Энергетический обмен
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Конспект урока предназначен для интегрированного урока: химия-биология-экология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka.docx | 39.21 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект
открытого урока по биологии
в 9 классе по теме:
«Энергетический обмен»
Технология развивающего обучения
учитель биологии ГБОУ СОШ № 75
Л.А. Клинцова
Санкт-Петербург
2014
Цели урока
Образовательные:
Продолжить формирование представления об энергетическом обмене в клетках. Обратить внимание детей на единство химических и биологических процессов в живых системах, расширить их представление об окислении как едином процессе в живой и неживой природе.
Воспитательные: Укреплять навыки самостоятельного поиска необходимой информации и способствовать развитию взаимодействия в группе.
Развивающие:
Продолжить развитие аналитико-синтетических умений (работать с разными источниками, делать выводы), навыков использования предметной терминологии.
Образовательные ресурсы:
- Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 кл. – М.:Дрофа, 2010 (авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова)
- Учебник: Биология. Общие закономерности. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2010. §24.
- Биология. Общие закономерности. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»/А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2010. Упр. 1-8
- Дидактические задания (карточки А, Б, В)
Методы обучения:
Проблемный: Как клетка добывает энергию, необходимую для процессов жизнедеятельности?
Как можно использовать знания о биологическом окислении на практике? (Охрана окружающей среды, сельское хозяйство, решение глобального энергетического кризиса.)
Поисковый
Формы организации учебной деятельности:
Комбинированный урок
Основные понятия и термины урока:
Энергетический обмен
Диссимиляция
АТФ
Митохондрии
Гликолиз
Аэробное дыхание
Брожение
Аэробы
Анаэроб
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 Организационный момент (2 минуты) | - Формирование групп для – учебной деятельности. - Организация внимания всех учащихся. - Доска оформлена до урока. | - Выбор лидеров в группах - Включение в деловой ритм |
2 Подготовка учащихся у активному усвоению материала (6 минут) | Вступительное слово учителя для установления понимания актуальности проверки домашнего задания (связь с новым материалом). | - Выполнение проверки домашнего задания: работа в группах с карточками «А». - Формулируют предполагаемую тему урока. |
3 Обзор, анализ, рефлексия. (5 минут) | - Учитель предлагает от каждой группы выслушать ответы на вопросы карточки «А». - Контролирует и оценивает Ответы
| Одни группы озвучивают ответы, другие – сравнивают, анализируют, исправляют свои и чужие ошибки. |
4 Овладение содержанием учебного материала (поиск информации) (10 минут) | - Учитель ставит учебную проблему: как клетки добывают энергию, необходимую для процессов жизнедеятельности?; - предлагает выполнить задание карточки «Б»; - организует работу в группах по изучению материала урока; - активизирует, согласует деятельность учащихся в группах, при необходимости – помогает. | Учащиеся работают в группах: - решают тест (карточка Б) - извлекают необходимую информацию из учебника §24. |
5 Обзор, анализ, рефлексия. (5 минут) | - Учитель организует самооценку результатов по тестовым заданиям карточки «Б» (ДА:12467; НЕТ: 35); - уточняет информацию, задает уточняющие вопросы | Отвечает одна из групп: записывает ответы на доске, другие - сравнивают, анализируют, исправляют свои и чужие ошибки. |
6 Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2-3 минуты) | Учитель дает информацию о домашнем задании: - сравнить горение и биологическое окисление – устно - выполнить упр. 1-8 к §24. - §24 читать, анализировать (стр. 117-119). Придумать «толстые» вопросы | Записывают домашнее задание в дневник |
7 Решение познавательных задач. Применение информации в новой ситуации (7-10 минут) | Учитель знакомит учащихся с проблемами современности, подводит учащихся к идее использования знаний, полученных на уроке, для решения экологических проблем, проблем глобального энергетического кризиса. | Имея новые сведения, ученики решают познавательные задачи (карточка В), делают выводы о возможном применении знаний на практике. |
8 Завершение урока (2 минуты) | Учитель благодарит за внимание, оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся; | Дают оценку своей деятельности (Я узнал…; мне понравилось..; не понял ...; лучший ответ у..) |
Карточка «А»
- Вставить пропущенные слова:
- Окисление -…………….. передачи электронов от восстановителя к …………
- Окисление сопровождается ………. энергии.
- В роли окислителя в живой системе выступает…….., а органические вещества в роли ……………
- Продуктами окисления в этом случае является вода и ……………….
- Белки, липиды, углеводы, витамины, нуклеиновые кислоты, гормоны – какие из этих веществ является основным источником энергии?
- Выбрать правильный ответ. Ферменты это:
- белки, выполняющие структурную функцию
- запасающие вещества клетки белки,
- выполняющие транспортную функцию
- белки - биологические катализаторы
- Обозначьте части клетки:
- В каком органоиде синтезируется АТФ?
- Рибосомы
- Митохондрии
- Эндоплазматическая сеть
- Комплекс Гольджи
Карточка «Б»
- В основе энергетического обмена (диссимиляции) лежит биологическое окисление. Признаки окисления: передача электронов и выделение энергии.
- Конечными продуктами энергетического обмена являются вода и углекислый газ (у аэробов).
- Энергетический обмен происходит в один этап.
- Для большинства организмов АТФ образуется в митохондриях клеток.
- Гликолиз происходит только у бактерий.
- Благодаря ступенчатому характеру энергетического обмена (биологического окисления) энергия выделяется порциями, не вызывая теплового повреждения клетки.
- АТФ является универсальным источником энергии.
Карточка «В»
- Сорные куры откладывают яйца в кучи растительных остатков. В чем биологический смысл этого явления?
- С какой целью на крупных городских свалках делают вертикальные штольни?
- Наличие молочной кислоты, скопившейся в мышцах в результате занятий спортом, вызывает боль. Посоветуйте, как избавиться от боли?
- Можно ли знания о биологическом окислении использовать для решения проблемы глобального энергетического кризиса?
- 100 кг бытового мусора образуют 15 кг земли. Куда деваются остальные 85 кг?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: Энергетический обмен – катаболизм. Этапы энергетического обмена. 9 класс
Приведен план-конспект урока для 9 и 10 классов...
Тесты по теме: «Энергетический обмен. Гликолиз. Дыхание».11 класс
Тесты по теме "Энергетический обмен" 11 класс...
презентация к уроку "Энергетический обмен в клетке"
Презентация содержит материал об этапах энергетического обмена в клетке, рисунки способствуют лучшему усвоению материала....
тест по теме Энергетический обмен. Фотосинтез.
тестовая работа по проверке знаний....
Презентация к уроку "Энергетический обмен. Строение АТФ"
Презентация "Энергетический обмен. Строение АТФ" может быть использована на уроке как при изучении нового материала, так и на этапе рефлексии....
«Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен»
Предлагаю вам конспект урока в 8 классе общеобразовательных школ по биологии «Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен». Данный материал будет полезен при подготовке и проведени...
ТЕМА : "Обмен веществ и энергии". Энергетический обмен.
Всем живым клеткам постоянно нужна энергия, необходимая для протекания в них различных биологических и химических реакций. Одни организмы используют энергию солнечного света, другие – энергию химическ...