КТП по биологическому краеведению 6 класс (1ч/нед)
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Перспектива»
городского округа Власиха
Московской области
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ «Перспектива» городского округа Власиха ___________Чугарова Г.В. Приказ №________ oт « » сентября 2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______Павлюкова О.С. « » сентября 2014г. | «Рассмотрено» на ШМО Протокол №_1___ от «_27_» августа 2014г. Руководитель ШМО ___________ |
Рабочая программа
по биологическому краеведению
(базовый уровень)
6 «В, Г» классы
Составитель
Стефаненко Ольга Николаевна,
учитель биологии высшей категории,
к.п.н.
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках данного курса, т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта.
В стандарте по биологии 2004 г. сокращено время на изучение курса «Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе (с 68ч до 34ч). Сокращение идет, в основном, за счёт тем, касающихся биоразнообразия. Введение регионального компонента «Биологическое краеведение» позволяет компенсировать это. Темы, не рассматриваемые в курсе биологии 6 класса (ФГОС), включены в программу биологического краеведения. Таким образом, за основу составления программы взяты учебники В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М., Вертикаль, Дрофа, 2013. и «Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 6 класс», Дрофа, 2010.
Основные задачи программы:
1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.
2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.
3. Способствовать развитию биолого - экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.
4. Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.
5. Научить детей чувствовать красоту природы.
6. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
7. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения - лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты).
В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.
Учащиеся должны знать:
- цели и задачи биологического краеведения;
- основные понятия: фауна, растительность, флора, биоиндикация, сообщество, среда обитания, экологические факторы, фенология, особо охраняемые природные территории;
- методы биологического краеведения: наблюдение, описание, сравнение, измерение, ведение календарей;
- основные объекты живой природы родного края;
-охраняемые группы организмов родного края;
-структуру «Красной книги»;
- ядовитые растения, грибы, опасные животные родного края;
- съедобные растения, грибы, промысловые животные родного края;
- особо охраняемые территории родного края;
- экологические факторы, влияющие на живые организмы;
- основные природные сообщества родного края;
Учащиеся должны уметь:
- работать с гербарным материалом;
- определять деревья и кустарники в разные сезоны года;
- вести наблюдения за объектами живой природы;
- объяснять взаимосвязи организмов в природных сообществах;
- пользоваться элементарными методами полевых исследований;
- использовать знания по сохранению биоразнообразия.
УМК:
- "Учебник по биологии 6 класс. Пасечник В. В. ФГОС 2013. "Многообразие покрытосеменных растений: учебное издание для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, серия Вертикаль, 2013.
- Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь. Пасечник В.В., М, Дрофа, 2013, серия Вертикаль.
- Пасечник В.В. Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 6 класс. М., Дрофа, 2010.
Учебное оборудование:
1. Печатные пособия:
Портреты великих ученых – естествоиспытателей.
Справочные издания по естественным наукам: словарь, справочник, определитель.
Таблицы по ботанике.
2. Технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный).
3. Лабораторное оборудование:
Микроскопы
Пипетки
Стаканы
Микропрепараты по разделам
Предметные стекла
Лупы
4. Наглядные пособия:
Гербарии растений
Комнатные растения
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Наименование раздела, тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |
6в | 6г | |||
1 | Введение (1ч). Биология – наука о живой природе. Биокраеведение как наука. | |||
2 | Клеточное строение организмов (6ч) 1. Устройство увеличительных приборов. | |||
3 | 2. Строение клетки. | |||
4 | 3. Химический состав клетки. Л.Р. 1 «Обнаружение органических веществ в клетках растений». | |||
5 | 4. Жизнедеятельность клетки. | |||
6 | 5. Растительные ткани. | |||
7 | 6. Обобщение по теме «Клеточное строение организмов». | |||
8. | Бактерии и грибы Московской области (5ч) 1. Строение и жизнедеятельность бактерий. | |||
9 | 2. Роль бактерий в природе и жизни человека. | |||
10 | 3. Общая характеристика грибов. Л.Р.2 «Строение шляпочных и плесневых грибов». | |||
11 | 4. Многообразие грибов Московской области. | |||
12 | 5. Обобщение по теме «Царства бактерии и грибы МО». | |||
13. | Многообразие растений Московской области (7ч) 1. Водоросли Московской области. | |||
14. | 2. Лишайники Московской области. | |||
15. | 3. Мхи Московской области. Л.Р.3 «Строение мха». | |||
16. | 4. Папоротники, хвощи и плауны. | |||
17. | 5. Голосеменные растения Московской области. | |||
18. | 6. Многообразие покрытосеменных растений Московской области. | |||
19. | 7. Обобщение по теме « Многообразие растений Московской области». | |||
20. | Природные сообщества Московской области (10ч) 1. Развитие растительного мира МО в геологическом прошлом. | |||
21. | 2. Экологические факторы, их влияние на растения. | |||
22. | 3. Экологические группы растений. Типы растительных сообществ Московской области. | |||
23. | 4. Взаимосвязи растений в сообществе. | |||
24. | 5. Декоративные растения МО. Растения-индикаторы состояния окружающей среды. | |||
25. | 6. Сельскохозяйственные и сорные растения Московской области. | |||
26. | 7. Лекарственные и ядовитые растения Московской области. | |||
27. | 8. Представители семейств покрытосеменных растений Московской области. | |||
28. | 9. Деятельность человека. Смена природных сообществ. | |||
29. | 10. Защита мини-проектов «Растения Московской области в жизни людей». | |||
30. | Охрана природы Московской области (4ч) 1. Особо охраняемые природные территории Московской области. Приокско-Террасный заповедник. | |||
31. | 2. Красная Книга Московской области. Охраняемые растения своей местности. | |||
32. | 3. Экскурсия в природу «Растительность п. Власиха и его окрестностей». | |||
33 | 4. Заключительный урок по курсу. Летние задания. | |||
34 | Резерв. |
Итого: 34ч, л/р – 3, экскурсий – 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биологический диктант. Класс Двудольные. Семейство крестоцветные (капустные). 6 класс.
Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно...
Заключительное занятие по элективному курсу: "Биологические ритмы и биологические часы".
Занятие проводится в 9 классе с целью обобщения знаний....
Программа факультативных занятий по физике в медико-биологическом 10 классе
В программе указаны цели и задачи курса, представлено тематическое планирование и список литературы....
Программа факультативных занятий по физике в медико-биологическом 11 классе
В программе указаны цели и задачи курса, представлено тематическое планирование и список литературы....
Работа профильного химико-биологического 10 класса в 2013-2014 учебном году.
В течении 2013-2014 учебного года также проводилось анкетирование учащихся и их родителей и родительские собрания с участием администрации школы на предмет выявлен...
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ, БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ, БИОЛОГИЯ + ГРАММАТИКА, ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА, ВИКТОРИНА «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»
Фрагменты нестандартных форм работ на уроках природоведения, географии, биологии и русского языка...
Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10
Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10...