Урок-экспедиция "Природа Крыма"
план-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему
Это занятие можно провести как внеурочное на неделе "географии и биологии". Задействованы учащиеся 8-9 классов,а в качестве экспертов могут выступить учащиеся 10-11 классов.Эксперты готовят презентации по темам : рельеф и полезные ископаемые,климат,воды,растительный и животный мир,почвы,заповедники и экологические проблемы Крыма.Непосредственно на занятии учащиеся 8-9 классов делятся на группы и "отправляются"в экспедицию,собирая данные по своим маршрутам,далее идет материал излагаемый экспертами.В конце экспедиции каждая группа предоставляет отчет по маршрутам.Целью данного мероприятия является формирование целостного представления учащихся о природе Крыма, развиватие умения работать с картами атласа, воспитание у детей ценностное отношения к природе.В процессе подготовки к занятию у ребят развивается творческая самостоятельная компетентность, экологическое самосознание и культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
binarnyy_urok_po_biologii_i_geografii.odt | 14.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Бинарный урок и географии по биологии
Тема урока: Природа Крыма.
Тип урока: урок – экспедиция
Цель урока: способствовать формированию целостного представления учащихся о природе Крыма, развивать умение работать с картами атласа, воспитывать у детей ценностное отношение к природе.
Задачи урока:
- Создать в процессе учебной деятельности атмосферу, которая стимулирует познавательную и творческую деятельность учащихся, их образное мышление;
- Развивать творческую и самостоятельную компетентность;
- Дать знание о географическом положении и основных характеристиках природных зон Крыма;
- Воспитать экологическое самосознание и культуру.
Оборудование: географические атласы, учебники, карта Крыма.
Ход урока
- Актуализация опорных знаний.(10 мин.)
Демонстрация научно-популярного фильма о природе Крыма.
Вопросы к детям:
-Что называют природными факторами?
-Перечислите природные факторы.
- Что называется естественной зоной?
- В пределах, каких природных зон расположен Крым?
2. Мотивация учебной и познавательной деятельности (10 мин.)
Вступительное слово учителя биологии (сл. 2). Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя географии (сл.5): на современное распространение различных видов растений и животных на нашей планете влияют разнообразные факторы: широта местности, рельеф, климатические особенности, поверхностные воды, взаимосвязи, возникающие между живыми организмами и окружающей средой. Все эти факторы называются экологическими.
Слово учителя биологии (сл.6): Экологические факторы, или факторы среды – совокупность всех факторов среды, которые действуют на живой организм. Не все они одинаковы по своему значению. Всё разнообразие экологических факторов делят по происхождению и характеру действия на три большие группы: абиотические, биотические и антропогенные. К абиотическим относят факторы неорганической или неживой природы, к биотическим – влияние живой природы и человека, антропогенные факторы обусловлены деятельностью человека, его влияние на природу может быть как сознательным, так и случайным. Такое разделение в определённой степени условно, потому что каждый из факторов существует и проявляется как результат общего воздействия среды.
3. Организационный момент.(сл.7)
Деление класса на 3 группы (Степь, Горный Крым, ЮБК).
4. Рассказ учителя географии о физико-географическом положении природных зон.
Крым расположен в пределах 44°23' (мыс Сарыч) и 46°15' (Перекопский ров) северной широты, 32°30' (мыс Карамрун) и 36°40' (мыс Фонарь) восточной долготы Площадь Крымского полуострова составляет 26,0 тыс. км. максимальное расстояние с севера на юг - 205 км, с запад да на восток-325км.
Узкая восьмикилометровая полоса суши на север (Перекопский перешеек) соединяет Крым с материком, а 4 - 5 км - ширина Керченского пролива на востоке (длина пролива около 41 км) - отделяют его от Таманского полуострова. Общая протяженность границ Крыма превышает 2500 км (с учетом крайней извилистости береговой лини северо-востока). В целом же берега Крыма мало изрезаны, Черное море образует три крупных залива: Каркинитский, Каламитский и Феодосийский; Азовским морем также образовано три залива: Казантипский, Арабатский и Сивашский.
Физико-географическое положение Крыма в целом отличается следующими наиболее характерными чертами. Во-первых, нахождение полуострова на 45° северной широты обусловливает его равноудаленность от экватора и Северного полюса, что связано с достаточно большим количеством поступающей солнечной энергии и большим количеством часов солнечного сияния. Во-вторых, Крым - почти остров. С этим связано, с одной стороны, большое количество эндемов (видов растений, нигде не встречающихся, кроме данной местности) и эндемиков (аналогичных видов животных); с другой - этим объясняется значительная обедненность крымской фауны; кроме того, на климат и другие компоненты природы значительное влияние оказывает морское окружение. В-третьих, особенно важным оказывается положение полуострова относительно общей циркуляции атмосферы Земли, приводящее к преобладанию в Крыму западных ветров. Крым занимает пограничное положение между умеренным и субтропическим географическими поясами.
Автономная Республика Крым расположена в границах нескольких физико-географических регионов, включающих около 50 ландшафтов. На севере полуострова лежит Крымская степная провинция, включающая природно-территориальные комплексы Северо-Крымская низменной типчаково-ковыльной степи, Центрально-крымской равнинной ковыльно-типчаково-разнотравной степи ,Тарханкутской возвышенно-равнинной степи и Керченской холмогорной петрофитно-ксерофитной дерновинно-злаковой и полынной степи.
Южнее степной провинции простирается Горный Крым. Он в свою очередь подразделяется на три области : Предгорную лесостепь, Главную горно-лугово-лесную гряду и Крымскую южнобережную субсредиземноморскую область.
5. Получение маршрутных листов и объявление остановок (сл.8)
- Просмотр презентаций.(сл.9,10,приложение)-40 минут
1 Остановка «Геоморфологов» обсуждение ,вопросы:
-Какие формы рельефа выделяют в пределах Крымского полуострова?
-На какие гряды делится Горный Крым?
-Перечислите яйла.
-Какие полезные ископаемые добывают в Крыму?
2 Остановка «Климатологов»вопросы:
-Охарактеризуйте климат степного Крыма,Горного и Южнобережного
Крыма
3 Остановка «Гидрологов» вопросы:
-Перечислить крупнейшие реки Крыма.
-Перечислить крупнейшие озера Крыма.
-Перечислите крупнейшие водопады Крыма
- -Какое значение имеют внутренние воды для степи и для населения?
4 Остановка «Биологов» вопросы:
-Назовите главных представителей растительного мира различных частей Крыма .(степного,горного,южнобережья)
-Почему фауна горного Крыма богаче фауны степного Крыма?
-Назовите представителей фауны вашей группы,занесенных в Красную книгу Крыма.
-Приведите примеры крымских эндемиков.
5 Остановка «Почвоведов» вопросы:
-Перечислите основные типы почв Крыма и своей местности.
-Что необходимо делать для поддержания и повышения плодородия почв?
6 Остановка «Экологов» вопросы:
-Какие экологические проблемы характерны для каждой из ПК?
-Перечислить заповедники Крыма.
7. Выступление экспедиций. (20 мин.) Итогом выступления групп будет составление мозаики карты Крыма
8. Закрепление знаний.(5 мин) сл.11
-Что такое акклиматизация?
-Что такое реакклиматизация?
-Можно ли реакклиматизировать в степи крокодила,верблюда,пингвина?
9. Подведение итогов урока.(5 мин) 1 Ученики сами делают выводы об особенностях природы Крыма. 2 Ученики сами анализируют степень занятости каждого члена группы.
10. Домашнее задание. Составить проект «Помощь природе Крыма»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия «КРЫМСКАЯ МОЗАИКА» в рамках школьного проекта «Крым–микрокосм мира» .
Сценарий внеклассного мероприятия «КРЫМСКАЯ МОЗАИКА» в рамках школьного проекта «Крым–микрокосм мира» .20 ноября 2010г. Класс:10-Б...
Политинформация школьникам о вхождении Автономной Республики Крым и Севастополя в состав РФ
Короткая политинформация о Украине, Украинском и Крымском кризисах, о вхождении Крыма в состав Российской Федерации....
Страницы истории Российского Крыма
Комбинированный урок (ознакомление учащихся с историей Крыма для расширение кругозора учащихся)..Задачи:1. Образовательная: формирование у учащихся целостного представления об истории. Активизац...
Торжественная церемония подведения итогов конкурсов "Учитель года Республики Крым - 2015" и "Воспитатель года Республики Крым - 2015"
26 мая 2015 года в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького прошла торжественная церемония подведения итогов конкурсов "Учитель года Республики Крым - 2015" и "Воспитатель г...
Сценарий мероприятия, посвященного присоединению Крыма к Российской Федерации «Крым – это часть России!» (игра-путешествие по станциям)
Данный материал бедет полезен воспитателям школ-интернатов и все, кто занимается организацией и проведением общешкольных мероприятий...
Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного годовщине воссоединения Крыма с Россией: «Крым и Россия – вместе навсегда».
18 марта 2018 г. исполняется 4 года, с того памятного дня, когда Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федера...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню присоединения Крыма «Крым и Севастополь
Цель:1. Познакомить учащихся с историей, географическим расположением и основными достопримечательностями Крымского полуострова. Рассмотреть особенности исторического и культур...