Зачетная работа в формате ОГЭ по теме "Генетика"
тест (биология, 9 класс) по теме

Кривошей Валентина Юрьевна

Предлагаемая зачетная работа составлена в формате ОГЭ. Состоит из 3 частей. Часть А - задания с выбором одного ответа из четырех предложенных вариантов. Часть В - оценить правильность суждений; соотнести предложенные высказывания группам и дать определения; часть С - решение задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon genet_itog.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Зачетная работа по теме: Генетика

1 вариант.

А1. Каждая пара признаков наследуется независимо от другой и дает расщепление 3:1». Это положение иллюстрирует:

А - закон расщепления Г.Менделя;

Б - закон единообразия Г.Менделя;

В -  закон независимого распределения генов Г.Менделя;

Г - закон сцепленного наследования Т.Моргана.

А2.  Свойство организмов передавать особенности строения и развития от родителей к потомкам:

А – наследственная изменчивость;

Б – ненаследственная изменчивость;

В – изменчивость;

Г – наследственность.

А3. «При скрещивании гибридов первого поколения между собой наблюдается расщепление; вновь появляются особи с рецессивными признаками, составляющие примерно четвертую часть от всего числа потомков». Это положение иллюстрирует:

А - закон сцепленного наследования Т.Моргана;

Б - закон расщепления Г.Менделя;

В - закон независимого распределения генов Г.Менделя;

Г - закон единообразия Г.Менделя.

А4. Совокупность всех генов организма:

А – генофонд;

Б – аллель;

В – фенотип;

Г – генотип.

 А5.  .  Генотип организма, содержащий одинаковые аллели одного гена, называется:

А – доминантным;

Б – рецессивным;

В – гетерозиготным;

Г – гомозиготным.

В1.  Оцените, являются ли верными следующие умозаключения:

1. Ген – это участок молекулы ДНК, несущий информацию о вторичной структуре одного белка.

2. Доминантным признаком у гороха является желтая окраска семян.

3. Генотип данной особи формируется при взаимодействии ее фенотипа с внешней средой.

4. Гомозигота имеет одинаковые парные гены (например, «А» и «а»).

5. При моногибридном скрещивании изучаются закономерности наследования одной пары альтернативных (контрастных) признаков.

6. В гамете женщины содержится две Х-хромосомы, а в гамете мужчины – Х- и У-хромосомы.

7.  Ген гемофилии доминирует над геном нормальной свертываемости крови.

8. У женщины, гетерозиготной по гену гемофилии, в клетке имеются как мутантный, так и нормальный ген, отвечающий за свертываемость крови.

9. Закономерности наследования, сцепленные с полом, изучил Мендель.

В2. Установите соответствие.

А. Признаки с узкой нормой реакции

Б. Признаки с широкой нормой реакции

  1. Высота растения
  2. Форма и размеры цветка у насекомоопыляемых растений
  3. Содержание хлорофилла в зеленых клетках листьев
  4. Размеры листьев
  5. Вес животных
  6. Форма ушей у зайца
  7. Длина шеи у жирафа
  8. Рост человека
  9. Структура мозга у человека
  10. Содержание пигмента в коже  человека
  11. Размеры сердца
  12. Количество жира в теле человека.

Ответ записать в следующем виде:

А:

Б:

В3. Напишите, что означает следующая буквенная символика:

P –

AA –

AaBb –

В4.  Дать определения понятиям:

Дигибридное скрещивание –

Рецессивный признак –

Фенотип -

С1. Решите задачу:

У кошек длинная шерсть рецессивна по отношению к короткой. Гомозиготную длинношерстную кошку скрестили с гетерозиготным короткошерстным котом и получили 8 котят.

А. Сколько типов гамет образуется у кота?

Б.  Сколько типов гамет образуется у кошки?

В. Сколько среди котят будет разных фенотипов?

Г. Сколько среди котят будет разных генотипов?

Д. Сколько должно получиться котят с длинной шерстью?

С2. Решите задачу:

У дурмана красная окраска цветков (А) доминирует над белой, а шиповатые семенные коробочки (В) – над гладкими. Скрещивали гетерозиготные растения и получили 64 потомка.

А. Сколько типов гамет образует каждое родительское растение?

Б. Сколько разных генотипов образуется при таком скрещивании?

В. Сколько получится растений с красными цветками?

Г. Сколько получится растений с белыми цветками и шиповатыми семенными коробочками?

Д. Сколько разных генотипов будет среди растений с красными цветками и гладкими семенными коробочками?


Зачетная работа по теме: Генетика

2 вариант.

А1. Общее свойство всех организмов приобретать новые признаки:

А – развитие;

Б – размножение;

В – изменчивость;

Г – наследственность.

А2. «Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно». Это положение иллюстрирует:

А - закон единообразия Г.Менделя;

Б - закон сцепленного наследования Т.Моргана;

В - закон расщепления Г.Менделя;

Г - закон независимого распределения генов Г.Менделя.

А3. «При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по  одной паре признаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из родителей». Это положение иллюстрирует:

А – закон расщепления Г.Менделя;

Б – закон сцепленного наследования Т.Моргана;

В – закон единообразия Г.Менделя;

Г – закон независимого распределения генов Г.Менделя.

А4.  Генотип организма, содержащий разные аллели одного гена, называется:

А – гетерозиготным;

Б – гомозиготным;

В – доминантным;

Г – рецессивным.

А5. Совокупность внешних и внутренних признаков организма:

А – фенотип;

Б – генотип;

В – генофонд;

Г – аллель.

В1. Оцените, являются ли верными следующие умозаключения:

1. Фенотип – это совокупность всех генов данного организма.

2. Во втором поколении гибридов при опытах с горохом Мендель получил только желтые семена.

3. Во втором поколении гибридов при скрещивании  гороха Мендель получил только зеленые семена.

4. То, что Мендель назвал «наследственным фактором», ныне именуется геном.

5. Рецессивный ген никогда не проявляется в фенотипе потомков.

6. Рецессивный признак проявляется у особи, гомозиготной по рецессивной аллели данного гена.

7. У женщины, гетерозиготной по гену гемофилии, эта болезнь не проявляется.

8. Дальтонизм наследуется по тому генетическому механизму, что и гемофилия.

9. Половую принадлежность ребенка у людей определяет хромосома, попавшая в зиготу от мужского организма.

В2. Установите соответствие.

А. Признаки с узкой нормой реакции

Б. Признаки с широкой нормой реакции

1.   Высота растения

  1. Форма и размеры цветка у насекомоопыляемых растений
  2. Содержание хлорофилла в зеленых клетках листьев
  3. Размеры листьев
  4. Вес животных
  5. Форма ушей у зайца
  6. Длина шеи у жирафа
  7. Рост человека
  8. Структура мозга у человека
  9. Содержание пигмента в коже  человека
  10. Размеры сердца
  11. Количество жира в теле человека.

Ответ записать в следующем виде:

А:

Б:

В3. Напишите, что означает следующая буквенная символика:

F –

aa –

AaBb –

В4. Дать определения понятиям:

Моногибридное скрещивание –

Доминантный признак –

Генотип –

С1. Решите задачу:

У собак висячие уши доминируют над стоячими. При скрещивание гетерозиготных собак с висячими ушами и собак со стоячими ушами получили 214 щенков.

А. Сколько типов гамет образуется у собаки со стоячими ушами?

Б. Сколько разных фенотипов будет в первом поколении?

В. Сколько разных генотипов будет в первом поколении?

Г. Сколько гетерозиготных животных будет в первом поколении?

Д. Сколько животных с висячими ушами будет в первом поколении?

С2. Решите задачу:

У кур оперенные (А) доминируют над голыми, розовидная форма гребня (В) – над простой. Курицу с голыми ногами и простым гребнем скрестили с петухом, имеющим оперенные ноги и розовидный гребень. Известно, что петух – потомок курицы с голыми  ногами и петуха с простым гребнем.

А. Сколько типов гамет образуется у курицы?

Б. Сколько типов гамет образуется у петуха?

В. Сколько разных фенотипов получится от этого скрещивания?

Г. Сколько разных генотипов получится от этого скрещивания?

Д. Оцените вероятность того, что часть цыплят будет похожа на курицу-мать?


Ответы к зачетной работе по теме «Генетика»

1 вар.

Часть А

ответ

1

В

2

Г

3

Б

4

Б

5

В

Часть В

В1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

-

+

-

+

+

-

-

+

-

В2.

А

2,3,6,7,9,11

Б

1,4,5,8,10,12

В3.

Р – родительская особь

АА – доминантная гомозиготная форма

АаВв – дигетерозиготная форма

В4.

Дигибридное скрещивание – особи отличаются друг от друга двумя парами резко альтернативных признаков.

Рецессивный признак – признак, который не проявляется у особей в первом поколении

Фенотип – внешнее проявление генотипа.

2 вар.

Часть А

ответ

1

Г

2

Г

3

В

4

А

5

А

Часть В

В1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

-

-

-

+

-

+

+

+

+

В2.

А

2,3,6,7,9,11

Б

1,4,5,8,10,12

В3.

F – гибриды 1, 2 …. поколения

аа – рецессивная гомозиготная форма

АаВв - дигетерозиготная форма

В4.

Моногибридное скрещивание - особи отличаются друг от друга одной парой резко альтернативных признаков.

Доминантный признак – признак, который при скрещивании чаще проявляется.

Генотип – совокупность всех генов в организме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная работа по литературе по произведениям Лермонтова и Гоголя

Зачетная работа дана в форме теста с выбором ответа. Охватывает большой материал....

Зачетная работа по теме "общение"

Обществознание. 8 класс. Презентация...

Разноуровневая зачетная работа по теме "Сложноподчиненные предложения" 9 класс

Данная работа позволяет органично использовать при проверке знаний репродуктивный, поисковый и творческий методы, что показыват объективную картину усвоения знаний учащимися....

Зачетная работа по В1 при подготовке к ЕГЭ в 11классе(математика)

Зачет состои из 10 вариантов по 8 заданий ключи:  123, 214 ,225, 236,  247.258,26910№15882020161061221№224010587748105541№31100069101372412150010002000№4200015192444000467509900055...

Зачетная работа по В2 при подготовке к ЕГЭ в 11 классе (математика)

Зачет состоит из 10 вариантов по 8 заданийключи :  12345678910№17574257627256№27320032007000450012280010(11)912№33,5143,14,51180010000193000008140000№430,129,81529,9921411334,46№58150160,60,...

Проверочная работа (самостоятельная работа, тест, контрольная работа) в формате ОГЭ/ЕГЭ по теме "Планета Земля" (§5-7, к учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной "Полярная звезда", 5 класс)

Предназначение работы. Данная проверочная работа предназначена для закрепления изученного материала по теме "Планета Земля" (§5-7, к учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К...

Зачетная работа по теме "Местоимение" в формате ОГЭ

Работа позволяет выяснить уровень усвоения обучающимися темы "Местоимение"...