Тестирование - контроль и бучение как один из способов развития самостоятельности в приобретении знаний
статья по биологии на тему

Зарочинцева Татьяна

Тестирование на уроках химии и биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Вязовое

Долгоруковского района Липецкой области

Доклад по теме:

                                                               Подготовила:

                                                              учитель химии и биологии

                                                               первой категории

                                                               Зарочинцева Т.С.

Январь 2013 г.

     

ТЕСТИРОВАНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

 Одна из важнейших проблем организации учебной деятельности является создание системы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. В процессе контроля выявляются достижения школьников в области ЗУН, знания закрепляются, уточняются, систематизируются, а на основе полученных знаний корректируется процесс изучения нового материала.

            Как организовать проверку знаний, чтобы она выполняла возложенные на нее функции? Как правильно определить место и время проверки? Какие методы и приемы при этом использовать? Как с наименьшими потерями времени проверить знания каждого ученика? Эти, и наверное, другие вопросы встают перед учителем, особенно молодым, начинающим свою педагогическую деятельность.

            Я считаю, что тестирование, как одна из форм программированного опроса поможет решить часть этих вопросов.

 Преимущества тестирования в процессе обучения школьников очевидны:

·        Тесты- это удобный инструмент для поурочного и тематического контроля знаний. Экономит время и позволяет объективно оценить знания.

·        Обеспечивает учащимся необходимый уровень усвоения основных биологических понятий, включенных в минимум биологического образования.

·        Формируют навыки учащихся по работе с учебным материалом, извлечению информации.

·        Формируют практический опыт учащихся по работе с контрольно- измерительными материалами для ГИА и ЕГЭ .

·        Повышает плотность опроса и накопляемость оценок в журнале.

·        Помогает учителю варьировать методику и технологию проведения урока в соответствии с задачами контроля, сложности изучаемого материала, психологических и возрастных особенностей учащихся.

·        Позволяют организовать взаимоконтроль, самоконтроль и самооценку знаний учащимися.  

·        Тесты, однажды приготовленные учителем значительно облегчают деятельность учителя, вносят разнообразие в методику работы.

Причиной низкого качества знаний учащихся является нарушение объективного закона усвоения знаний, когда на уроке деятельность учащихся сводится лишь к восприятию излагаемых учителем и не остается времени на осмысление, применение на практике и проверку знаний, умений. Существует простая истина: все этапы усвоения знаний и умений должны выполняться каждым учеником, его умственным трудом, хотя и под руководством учителя.

Методы опроса   и контроля знаний.

            Основным этапом урока является опрос и повторение изученного материала. Это обязательная часть урока, на котором учитель имеет возможность контролировать, корректировать, оценивать уровень знаний. На традиционном уроке опрос занимает 15 минут в начале урока. Существует много методов опроса. Я в основном использую индивидуальный опрос. От ученика требую полный развернутый ответ. Считаю, что такая форма опроса развивает монологическую речь, память, мышление, умение делать выводы, обобщать, публично выступать. Отвечают 2- 3 ученика. Они вызываются одновременно, чтобы успели обдумать свой ответ и психологически подготовиться. Ведь неожиданный подъем ученика с места и вызов его к доске пугает детей, приводит к замешательству, вызывает  возбуждение нервной системы. Они теряются, не могут ясно выразить вою мысль. С этой целью отвечающим предварительно раздаю карточки с вопросами. Вопрос, произнесенный учителем вслух воспринимаются плохо, забывается, учащиеся переспрашивают вопрос заново. А видя конкретный вопрос на карточке с пояснительными рисунками, школьник имеет лучше подготовиться у доски.

            К сожалению, время опроса ограниченно и трудно опросить  всех учащихся. Поэтому использую и другие методы опроса, например, экспресс -проверка биологических терминов, законов, понятий.

Считаю, что знание биологических понятий и создает основной каркас, базис биологических знаний. Из урока в урок постоянное воспроизведение одних и тех же терминов помогает запомнить их даже слабым учащимся. После многократного повторения доверяю сильным ученикам проверить знания одноклассников и оценить их знания. Такой параллельный опрос помогает быстро опросить еще 2- 3 учеников. Использование поурочных тестов дополнительно помогает выставить оценки еще 2- 3. Таким образом, за 15 минут  у меня есть возможность опросить 5- 7 человек .

            При тестировании выявляются как знания, так и незнания учащихся, что достигается посредством системы заданий, нацеленных на  отделение знаний и незнания у каждого тестируемого. Учитель может определить пробелы в знаниях учащихся по тем или иным вопросам темы.

 

        Применение тестов на уроках.

Разнообразные формы тестов являются эффективным средством обучения и содержат в себе большие потенциальные возможности для формирования системы знаний. Поэтому тесты можно назвать  не только контролирующими, но и обучающими. Такие тесты, снабженные комментариями, целесообразно использовать в качестве «большого домашнего задания» по отдельным темам курса биологии. Результаты индивидуальной работы сдаются на проверку после изучения темы. Это побуждает учащихся более серьезно и целенаправленно работать с учебником, внимательнее относиться к объяснению учителя на уроке, консультироваться с учителем и одноклассниками по непонятным моментам,  учит не только оперировать шаблонными ответами, но и логически думать, снимает напряжение перед итоговой проверкой знаний и умений. Эти тесты имеют скорее обучающий характер, чем являются средством контроля.

            Тесты можно эффективно использовать на любом этапе урока. Это зависит от целей, методики, целей контроля. Тесты обязательно должны легко зрительно восприниматься и ни в коем случае нельзя читать тесты. На слух не воспринимаются вопросы, учащиеся переспрашивают. Учитывая это всегда использую карточки, листы  с тестами. Их можно размножить в любом количестве, корректировать.

·        Поурочный контроль. Карточки с тестами предлагаются на этапе опроса домашнего задания. Тесты  включают вопросы репродуктивного характера, а так же требующие логического мышления и применения знаний в новой ситуации. Тесты легко, быстро оцениваются учителем или учеником по ключу- ответу. Позволяет увеличить число опрошенных учеников и накопялемость оценок.  

·        Закрепление материала.  Закрепление- обязательная часть урока, так как на этом этапе в сознании учащихся происходит обобщение и систематизация информации. На данном тапе можно не оценивать знания, так как материал усвоен не в полной мере. Позволяет каждому ученику выявить свои пробелы в определенном вопросе, чтобы дома обратить на это большее внимание. Можно провести обсуждение тестов, расширить представление о предмете обсуждения. При этом для проецирования тестов можно использовать технические средства обучения.

УМК Биология Сонин Н.И. входят рабочие тетради предназначены для тематического контроля знаний учащихся в новой тестовой форме (задания трех уровней сложности - группы А, В, С) на уроках биологии, а также для самостоятельного контроля знаний и систематической тренировки. Издание помогает учителю не только эффективно организовать текущий контроль знаний, но и формировать у школьников навыки выполнения заданий разного уровня сложности. Содержание тем полностью соответствует школьной программе по биологии. В рабочую тетрадь входят: инструкция по выполнению заданий разных типов; задания в новой тестовой форме по всем темам 6-го класса; ответы, рекомендации и комментарии к заданиям групп А и В; критерии оценки выполнения заданий группы С.

·        Обучающая роль тестов. Тесты можно использовать при изучении новой темы при работе с учебником или пособием. После проработки текста в план, тезисы, схемы. Вопросы тестов при этом направляют деятельность учащихся, помогают выявить главное, обратить внимание на детали.

Например, при изучении темы «Ткани в организме человека» (8 класс) можно предложить карточку – задание:

Пользуясь учебником, из перечня тканей и свойств (1- 10) выберите и зашифруйте правильные ответы на вопросы  ( А- Ж):

Вопросы:

А. Какие ткани образуют скелет, хрящи?

Б. Какой тканью образованы потовые железы?

В. Какими тканями образована кожа?

Г. Какой тканью выстлана ротовая полость?

Д. Какие свойства характерны для нервной ткани?

Е. Какие свойства характерны для мышечных тканей?

Ж. Какая ткань состоит из звездчатых клеток?

Ответы:

1.      эпителиальная секреторная ткань.

2.      Эпителиальная покровная ткань.

3.      Мышечная ткань.

4.      Нервная ткань

5.      Возбудимость и сократимость.

6.      Возбудимость и проводимость.

7.      Упругая волокнистая соединительная ткань.

Эти карточки можно использовать в следующий раз, но уже при проверки знаний.

·        Тематический контроль и итоговая аттестация.

Использую тестирование как форму итоговой аттестации и тематической проверки знаний. Мною составлены контрольные работы по  многом темам биологии за 6- 11 класс. Тесты включают варианты с  вопросами среднего и повышенного уровня.  Накоплен материал. Контрольные работы расположены по темам. Каждая контрольная работа имеет ключ к ответу.

 Систематическое использование тестовых заданий в форме, максимально приближенной к используемой при проведении итоговой аттестации позволяет учащимся уже в процессе обучения адаптироваться к ней, овладевая на практике необходимой тестовой культурой,  делает учебный процесс для учащихся эффективным,  в полной мере раскрывает интеллектуальный потенциал учащихся, закрепляет навыки самостоятельной работы. Кроме того, данная форма контроля не вызывает у школьников напряжения, что способствует сохранению здоровья.

Проверка и оценка тестов.

            Для проверки тестов готовлю карточку с ключом. Здесь же имеется и критерии оценок. Например, 90 – 100 % правильных ответов – оценка «5», 70- 90 % - «4», 50- 70 % - «3», менее 40 %- «2».

 

Недостатки тестов.

            Ни один из методов не является абсолютно универсальным.  Любой метод  имеет преимущества и недостатки одновременно. Поэтому творческий учитель будет использовать разнообразные методы, приемы и формы. Все познается в сравнении и постепенно учитель сам выбирает наиболее оптимальные для себя формы работы, руководствуясь принципами активизации и оптимизации обучения, творчески совершенствуя их по форме и содержанию.

            Работая с тестами я столкнулась и с недостатками тестов:

·        В связи со спецификой биологии нередко трудно дать единственно правильный ответ. Такие вопросы с не однозначным ответом лучше исключить из тестирования.

·        Большая возможность списывания, когда можно на пальцах показать ответ.

·        Не отражает глубокие и объективные знания учащихся, не позволяет проследить логику и способность умозаключения ученика.

В моей методической копилке:

Мультимедиа – поддержка курса « Биология»

1.Живой организм 6 класс

2. Многообразие живых организмов 7 класс

3.Человек 8 класс

4.Общие закономерности 9 класс

5.Общая биология 10-11 класс

Диски являются мультимедийном приложением к учебникам, в которых  имеются тесты к каждой теме, можно использовать на каждом уроке при закреплении, проверке знаний.

·        

Список составленных мной

контрольных работ по биологии:

1.Итоговая контрольная работа ( тестирование) по биологии 8 класс;

2.Итоговая контрольная работа ( тестирование) « Живой организм» 7 класс;

3.Итоковый тест   общая биология 10 класс;

4.Тест « Царство Растений» 7 класс;

5.Тест « Эволюция живого мира на Земле» 9 класс;

6.Тест « Химия клетки» 10 класс;

7. Тест « Происхождение и эволюция человека» 11 класс;

8.Тест « Структурная организация живых организмов» 9 класс;

9.Тест « Экосистемы» 11 класс;

10.Тест « История возникновения жизни» 11 класс;

11.Тест « Клетка – единица живого» 10 класс.

 

Тестирование – это только одно из педагогических средств в арсенале учителя. Устные экзамены, контрольные работы, опросы учащихся и другие формы контроля должны существовать наряду с тестами. Каждая из этих форм необходима на определенном этапе урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фонопедический метод развития голоса-как один из способов развития вокального музицирования младших и средних школьников"

В. Емельянов, фонопедия, развитие голоса, музицирование, постановка голоса, вокальное музицирование, пение, упражнения, попевки....

Реферат "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления."

Реферат по теме "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления"  поможет Вам в организации самостоятельной работы на уроках математки...

«Команда самоуправления как один из способов воспитания самостоятельности классного коллектива»

Команда классного самоуправления - эффективный метод для классного руководителя!...

Метод проектов как один из способов организации самостоятельной работы школьников на уровне среднего общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт на уровне среднего общего образования (ФГОС СОО) содержит концепцию создания среды обучения, направленную на «личностное развитие учащихся, п...

Метод проектов как один из способов приобщения учащихся к основам знаний в области физической культуры

Статья рассказывает о использовании метода проектов на уроках физической культуры (из опыта работы)...