Дискуссия на уроках биологии
учебно-методическое пособие по биологии (6 класс) на тему
Использование регламентированных дискуссий на уроках биологии 6-7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diskussiya_na_urokakh_biologii.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Дискуссия на уроках биологии.
Дискуссия как метод, принадлежащий к активному обучению, применяется для оживления межличностных процессов в образовании.
Предлагаю обратить внимание на регламентированные дискуссии, где круг вопросов для обсуждения, проблемы, или темы, выдвигает учитель, как в рамках повторения, так и изучения нового материала. Работа в классе строится на поочередных выступлениях групп - участников, представляющих свою точку зрения. Но дискуссия будет успешной только в том случае, если активность проявляют не только выступающие и спикер, но также и слушатели, задающие вопросы, оценивающие доклады, приводящие контраргументы.
Активность и глубину дополнений, возражений оценивает учитель, он регламентирует всю деятельность групп, подводя участников дискуссии к намеченной педагогической цели.
- Актуальность проблемы «Дискуссия на уроках биологии». Дискуссия на уроке выступает в роли метода, разрешающего ряд учебных, профессиональных и других проблем:
- формирует критическое мышление ученика;
- снимает проблему дисциплины;
- повышает познавательную активность учащихся;
- повышает внимание учащихся;
- снимает утомляемость;
- решает проблему «объективности оценки»;
- оцениваются все учащиеся (можно с учетом интеллектуального вклада в работу группы – самооценка, оценка одноклассников);
- снимается дискомфорт «медленных» детей с астеноневротическим синдромом, робких, «неудачников»;
- учит культуре общения, культуре спора, толерантности;
- культуре речи, способствует развитию монологической речи, что важно в эру увлечения информационными технологиями;
- способствует здоровье сбережению;
- способствует развитию функциональной компетенции современного ученика.
- Новизна. Как проблема – метод «дискуссия» не является абсолютно новым в силу природы человеческого общения. Но на уроках биологии он используется незаслуженно редко, особенно в младших классах основной школы.
- Доступность. Простота в использовании дискуссии очевидно, учителю достаточно иметь желание и умение преодолеть некоторые психологические трудности.
- Результативность применения дебатов определяется фактором решения перечисленных выше проблем. Главное – дети любят уроки – дискуссии, не чувствуют себя уставшими и неправильно оцененными.
- Оригинальность. Умение дебатировать, характерное для старшеклассников, достигается в основном через предметы гуманитарного цикла. Оригинальность решения проблемы заключается в привлечении шести – семиклассников к поиску решения учебных, нравственных задач на уроках естественного цикла через дебаты.
Описание технологии регламентированная дискуссия.
Существуют разные варианты ведения урока – дебатов. В 5 – 7 классах я чаще
использую регламентированную дискуссию.
- Регламент дискуссии вычерчивается в виде таблицы, которая заполняется учителем (или его ассистентом из числа аутсайдеров класса, если такой есть – для повышения его статуса) по ходу урока и одновременно является протоколом и инструментом дискуссии.
№ группы | Ответ группы (до 1 мин) | Возражение | Дополнение | Вопрос | Дисциплина | Сумма баллов | Место/ отметка команде |
Баллы | До 5 | 1 | 1 | 1 | -1 за замечание |
- Способов формирование групп в классе в литературе описано множество. Детей всегда можно удивить, например, по дням рождения – с 1 по 5, с 6 по 10 и т. д.; по цветам полученных карточек; по изображенным фигурам… Желательно формировать группы из 5-6 учеников.
- Каждой группе предлагается задание (это может быть вопрос на повторение и на новый материал), отводится 3 минуты на подготовку ответа.
- Отвечать от группы может и 1, и несколько учеников. Главное – уложиться в 1 минуту.
- После ответа группы вступают в дискуссию другие группы. Они имеют право дополнять, возражать, спрашивать. Этот вклад в дискуссию групп оценивается учителем. Группы соблюдают очередность: отвечала например, 3 –я группа. Спросить, возразить, дополнить имеет право сначала 4-ая, потом 5-ая … и, наконец, 2-ая. Только после этого ответ 3-ей группы оценивается (1 – 5 баллов) и заносится в таблицу-протокол.
- Примерные задания группам на обобщающем уроке «Побег. Вегетативное размножение»
- Можно ли зимой, ранней весной предварительно оценить урожай плодового дерева?
- «Я в весеннем лесу пил березовый сок» - слова из песни М. Ножкина к фильму о русском разведчике. А что такое березовый сок? Как влияет на дерево потеря березового сока?
- В шумных классах хорошо зарекомендовала себя возможность выставления штрафных баллов в графу дисциплина. Из суммы эти баллы вычитаются. Одноклассники сами поддерживают дисциплину в группе.
Таким образом, ученики 5-7 классов урок - дебаты воспринимают как игру, со своими
правилами, победами, неудачами. Проигравшим можно дать шанс на других уроках,
во внеурочной обстановке, на индивидуальных встречах реабилитироваться:
отвечать на подобные вопросы или выполнять практические задания.
Литература:
- Евтеева О. Учебная дискуссия. – // Литература, №31/2003.
- Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта. М.: Эксперимент, 1995.
- Мурзенко Л.В. Учебная дискуссия как средство формирования межкультурной компетенции у студентов языковых вузов в условиях дистанционного образования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. – СПб., 2010. – № 121. – С.197-201.
- Метод дискуссии.- // Завуч. Управление современной школой, №2/2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.
В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...
Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.
В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...
Методические рекомендации для проведения регламентированной дискуссии на уроках литературы в старших классах
Как и для большинства преподавателей литературы, работающих в старших классах, передо мной многие годы стояла проблема организации итоговых уроков. Как сделать так, чтобы дать возможность каждом...
Дискуссии на уроках истории и обществознания
В обществе, в прессе, на телевидении, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: с...
Проблемно-проектная дискуссия на уроках истории.
Доклад на РМО учителей истории и обществознания.В докладе раскрывается методика проведения проблемно-проектной дискуссии в учебном процессе....
Технология организации учебных дискуссий на уроках литературы.
Данный доклад был представлен на общероссийской дистанционной конференции " Современные технологии обучения как средство повышения качества образования"на интернет - портале pedakademy.ruВ нём предста...
«Использование метода дебатов и дискуссий на уроках иностранного языка»
Данная статья посвящена методу дебатов и дискуссиий на уроках иностранного языка. В статье дается анализ данного метода, с фрагментами уроков....