Урок-экспедиция "Природа Крыма"
план-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему

Ваджипова Нарие Редивановна

Это занятие можно провести как внеурочное на неделе "географии и биологии". Задействованы учащиеся 8-9 классов,а в качестве экспертов могут выступить учащиеся 10-11 классов.Эксперты готовят презентации по темам : рельеф и полезные ископаемые,климат,воды,растительный и животный мир,почвы,заповедники и экологические проблемы Крыма.Непосредственно на занятии учащиеся 8-9 классов делятся на группы и "отправляются"в экспедицию,собирая данные по своим маршрутам,далее идет материал излагаемый экспертами.В конце экспедиции каждая группа предоставляет отчет по маршрутам.Целью данного мероприятия является формирование целостного представления учащихся о природе Крыма, развиватие умения работать с картами атласа, воспитание у детей ценностное отношения к природе.В процессе подготовки к занятию у ребят развивается творческая самостоятельная компетентность, экологическое самосознание и культура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnyy_urok_po_biologii_i_geografii.odt14.34 КБ

Предварительный просмотр:


Бинарный урок и географии по биологии

Тема урока: Природа  Крыма.

Тип урока: урок – экспедиция

Цель урока: способствовать формированию целостного представления учащихся о природе Крыма, развивать умение работать с картами атласа, воспитывать у детей ценностное отношение к природе.

Задачи урока:

  1. Создать в процессе учебной деятельности атмосферу, которая стимулирует познавательную и творческую деятельность учащихся, их образное мышление;
  2. Развивать творческую и самостоятельную компетентность;
  3. Дать знание о географическом положении и основных характеристиках природных  зон Крыма;
  4. Воспитать экологическое самосознание и культуру.

Оборудование: географические атласы, учебники, карта Крыма.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний.(10 мин.)

Демонстрация научно-популярного фильма о природе Крыма.

Вопросы к детям:

-Что называют природными факторами?

 -Перечислите природные факторы.

- Что называется естественной зоной?

- В пределах, каких природных зон расположен Крым?

     2. Мотивация учебной и познавательной деятельности (10 мин.)

Вступительное слово учителя биологии (сл. 2). Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя географии (сл.5): на современное распространение различных видов растений и животных на нашей планете влияют разнообразные факторы: широта местности, рельеф, климатические особенности, поверхностные воды, взаимосвязи, возникающие между живыми организмами и окружающей средой. Все эти факторы называются экологическими.

Слово учителя биологии (сл.6): Экологические факторы, или факторы среды – совокупность всех факторов среды, которые действуют на живой организм. Не все они одинаковы по своему значению. Всё разнообразие экологических факторов делят по происхождению и характеру действия на три большие группы: абиотические, биотические и антропогенные.  К абиотическим относят факторы неорганической или неживой природы, к биотическим – влияние живой природы и человека, антропогенные факторы обусловлены деятельностью человека, его влияние на природу может быть как сознательным, так и случайным. Такое разделение в определённой степени условно, потому что каждый из факторов существует и проявляется как результат общего воздействия среды.

3. Организационный момент.(сл.7)

Деление класса на 3 группы (Степь, Горный Крым, ЮБК).

4. Рассказ учителя географии о физико-географическом положении природных зон.

       Крым расположен в пределах 44°23' (мыс Сарыч) и 46°15' (Перекопский ров) северной широты, 32°30' (мыс Карамрун) и 36°40' (мыс Фонарь) восточной долготы Площадь Крымского полуострова составляет 26,0 тыс. км. максимальное расстояние с севера на юг - 205 км, с запад да на восток-325км.

         Узкая восьмикилометровая полоса суши на север (Перекопский перешеек) соединяет Крым с материком, а 4 - 5 км - ширина Керченского пролива на востоке (длина пролива около 41 км) - отделяют его от Таманского полуострова. Общая протяженность границ Крыма превышает 2500 км (с учетом крайней извилистости береговой лини северо-востока). В целом же берега Крыма мало изрезаны, Черное море образует три крупных залива: Каркинитский, Каламитский и Феодосийский; Азовским морем также образовано три залива: Казантипский, Арабатский и Сивашский.

        Физико-географическое положение Крыма в целом отличается следующими наиболее характерными чертами. Во-первых, нахождение полуострова на 45° северной широты обусловливает его равноудаленность от экватора и Северного полюса, что связано с достаточно большим количеством поступающей солнечной энергии и большим количеством часов солнечного сияния. Во-вторых, Крым - почти остров. С этим связано, с одной стороны, большое количество эндемов (видов растений, нигде не встречающихся, кроме данной местности) и эндемиков (аналогичных видов животных); с другой - этим объясняется значительная обедненность крымской фауны; кроме того, на климат и другие компоненты природы значительное влияние оказывает морское окружение. В-третьих, особенно важным оказывается положение полуострова относительно общей циркуляции атмосферы Земли, приводящее к преобладанию в Крыму западных ветров. Крым занимает пограничное положение между умеренным и субтропическим географическими поясами.

  Автономная Республика Крым расположена в границах нескольких физико-географических регионов, включающих около 50 ландшафтов. На севере полуострова лежит Крымская степная провинция, включающая природно-территориальные комплексы Северо-Крымская низменной типчаково-ковыльной степи, Центрально-крымской равнинной ковыльно-типчаково-разнотравной степи ,Тарханкутской возвышенно-равнинной степи и Керченской холмогорной петрофитно-ксерофитной дерновинно-злаковой и полынной степи.

 Южнее степной провинции простирается Горный Крым. Он в свою очередь подразделяется на три области : Предгорную лесостепь, Главную горно-лугово-лесную гряду и Крымскую южнобережную субсредиземноморскую область.

5. Получение маршрутных листов и объявление остановок (сл.8)

  1. Просмотр презентаций.(сл.9,10,приложение)-40 минут

   1  Остановка «Геоморфологов» обсуждение ,вопросы:

 -Какие формы рельефа выделяют в пределах Крымского полуострова?

    -На какие гряды делится Горный Крым?

   -Перечислите яйла.

   -Какие полезные ископаемые добывают в Крыму?

    2    Остановка «Климатологов»вопросы:

-Охарактеризуйте климат степного Крыма,Горного и Южнобережного  

 Крыма

     3     Остановка «Гидрологов» вопросы:

                -Перечислить крупнейшие реки Крыма.

               -Перечислить крупнейшие озера Крыма.

              -Перечислите крупнейшие водопады Крыма

  1.    -Какое значение имеют внутренние воды для степи и для населения?

       4      Остановка «Биологов» вопросы:

       -Назовите главных представителей растительного мира различных частей Крыма .(степного,горного,южнобережья)

              -Почему фауна горного Крыма богаче фауны степного Крыма?

            -Назовите представителей фауны вашей группы,занесенных в Красную книгу Крыма.

            -Приведите примеры крымских эндемиков.

        5    Остановка «Почвоведов» вопросы:

            -Перечислите основные типы почв Крыма и своей местности.

       -Что необходимо делать для поддержания и повышения плодородия почв?

          6   Остановка «Экологов» вопросы:

           -Какие экологические проблемы характерны для каждой из ПК?

            -Перечислить заповедники Крыма.

7. Выступление экспедиций. (20 мин.) Итогом выступления групп будет составление мозаики карты Крыма

8. Закрепление знаний.(5 мин) сл.11

           -Что такое акклиматизация?

          -Что такое реакклиматизация?

 -Можно ли реакклиматизировать в степи крокодила,верблюда,пингвина?

9. Подведение итогов урока.(5 мин) 1 Ученики сами делают выводы об особенностях природы Крыма. 2 Ученики сами анализируют степень занятости каждого члена группы.

10. Домашнее задание. Составить проект «Помощь природе Крыма»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия «КРЫМСКАЯ МОЗАИКА» в рамках школьного проекта «Крым–микрокосм мира» .

Сценарий  внеклассного мероприятия  «КРЫМСКАЯ  МОЗАИКА» в рамках школьного проекта «Крым–микрокосм мира» .20 ноября 2010г.     Класс:10-Б...

Политинформация школьникам о вхождении Автономной Республики Крым и Севастополя в состав РФ

Короткая политинформация о Украине, Украинском и Крымском кризисах, о вхождении Крыма в состав Российской Федерации....

Страницы истории Российского Крыма

Комбинированный урок (ознакомление учащихся с историей Крыма для расширение кругозора учащихся)..Задачи:1. Образовательная: формирование у учащихся целостного представления об истории. Активизац...

Торжественная церемония подведения итогов конкурсов "Учитель года Республики Крым - 2015" и "Воспитатель года Республики Крым - 2015"

26 мая 2015 года в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького прошла торжественная церемония подведения итогов конкурсов "Учитель года Республики Крым - 2015" и "Воспитатель г...

Сценарий мероприятия, посвященного присоединению Крыма к Российской Федерации «Крым – это часть России!» (игра-путешествие по станциям)

Данный материал бедет полезен воспитателям школ-интернатов и все, кто занимается организацией и проведением общешкольных мероприятий...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного годовщине воссоединения Крыма с Россией: «Крым и Россия – вместе навсегда».

18 марта 2018 г. исполняется 4 года, с того памятного дня, когда Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федера...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню присоединения Крыма «Крым и Севастополь

Цель:1.     Познакомить учащихся с историей, географическим расположением и основными достопримечательностями Крымского полуострова. Рассмотреть особенности исторического и культур...