Технологическая карта воспитания по технологии Н.Е Щурковой
учебно-методическое пособие по биологии на тему
Методика от "идеи к знанию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_tekhnologiya_n.e._shchurkova.docx | 51.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация педагогической технологии Н.Е. Щурковой
(технологическая карта воспитания, принципы воспитания)
Любая деятельность может быть организована педагогом и стать сильнейшим фактором воспитания, если она наполнена воспитательным содержанием, поэтому в центре профессионального сознания всегда находится в качестве объекта профессионального осмысления, профессионального прослеживания и профессиональной оценки именно то, чем способен наполнить активность детей педагог.
Большую часть времени в деятельности педагога, занимает деятельность, организуемая им на уроке при освоении содержания определенного предмета. Эта деятельность может стать сильнейшим фактором воспитания, если она наполнена воспитательным содержанием: если знания формируются на уровне истины; если ценностные отношения проживаются на уровне идеи; если практические действия конструируют ценностный опыт.
Знания являются обеспечивающим формирование отношений к миру содержанием воспитательного процесса. Но в конкретном частном проявлении, в виде факта знание, ограниченное частной ситуацией, не имеет для формирующейся личности жизненного значения. Знание приобретает личностный смысл лишь на уровне истины, открывшейся школьнику. Поэтому содержанием воспитания является знание на уровне истины.
Умения как инструментальное содержание воспитательного процесса становятся личностно значимыми при условии включения их в жизненный опыт личности. Субъекту важно приобретать жизненный опыт. Поэтому умения в воспитательном содержании преобразуются в опыт детей, жизненно важный.
Отношения составляют основную и центральную часть содержания воспитания. Но и ценностные отношения, проживаемые в конкретной ситуации, становятся жизненно важными лишь при восхождении на уровень идеи, ибо для построения собственной жизни субъекту необходима постоянная ценностная ориентация. Поэтому отношения на уровне идеи обретают роль содержания воспитания.
Реализация технологической кары воспитания на уроке требует от учителя владения следующими важнейшими профессиональными операциями педагогической деятельности:
– педагог выявляет определенную объективную закономерность, называемую истиной, восходя «от научного факта к явлению, от научного явления к закономерности».
Пример 1. Урок «Папоротники»
При изучении размножения и развития папоротников учитель предлагает рассмотреть лист папоротника со спорангиями и предположить, чем является многолетнее растение папоротника: спорофитом или гаметофитом. Таким образом, устанавливается факт, «что многолетнее растение папоротника является спорофитом».
Затем, отвечая на вопрос: каким же образом происходит размножение и развитие папоротников, обеспечивающее их меньшую зависимость влажных мест обитания, на основе сравнения с жизненным циклом мхов учащиеся вновь сталкиваются с явлением смены поколений:
«Развитие папоротников происходит со сменой поколений: спорофита и гаметофита, причем в жизненном цикле папоротника преобладает спорофит».
В конце урока, на основе обобщающей беседы, учитель вскрывает общебиологическую закономерность: «Таким образом, можно заметить, что эволюция высших растений идет в направлении увеличения доли спорофита и редукции гаметофита. И, как мы увидим и при изучении голосеменных и покрытосеменных растений, автономизации онтогенеза».
– педагог формулирует идею, проживая вместе с детьми ценностное отношение и выходя на обобщение «от жизненного факта до жизненного явления, а в жизненном явлении обнаруживая закономерность жизни».
Пример 2 Урок «Папоротники»
При подготовке учащихся к восприятию новой темы «Папоротникообразные» можно зачитать отрывок из повести Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала». Главный герой повести идет в лес, чтобы увидеть цветок папоротника, цветущего раз в году в ночь накануне Ивана Купала, и отыскать клад. По ходу чтения вскрывается факт: цветок действительно указал на железный сундук с золотом. Но нечистая сила потребовала за богатство крови человеческой. И Петро «Как безумный, ухватился он за нож, и безвинная кровь брызнула ему в очи…
На основе обобщения фактов раскрывается жизненное явление: Но добытое такой ценой золото не принесло счастья в дом Петра и его жены Пидорки. «Ведь и в самом деле, не прошло и месяца, Петруся никто узнать не мог… Сидит он на одном месте, и хоть бы слово с кем… Пидорка дала себе обет идти на богомолье; собрала оставшееся после отца имущество, и через несколько дней ее точно уже не было на селе».
Обнаруживая в этом явлении закономерность жизни можно сделать вывод: Народная мудрость гласит: не будет добра от богатства, добытого не собственным трудом. Расплачиваться придется если не сразу, то в следующих поколениях.
– педагог организует совместную деятельность или отдельные действия, адекватные истине и идее, научая детей реальному выражению практического воплощения свободного выбора путем профессионального метода «от картинки действия – к инструкции для действия – от инструкции для действия – к реальному действию».
Пример 3. Урок «Движение крови по сосудам»
Проводя лабораторную на тему «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки», и, определяя по формуле относительное увеличение частоты пульса, учитель в ходе беседы выясняет, что это умение пригодится в обыденной жизни. Вместе с учениками находит примеры такого применения. Например, если дома занимаешься гимнастикой или выполняешь определенную физическую нагрузку, то, определив, пульс легко выяснить: нагрузка велика, оптимальна или недостаточна. Ведь чрезмерные нагрузки вредны для здоровья, а иногда и опасны.
Воплощению технологической карты воспитания на каждом конкретном уроке способствует применение определенных принципов воспитания: принципа субъектности, принципа ценности, принципа системности, принципа амплификации, принципа «здесь и сейчас», принципа поля личностного влияния, принципа свободы выбора.
Принцип субъектности означает направленность воздействия педагога на сознание воспитанника, на возбуждение самостоятельного осмысления происходящего и связей своего «Я» с реальным миром предметов и людей, событий и явлений. Осмысление связей «Я» субъекта возбуждается посредством проведения рефлексии, самооценки и самоанализа проживаемого периода жизни, события, действия. Поэтому любое воздействие на учащихся должно содержать в себе апелляцию к разуму.
Прекрасным средством инициирования субъектности является предложение высказать свое мнение и уважительное отношение к высказанному мнению.
Также эффективна методика «договора» для развития субъектности школьника. Обычно это оформляется в парадигмах «когда…, то я…» или «если мы…, то я…» .
Пример 3. Урок «Папоротники»
На уроке по теме «Папоротники», говоря о значении папоротников, следует отметить:
Принцип ценности предполагает выявление и раскрытие для воспитанника ценностного содержания окружающего мира, «распредмечивание» предметов и вещей, обнаружение в них социального значения и личностного смысла. Инструкцией к операции «распредмечивания» могло бы служить следующее: «Посмотри на объект с точки зрения жизни человечества на земле» – он тогда обретает ту значимость, которой ранее не обладал для тебя».
Пример 4 Урок «Папоротники»
Говоря о значении папоротников, следует отметить:
«С огромным уважением мы должны относиться и к современным папоротникам, произрастающим в тени наших лесов. Они придают лесу неповторимый вид и создают определенный микроклимат, к которому приспособились и животные и растения. Произрастая по краям тенистых оврагов, они укрепляют почвы. Папоротник азолла применяется на рисовых полях для фиксации атмосферного азота. Многие папоротники, являясь ядовитыми, не поедаются животными, но некоторые виды используются как лекарственное сырье. Так, щитовник мужской издавна использовался в народной медицине для борьбы с ленточными паразитами. А молодые листья Орляка обыкновенного применяются в пищу. Ценность молодых листьев состоит в том, что они хорошо выводят из организма радионуклиды».
Принцип подразумевает также и «опредмечивание» отношений, то есть воплощение ценностного отношения в реально осязаемые материализуемые формы: в действия, слова, предметы, поступки – в то, что доступно ощущениям и восприятию людей.
Принцип системности ориентирует педагога на личностную целостность человека как носителя социальных отношений.
Чтобы реализовать общий принцип целостности в момент взаимодействия с детьми, надо помнить о том, что жизнь проживается сейчас. Жизнь идет «здесь и сейчас», и« какова она «здесь и сейчас», таковым будет ее продолжение в будущем. Жизненный опыт, который набирает человек в детстве, есть база для выстраивания жизненного здания.
Реализация принципа целостности имеет свои трудности для педагога: приходится одновременно апеллировать к разуму воспитанников, эмоциям и воле.
Принцип амплификации – технологический принцип, требующий выстраивания яркой внешней формы воздействия на воспитанников. Амплификация требует выпуклого, образного выражения отношения. Амплифицировать – это чуть-чуть больше добавить выразительных средств, чем в обыденной действительности. Например: сказать «замечательно, красиво, отлично, великолепно, удивительно» и при этом мимически выразить истинный восторг, удивление…
Пример 5 Урок «Папоротники»
Раскрывая значение папоротников, особенно следует обратить внимание на роль древних папоротников в образовании энергетических ресурсов планеты:
«Когда-то такие гигантские, вечнозеленые папоротники были широко распространены по всей Земле, образуя сумрачные, влажные первобытные леса. Именно из таких лесов образовались залежи каменного угля, который мы используем и как топливо и как сырье для химической промышленности. Ведь это удивительно, мы используем энергию солнечного луча, упавшего на землю миллионы лет тому назад».
Интонационная выразительность, яркая пластика, адекватная внутренним отношениям, точная поза создают образность проживаемому отношению и обладают силой эмоционального заражения.
Формулировка принципа «здесь и сейчас» включает в себя следующее: «здесь и сейчас сделай то, что ты говоришь», «здесь и сейчас скажи то, что ты считаешь нужным или что ты хотел бы сказать человеку», «здесь и сейчас поторопись сделать то, что нужно было бы сделать на этой земле, а то не успеешь»…
Пример 6. Урок «Папоротники»
Завершая повествование о многообразии и значении папоротников, учитель инициирует высказывания учащихся об их личном участии в осуществлении действий по охране растений:
«Давайте подумаем, как же быть, если нам захотелось собрать прекрасный букет и украсить его листьями папоротника и, в тоже время мы знаем, что их следует охранять в природе, и прямо сейчас сформулируем правила, которыми будем руководствоваться в жизни».
Принцип поля личностного влияния указывает на роль влияния личности педагога на личность ребенка. Введение этого термина устраняет ложное представление о профессиональных операциях педагога как о самоценном факторе воспитания. Операции – лишь средство, не более того. Немаловажно, какой человек пользуется этим средством. Яркая личность окрашивает операцию в яркие сильные краски и увлекает детей во взаимодействие с прекрасным миром. «Поле» ценно тем, что его влияние незримо, тонко и плодотворно.
Принцип свободы выбора – технологический принцип, напоминающий педагогу о праве ребенка производить ежемоментный выбор и о необходимости создавать для ребенка непрерывающуюся ситуацию, когда такой выбор он станет производить самостоятельно.
Принцип свободы выбора чрезвычайно тонок и сложен. В нем скрыта проблема свободы человека. Свобода – относительна. С точки зрения объективной, свобода – это предоставление права субъекту производить выбор. С точки зрения субъективной, свобода – это произведение выбора при осознании его последствий. Педагог раскрывает детям значимость того, что им предстоит делать, показывает последствия организуемой деятельности, а затем инициирует личный выбор.
Пример 7.
При изучении любой темы радела «Человек и его здоровья» учащихся можно поставить перед проблемой выбора здорового стиля жизни. Так перед изучением темы «Размножение и индивидуальное развитие организма» можно спросить: «Хотите ли вы быть счастливыми и что вы под этим понимаете?» После выслушивания ответов легко подвести под понимание того, что одним из слагаемых счастья и условием жизненного успеха является здоровье индивида и членов его семьи, прежде всего детей. А здоровье ваших детей и даже внуков зависит от вашего здоровья и образа жизни. Далее, после объяснения овогенеза, сперматогенеза и влияния алкоголя, никотина и др. вредных веществ на гаметы и развивающийся зародыш (с привлечением цифр и фотографий) показать всю ответственность перед следующими поколениями за те вредные привычки, от которых не желает избавляться человек и человечество в целом.
Ведь когда ребенку предоставляется «свободный выбор», то никак не подразумевается, что данный выбор будет производиться на уровне невежества или импульсивности натуры человека. Этот выбор производит человек, поднявшийся на уровень осмысления проблемы жизни и решения этой проблемы на уровне истинных ценностей, то есть, в контексте современной для него культуры и на основании накопленного человечеством практического опыта.
Глава 7 Современный урок биологии
Приложение № 6
Образец оформления плана–конспекта урока с введением
условных обозначений компонентов содержания образования
В конспекте урока введены условные обозначения элементов технологической карты и принципов воспитания, реализуемых на уроке:
Технологическая карта воспитания
Знания на уровне истины
Ф – факт; Я – явление; З – закономерность
Отношения на уровне идеи
Ф – факт; Я – явление; З – закономерность
Принципы воспитания
С – принцип субъектности; Ц – принцип ценности;
А – принцип амплификации; ЗиС – принцип «здесь и сейчас»
Для того чтобы учащиеся могли «снять образ» правильного учебного действия с применением интеллектуальных приемов уже в процессе объяснения нового материала учителем структурируется учебный материал в соответствии с определенными приемами умственной деятельности. В предлагаемом конспекте урока при объяснении нового материала используются описательный рассказ, построенный в соответствии с приемом анализа и синтеза, объяснительный рассказ, построенный на основе обобщения и установления причинно-следственных связей. Кроме того показана логическая структура повествовательного рассказа и бесед: вводной, разъяснительной и обобщающей. Структурные элементы рассказов обозначены арабскими цифрами.
Структура повествовательного рассказа
1. Завязка. 2. Кульминация. 3. Развязка
Структура описательного рассказа
1.Значение.
2. Топография.
3. Внешний вид.
4. Внутреннее строение, основные части и их подразделение.
5. Внутреннее строение с указанием взаимосвязи строения и функций. Успешное выполнение функций в результате приспособительных особенностей строения.
6. Взаимосвязь частей между собой, указание адаптивных черт строения и функций.
Структура объяснительного рассказа
1. Постановка вопросов: «Почему? Как? Каким образом?»
2. Объяснение с элементами разъяснительной беседы и проверкой усвоения вопросами. Изложение, связанное с ответами на вопросы: «почему, как, каким образом?»
3. Формулировка ответа на поставленный вопрос в ходе обобщающей беседы.
Кроме того, в конспекте урока выделены курсивом предполагаемые ответы учащихся. Последний этап повествовательного рассказа совпадает с первым этапом описательного, поэтому он обозначен соответственно 1.3.
Тема урока: «Папоротники»
Образовательные задачи урока: обеспечить в ходе урока усвоение знаний о строении, размножении и развитии и значении папоротникообразных, закрепление следующих основных понятий: жизненный цикл, спорофит, гаметофит, спора, архегонии, антеридии, оплодотворение, зигота.
Воспитательные задачи урока: для воспитания у учащихся таких нравственных качеств, как честность, трудолюбие сделать акцент на том, что благосостояние человека должно зависеть только от его труда; применяя принципы ценности, амплификации, субъектности содействовать формированию ценностного отношения к природе.
Развивающие задачи урока: развивать у учащихся такие интеллектуальные умения как анализ и синтез (структура описательного рассказа), установление причинно-следственных связей (объяснительный рассказ и обобщающая беседа); развивать эмоции учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности, использовать яркие примеры, иллюстрации, воздействующие на чувства школьников.
Тип и вид урока: Урок изучения нового материала.
Методы, приемы и средства обучения | Ход урока |
Вводная беседа | I. Подготовка к восприятию 1. С каким отделом высших споровых растений вы познакомились на предыдущих уроках? (Мохообразные) 2. Каких представителей отдела вы изучили? (печеночные, зеленые, сфагновые мхи) 3. Где они встречаются и почему? (болота, влажные луга, тенистые леса, берега водоемов) 4. Какими жизненными формами представлены и почему? (травами, слабо развиты механические элементы и для размножения необходимо достаточное количество воды) 5. Какое поколение, половое (гаметофит) или бесполое (спорофит) преобладает в жизненном цикле мохообразных? (гаметофит) |
II. Изучение нового материала 1. На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучать высшие споровые растения, среди которых выделяются представители отдела папоротникообразные. Это древнейшая группа настоящих наземных растений, известная с девонского периода. Расцвета они достигли в конце палеозойской, начале мезозойской эры. Наибольшую роль в сложении растительного покрова Земли играли крупные древовидные папоротники, входившие в состав каменноугольных лесов. Не правда ли, этот сказочный лес вызывает в памяти эмоциональные переживания, связанные с древними сказками и легендами. Одна из таких описана Н.В. Гоголем в повести «Вечер накануне Ивана Купала». Главный герой повести ради золота идет в лес, чтобы увидеть цветок папоротника, цветущего раз в году в ночь накануне Ивана Купала, и отыскать клад | |
Повествовательный рассказ | |
Рис. Лес каменноугольного периода | |
«Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая движется. В самом деле чудно! Движет и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. «Теперь пора!» – подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все стихло». | |
Ф | Цветок действительно указал на железный сундук с золотом. Но нечистая сила потребовала за богатство крови человеческой. И Петро «Как безумный, ухватился он за нож, и безвинная кровь брызнула ему в очи…» |
Я | Но добытое такое ценой золото не принесло счастья в дом Петра и его жены Пидорки. «Ведь и в самом деле, не прошло и месяца, Петруся никто узнать не мог… Сидит он на одном месте, и хоть бы слово с кем… Пидорка дала себе обет идти на богомолье; собрала оставшееся после отца имущество, и через несколько дней ее точно уже не было на селе». |
З | Народная мудрость гласит: не будет добра от богатства, добытого не собственным трудом. Расплачиваться придется если не сразу, то в следующих поколениях. |
Рисунок 1 Ужовник обыкновенный и гроздовник простой | Возникновение этой легенды связано, возможно, с тем, что у некоторых видов папоротник, например ужовник обыкновенный и гроздовник простой, одна часть листа выполняет функцию фотосинтеза, а другая – спороношения. Спороносная часть листа похожа на нераскрывшийся бутон цветка. |
Демонстрация гербария и рисунков с изображение папоротников | 2. В современных лесах умеренной зоны, в том числе в Брянской области встречаются эти виды папоротников. Всего у нас произрастает 12 видов папоротников: орляк, щитовник мужской, кочедыжник женский, голокучник Линнея, страусник, ужовник, гроздовник, телиптерис, асплениум, сальвиния, пузырник. Все они представлены многолетними травянистыми растениями с подземными корневищами, за исключением сальвинии плавающей. Для них характерна периодичность в развитии, приуроченная к смене времен года. |
Гораздо разнообразнее жизненные формы папоротников влажных тропических и субтропических лесов. Так, замечательные папоротники растут в долине реки Семлики, начинающейся в отрогах мощного горного хребта Рувензори (Африка) на протяжении 65 км под защитой горного хребта скапливаются туманы и пары, так как нет ветра (благодаря долинам и горам) Медленно ползут туманы вверх и, охлаждаясь там, льют обильными дождями. В долине все время стоит ровное тепло. Земля непрерывно испаряет влагу. Воздух, почва – все напоено теплой влагой. Дым от костров ест глаза путешественникам, потому, что он стелется по земле: пары не пускают его к верху, а горы в стороны. Естественная оранжерея... Не мудрено, что растительность в долине реки Семлики кажется искусственно собранной сюда со всех теплиц мира, здесь прекрасно чувствуют себя папоротники, но не скромные папоротники наших лесов, а древовидные. Они образуют настоящие рощи по узким лощинам, вздымая свои стволы до девяти метров в вышину. | |
А | Когда-то такие гигантские, вечнозеленые папоротники были широко распространены по всей Земле, образуя сумрачные, влажные первобытные леса. Именно из таких лесов образовались залежи каменного угля, который мы используем и как топливо и как сырье для химической промышленности. Ведь это удивительно, мы используем энергию солнечного луча, упавшего на землю миллионы лет тому назад. |
С | Выскажите свое мнение, как мы должны относиться к тому богатству, которым нас одарила природа? |
Повествовательный рассказ, переходящий в описательный рассказ Ц | 1. 3. С огромным уважением мы должны относиться и к современным папоротникам, произрастающих в тени наших лесов. Они придают лесу неповторимый вид и создают определенный микроклимат, к которому приспособились и животные и растения. Произрастая по краям тенистых ущелий, они укрепляют почвы. Папоротник азолла применяется на рисовых полях для фиксации атмосферного азота. Многие папоротники, являясь ядовитыми, не поедаются животными, но некоторые виды используются как лекарственное сырье. Так, щитовник мужской издавна использовался в народной медицине для борьбы с ленточными паразитами. А молодые листья Орляка обыкновенного применяются в пищу. Ценность молодых листьев состоит в том, что они хорошо выводят из организма радионуклиды. |
С | Зная значение и ценность папоротников, давайте договоримся, что мы не будем бездумно срывать эти растения в лесу, а если придется заготавливать лекарственное сырье, то будем пользоваться рекомендациями ученых. |
Среди папоротников Брянских лесов редкими являются: страусник, ужовник, гроздовник, сальвиния. Кроме того, эти удивительные древние растения доставляют нам радость в букетах цветов, особенно осенью, когда листья орляка, например, окрашиваются в золотистые и пурпурные тона. Или роскошные комнатные папоротники: нефролепис, многоножка золотистая, венерин волос. | |
С | Давайте подумаем, как же быть, если нам захотелось собрать прекрасный букет и украсить его листьями папоротника и, в тоже время мы знаем, что их следует охранять в природе, и прямо сейчас сформулируем правила, которыми будем руководствоваться в жизни. |
Фотография с уголком сада | Конечно, мы можем сами выращивать эти удивительные растения, создавая неповторимый вид своему саду, дачному участку, лоджии… |
2. Ныне живущие папоротники распространены на всех континентах, встречаясь в самых разнообразных экологических условиях. Однако ведущая роль по количеству, и по разнообразию жизненных форм принадлежит папоротникам влажных тропических и субтропических лесов, где многие семейства находятся в расцвете формообразования, где разнообразие жизненных форм чрезвычайно велико: – много наземных видов, большинство из которых имеют длинные, стелющиеся побеги. Но есть и такие, которые имеют клубневидные стебли диаметром до 1 м, от которого отходят рассеченные листовые пластинки до 6 метров длиной. – наиболее многочисленны и многообразны эпифитные папоротники. Вездесущие эпифиты встречаются на моховых подушках, на стволах и в кронах деревьев. – значительно меньше папоротников лиан. Наибольший интерес представляет род лигодиум, имеющий уникальную жизненную форму листовой лианы. – изящные рощи образуют древовидные папоротники. Отдельные папоротники достигают 25 метров, при диаметре ствола до 50 см., на вершине которого образуется раскидистая ажурная крона из перистых листьев. – в тропических и умеренных областях встречаются пресноводные папоротники рода сальвиния и азолла. 3. При всем разнообразии внешнего вида почти всегда можно отличить папоротники от других растений по крупным, часто рассеченным листовым пластинкам, похожим на перья птиц. Что нашло отражение в названиях папоротников. Термин папоротник является производным древнеславянского «папорот» или крыло птицы, а названия папоротников страусник и орляк прямо указывает, что наши предки давно обратили внимание на это сходство. Но встречаются и папоротники с цельными и нитевидными листьями. | |
Разнообразны папоротники и по размерам: самые мелкие наземные папоротники имеют длину от 3–4 мм, а древовидные достигают, как мы уже отмечали, 25 м. Но по существу, они представляют собой гигантские травы. | |
Рисунок 2 Внешнее строение папоротника | 4. Как у настоящих наземных растений, приспособленных к жизни на суше, тело папоротника делится на корень (орган минерального питания) и побег (орган воздушного питания). Корень обеспечивает растение водой и минеральными солями, а побег синтезирует органические вещества. Побег образован стеблем и листьями. Основная функция листьев: фотосинтез и спорообразование, а стебля – транспорт веществ и вынос листьев на поверхность. Однако вегетативные органы папоротников способны превращаться друг в друга, так же очень сходно анатомическое строения стеблей, черешков листьев и корней, что указывает на единство происхождения всех вегетативных органов и древность папоротников. |
Рисунок 3 Поперечный срез стебля папоротника | 5. Поэтому анатомическое строение органов рассмотрим на примере стебля. Роль стебля является сравнительно второстепенной: он является посредником в передвижении веществ между двумя важнейшими органами корнем и листом. У большинства папоротников стебель короткий, от него отходит розетка листьев, как правило, отмирающих осенью, но оставляющих расширенные основания, которые плотным чехлом окружают довольно тонкий стебель и образуя вместе с ним корневище. На поперечном срезе хорошо различима внешняя кора и проводящие пучки, расположенные в паренхиме. Проводящие пучки состоят из ситовидных клеток (1) и трахеид (2). Механическая прочность достигается за счет механической обкладки вокруг проводящих пучков и иногда внешняя кора состоит из механической ткани. Какие же особенности строения обеспечивают выполнение стеблем его функций? – транспортной (Наличие проводящей системы) – увеличение поверхности растения путем ветвления, выноса листьев и выгодного их расположения (развитие механической ткани) |
Рисунок 2 Внешнее строение папоротника (строение листа папоротника) | Листья. Листья папоротников очень специфичны и носят название вайи. Для них характерен длительный рост вершины, проявляющийся в образовании улитки. В строении листа выделяют черешок и листовую пластинку. Продолжение черешка в листовой пластинке называют рахисом. Листовая пластинка имеет разнообразные размеры, форму, цвет. Наиболее типична дважды, трижды и более перисторассеченная листовая пластинка. А боковые доли рассеченных листьев первого и последующих порядков называют соответственно перьями и перышками. Характерно, что во влажных тропических лесах цельными листьями обладают, как правило, мелкие папоротники, а все крупные папоротники имеют рассеченную листовую пластинку. Это, по-видимому, связано с тем, что мощные потоки воды при тропических ливнях свободно проходят сквозь рассеченную листовую пластинку, не нарушая ее целостности. У большинства видов папоротников листья совмещают две функции: фотосинтеза и спороношения. Как вы думаете, какие особенности строения связаны с выполнением названных функций? (С фотосинтезом связано наличие хлоропластов, обусловливающих зеленую окраску листьев и широкая листовая пластинка, обеспечивающая более полное использование света под пологом леса. Спороношение обеспечено наличием спорангиев на нижней поверхности листьев.) |
Корень. Зародышевый корень у папоротников быстро отмирает, и на его смену появляются придаточные корни, возникающие на стебле. От настоящих придаточных корней семенных растений корни папоротников отличаются тем, что не могут закладываться на уже сформированных частях побега. У некоторых видов папоротников корни, загибаясь вверх, способны превращаться в олиственные побеги. | |
Ф | 6. Корень, как орган минерального питания, поглощает из почвы воду и минеральные соли, которые по проводящей системе корня, стебля и листа поступают во все органы папоротника. Сам корень использует готовые органические вещества, синтезируемые в листьях и поступающие ко всем органам растения по проводящим пучкам. |
Я | Таким образом, отдельные органы папоротников связаны между собой и анатомически и физиологически и морфологически, обеспечивая функционирование организма как единого целого. |
З | Докажите, что организм папоротника, как и любого растения – это открытая биологическая система, закончив схему или прокомментировав схему. |
поступление из внешней среды | обмен веществ в организме | выделение во внешнюю среду |
О2 | дыхание | СО2 |
СО2 + Н2О | фотосинтез ⇨ орг. в-ва | О2 |
мин. в-ва (азот) | обменные процессы | продукты метаболизма |
Таким образом, морфологическое и анатомическое строение папоротников эволюционно более совершенно и объясняет их более широкое распространение и многообразие. | |
Объяснительный рассказ с разъяснительной беседой и и синхронным монтированием аппликаций, отражающих цикл развития папоротников Рисунок 4 Жизненный цикл папоротника | 1. Каким же образом происходит размножение и развитие папоротников, обеспечивающее их меньшую зависимость от влажных мест обитания? Как и у всех высших растений развитие папоротников происходит со сменой поколений, спорофита и гаметофита. 2. Какое поколение называют гаметофитом? (половое гаплоидное поколение, на котором формируются половые клетки: яйцеклетки и сперматозоиды) Какое поколение называют спорофитом? (бесполое диплоидное поколение, на котором формируются споры) Чем представлено половое поколение мхов? (зеленое травянистое растение) Что собой представляет бесполое поколение мхов? (коробочка на ножке, живущая на спорофите) Какое поколение преобладает в жизненном цикле мхов? (гаметофит) Давайте выясним, какое поколение преобладает в жизненном цикле папоротников. Для ответа на этот вопрос следует определить, чем является многолетнее растение папоротника: гаметофитом или спорофитом? Посмотрите на лист нефролеписа, щитовника мужского, что располагается на нижней стороне листа? (Правильно, как мы уже отмечали это спорангии, собранные в сорусы) |
Ф | Поэтому мы можем утверждать, что многолетнее растение папоротника является спорофитом, который преобладает в жизненном цикле папоротника. |
А что возникает в спорангиях высших растений в результате мейотического деления? (споры). |
У папоротников созревшие спорангии лопаются и разбрасывают созревшие споры. Для прорастания спор необходимы влага, положительные температуры, определенная кислотность почв, свет определенной интенсивности. Попав в благоприятные условия, спора прорастает и дает начало половому поколению. Гаметофит представляет зеленую пластинку сердцевидной формы размером в несколько миллиметров, прикрепляющуюся к почве ризоидами. Как называются органы размножения, развивающиеся на гаметофите? (антеридии и архегонии). Правильно и у папоротников на нижней стороне пластинки среди ризоидов развиваются антеридии, у вершины пластинки формируются архегонии. Как называются половые клетки, формирующиеся в антеридиях? (сперматозоиды) А в архегониях? (яйцеклетки) Располагаясь на одном заростке, яйцеклетка и сперматозоиды созревают не одновременно, чем обеспечивается перекрестное оплодотворение. Какой процесс называется оплодотворением? (слияние яйцеклетки и сперматозоида с образованием диплоидной зиготы). Как происходит процесс оплодотворения у мхов и что является обязательным условием его протекания? (Оплодотворение происходит во время дождя или обильной росы. По воде сперматозоид подплывает к архегонию и, проникая в него, сливается с яйцеклеткой). Папоротникам для оплодотворения вода тоже необходима, но, вследствие малых размеров прилегающего к земле заростка, достаточно и капли конденсированной росы. Кроме того, заросток живет, как правило, не долго, поэтому, в целом, в жизненном цикле папоротников приуроченность к влажным местам обитания ослабевает. Какое поколение развивается из зиготы? (бесполое). У папоротников из оплодотворенной зиготы так же развивается диплоидный спорофит. Вначале он использует и питательные вещества заростка, постепенно превращаясь в самостоятельное растение, на котором со временем созревают споры. | |
Итак, мы проследили цикл развития папоротников от споры до споры и вновь попытаемся ответить на поставленный в начале изучения размножения папоротников вопрос: | |
Обобщающая беседа | 3. Каким же образом происходит размножение и развитие папоротников, обеспечивающее их меньшую зависимость влажных мест обитания? |
Я | – Развитие папоротников происходит со сменой поколений: спорофита и гаметофита Какое поколение преобладает? (спорофит) К чему приводит преобладание спорофита? (Спорофит как диплоидное поколение, обладает большим генетическим потенциалом и более сложным строением (наличие проводящей системы, хорошо развитая механическая ткань, наличие настоящих корней). Поэтому папоротники могут жить не только в условиях повышенного увлажнения и могут достигать больших размеров). К чему приводит редукция гаметофита до небольших размеров заростка? (Для осуществления процесса оплодотворения не нужно много воды). |
З | Таким образом, можно заметить, что эволюция высших растений идет в направлении увеличения доли спорофита и редукции гаметофита. И, как мы увидим и при изучении голосеменных и покрытосеменных растений, в направлении автономизации онтогенеза. |
III. Домашнее задание: § N… |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по технологии РКМ "Решение задач по генетике" с презентацией и самоанализом
Сформировать понятие о прямой зависимости самочувствия и работоспособности человека от планирования видов деятельности в соответствии с циркадными и циркадианными ритмами....
Технологическая карта воспитания по ФГОС
Технологическая карта воспитанияТема: Hedgehog Bob and his friends (Ёжик Боб и его друзья)....
Технологическая карта урока по технологии в 6 классе в соответствии с ФГОС по теме «Технология приготовления первых блюд».
1.Изучить классификацию первых блюд, особенности технологии приготовления. 2.Формирование универсальных учебных действий....
Технологическая карта урока в технологии деятельностного метода с применением технологии формирующего оценивания.
Тип урока: урок общеметодологической направленности. Класс: 10. Тема: Логарифмические выражения. Технологии: формипующее оцениване и деятельностный метод....
ДОКЛАД на МО учителей технологии №2 01.11.2018 по теме «Особенности работы с технологическими картами на уроках технологии (швейное дело)»
В изученной мною методической литературе указывается на то, что наглядные пособия и инструкционно-технолгические карты в коррекционной школе должны применяться с учётом особенностей восприятия детей и...
Технологическая карта занятия по технологии по теме " Технология обработки конструкционных материалов"
Ознакомить учащихся с видами кормушек и сформировать навыки по их вполнению, соблюдая технологическую последовательность....
Признаки параллелограмма. Геометрия. 8 класс. Технологическая карта урока с технологией проблемного обучения и игровыми технологиями.
Урок геометрии в 8 классе "Признаки параллелограмма" с использованием технологии проблемного обучения и игровых технологий....