КТП по биологическому краеведению 6 класс (1ч/нед)
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Стефаненко Ольга Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biokraevedenie_6_vg.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Перспектива»

городского округа Власиха

Московской области

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ

«Перспектива»

городского округа Власиха

___________Чугарова Г.В.

Приказ №________

«       » сентября 2014г. 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_______Павлюкова О.С.

«     » сентября 2014г.

«Рассмотрено»

на ШМО

Протокол №_1___

от «_27_» августа 2014г.

Руководитель ШМО

___________

         

Рабочая программа

 по биологическому краеведению

(базовый уровень)

6 «В, Г» классы

                                                                           Составитель

                                

                                                                           Стефаненко Ольга Николаевна,

                                                                           учитель биологии высшей категории,

к.п.н.

        

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках данного курса, т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта.

 В стандарте по биологии 2004 г. сокращено время на изучение курса «Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе (с 68ч до 34ч). Сокращение идет, в основном, за счёт тем, касающихся биоразнообразия. Введение регионального компонента «Биологическое краеведение» позволяет компенсировать это. Темы, не рассматриваемые в курсе биологии 6 класса (ФГОС), включены в программу биологического краеведения. Таким образом, за основу составления программы взяты учебники В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М., Вертикаль, Дрофа, 2013. и «Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 6 класс», Дрофа, 2010.

Основные задачи программы:

 1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.

 2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.

 3. Способствовать развитию биолого - экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.

4. Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.

5.  Научить детей чувствовать красоту природы.

6. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

7. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения - лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты).

        В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.

Учащиеся должны знать:

- цели и задачи биологического краеведения;

- основные понятия: фауна, растительность, флора, биоиндикация, сообщество, среда обитания, экологические факторы, фенология, особо охраняемые природные территории;

- методы биологического краеведения: наблюдение, описание, сравнение, измерение, ведение календарей;

- основные объекты живой природы родного края;

-охраняемые группы организмов родного края;

-структуру «Красной книги»;

- ядовитые растения, грибы, опасные животные родного края;

- съедобные растения, грибы, промысловые животные родного края;

- особо охраняемые территории родного края;

- экологические факторы, влияющие на живые организмы;

- основные природные сообщества родного края;

Учащиеся должны уметь:

- работать с гербарным материалом;

- определять деревья и кустарники в разные сезоны года;

- вести наблюдения за объектами живой природы;

- объяснять взаимосвязи организмов в природных сообществах;

- пользоваться элементарными методами полевых исследований;

- использовать знания по сохранению биоразнообразия.

УМК:

  1. "Учебник по биологии 6 класс. Пасечник В. В. ФГОС 2013. "Многообразие покрытосеменных растений: учебное издание для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, серия Вертикаль, 2013.
  2. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь. Пасечник В.В., М, Дрофа, 2013, серия Вертикаль.
  3. Пасечник В.В. Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 6 класс. М., Дрофа, 2010.

Учебное оборудование:

1. Печатные пособия:

Портреты великих ученых – естествоиспытателей.

Справочные издания по естественным наукам: словарь, справочник, определитель.

Таблицы по ботанике.

2. Технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный).

3. Лабораторное оборудование:

Микроскопы

Пипетки

Стаканы

Микропрепараты по разделам

Предметные стекла

Лупы

4. Наглядные пособия:

Гербарии растений

Комнатные растения


Календарно-тематическое планирование

№ пп

Наименование раздела, тема урока

Плановые

сроки

прохождения

Скорректированные

сроки прохождения

1

Введение (1ч).

Биология – наука о живой природе. Биокраеведение как наука.

2

Клеточное строение организмов (6ч)

1. Устройство увеличительных приборов.

3

2. Строение клетки.

4

3. Химический состав клетки. Л.Р. 1 «Обнаружение органических веществ в клетках растений».

5

4. Жизнедеятельность клетки.

6

5. Растительные ткани.

7

6. Обобщение по теме «Клеточное строение организмов».

8.

Бактерии и грибы Московской области (5ч)

1. Строение и жизнедеятельность бактерий.

9

2. Роль бактерий в природе и жизни человека.

10

3. Общая характеристика грибов. Л.Р.2 «Строение шляпочных и плесневых грибов».

11

4. Многообразие грибов Московской области.

12

5. Обобщение по теме «Царства бактерии и грибы МО».

13.

Многообразие растений Московской области (7ч)

1. Водоросли Московской области.

14.

2. Лишайники Московской области.

15.

3. Мхи Московской области. Л.Р.3 «Строение мха».

16.

4. Папоротники, хвощи и плауны.

17.

5. Голосеменные растения Московской области.

18.

6. Многообразие покрытосеменных растений Московской области.

19.

7. Обобщение по теме « Многообразие растений Московской области».

20.

Природные сообщества Московской области (10ч)

1. Развитие растительного мира МО в геологическом прошлом.

21.

2. Экологические факторы, их влияние на растения.

22.

3. Экологические группы растений. Типы растительных сообществ Московской области.

23.

4. Взаимосвязи растений в сообществе.

24.

5. Декоративные растения МО. Растения-индикаторы состояния окружающей среды.

25.

6. Сельскохозяйственные и сорные растения Московской области.

26.

7. Лекарственные и ядовитые растения Московской области.

27.

8.  Представители семейств покрытосеменных растений Московской области.

28.

9. Деятельность человека. Смена природных сообществ.

29.

10. Защита мини-проектов «Растения Московской области в жизни людей».

30.

Охрана природы Московской области (4ч)

1. Особо охраняемые природные территории Московской области. Приокско-Террасный заповедник.

31.

2. Красная Книга Московской области. Охраняемые растения своей местности.

32.

3. Экскурсия в природу «Растительность п. Власиха и его окрестностей».

33

4. Заключительный урок по курсу. Летние задания.

34

Резерв.

Итого: 34ч, л/р – 3, экскурсий – 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биологический диктант. Класс Двудольные. Семейство крестоцветные (капустные). 6 класс.

Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно...

Программа факультативных занятий по физике в медико-биологическом 10 классе

В программе указаны цели и задачи курса, представлено тематическое планирование и список литературы....

Программа факультативных занятий по физике в медико-биологическом 11 классе

В программе указаны цели и задачи курса, представлено тематическое планирование и список литературы....

Работа профильного химико-биологического 10 класса в 2013-2014 учебном году.

В течении 2013-2014 учебного года также проводилось анкетирование учащихся и их родителей и родительские собрания с участием администрации школы на предмет выявлен...

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ, БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ, БИОЛОГИЯ + ГРАММАТИКА, ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА, ВИКТОРИНА «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»

Фрагменты нестандартных форм работ на уроках природоведения, географии, биологии и русского языка...

Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10

Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10...