сотрудничества на сегодня являются 4 направления:
1. Гуманно-личностный подход к ребенку;
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс;
3. Концепция воспитания;
4. Педагогизация окружающей среды.
В основе педагогики сотрудничества заложено продуктивное общение педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, детей между собой и сотрудничество учеников, родителей и учителей.
Педагогика сотрудничества предполагает, как я уже сказала выше, сотрудничество детей и взрослых, в основе которого есть два субъекта одного процесса, они "сотрудники" – от слова "совместный труд", поэтому действуют вместе, являясь сотоварищами, партнерами. Это союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости).
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно- ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
Осуществляя индивидуальный подход, стараешься установить личный контакт с каждым учеником. На основе смыслового общения, уровень которого, зависит от возможностей каждого ребенка, главное распознать потенциал, еще стараюсь использовать индивидуальные способности каждого, кого ты учишь. С этой целью постоянно нахожусь в поиске лучших качеств личности своих учеников, идя на очередной урок, тщательно продумываю сценарный план занятия, учитывая специфику классного коллектива и индивидуальные особенности учеников. В этом мне помогают материалы психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, качества характера, особенности мыслительных процессов).
Итак, педагогика сотрудничества это не только плодотворное общение педагогов друг с другом, сотрудничество учителей со своими учениками, но и сотрудничество детей между собой, которым пронизаны уроки и внеклассная деятельность. Здесь очень важно, чтобы ученики перенимали и переносили образцы общения с учителями, уважали мнение и точку зрения другого и, работая в коллективе, чувствовали, что являются его частью.
В своей педагогической практике я использую технологию "Обучение в сотрудничестве" и "Технологию групповой деятельности", которые активизируют деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного предмета "биология". Я считаю, что на уроке большую часть времени должны практиковаться учащиеся, а не учитель. Совершенно очевидно, что в условиях классно - урочной системы, от которой Российская школа пока не собирается отказываться, учителю необходимо искать разумные компромиссы, которые позволили бы решить проблему максимально продуктивно именно в этих условиях.
Технология обучения в сотрудничестве обеспечивает необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляет каждому из них возможность осознать, осмыслить новый материал.
Я определила для себя следующую цель: обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его индивидуальных способностей, склонностей и интересов средствами учебного предмета.
В своей практике использую методы технологии групповой деятельности. Групповую форму работы применяю при проведении практических и лабораторных работ. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации. Провожу групповой опрос для повторения и закрепления материала после изученного раздела программы. Во время этой работы лидер группы в соответствии с перечнем вопросов (вопросы я составляю заранее) ведет опрос каждого члена своей группы (лидер до проведения такого урока мною опрашивается). Ответ ученика могут дополнять и совместно оценивать все члены группы. Такая форма работы позволяет в течение урока выявить знание всех учащихся.
Считаю, что используемые мною приемы и методы технологии "Обучение в сотрудничестве" и "Технологии групповой деятельности" соответствуют и способствуют уровню развития учащихся, их возрастным и индивидуальным особенностям. В результате проводимой работы повышается интерес к предмету, раскрывается личный потенциал каждого ученика. Учащиеся получают навык общения, умение работать с дополнительной литературой, решают проблемы, активно реализуют себя.
Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что для массовой школы интересным и приемлемым будет опыт обучения в сотрудничестве. Эта технология вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика.
Меня привлекла основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро "схватывают" все объяснения учителя, легко овладевают материалом, другим требуется не только значительно больше времени на осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Если объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, обговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания . Тогда создается ситуация, в которой каждый ученик отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет школьника равнодушным), но что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются спросить у сильных все не понятные ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабые ученики, досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются проблемы. Развиваются личностные, волевые качества учеников, ответственность. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.
И последнее, педагогика сотрудничества предполагает также сотрудничество учеников, родителей, учителей. "Школа сотрудничества" и задумывалась как сообщество близких по духу людей. Сегодня сотрудничество это и общение со своими выпускниками. Приятно, когда твои ученики, приходя в школу, с благодарностью вспоминают нашу совместную жизнь, и тогда ты понимаешь, что не зря придумывала, и организовывала осмысленное обучение через переживание и погружение в исторические эпохи, полные драматизма, ярких событий и тайн, постигая которые мы сообща учимся, творим, дружим, ошибаемся и исправляем свои ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районной научно-практической конференции "Семья и образовательные учреждения. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка".
Педагог представил опыт работы по теме: "Духовно-нравственное воспитание музыкой в современной школе".В данной работе освящаются новые проблеммы перед музыкальным образованием в современной школ...
Статья «Современные принципы и функции управления развитием негосударственного образовательного учреждения».
В статье проведён анализ психолого-педагогической, философской и социологической литературы по вопросу управления НОУ. Выявлены коммерческие возможности образования, которые раскрываются в переходе к ...
Формирование родительско-детских отношений в образовательном учреждении с помощью технологии сотрудничества
Одним из главных аспектов современной школы является включение родителей в образовательный и воспитательный процессы в школе. Очевидным является факт необходимости обучения подрастающего поколен...
Реализация принципов эстетического воспитания в образовательных учреждениях через организацию общешкольной театральной студии.
научно-методическая сатья...
Образовательно - воспитательный проект по сетевому взаимодействию и партнёрскому сотрудничеству с дошкольными учреждениями "Малышкина филармония" БГО
Образовательно - воспитательный проект по сетевому взаимодействию и партнёрскому сотрудничеству с дошкольными учреждениями Балтийского городского округа....
Образовательно-воспитательный проект сетевого взаимодействия и партнёрского сотрудничества с дошкольными учреждениями Балтийского городского округа "Малышкина филармония"
Разработчик и ведущая проекта "Малышкина филармония" Бинецкая И.П. преподаватель первой квалификационной категории по классу аккордеона "ДШИ им. И.С.Баха" г. Балтийска...
Статья «Сетевое сотрудничество как образовательный ресурс для успешной реализации дополнительного образования в образовательных учреждениях»
Сетевое сотрудничество между центрами "Точка роста"...