Дискуссия на уроках биологии
учебно-методическое пособие по биологии (6 класс) на тему

Клинцова Любовь Алексеевна

Использование регламентированных дискуссий на уроках биологии 6-7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskussiya_na_urokakh_biologii.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Дискуссия на уроках биологии.

     Дискуссия как метод, принадлежащий к активному обучению, применяется для оживления межличностных процессов в образовании.

     Предлагаю обратить внимание на регламентированные дискуссии, где круг вопросов для обсуждения, проблемы, или темы, выдвигает учитель, как в рамках повторения, так и изучения нового материала. Работа в классе строится на поочередных выступлениях групп - участников, представляющих свою точку зрения. Но дискуссия будет успешной только в том случае, если активность проявляют не только выступающие и спикер, но также и слушатели, задающие вопросы, оценивающие доклады, приводящие контраргументы.

     Активность и глубину дополнений, возражений оценивает учитель, он регламентирует всю деятельность групп,  подводя участников дискуссии к намеченной педагогической цели.

  1. Актуальность проблемы «Дискуссия на уроках биологии».                                                              Дискуссия на уроке    выступает в роли метода, разрешающего ряд учебных, профессиональных  и других проблем:
  • формирует критическое мышление ученика;
  • снимает проблему дисциплины;
  • повышает познавательную активность учащихся;
  • повышает внимание учащихся;
  • снимает утомляемость;
  •  решает проблему «объективности оценки»;
  • оцениваются все учащиеся (можно с учетом интеллектуального вклада в работу группы – самооценка, оценка одноклассников);
  • снимается дискомфорт «медленных» детей с астеноневротическим синдромом, робких, «неудачников»;
  •  учит культуре общения, культуре спора, толерантности;
  • культуре речи, способствует развитию монологической речи, что важно в эру увлечения информационными  технологиями;
  • способствует здоровье сбережению;
  •  способствует развитию функциональной компетенции современного ученика.
  1. Новизна.                                                                                                                                                                            Как проблема – метод  «дискуссия» не является абсолютно новым в силу природы человеческого общения. Но на уроках биологии он используется незаслуженно редко, особенно в младших классах основной школы.
  2. Доступность.                                                                                                                                                                Простота в использовании дискуссии очевидно, учителю достаточно иметь желание   и умение преодолеть некоторые психологические трудности.
  3. Результативность применения дебатов определяется фактором решения перечисленных выше проблем. Главное – дети любят уроки – дискуссии, не чувствуют себя уставшими и неправильно оцененными.
  4. Оригинальность.                                                                                                                                                        Умение дебатировать, характерное для старшеклассников, достигается в основном через предметы гуманитарного цикла.  Оригинальность решения  проблемы заключается  в привлечении шести – семиклассников к поиску решения учебных, нравственных задач на уроках естественного цикла через   дебаты.

                   

               Описание технологии регламентированная дискуссия.

         

               Существуют разные варианты ведения урока – дебатов. В 5 – 7 классах я чаще  

                использую регламентированную дискуссию.

  1. Регламент дискуссии вычерчивается в виде таблицы, которая заполняется учителем (или его ассистентом из числа аутсайдеров класса, если такой есть – для повышения его статуса) по ходу урока и одновременно является протоколом  и инструментом дискуссии.

 

№ группы

Ответ группы

(до 1 мин)

Возражение

Дополнение

Вопрос

Дисциплина

Сумма баллов

Место/ отметка команде

Баллы

До 5

1

1

1

-1 за замечание

   

  1. Способов формирование групп  в  классе в литературе описано множество. Детей всегда можно удивить, например,  по дням рождения – с 1 по 5, с 6 по 10 и т. д.; по цветам полученных карточек; по изображенным   фигурам…  Желательно формировать группы из 5-6 учеников.
  2.   Каждой группе предлагается задание (это может быть вопрос  на повторение и на новый материал), отводится 3 минуты на подготовку ответа.
  3. Отвечать от группы может и 1, и несколько учеников. Главное – уложиться в 1 минуту.
  4. После ответа группы вступают в дискуссию другие группы. Они имеют право дополнять, возражать, спрашивать. Этот вклад в дискуссию групп оценивается учителем.    Группы соблюдают очередность:  отвечала например, 3 –я группа. Спросить, возразить, дополнить имеет право сначала 4-ая, потом 5-ая … и, наконец, 2-ая. Только после этого ответ  3-ей группы оценивается  (1 – 5 баллов)  и заносится  в таблицу-протокол.
  5. Примерные задания группам на обобщающем уроке «Побег. Вегетативное размножение»
  • Можно ли зимой, ранней весной предварительно оценить урожай плодового дерева?          
  •   «Я в весеннем лесу пил березовый сок» - слова из песни М. Ножкина к фильму о русском  разведчике. А что такое березовый сок?  Как влияет на дерево потеря березового сока?
  1. В шумных классах хорошо зарекомендовала себя возможность выставления штрафных баллов в графу дисциплина.  Из суммы эти баллы вычитаются. Одноклассники сами поддерживают дисциплину в группе.

      Таким образом,  ученики 5-7 классов урок - дебаты воспринимают как игру, со своими    

       правилами, победами, неудачами. Проигравшим можно дать шанс на других уроках,  

       во   внеурочной обстановке, на индивидуальных встречах реабилитироваться:

       отвечать на  подобные вопросы или выполнять практические задания.

       Литература:

  1. Евтеева О. Учебная дискуссия. – // Литература, №31/2003.
  2.  Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и        дискуссии. Анализ зарубежного опыта. М.: Эксперимент, 1995.
  3. Мурзенко Л.В. Учебная дискуссия как средство формирования межкультурной компетенции у студентов языковых вузов в условиях дистанционного образования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. – СПб., 2010. – № 121. – С.197-201.
  4. Метод дискуссии.- // Завуч. Управление современной школой, №2/2006.                                          

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.

В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика  приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...

Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.

В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика  приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...

Методические рекомендации для проведения регламентированной дискуссии на уроках литературы в старших классах

Как и для большинства преподавателей литературы, работающих в старших классах, передо мной многие годы стояла проблема организации итоговых уроков. Как сделать так, чтобы дать возможность каждом...

Дискуссии на уроках истории и обществознания

В обществе, в прессе, на телевидении, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: с...

Проблемно-проектная дискуссия на уроках истории.

Доклад на РМО учителей истории и обществознания.В докладе раскрывается методика проведения проблемно-проектной дискуссии в учебном процессе....

Технология организации учебных дискуссий на уроках литературы.

Данный доклад был представлен на общероссийской дистанционной конференции " Современные технологии обучения как средство повышения качества образования"на интернет - портале pedakademy.ruВ нём предста...

«Использование метода дебатов и дискуссий на уроках иностранного языка»

Данная статья посвящена методу дебатов и дискуссиий на уроках иностранного языка. В статье дается анализ данного метода, с фрагментами уроков....