Урок биологии в 7 классе "Многообразие земноводных"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Урок по теме "Многообразие земноводных"расширяет знания учащихся, формирует навыки исследования, воспитывает брежное отношение к животным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по теме "Многообразие земноводных, их значение и охрана" | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Красноузельская средняя общеобразовательная школа»
Урок-исследование по теме
"Многообразие земноводных. Их значение и охрана".
Подготовила –учитель биологии Косякова Т.Д.
2014 год
Урок-исследование по теме
"Многообразие земноводных. Их значение и охрана".
Цель урока : научить детей к навыкам исследовательской работы на примере изучения многообразия и значения земноводных;. обобщить и расширить знания по теме "Земноводные"; показать многообразие земноводных, их характерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране. Формировать навыки работы при исследовательской работе, научить детей делать выводы, о проделанной работе опираясь на заданные цель и задачи.
Оборудование: книги о земноводных, иллюстрации и рисунки с изображением земноводных, выполненные учащимися, звукозапись "Голоса земноводных" и компьютерная презентация о земноводных, влажные препараты о цикле развития амфибий.
Ход урока:
I. Организационный момент. (Учитель сообщает тему, цели и задачи урока. Используется компьютерная презентация). - Земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных насекомых и птиц! Но и в их жизни, если в неё вглядеться, можно найти немало любопытного. Это мы и должны выяснить в процессе нашего исследования.
II. Проверка знаний по теме "Земноводные" (этот урок – заключительный в теме, поэтому целесообразно проверить усвоение школьниками материала о внешнем и внутреннем строении земноводных.)
Задание 1. Блиц-опрос
Задание 2.Назвать органы
- Задание 3. Выбери правильный ответ Ответ1в,2б,3в,4в,5а,6б,7а,8а
Задание 4. Рассказать о размножении земноводных (сроки размножения, половой диморфизм, брачное поведение, выметывание икры, уход за потомством, назвать стадии развития земноводных и дать краткую характеристику каждой стадии).
Задание 5. Под табличками с названиями систем органов, разместить соответствующие названия отдельных органов, из которых образована та или другая система органов земноводных.
Система органов дыхания | Система органов пищеварения | Кровеносная система |
Названия органов: жабры, легкие, двухкамерное сердце, трехкамерное сердце, печень, поджелудочная железа, клоака, пищевод, желудок, кишечник, кровеносные сосуды.
Вспомним все о размножении земноводных
1. В какое время года земноводные приступают к размножению?
2. Выражена ли у них внешняя разница между самкой и самцом? В чем это проявляется?
3. В какой среде амфибии выметывают икру, и происходит их развитие?
4. Ухаживают ли амфибии за своим потомством?
5. Как называют личинок бесхвостых земноводных?
6. Какие общие признаки в строении имеют головастики с рыбами?
III. Изучение материала. Порядок исследования постановка проблемы, повторение теории, посвященной данной проблематике подбор инструментов для исследования обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы
1. Вводное слово учителя.
Проблема У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью. - «Как вы думаете , за что же люди не любят лягушек, жаб и им подобных?»
. Противоречие .Земноводные с одной стороны неприятные животные, а с другой стороны - . необычные . В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.
Необычность этих животных состоит уже в том, как к ним относятся люди. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и взрослые, и дети. Вот послушайте два высказывания о них:,
«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб». (Альфред Брем)
“Лягушкам только образование не хватает, а так они на всё способны”, - заметил как-то в шутку Марк Твен.
И сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. Мы берем на себя задачу защищать земноводных, а сделать это можно в том случае, если мы изучим их многообразие, роль в природе и жизни человека.
2. Многообразие земноводных.
Слова учителя: Земноводные, или амфибии, широко распространены по всему Земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и высокогорных районах. Сегодня мы с вами познакомимся с наиболее яркими и интересными представителями класса амфибий
- Заполните схему “Многообразие Земноводных”
Учащиеся прослушивают сообщения о представителях каждого класса.
(Рассказы учащихся сопровождаются показами слайдов презентации к теме урока).
2. В ходе просмотра презентации, иллюстраций и прослушивания сообщений учащиеся должны записать в тетради названия земноводных, о которых будет идти речь, и распределить их по отрядам. (Самостоятельная работа учащихся по заданию).
- Учитель также обращает внимание учащихся на Достижения земноводных»
- Земноводные и бионика.
- Значение земноводных. (Фронтальная беседа с учащимися, работа с тетрадью).
- "Рекорды земноводных". (Комментарии учителя к материалам слайда).
Слова учителя: земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных тропических насекомых или птиц! Но и в их жизни, если в нее вглядеться, можно найти немало любопытного. Вот некоторые из их рекордов:
· Из бесхвостых земноводных самая крупная – лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см и может достигать вес – 3,66 кг.
· Самая большая жаба – жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и Австралии. Масса среднего экземпляра составляет 450 г.
· Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5 м в длину, - исполинская саламандра. Живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии.
6. Звуки амфибий.
(Комментарии учителя фрагмента записи с голосами земноводных и ее прослушивание).
Слова учителя: земноводные – удивительные певуньи. Они могут издавать звуки при помощи резонаторов – особых пузырей в уголках рта. Представьте, что вы в лесу, теплый майский вечер, почувствуйте запах трав и цветущих кустарников. Прислушайтесь. Голос травяной лягушки напоминает отдаленный лай собак, зеленая жаба издает трели, необычен голос жерлянки, в отличие от других земноводных она издает его не при помощи резонаторов, а благодаря наличию особого горлового мешка. А вот чесночница стучит под водой. Самая громкая певунья нашего леса – озерная лягушка.
7. Земноводные республики Мордовия, Красной книги России и республики Рассказ учителя с использованием фрагментов слайда и демонстрация самой Красной книги республики). Среди земноводных в лесах обитают: лягушка остромордая и травяная, чесночница, жаба зелёная . В списки редких и исчезающих видов отнесены Жерлянка краснобрюхая . Жаба серая, или обыкновенная . Лягушка травяная. Лягушка съедобная
Слова учителя: Много амфибий занесено в Красную книгу России: кавказская крестовка, камышовая жаба, сирийская чесночница, семиреченский тритон, или лягушкозуб, карпатский, альпийский, уссурийский, малоазиатский тритоны, кавказская саламандра.
8. Охрана земноводных. ( Сообщение. Беседа с учащимися, в ходе которой определяются причины сокращения численности земноводных в природе, отмечаются меры по сохранению видов амфибий).
Слова учителя: все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле? Что влияет на сокращение их численности в природе? Что может предпринять человек, чтобы сохранить их на нашей планете? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.
Предполагаемый ответ: земноводные уничтожают вредителей растений; являются необходимым звеном в цепях питания; объект лабораторных исследований; из ядовитых выделений желез изготавливают лекарственные препараты; в некоторых странах земноводных употребляют в пищу; многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты).
Вывод: амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием "Природа", а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.
V. Закрепление изученного материала.
Задание 1.Проверка выполнения задания по распределению земноводных по отрядам. (Фронтальный опрос). К какому отряду относится животное?
Лягушка прудовая, саламандра, червяга, квакша, жаба, тритон гребенчатый???
Задание 2. Подумай и ответь. «Как и Почему»
Как по внешнему виду отличить жабу от лягушки?
Действительно ли опасен яд жабы для человека?
Почему жаба вымётывает большое количество икринок?
Почему лягушка получила такое название?
Почему говорят, что у лягушек язык “шиворот – навыворот”?
Почему краснобрюхая жерлянка демонстрирует свое яркое брюшко в случае опасности?
Насекомые никогда не кусают лягушек, хотя кожа у них голая. Почему?
Как вы думаете, вырастут ли бородавки, если подержать в руках лягушку?
Почему, в деревнях, где нет холодильника, в бидоны с молоком сажают лягушку?
Задание 3 Дайте определение следующим терминам:
анабиоз (временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены),
амфибия (двоякодышащее, земноводные),
метаморфоз (развитие с превращением), резонаторы (особые мешки в углах рта земноводных, усиливающие звуки),
половой диморфизм (проявление разницы во внешнем виде между самкой и самцом внутри одного вида).
Задание 4. Кроссворд
- В древности считалось, что эти животные обладают магической силой. А в наше время это животное стало символом крупнейшей европейской обувной компании. Кто это?
- Именно она в басне И.А. Крылова, не сумев сравняться с волом “с натуги лопнула и околела”.
- Эту хвостатую амфибию можно встретить на всей территории Сибири и за полярным кругом. Кто это?
- Зелёная, серая, камышовая – все они представители одного семейства. Какого?
- Обыкновенный. гребенчатый, сибирский… Как называются эти животные?
- В случае опасности, она сильно выгибает спину, так что становится видна яркая окраска её брюшка. Кто это?
- Присоски на концах пальцев позволяют им подниматься по стволам деревьев, лазать по веткам, повисать на листьях. Кто эти гимнасты?
Проверяют правильность заполнения кроссворда.
- Подведение итогов урока.
- Изменилось ли ваше мнение о земноводных?
- Что Вам помогло изменить свое отношение к данным животным?
- Что особенно удивило Вас на уроке?
VII. Задание на дом: изучить материал учебника, выполнить задания на карточках; подготовить сообщение о необыкновенных способностях земноводных и их поведении; отгадать загадку:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биология 7 класс. Урок-игра по теме "Земноводные и пресмыкающиеся"
Презентация к уроку-игре по теме "Земноводные и пресмыкающиеся" с использованием интерактивной доски, хотя достаточно и компьютера . Составлена по пограмме Образовательная система " Школа 2100" учебни...
Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных"
Разработка урока биологии для 7 класса по теме «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных» может быть использована учителями, работающими по программе «Жи...
Презентация к уроку биологии по теме "Земноводные или амфибии" в 7 классе
Данная презентация поможет учителю заинтересовать школьников, расширить их кругозор, систематизировать знания по биологии....
Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».
Ознакомление учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...
Презентация к уроку биологии по теме: " Земноводные"
Особенности класса земноводные ...
Презентация к уроку биологии 7 класс "Земноводные"
Разнообразие земноводных-презентация...
Урок биологии, 7 класс "Земноводные"
Урок по теме"Земноводные", 7 класс. Урок разработан в соответствии с ФГОС. Тип урока: новые знания. Метод: проблемного обучения...