Экологические мероприятия (Обмен опытом)
материал по биологии по теме
В данной статье я делюсь опытом работы районного методического объединения учителей биологии, химии и экологии. Чтобы преподавать учащимся законы природы, учителю нужно хорошо разбираться во всех процессах проявления жизни живых организмов, знать местную флору и фауну, а так же историю развития природы и человеческого общества. Рекомендуемые выездные семинары позволяют понять, как можно организовать работу с опытными учителями молодыми педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leskova_ekologicheskie_meropriyatiya.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ).
Лескова Т.В.
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Хабаровский торгово-экономический техникум», город Хабаровск
Для того, чтобы прививать учащимся экологическую культуру, формировать экологическую систему знаний, умений и мышления, необходимо, чтобы уроки проводились достаточно компетентными, увлеченными и неравнодушными педагогами. Работая руководителем методического объединения учителей экологии, биологии и химии, я стала инициатором проведения летних семинаров-практикумов для учителей района. Поделюсь опытом.
Целью одного из семинаров было: исследование видового разнообразия флоры и экологического состояния природы близ сел Шивки и Савватеево Нерчинского района Забайкальского края.
Задачи:
- Изучить многообразие местной флоры, в том числе растений: краснокнижники и растения – реликты;
- Найти растения, находящие на грани вымирания в вершине Борщевочного хребта;
- Исследовать карьер «Савватеевские копи»;
- Познакомиться с растениями – эндемиками близ сел Савватеево и Пешково.
Планируемый результат:
- Сделать фотовыставку из редких растений и растений – реликтов.
- Определить незнакомые растения. Сделать фотографии.
- Собрать минералы для школьной коллекции
- Подготовить творческий отчет на районную педагогическую конференцию.
В первый день наш маршрут пролегал от с. Калинино к Шивкинским столбам. Экскурсию возглавил кандидат педагогических наук, автор научных работ по краеведению Забайкалья учитель географии Филинов А.В. Шивкинские (или Стариковы) столбы - это из самых живописных уголков Нерчинского района, памятник природы местного значения. Изумительные, редкие по красоте и строению, покрытые лесом, каменные утесы вполне могли бы стать популярным туристическим маршрутом. Расположены они совсем рядом с небольшим селом Шивки, на правом берегу реки Шилка, недалеко от Нерчинска на высоте 860м над уровнем моря. Столбы особо почитали и местные забайкальские кочевники, как тунгусы, так и буряты. Почти на пике хребта, чуть ниже этих столбов, из каменной россыпи бьёт источник хрустально-холодной воды.
Путь был опасным и трудным, так как впереди находились препятствия в виде огромных россыпей камней метаморфического происхождения, образовавшихся в ледниковый период 340 млн. лет тому назад в мезозойскую эру. Преодолев утомительный, рискованный путь, мы оказались на самой высокой точке Борщевочного хребта. Перед нами раскрылся красивый пейзаж: долина реки Шилки как на ладони, а под ногами на обрывах скал - редкие растения: барбарис сибирский, лук алтайский, можжевельник раскидистый. Участникам экспедиции удалось запечатлеть реликты, пережившие ледниковый период.
Второй день семинара проходил под руководством заслуженного учителя географии Скороделовой Н.Я. из села Савватеево. Она проводила нас по лесной тропе в так называемое «Берендеево царство», где обитают их величество венерины башмачки, купальница Ледебура и лилия даурская, занесенные в Красную книгу Забайкалья.
Неописуемая картина открылась перед нами в долине села Пешково: популяция эндемиков: красиво цветущих пионов (марьиных кореньев) в виде бело-розового сплошного ковра и молочая Палласа ( мужика- корня). Об этом чудо-растении сложено немало мифов и легенд. Корнем молочая лечили со времен Чингиз-хана. Мужик-корень был не просто лекарством для народов Забайкалья, который выручал при самых сложных хворях, но и оберегом. Его ежегодно с особым почтением собирают старожилы Байкала. Проще сказать, какие болезни не лечит этот корень, чем перечислять его лечебные эффекты. В основном настойка корня помогает возвратить мужскую силу, лечит простатит, повышает иммунитет и также успешно используется при лечении онкологии. Об этом чудо-растении сложено немало мифов и легенд
Следующим объектом изучения были Савватеевские копи. Огромный интерес у участников экспедиции вызвала лекция об истории освоения самоцветов в царские времена. Расположены они в 4 км к юго-западу от села Савватеево. Здесь встречаются следующие камни-самоцветы: из группы берилла – аквамарин, воробьевит; разновидности турмалина – шерл, рубеллит, вердилит; из группы граната – альмадин и спессартин. В «гнездах» с турмалином многочисленна литиевая слюда – лепидолит, встречается морион, топаз.
На Савватеевских копях сосредоточены всемирно известные скопления ювелирных и поделочных камней. Это место связано с именами известных ученых, академиком В.И. Вернадским и А.Е. Ферсманом. Объект имеет научно-познавательную ценность. В 1991 году копи объявлены памятником природы.
Мы прошлись по выработанной жиле. Самые смелые побывали в штольне, которую исследовал и описал в своих трудах А. Е Ферсман. Нам посчастливилось для школьной коллекции найти маленький «карандашик» - розовый турмалин, прячущийся в кварце.
На следующий год мы проводили семинар в окрестностях с. Зюльзя. Исследовали растения реликты и редких животных этого края, а также посетили места стоянок древнего человека, место древнего моря и Мамонтову яму. На песчаных плитах древнего моря обнаружили отпечатки древних водорослей, водных беспозвоночных. Во время проливных дождей местными жителями были найдены мощные бивни и гигантские кости древних мамонтов, которые хранятся в школе и музеях г. Нерчинска и Читы.
Поразили своей уникальностью озера, расположенные недалеко от села. Журавли-красавки, утки-огари, не боясь человека, улетали и вновь возвращались. Необычное насекомоядное растение, пузырчатка, свободно плавает в воде и особыми ловчими пузырьками улавливает мелких животных. Ряска, самое мелкое растение из цветковых, действительно помещается на ногте большого пальца. А сколько личинок стрекоз и лягушек, моллюсков и пиявок мы обнаружили на озерах!
В конце практикума собираем круглый стол, подводим итоги и делаем выводы. Какую пользу дала летняя практика моим коллегам? Радость общения с единомышленниками, обновление багажа знаний, солидный наглядный материал для кружковой работы и отличный настрой на новый учебный год. Отрадно было наблюдать за молодыми коллегами, как искрились глаза от всего увиденного в природе, услышанного из уст опытных коллег.
Находясь в лесу, мы встречали места остановок людей на ночлег: кострище, аккуратно обложенное камнями, таганок (вешай котелок и вари себе ужин), сложены палки для установки палатки. И везде идеальная чистота! Местные жители любят свою малую родину и бережно заботятся о ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обмен опытом по составлению социальных паспортов учащегося, класса, школы
образцы социальных паспортов учащегося, класса, школы...
«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).
Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он, д...
Обмен опытом по теме : "Развитие творческих способностей"
Я, Киричек Елена Тарасовна работаю учителем изобразительного искусства в МБОУ-ООШ № 25 20 лет. Столько лет дети школы приобщаются к прекрасному через занятия в кружке «Весёлые человечки». Хочу п...
Обмен опытом учителя биологии
Моделирование на уроках...
статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»
Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...
Преподавание литературы в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом апробации новых учебных линеек
Вступительная статья учебника для 10 класса под редакцией СухихИ.Н. сразу нацеливает учащихся на мысль, что книга – это труд и творчество, и интеллектуальное постижение незнаемого. В процессе из...
Обмен опытом по теме "Успех ученика - это радость учителя" (обоснование выбора образовательных технологий )
За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать ...