Урок Вирусы
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Марковская Наталья Сергеевна

Урок биологии в технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_virusy.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии

в технологии

развития критического мышления через чтение и письмо

10 класс.

     

 Тема урока:  Вирусы.

Цели:

  • Образовательные: сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, классификации, особенностях жизнедеятельности и значении.
  • Развивающие: развивать умение работать с текстом, формировать познавательный интерес обучающихся к теме, посредством применения приемов ТРКМ.
  • Воспитательные: воспитывать культуру общения, потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: учебник В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы. Москва. Дрофа. 2007, презентация «Вирусы, их многообразие».

Использованная литература:

  1. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. Москва. «5 за знания». 2006
  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т.1: Пер. с англ./Под ред. Р.Сопера – 3-е изд. – Москва. Мир.  2001.
  3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. Москва. «ВАКО». 2006

Этапы

Ход урока

Приемы

Вызов (актуализация знаний)

Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку.

- Прослушайте интересную информацию. Определите, о каких загадочных существах идет речь?

 Конец ХIХ века. В 1892 году Дмитрий Иосифович Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики,   установил, что он невидим в микроскоп даже при сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных искусственных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем  болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества – токсины. Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский микробиолог М. Бейеринк. Правда, он сделал вывод, что мозаику табака вызывают не микробы, а «жидкое заразное начало», размножающееся лишь в живых организмах. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Возбудителем мозаики табака оказались не бактерии, как утверждал Ивановский, но и не «жидкое заразное начало», как предполагал Бейеринк.

- Что это за существа? Каково ваше предположение? (ответы обучающихся - вирусы)

Это и будет темой урока.

Тема урока: Вирусы. Запишите тему урока в тетрадь.

-  Что вы знаете о вирусах? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам выполнить задание на карточках.

Задание. Оцените достоверность утверждений. Поставьте в предложенную вам таблицу знак «+», если считаете, что утверждение верно, знак «-»,  если неверно. Обсудите результаты работы в парах. Обоснуйте свой ответ.

Верные и неверные утверждения

До изучения  материала

(предположения)

После изучения материала

(ответы)

Вирусы – это мельчайшие живые организмы.

Вирусы представляют собой наследственный материал в защитной белковой оболочке.

Наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК.

Вирусы – это неклеточные формы жизни.

Заражая клетку, вирусы всегда ее убивают.

Роль вирусов в жизни живых организмов всегда отрицательна.

Возбудителем СПИДа является вирус иммунодефицита человека.

Вирус СПИДа, попав в организм, постепенно убивает все его клетки.

 - Давайте обсудим результаты вашей работы, выясним, кто согласен с утверждением и почему, кто – нет и почему.

У обучающихся возникают вопросы: а как  на самом деле?

В итоге учащиеся формулируют задачи собственной деятельности на уроке.

Учебные задачи:

  1. Изучить, как устроены вирусы
  2. Выяснить, какие бывают вирусы
  3. Изучить, как вирусы размножаются
  4. Познакомиться с особенностями вируса иммунодефицита человека.

- Задачи поставлены, переходим к изучению нового материала, а к нашим утверждениям мы вернемся еще раз в конце урока.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Осмысление (реализация)

  Изучение нового материала.

  1. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

В переводе с латинского «вирус» означает «яд». Он представляет собой особую форму жизни. Наука, которая изучает вирусы называется вирусология.

Ученые до сих пор спорят: вирусы – это существа или вещества?  А как считаете вы?  В чем сходны вирусы с живыми организмами, а чем отличаются?

На данном этапе урока мы выявим черты сходства и отличия вирусов и живых организмов.

Задание. Работая с текстом учебника (п.2.11 стр.79-81) заполните в тетради таблицу. Сформулируйте самостоятельно линии сравнения (обучающиеся предлагают «линии сравнения», затем определяют наиболее важные и заносят в таблицу).

Линия сравнения

Живые организмы

Вирусы

1.Размеры

2. Особенности строения

3.Генетический материал

4.Способность к размножению

5.Процессы жизнедеятельнос-ти

Обсуждение результатов работы в группах (группы формируются из 4-х человек).

- На основании изученного, сделайте вывод:  Какими специфическими чертами обладают вирусы? (отличия вирусов от живых организмов)

Вывод (формулируют обучающиеся):

  1. Вирусы имеют очень маленькие размеры, различимы в электронный микроскоп.
  2. Имеют простое неклеточное строение: нуклеиновая кислота + белки.
  3. Наследственный материал вирусов представлен либо ДНК, либо РНК.
  4.  Генетический материал вирусов, попав в клетку организма-хозяина, начинает синтезировать собственные и-РНК и белки.
  5. Вирусы – внутриклеточные паразиты, вне клетки не способны к самовоспроизведению и осуществлению процессов обмена веществ.

 Физминутка. Дыхательные упражнения.

 Существуют специальные упражнения, которые помогают изменить  настроение, поведение и эмоции. Делать их нужно очень тихо, чтобы было слышно только ваше дыхание, и, конечно же с желанием. Сядьте, пожалуйста, удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Первое упражнение: сделайте глубокий вдох, представьте, что перед вами нарисован круг, медленно выдохните в него воздух (сделать 3 раза). Теперь представьте, что перед вами треугольник, подышите теперь в него. А теперь нарисуйте перед собой параллельные линии, подышите так, чтобы воздух проходил между линиями. Молодцы! Как настроение?

  1. Значение вирусов.

А теперь именно с этой здоровой нотки мы и перейдём к вопросу здоровья. Когда вирус поселяется в клетке, он заставляет работать её на себя и в результате этого в организме возникает то или иное заболевание. Вирусы вызывают огромное число заболеваний, как у растений, так и у животных и человека. Вирусных заболеваний человека очень много. Большинство из них у нас на слуху: полиомиелит, бешенство, ветрянка, герпес, гепатит, грипп, СПИД (демонстрация слайдов презентации).

- Что вы знаете о СПИДе? (ответы обучающихся, предположения)

Задание. Прочитайте  статью учебника «СПИД» (п.2.11, стр.82-84). Во время чтения сделайте пометки на полях

-Поставьте «V» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.

- Поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

- Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

  После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графам

«V»

«+»

«?»

Обобщение результатов работы в режиме беседы.

- Что нового вы узнали из этой статьи учебника?

- Какие вопросы у вас возникли?

- Оправдались ли ваши предположения?  (ответы обучающих-ся)

 

Прием «Сводная таблица»

Прием «Инсерт»

Рефлексия (размышление)

- А теперь давайте вернемся к нашим утверждениям.  Оцените их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Закончите работу на карточках, заполните вторую колонку таблицы (см. стадию вызов).

Выводы:
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему? (ответы обучающихся)

Заключение.

 По выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара:  Вирусы – это «плохие новости в упаковке из белка». Как вы думаете, почему он так сказал? Напишите дома эссе на эту тему.

Индивидуальное домашнее задание. Спрогнозируйте результаты деятельности  вирусов в живых организмах.

  1. Вирусы внедряются в наследственный материал многоклеточных организмов – последствия …?
  2. Вирусы, переходя от клетки к клетке, могут переносить гены между клетками одних и тех же или разных организмов – последствия …?

 Это мы обсудим на следующем уроке, приступив к изучению организменного уровня организации живых систем.

Прием «Верные и неверные утверждения»


Верные и неверные утверждения

До изучения  материала

(предположения)

После изучения материала

(ответы)

Вирусы – это мельчайшие живые организмы.

Вирусы представляют собой наследственный материал в защитной белковой оболочке.

Наследственный материал вирусов всегда представлен ДНК.

Вирусы – это неклеточные формы жизни.

Заражая клетку, вирусы всегда ее убивают.

Роль вирусов в жизни живых организмов всегда отрицательна.

Возбудителем СПИДа является вирус иммунодефицита человека.

Вирус СПИДа, попав в организм, постепенно убивает все его клетки.

Линия сравнения

Живые организмы

Вирусы

1.Размеры

2. Особенности строения

3.Генетический материал

4.Способность к размножению

5.Процессы жизнедеятельнос-ти

«V»

«+»

«?»

  1. Вирусы внедряются в наследственный материал многоклеточных организмов – последствия …?
  2. Вирусы, переходя от клетки к клетке, могут переносить гены между клетками одних и тех же или разных организмов – последствия …?

Вирусы – это «плохие новости в упаковке из белка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "« Вирусы – неклеточная форма жизни"

Урок для обучающихся 9 класса.  На уроке  учащихся  расширяют знания  о неклеточных формах жизни,   у них формируется  представление о внутриклеточных паразитах...

Урок "Вирусы как неклеточная форма жизни"

На данном уроке учащиеся получают  знания о строении вирусов и знакомятся с различными вирусными заболеваниями....

презентация к уроку "Вирусы"

презентация к уроку "Вирусы" биология 10 класс...

план урока "Вирусы"

план урока "Вирусы" биология 10 класс...

Презентация к уроку "Вирусы и бактериофаги"

Презентация к уроку "Вирусы и бактериофаги"...

Презентация к уроку "Вирусы" 9 класс

Данная презентация содержит материал и интересные факты по теме "Вирусы" и может быть использована при изучении темы в 9 и 10 классах. В презентации отображены сроение, свойства, открытие вирусов, вир...