Урок биологии в 10 классе тема: "Митоз- деление соматических клеток". Учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1 Архипкина А.П.
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Урок на тему " Митоз- деление соматических клеток". Эпиграф: "Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью" Л.Н. Толстой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_mitoz-delenie_somaticheskikh_kletok.docx | 181.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Куркинская СОШ №1
Урок биологии в 10 классе на тему;
«Клетка-единица роста и развития организмов.
Митоз- деление соматических клеток».
Учитель биологии, первой категории,
МОУ Куркинская СОШ №1
Архипкина А.П.
27.01.2010г.
Семинар руководителей образовательных учреждений по проблеме:
«Информатизация как условие эффективности контрольно-аналитической деятельности».
П. Куркино.
Тема урока
«Клетка- единица роста и развития организмов. Митоз- деление соматических клеток».
Эпиграф: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Н. Толстой.
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о делении соматических клеток – митозе, научить распознавать фазы митоза.
Обучающие задачи:
-расширить кругозор знаний учащихся о типах деления клеток;
-сформировать и закрепить знания о митозе- способе деления соматических клеток, интерфазе, её периодах и происходящих в них процессах при подготовке клетки к делению, механизме митоза, обеспечивающем равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками.
Развивающие задачи:
-продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи;
-формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной проблемы.
Воспитывающие задачи:
-сформировать познавательный интерес к предмету;
-развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.
Педагогические технологии:
-ИКТ;
-диалоговые технологии
Методы: словесно- наглядные, проблемные, поисковые, исследовательские.
Оборудование:
-таблицы «Митоз», «Хромосомный набор организмов»;
-динамическое пособие «Митоз»;
-компьютер, мультимедийный проектор, презентация;
-микроскоп, микропрепараты «Кариокинез в клетках корешка лука».
Ход урока
I.Организационная часть.
Актуализация знаний. (Фронтальная беседа).
- Какое значение имеет размножение?
- Какие формы размножения вам известны?
- Что такое деление?
- Назовите способы деления клеток. (Разгадывают таинственное письмо).
Амитоз. Митоз. Мейоз.
II. Изучение нового материала.
1.Клеточный цикл или жизненный цикл.
2.Митотичекий цикл. Слайд презентации.
3.Периолы митотического цикла; (слайд презентации)
-интерфаза;
-митоз – кариокинез;
-цитокинез.
4.Продолжительность митотического цикла, его зависимость от условий среды (температуры, питательных веществ, кислорода и др.).
5.Знаете ли вы…(Сообщение 1 учащегося).
Бактериальные клетки делятся каждые 20 минут, клетки кишечного эпителия –каждые 10 часов, клетки кончика корня лука – 20 часов. В красном костном мозге каждую секунду
Образуется 10 млн. эритроцитов, значит каждую секунду происходит 10 млн. митозов.
А только подумайте, сколько их произойдёт на этом уроке?
6.Знаете ли вы…(Сообщение 2 учащегося).
-Что в нервной ткани митозы крайне редки, т.к. в центральной нервной системе клетки перестают делиться уже в первые месяцы после рождения, а в красном костном мозге, эпителии кишечника, почечных канальцев они делятся до конца жизни. В среднем интерфаза длится 10-20 часов, а митоз 1-2 часа.
7.Что заставляет клетку делиться? Какие факторы побуждают клетку к митозу?
(Сообщение 3 учащегося).
-Точно не известно, но полагают, что большую роль играет соотношение объёмов ядра и цитоплазмы. По некоторым данным – отмирающие клетки продуцируют вещества, способные стимулировать деление клетки. Установлено, что под влиянием адреналина число делящихся клеток увеличивается.
8.Какие процессы происходят в интерфазе- периоде интенсивного синтеза веществ и роста?
9.Периоды интерфазы. Хромосомы. Формулы клетки. (Презентация.)
а) G1- пресинтетический 2n 2c
б) S – синтетический 2n 4c
в) G2- постсинтетический 2n 4c
10. Митоз. Фазы митоза. Кариокинез- деление ядра. Формулы клетки. (Презентация)
а) профаза 2n 4c
б) метафаза 2n4c 2n 2c
в) анафаза 4n 4c
2n 2c
г) телофаза 2n 2c
11.Цитокинез- деление цитоплазмы
а) животные клетки
б) растительные клетки
12.Биологическое значение митоза. (Таблица)
-увеличение числа клеток, рост организмов;
-размножение одноклеточных организмов;
-регенерация- восстановление повреждённых органов, тканей, восстановление утраченных тканей, органов у растений, низших животных;
- обеспечивается равноценное распределение генетического материала, хромосом между дочерними клетками т.е. дочерние клетки получают такое же количество хромосом, какое было в материнской. Если в соматических клетках человека 46. Сколько будет в дочерних?
У шимпанзе – 48? У мухи дрозофилы -8? У сазана – 104?
Как вы думаете, всегда ли происходит равномерное распределение хромосом при митозе?
13. Нет, не всегда. (Сообщение 4 учащегося, члена школьного научного общества). Работая над проблемами: по пересадке органов, сердечно-сосудистой системе, строением и значением нуклеиновых кислот, продуктов питания мы выяснили, что при нарушении нормального хода митоза в дочерней клетке может оказаться больше или меньше хромосом, чем в материнской и это может привести либо к гибели, либо существенным изменениям в жизнедеятельности клеток – возникновению мутаций.
А каковы причины этого?
Разные: условия среды, алкоголь, курение, наркотические вещества, генмодифицированные продукты питания, пищевые красители, пищевые добавки.
Вывод.
III.Закрепление
1.Определение фаз митоза на микропрепаратах «Кариокинез в клетках корешка лука» под
микроскопом. (Пр. р.)
2.Определение правильной последовательности фаз митоза. (Динамическое пособие «Митоз». Восстановите правильную последовательность фаз митоза. Докажите правильность своего решения.
Подведение итогов урока.
IV.Задание на дом: §17 (§20)
Творческое задание. Напишите сценарий многосерийного фильма на тему «Митоз».
С действующими лицами: интерфаза, митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза,
цитокинез, формулы клеток.
Приложение 1.
Инструкция.
Лабораторная работа по теме: «Деление клетки».
Цель:
-определить тип деления клеток,
-найти определённые фазы деления клеток,
-закрепить навыки выполнения лабораторной работы, работы с микроскопом.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты «Кариокинез в клетках корешка- кончика лука»
Ход работы.
1.Приготовьте микроскоп к работе.
2.Рассмотрите микропрепарат.
3.Определите тип деления клеток.
4.Наудите фазы деления, зарисуйте по одной клетке, подпишите название фазы.
5.Объясните, по каким признакам определили тип деления и фазу деления клетки.
6.Вывод.
Приложение 2.
Тест по теме: «Митоз- деление соматических клеток»
1.Когда происходит подготовка клеток к делению?
А. начинается в интерфазе;
Б. начинается в профазе;
В.начинается в интерфазе, заканчивается в профазе.
2.Какие фазы различают в митозе?
А. интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза;
Б. профаза, метафаза, анафаза, телофаза;
В. метафаза, анафаза, телофаза.
3. Что происходит с хромосомами в профазе?
А. деспирализация хромосом;
Б. хромосомы расходятся к полюсам;
В. хромосомы свободно располагаются в цитоплазме;
Г. Хромосомы спирализуются.
4. Какие изменения происходят в метафазе?
А. нити веретена деления прикрепляются к центромерам каждой хромосомы;
Б. нити веретена деления прикрепляются к концам хромосом;
В. хромосомы располагаются в плоскости экватора;
Г. хромосомы располагаются в цитоплазме без всякого порядка.
5. Что происходит в анафазе?
А. хроматиды расходятся к разным полюсам: одна – к одному полюсу, другая – к другому;
Б. хромосомы расходятся к разным полюсам: одна – к одному полюсу, другая – к другому;
В. хроматиды беспорядочно расходятся к полюсам;
Г. хромосомы беспорядочно расходятся к полюсам.
6. Что происходит в телофазе?
А. спирализация хромосом;
Б.. деспирализация хромосом;
В. образуется ядерная оболочка и ядрышко.
7. Каково биологическое значение митоза?
А. образуются клетки с гаплоидным набором хромосом в ядре;
Б. образуются клетки с диплоидным набором хромосом в ядре;
В. дочерние клетки имеют неодинаковую наследственную информацию;
Г. дочерние клетки имеют одинаковую наследственную информацию.
8. Чему равно число ДНК и число хромосом в дочерних клетках?
А. 1c2n;
Б. 2c2n;
В. 2c4n;
Г. 4c4n9.
9. Митоз – деление клетки:
А. прямое;
Б. непрямое;
В. полное;
Г. неполное.
10. Митозом делятся:
А. старые клетки;
Б. молодые клетки;
В. клетки, закончившие свое развитие;
Г. Раковые клетки.
В1 Из перечисленных органоидов и частей клетки выберите те, которые входят в аппарат деления клетки у многоклеточных животных.
1.Клеточная стенка
2.Ядерная мембрана
3.Центриоли
4.Жгутики
5.Веретено деления
6.Микротрубочки
В2 Запишите фазы митоза в правильном порядке
1-профаза
2-телофаза
3-анафаза
В3 Выберите процессы, происходящие в интерфазе митоза
1-синтез белков
2-уменьшение количества ДНК
3-рост клетки
4-удвоение хромосом
5-расхождение хромосом
6-деление ядра
Приложение 3.
Фазы митоза.
Фаза митоза,набор хромосом (n-хромосомы,с - ДНК) | Рисунок | Характеристика фазы, расположение хромосом |
Профаза 2n4c | Демонтаж ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, “исчезновение” ядрышек, конденсация двухроматидных хромосом. | |
Метафаза 2n4c | Выстраивание максимально конденсированных двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки (метафазная пластинка), прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом. | |
Анафаза 4n4c | Деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами). | |
Телофаза 2n2c | Деконденсация хромосом, образование вокруг каждой группы хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия). Цитотомия в животных клетках происходит за счёт борозды деления, в растительных клетках – за счёт клеточной пластинки. |
Приложение4
Приложение 5.
Интерфаза, ее периоды. Сущность периодов
Интерфаза
(interphasis; Интер- + греч. phasis проявление; син. интеркинез)
период жизненного цикла клетки между двумя митотическими делениями, в течение которого синтезируются вещества, необходимые для существования и последующего деления клетки, а также возникают специальные структуры в зависимости от ее функциональных особенностей.
Интерфаза состоит из трех периодов: пресинтетического, или постмитотического, — G1, синтетического — S, постсинтетического, или премитотического, — G2.
Пресинтетический период (2n 2c, где n — число хромосом, с — число молекул ДНК) — рост клетки, активизация процессов биологического синтеза, подготовка к следующему периоду.
Синтетический период (2n 4c) — репликация ДНК.
Постсинтетический период (2n 4c) — подготовка клетки к митозу, синтез и накопление белков и энергии для предстоящего деления, увеличение количества органоидов, удвоение центриолей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Открытый урок биологии по теме "Движение" 6 класс (УМК Н.И.Сонин) , автор учитель биологии Сизова С.В.
Открытый урок биологии по теме "Движение" 6 класс составлен в соответствии с Программой основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И...
Разработка урока по теме «Организм как единое целое» 6 класс (УМК Н.И.Сонин), автор учитель биологии Сизова С.В
Урок биологии в 6 классе по теме "Организм как единое целое" разработан по Программе основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина,...
Презентация к уроку биологии в 10 классе "Митоз- деление соматических клеток".Учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1 Архипкина А.П.
Презентация к уроку биологии в 10 классе "Митоз- деление соматических клеток", содержит слайды, раскрывающие процесс ы интерфазы, фазы митоза....
Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы) Смирнова Е.П., учитель биологии ГБОУ гимназия № 446
О неумолимом беге времени и неизбежных переменах в жизни людей, с ним связанных, писал А. Тарковский: « Всё меньше тех вещей, среди которых я в детстве жил, на свете остается&helli...
Презентация по биологии на тему "Митоз" (9класс)
Митотическое деление клетки...
Технологическая карта фрагмента урока Тема: Человеческие расы, их родство и происхождение. Учитель биологии Шишкина Ольга Александровна МАОУ «СОШ №7» г. Южноуральск
Технологическая карта урока составлена по программе И.Н. Пономарёвой, по учебнику биология 9 класс, под редакцией И.Н. Пономарёвой, М:- Вентана-Граф. Для урока биологии по теме Человечески...