Программа по биологии для 6 кл. на основе МПС с изобразительным искусством
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Поникаровских Татьяна Анатольевна

Программа по билогии (И.Н.Пономарева)  для учащихся 6-х классов на основе МПС с изобразительным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_biologii_6_kl_mps.doc308 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пгт Свеча

Свечинского района Кировской области

Рассмотрено и согласовано                                                                                         Утверждаю:

на заседании кафедры                                                                                                Директор МОУ СОШ пгт Свеча

«_____»_______________                                                                                        _____________ (С.А.Шабанов)

Протокол № _________                                        

Рабочая программа по биологии

для 6 класса на основе межпредметных связей

с изобразительным искусством 

Составитель программы

 Поникаровских

Татьяна Анатольевна,

 учитель биологии

пгт Свеча

2010-2011 уч.год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6-ого класса «Биология» - 6 (Раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»), разработанной Волгоградским государственным институтом повышения квалификации работников образования//Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области. Природоведение. Биология/авт.-сост. Е.И.Колусева, И.П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2006//. Последняя является модификацией Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н.Пономаревой, В.С.Кучменко// Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005.- 72с.// с учетом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане, а также с учетом авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли в результате эволюции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний, развития натуралистических умений в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой, а также средства изобразительного искусства. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной предполагается работа с тетрадью на печатной основе: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактериии. Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь. 6 класс. Часть 1,2. – М.: Вентана-Граф, 2006.

Рабочая программа опирается на основные принципы программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»:

  • принцип «От жизни через искусство к жизни», который предусматривает привлечение жизненного опыта детей, наблюдение и переживание окружающей реальности;
  • принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы, который предполагает всякое изучаемое явление и в искусстве, и в жизни должно рассматриваться в наиболее ярком, полном и наглядном своем проявлении;
  • принцип единства восприятия и созидания – на уроке и процессе выполнения домашних заданий восприятие произведений искусства и практические творческие задания (в данном случае по биологии), подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания предложенной темы;
  • принцип «Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта» – содержание изучаемого материала должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт;
  • принцип «Развитие художественно-образного мышления» строится на единстве двух основ: наблюдательности (умения вглядываться в явления жизни); фантазии (способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности).

На основе требований государственного стандарта общего среднего образования к уровню подготовки, после изучения раздела «Ботаника. Бактерии. Грибы. Лишайники» учащихся 6 класса должны

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при простудных заболеваниях;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;
  • проведения наблюдений за развитием растительного организма.

Изучение биологии в 6 классе включает следующие разделы «Введение», «Клеточное строение растений», «Органы цветкового растения», «Основные процессы жизнедеятельности», «Основные отделы царства растений», «Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле», «Царство Бактерии», «Царство Грибы. Лишайники», «Природные сообщества». При изучении курса большое внимание уделяется организации лабораторных работ.

Рубежный контроль осуществляется в форме тестовых, проверочных работ или выполнения контрольного практикума.


Тематическое планирование

учебной дисциплины Биология

раздел Ботаника. Бактерии. Грибы. Лишайники.

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Измерители

Дополни-тельные элементы содержания

МПС

(межпредметные связи с изобразительным искусством)

Введение (2 часа)

1.

Наука о растениях – ботаника. Мир растений

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок – экскурсия

Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Наука о растения – ботаника. Роль природы в жизни человека. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы

Давать определение термину ботаника.

У:

с.8 в№2

Культурные и дикорастущие растения

Приводить примеры значения ботанических знаний

У:

с.8 в№3

Называть основные царства живых организмов

Т№1:

с.4. Зд№1

Распознавать и описывать жизненные формы растений

У:

с.12 в.№2

Т№1:

с4. Зд№2

Объяснять роль растений в природе и жизни человека

Т№1:

с4. Зд№3

2.

Разнообразие растений

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Растение – живой организм (биосистема)

Распознавать и описывать основные органы растения

Л.р.№1 «Знакомство с цветковыми растениями»

Условия жизни растений. Абиотические и биотические факторы

Зарисовка с натуры отдельных травянистых растений, или их органов (работа простым карандашом разной твердости)

Сравнивать высшие и низшие растения на примере папоротников и водорослей

У:

с.18 в.№2

Доказывать, что растение – живой организм (биосистема)

Т№1:

с7 Зд№1

Клеточное строение организмов (2 часа)

3.

Строение растительной клетки. Жизнедеятельность

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры вакуоль, цитоплазма, ядро.

Особенности строения мякоти листа. Хлоропласты. Хлорофилл. Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост

Распознавать и описывать: клеточное строение кожицы лука, мякоти листа; деление клетки, рост

Л.р.№2 «Клеточное строение кожицы лука»

Изменение ядра и цитоплазмы при делении

Изображение строения клетки кожицы лука (работа цветными карандашами)

Называть клеточные структуры и их значение

У:

с.32 в№1

Т№1:

с14. Зд№1

Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа

Сравнительный анализ содержания рисунков учебника

Объяснять возможность определения по внешнему виду растения состояние процессов его жизнедеятельности

У:

с.35 в№2

4.

Ткани

Комбинированный урок

Ткань. Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей

Распознавать и описывать строение и функции тканей растений

Т№1:

с17. Зд№1,

с18. Зд№2

Ксилема. Флоэма

Давать определение термину ткань

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани

У:

с.37 в№3

Органы цветковых растений (9 часов)

5.

Строение семени

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Двудольные. Однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.

Особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Значение семян для растений как органа размножения и распространения

Называть значение семян.

У:

с.50 в№1

Прорастания семян: надземное и подземное. Условия прорастания семян: кислород воздуха, вода, температура

Зарисовка с натуры семени цветкового растения (например, фасоли, бобов и др.) (работа цветными карандашами)

Давать определение терминам двудольные и однодольные растения.

У:

с.45 в№1

Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений.

Л.р.№3 «Изучение органов (семени) цветкового растения»

Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка

Т№1:

с21. Зд№3

Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений

Т№1:

с23. Зд№1

6.

Корень. Внешнее и внутреннее строение

Комбинированный урок

Виды корней: главный, боковые и придаточные. Функция корня. Ткани, образующие корень: покровная, механическая, всасывающая, основная, проводящая. Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания, зона проведения

Распознавать и описывать: виды корней, зоны корня

Л.р.№4 «Изучение корня цветкового растения».

Т№1:

с27. Зд№1, с29. Зд.№2

Способы увеличения массы корней у растения: пикировка, окучивание.

Хемотропизм и геотропизм

Зарисовка с натуры корня цветкового растения (работа цветными карандашами разной твердости)

Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями

Т№1:

с29. Зд№2

Сравнивать по заданным критериям типы корневых систем

Т№1:

с27. Зд№2

Различать корневые системы однодольных и двудольных растений

У:

с.55 в№1

7.

Побег. Строение и значение побега

Комбинированный урок

Побег – сложный орган. Строение побега: стебель, листья, почки. Виды почек: пазушные, верхушечные; генеративные и вегетативные

Распознавать и описывать на живых объектах строение: побега и почки.

Л.р.№5 «Изучение побега цветкового растения»

Т№1:

с32 Зд№1

Придаточные и спящие почки. Листорасположение. Ветвление. Крона. Кущение. Прищипка. Пасынкование. Определение названий деревьев и кустарников по строению почек

Зарисовка с натуры побега цветкового растения (работа цветными карандашами)

Доказывать, что почка – видоизмененный побег

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Отличать вегетативную почку от генеративной почки

Т№1:

с33 Зд№1

8.

Лист – часть побега. Значение листа для растения

Комбинированный урок

Функции листа. Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц), столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна).

Видоизмененье листьев. – приспособление к условиям жизни

Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение: листа

Л.р.№6. «Изучение листа цветкового растения».

Т№1:

с.37 Зд№3

Разнообразие листьев: с прилистниками и без, жилкование (перистое, параллельное, дуговое), способ прикрепления (черешковые, сидячие). Световые и теневые листья. Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности

Зарисовка с натуры простого и сложного листьев (работа с карандашами разной твердости)

Д/з: Работа с природными материалами: панно из листьев

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа.

Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев

Т№1:

с.38 Зд№2

9.

Стебель. Внешнее и внутреннее строение

Комбинированный урок

Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины), проводящая ткань (ситовидные трубки сосуды); образовательная ткань

Называть функции стебля.

У:

с.79 в№2

Стебли по длине междоузлия: удлиненные, укороченные (розеточные); по положению в пространстве (лежачие, прямостоячие, ползучие, вьющиеся, приподнимающиеся, лазающие, цепляющиеся). Видоизменения: суккуленты, листообразные, флагообразная крона, колючки. Годичные кольца; значение их для подсчета возраста. Чечевички

Изображение стебля цветкового растения (работа с цветными карандашами)

Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля.

Л.р.№7 «Изучение стебля цветкового растения»

Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию

Т№1:

с.40 Зд.№1

Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения

У:

с.79 в№4

10.

Видоизменение подземных побегов

Комбинированный урок

Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень

Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги

Т№1:

с.42 Зд.№1

Эфемероиды, клубнелуковицы

Зарисовка по памяти видоизмененных подземных побегов (например, картофель и др.). (работа с цветными карандашами)

Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов

Л.р. №8 «Изучение видоизмененных побегов цветкового растения»

Доказывать, что корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги

Т№1:

с.42 Зд.№2

11.

Цветок. Строение и значение

Комбинированный урок

Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Соцветия. Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическое значение соцветий. Функции цветка. Опыление

Распознавать и описывать по рисункам:

Строение цветка ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений;

Типы соцветий

Л.р. №9 «Изучение цветка и соцветий цветкового растения».

Т№1:

с.45 Зд.№1

Обоеполые и раздельнополые цветки. Однодомные и двудомные растения. Обозначения различных частей цветка

Изображение цветка (работа цветными карандашами)

Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей

У:

с.93 в№4

Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий

Т№1:

с.47 Зд.№2

Сравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений

Т№1:

с.45 Зд.№2

12.

Плод. Разнообразие и значение

Комбинированный урок

Функции плода. Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.

Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных

Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов

Л.р. №10 «Изучение плодов цветкового растения»

Домашнее задание: проклассифицировать плоды, изображенные на картинах художников

Приводить примеры растений с различными типами плодов

У:

с.96 в№2-4

Выделять приспособления для распространения плодов

Т№1:

с.49 Зд.№2,3

13.

Взаимосвязь органов растения как организма

Урок обобщения и систематизации знаний

Растение – биосистема. Признаки взаимосвязи органов

Называть признаки взаимосвязи органов

Т№1:

с.50 Зд.№1

Доказывать, что растение – биосистема

Т№1:

с.50 Зд.№2

У:

с.97 в№2,3

Объяснять влияние окружающей среды на растения

Т№1:

с.51 Зд.№3

Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов)

14.

Корневое питание растений

Комбинированный урок

Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты: рост листьев и стеблей. Фосфор: ускоренное созревание плодов, холодостойкость.

Калий: рост подземных побегов, холодостойкость

Описывать механизм почвенного питания

Т№1:

с.54 Зд.№1

Подкормка: норма, сроки внесения. Правила внесения удобрений. Удобрения: органические и минеральные

Объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растения

Т№1:

с.54 Зд.№2

Объяснять влияние удобрений на растения

Т№1:

с.54 Зд.№3

15.

Воздушное питание растений

Комбинированный урок

Воздушное питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты

Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ

Т№1:

с.56 Зд.№3

Автотрофы и гетеротрофы

Д/з: плакат цветными карандашами на тему «Мой дом – планета Земля»

Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ

Т№1:

с.57 Зд.№1

У:

с.105 в№3,4

Объяснять космическую роль зеленых растений

Т№1:

с.57 Зд.№2

16.

Дыхание растений и обмен веществ

Комбинированный урок

Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Биологическое значение рыхления

Выделять приспособления растений для дыхания

Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания

Т№1:

с.58 Зд.№1

17.

Значение воды в жизни растения

Комбинированный урок

Значение воды в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Этапы и механизмы водообмена

Называть этапы водообмена

Т№1:

с.60 Зд.№1,2

Экологические группы растений: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, суккуленты, склерофиты

Занятие – вернисаж. Изображение растений разных экологических групп растений (работа с цветными карандашами)

Распознавать и описывать растения различных экологических групп

Л.р. №11 «Выявление приспособлений у растений среде обитания»

18.

Размножение и оплодотворение у растений

Комбинированный урок

Размножение растений: половое и бесполое. Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения

Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений

Т№2:

с.4 Зд.№3

Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножения

Т№2:

с.3 Зд.№1

Отличать оплодотворение от опыления

У:

с.120 в№1

19.

Бесполое размножение растений

Комбинированный урок

Вегетативное размножение Его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения

Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно

У:

с.123 в№1

Т№2:

с.5 Зд.№3

Прививка черенком, глазком. Метод культуры тканей

Учебный рисунок – схема «Правила пересадки комнатных растений» (цветными карандашами)

Называть способы вегетативного размножения

Т№2:

с.4 Зд.№1

Распознавать и описывать способы вегетативного размножения

Т№2:

с.5 Зд.№2

Л.р. №12 «Размножение комнатных растений»

Наблюдать за развитием растения при вегетативном размножении

20.

Рост и развитие растения

Комбинированный урок

Рост и индивидуальное развитие. Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения. Зависимость от условий среды

Распознавать и описывать по рисунку стадии развития растения и их последовательность

Т№2:

с.9,10 Зд.№1,3

Суточные ритмы. Сезонная периодичность. Возможность управления ростом растения

Выделять различия между процессами роста и развития

Т№2:

с.10 Зд.№2

Приводить примеры гибели растений от влияния условий среды

Т№2:

с.11 Зд.№2,3

Основные отделы царства растений (6 часов)

21.

Водоросли

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды. Зеленые, бурые, красные водоросли. Места обитания и распространение. Значение водорослей в природе и в жизни человека

Давать определение термину низшие растения

Задание со свободным ответом по выбору учителя

«Цветение воды». Хламидомонада. Представители водорослей. Зеленые водоросли: улотрикс, спирогира. Бурые водоросли: ламинария. Красные водоросли: порфира

Учебный рисунок «Внешнее строение водорослей» (работа с цветными карандашами)

Распознавать водоросли различных отделов

Л.р. №13 «Изучение внешнего строения водорослей»

У:

с.141 в№1

Распознавать и описывать внешнее строение водорослей

Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека

Т№2:

с.17 Зд.№1

Сравнивать по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли

У:

с.141 в№4

Т№2:

с.15,16 Зд.№1,2

22.

Высшие споровые растения. Мхи

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основные признаки мхов. Споровые, высшие растения. Изменения в строении растений в связи с  выходом на сушу. Листостебельные мхи: кукушкин лени сфагнум (на выбор)

Давать определение термину высшие растения

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Гаметофит. Печеночники

Учебный рисунок «Внешнее строение мхов» (Работа с цветными карандашами)

Распознавать и описывать: строение мхов; растения отдела Мохообразные

Т№2:

с.21 Зд.№2

Л.р. №14

«Изучение внешнего строения мхов»

Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу

Объяснять происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей

Задание со свободным ответом по выбору учителя

23.

Папоротники

Комбинированный урок

Основные признаки папоротников. Многообразие папоротников

Давать определение термину высшие растения

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Плауновидные, хвощи

Учебный рисунок «Внешнее строение папоротников» (Работа с цветными карандашами)

Распознавать и описывать: строение папоротников; растения отдела Папоротникообразные

Т№2:

с.22 Зд.№1

Л.р. №15

«Изучение внешнего строения папоротников. Распознавание отдела Папоротникообразные»

24.

Голосеменные

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок-экскурсия

Голосеменные растения. Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы. Значение голосеменных растений. Разнообразие голосеменных: хвойные растения (сосна, ель)

Давать определение термину голосеменные растения

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Фитонциды. Хвойные растения: лиственница, можжевельник. Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы

Зарисовки с натуры разных частей (органов) голосеменных растений (работа простым карандашом)

Распознавать растения отдела Голосеменные растения.

Гербарные экземпляры

Описывать процесс размножения сосны

Т№2:

с.24 Зд.№3

Распознавать и описывать: строение хвои и шишек представителей голосеменных

Т№2:

с.24 Зд.№2

Л.р. №16

«Изучение внешнего строения и многообразия голосеменных растений»

Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги

У:

с.157 в№4

25.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Жизненные формы

Давать определение термину покрытосеменные растения.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Однолетние и многолетние растения

Д/з: зарисовка с натуры строения комнатного покрытосеменного растения (работа цветными карандашами)

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения

Гербарные экземпляры

Распознавать и описывать: строение цветковых растений

Л.р. №17

«Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений»

Сравнивать по заданным критериям, используя данные информационной таблицы: покрытосеменные и голосеменные растения; однодольные и двудольные растения

Т№2:

с.27, 28 Зд.№2

26.

Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств класса Двудольных

Комбинированный урок

Признаки класса Двудольные. Значение растений основных семейств класса Двудольные. С/х растения: овощные плодово-ягодные, масличные, кормовые культуры. Лекарственные растения

Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейства класса Двудольные

У:

с.167 в№2

Признаки семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов

Учебный рисунок. «Определение принадлежности растений к классу Двудольные» (работа с простыми карандашами)

Определять принадлежность растений к классу Двудольные

Л.р. №18

«Определение принадлежности растений к классу Двудольные»

27.

Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные

Комбинированный урок

Признаки строения растений семейств Злаки и Лилейные. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные.

С/х растения: зерновые, кормовые культуры. Лекарственные и декоративные растения

Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки

Гербарные экземпляры

Семейство Луковые

Учебный рисунок. «Определение принадлежности растений к классу Однодольные» (работа с простыми карандашами)

Определять принадлежность растений к классу Однодольные

Л.р. №19

«Определение принадлежности растений к классу Однодольные»

Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений

Задание со свободными ответами по выбору учителя

Доказывать принадлежность лилейных растений и злаков к классу однодольных

У:

с.171 в№1

Историческое развитие и многообразие растительного мира (2 часа)

28.

Понятие об эволюции растительного мира

Урок обобщения и систематизации знаний

Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира. Приспособления к условиям существования

Называть основные этапы эволюции растительного мира

Палеоботаника.

Риниофиты.

Реликтовые растения

Д/з: поиск в дополнительной литературе и средствах сети Интернет изображений реликтовых растений и их схематическое изображение (работа  цветными карандашами)

Выявлять основные признаки, необходимые для существования растений на суше

У:

с.179 в№1

Объяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений

Т№2:

с.35 Зд.№1

29.

Многообразие и происхождение культурных растений

Урок обобщения и систематизации знаний

Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений

Приводить примеры дикорастущих и культурных растений

Т№2:

с.36 Зд.№1

Сельское хозяйство. Условия выращивания важнейших с/х растений, связанные с их происхождением

Учебный рисунок. «Распознавание важнейших с/х растений» (работа простыми карандашами).

Д/з: подобрать репродукции картин известных художников с изображением культурных растений

Распознавать важнейшие с/х растения

Л.р. №20

«Распознавание важнейших с/х растений»

Описывать происхождение и значение растения на выбор

Т№2:

с.37 Зд.№1

Называть центры происхождения культурных растений

У:

с.183 в№2

Объяснять способы расселения культурных растений

У:

с.186 в№3

Бактерии (2 часа)

30.

Общая характеристика бактерий

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки

У:

с.190 в№1

Паразиты.

Сапротрофы.

Аэробы и анаэробы

Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий

У:

с.193 в№2,3

Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки

У:

с.193 в№1

Т№2:

с.39 Зд.№1

31.

Многообразие и значение бактерий

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии

Выделять особенности строения бактерий различных групп

Т№2:

с.40 Зд.№2

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека

У:

с.196 в№1-3

Т№2:

с.41 Зд.№1

Грибы. Лишайники (3 часа)

32.

Общая характеристика грибов

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Признаки царства Грибы. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания. Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл, дрожжи

Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека.

У:

с.202 в№4

Т№2:

с.43 Зд.№3

Микология. Открытие антибиотиков и их использование

Учебный рисунок «Строение плесневых грибов» (работа с цветными карандашами)

Распознавать и описывать строение плесневых грибов

Л.р. №21

«Строение плесневых грибов»

Сравнивать грибы с растениями и животными

У:

с.202 в№3

Т№2:

с.43 Зд.№1

33.

Многообразие и значение грибов

Комбинированный урок

Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в лесах

Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в данной местности

У:

с.205 в№1

Домашнее творческое задание. Сбор информации из дополнительной литературы и сети Интернет по теме «Съедобные и ядовитые шляпочные грибы». Зарисовка по памяти съедобных и ядовитых шляпочных грибов (работа с красками)

Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы

Т№2:

с.45 Зд.№2

Называть способы питания многоклеточных грибов

У:

с.205 в№2

Выделять различия между трубчатыми и пластинчатыми шляпочными грибами

Т№2:

с.45 Зд.№1

Объяснять роль многоклеточных грибов в природе

У:

с.205 в№3

34.

Лишайники

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Лишайники – симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение. Питание, размножение

Распознавать и описывать строение лишайника

Т№2:

с.46 Зд.№1-2

Формы лишайников: кустистые, листовые, накипные

Учебный рисунок «Формы лишайников: кустистые, листовые, накипные» (работа с цветными карандашами)

Объяснять возможность роста лишайников в бесплодородных местах

У:

с.208 в№3

Природные сообщества (1 час)

35.

Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ

Урок обобщения и систематизации знаний

Фитоценоз. Естественные природные сообщества: лес, степь. Роль, растений в круговороте веществ

Называть основные типы природных сообществ

У:

с.222 в№1

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе

Д/з: учебный проект «Естественные природные сообщества» (работа с дополнительной литературой, средствами сети Интернет). Зарисовка плаката «Охрана окружающей среды» (работа с красками)

Приводить примеры естественных сообществ

У:

с.222 в№2

Описывать видовой состав природных сообществ

Т№2:

с.50-51 Зд.№1

Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ

У:

с.225 в№1


Содержание

учебной дисциплины Биология

раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники (6 класс)

Введение 

В ходе изучения темы формируются знания о:

  • предмете, задачах и методах исследования ботанической науки;
  • значении биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены, охраны природы
  • многообразии растений на Земле;
  • основных направлениях применения ботанических знаний;
  • биологии как науке, изучающей живые организмы;
  • ботанике как науке, изучающей растения

Основное содержание учебного материала

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие, многолетние и однолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений. Признаки растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. Условия жизни растений. Среды жизни организмов на Земле. Жизнь растений осенью: изменение у растений и их значение в жизни растений. Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, огороде и на пришкольном участке.

Виды самостоятельной работы учеников

Подготовка по материалам учебника «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» под ред. И.Н.Пономаревой и записи в тетради на печатной основе под ред. И.Н.Пономаревой.

Лабораторная работа №1

Знакомство с цветковыми растениями

Задания для творческой и учебно-исследовательской работе по теме

Зарисовка с натуры отдельных травянистых растений, или их органов (работа простым карандашом разной твердости)

Экскурсии

Мир растений

Клеточное строение организмов 

В ходе изучения темы формируются знания о:

  • приемах работы с увеличительными приборами;
  • клетках и тканях растительного организма
  • особенностях строения растительной клетки;
  • разнообразии тканей у растений;
  • процессах жизнедеятельности растительного организма

Основное содержание учебного материала

Клеточное строение растительного организма. Органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Растение – многоклеточный организм. Ткани, образующие растение. Жизнедеятельность клеток, зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды. Накопление солнечной энергии в химических связях органических веществ. Запасные питательные вещества и отложение их в клетке, тканях и органах растений.

Виды самостоятельной работы учеников

Подготовка по материалам учебника «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» под ред. И.Н.Пономаревой и записи в тетради на печатной основе под ред. И.Н.Пономаревой.

Лабораторная работа №2

Клеточное строение кожицы лука

Задания для творческой и учебно-исследовательской работе по теме

Изображение строения клетки кожицы лука (работа цветными карандашами)

Органы цветковых растений

В ходе изучения темы формируются знания о:

  • приемах работы с увеличительными приборами;
  • клетках и тканях растительного организма
  • особенностях строения семени, условиях прорастания семян, значение семян в природе;
  • строении корня как вегетативного органа растения, видоизменениях корней в связи с выполняемыми функциями;
  • строении побега, видоизмениях побегов;
  • внешнее и внутреннее строение листа, лист – специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена;
  • цветке, как генеративном органе растения, строении и значение цветка

Основное содержание учебного материала

Внешнее и внутренне строение семян. Строение семян однодольных и двудольных растений. Роль эндосперма. Прорастание семян, условия прорастания семян. Всхожесть, глубина заделки семян в почву. Значение семян в природе, жизни самого растения. Хозяйственное значение семян.

Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней. Виды корней. Типы корневых систем. Видоизменения корней в связи выполняемыми функциями.

        Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Генеративные и вегетативные почки. Ветвление растений. Внешнее и внутренне строение листа. Устьица. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист – специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа. Стебель – часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и в толщину. Годичные кольца. Видоизменения побегов. Побеги растений в зимнее время.

        Строение и значение цветка. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособительные особенности цветков к опылению. Оплодотворение растений и развитие плода. Разнообразие плодов. Приспособительные особенности у растений к распространению плодов и семян.

        Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

Виды самостоятельной работы учеников

Подготовка по материалам учебника «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» под ред. И.Н.Пономаревой и записи в тетради на печатной основе под ред. И.Н.Пономаревой.

Лабораторная работа №3-10

Изучение органов (семени) цветкового растения

Изучение корня цветкового растения

Изучение побега цветкового растения

Изучение листа цветкового растения

Изучение стебля цветкового растения

Изучение видоизмененных побегов цветкового растения

Изучение цветка и соцветий цветкового растения

Изучение плодов цветкового растения

Задания для творческой и учебно-исследовательской работе по теме

Зарисовка с натуры семени цветкового растения (например, фасоли, бобов и др.) (работа цветными карандашами)

Зарисовка с натуры корня цветкового растения (работа цветными карандашами разной твердости)

Зарисовка с натуры побега цветкового растения (работа цветными карандашами)

Д/з: Работа с природными материалами: панно из листьев. Зарисовка с натуры простого и сложного листьев (работа с карандашами разной твердости)

Изображение стебля цветкового растения (работа с цветными карандашами)

Зарисовка по памяти видоизмененных подземных побегов (например, картофель и др.) (работа с цветными карандашами)

Изображение цветка (работа цветными карандашами)

Домашнее задание: проклассифицировать плоды, изображенные на картинах художников

Основные процессы жизнедеятельности растений 

В ходе изучения темы формируются знания о:

  • основных процессах жизнедеятельности;
  • корневом питании растений;
  • воздушном питании растений;
  • космической роли зеленых растений;
  • дыхании растений;
  • экологических группах растений по отношению к воде;
  • размножении растений;
  • росте и развитии растения

Основное содержание учебного материала

Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения.

Воздушное питание растений. Фотосинтез. Автотрофы и гетеротрофы. Космическая роль зеленых растений.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды.

Роль воды в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение, и их биологическое значение. Понятие об оплодотворении. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль.

Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побегов и корней. Понятие об онтогенезе. Этапы развития растений. Продолжительность жизни растений.

Виды самостоятельной работы учеников

Подготовка по материалам учебника «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» под ред. И.Н.Пономаревой и записи в тетради на печатной основе под ред. И.Н.Пономаревой.

Лабораторная работа №11-12

Выявление приспособлений у растений среде обитания

Размножение комнатных растений

Задания для творческой и учебно-исследовательской работе по теме

Д/з: плакат цветными карандашами на тему «Мой дом – планета Земля»

Занятие – вернисаж. Изображение растений разных экологических групп растений (работа с цветными карандашами)

Учебный рисунок – схема «Правила пересадки комнатных растений» (цветными карандашами)

Основные отделы царства растений 

В ходе изучения темы формируются знания о:

  • систематике растений;
  • систематике растительного царства, его таксонометрических единицах;
  • особенностях строения Подцартсва Водоросли;
  • особенностях строения Отдела Моховидные;
  • особенностях строения Отдела Папоротниковидные;
  • особенностях строения Отдела Голосеменные;
  • особенностях строения Отдела Покрытосеменные

Основное содержание учебного материала

Понятие о систематике растений. Растительное царство, его деление на таксонометрические единицы.

Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.

Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.

Общая характеристика и многообразие голосеменных растений. Хвойные растения. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйственной деятельности человека. Охрана леса.

Общая характеристика и многообразие цветковых растений. Деление цветковых на классы: однодольные и двудольные растения. Представители семейств данных классов (любые 2 по выбору учителя).

Виды самостоятельной работы учеников

Подготовка по материалам учебника «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» под ред. И.Н.Пономаревой и записи в тетради на печатной основе под ред. И.Н.Пономаревой.

Лабораторная работа №13-19

Изучение внешнего строения водорослей

Изучение внешнего строения мхов

Изучение внешнего строения папоротников. Распознавание отдела Папоротникообразные

Изучение внешнего строения и многообразия голосеменных растений

Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений

Определение принадлежности растений к классу Двудольные

Определение принадлежности растений к классу Однодольные

Задания для творческой и учебно-исследовательской работе по теме

Учебный рисунок «Внешнее строение водорослей» (работа с цветными карандашами)

Учебный рисунок «Внешнее строение мхов» (Работа с цветными карандашами)

Учебный рисунок «Внешнее строение папоротников» (Работа с цветными карандашами)

Зарисовки с натуры разных частей (органов) голосеменных растений (работа простым карандашом)

Д/з: зарисовка с натуры строения комнатного покрытосеменного растения (работа цветными карандашами)

Учебный рисунок. «Определение принадлежности растений к классу Двудольные» (работа с простыми карандашами) Учебный рисунок. «Определение принадлежности растений к классу Однодольные» (работа с простыми карандашами)

Историческое развитие и многообразие растительного мира 

В ходе изучения темы формируются знания о:

  • эволюции растительного мира;
  • развитии растительного мира;
  • эволюции растительного мира;
  • происхождении культурных растений

Основное содержание учебного материала

Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Приспособительный характер эволюции. Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Дары Старого и Нового Света.

Виды самостоятельной работы учеников

Подготовка по материалам учебника «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» под ред. И.Н.Пономаревой и записи в тетради на печатной основе под ред. И.Н.Пономаревой.

Лабораторная работа №20

Распознавание важнейших с/х растений

Задания для творческой и учебно-исследовательской работе по теме

Д/з: подобрать репродукции картин известных художников с изображением культурных растений

Учебный рисунок. «Распознавание важнейших с/х растений» (работа простыми карандашами).

Д/з: поиск в дополнительной литературе и средствах сети Интернет изображений реликтовых растений и их схематическое изображение (работа цветными карандашами)

Бактерии 

В ходе изучения темы формируются знания о:

  • древнейшей группе живых организмов - бактериях;
  • общей характеристике бактерий;
  • отличительных особенностях бактериальной клетки от растительной;

Основное содержание учебного материала

Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерий от клетки растений. Понятие о прокариотах. Разнообразие бактерий по форме, питанию, дыханию. Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека.

Виды самостоятельной работы учеников

Подготовка по материалам учебника «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» под ред. И.Н.Пономаревой и записи в тетради на печатной основе под ред. И.Н.Пономаревой.

Грибы. Лишайники 

В ходе изучения темы формируются знания о:

  • грибах как особого царства живой природы;
  • лишайниках как индикаторах окружающей среды
  • общей характеристике грибов;
  • особенностях строения лишайников;

Основное содержание учебного материала

        Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы. Одноклеточные и многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.

Виды самостоятельной работы учеников

Подготовка по материалам учебника «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» под ред. И.Н.Пономаревой и записи в тетради на печатной основе под ред. И.Н.Пономаревой.

Лабораторная работа №21

Строение плесневых грибов

Задания для творческой и учебно-исследовательской работе по теме

Учебный рисунок «Строение плесневых грибов» (работа с цветными карандашами)

Домашнее творческое задание. Сбор информации из дополнительной литературы и сети Интернет по теме «Съедобные и ядовитые шляпочные грибы». Зарисовка по памяти съедобных и ядовитых шляпочных грибов (работа с красками) Учебный рисунок «Формы лишайников: кустистые, листовые, накипные» (работа с цветными карандашами)

Природные сообщества (1ч)

В ходе изучения темы формируются знания о:

  • растительном сообществе как природном сообществе - биосистеме;
  • общей характеристике природных сообществ;
  • многообразии природных сообществ

Основное содержание учебного материала

        Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями. Понятие об экосистеме. Формирование и развитие природного сообщества. Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Роль человека в природе. Рациональное природопользование, охрана растительности, охрана природы, Красная книга. Экологическое просвещение населения.

Виды самостоятельной работы учеников

Подготовка по материалам учебника «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» под ред. И.Н.Пономаревой и записи в тетради на печатной основе под ред. И.Н.Пономаревой.

Задания для творческой и учебно-исследовательской работе по теме

Д/з: учебный проект «Естественные природные сообщества» (работа с дополнительной литературой, средствами сети Интернет). Зарисовка плаката «Охрана окружающей среды» (работа с красками).

Оборудование

  • Таблицы
  • Муляжи
  • Гербарии
  • Коллекции
  • Схемы
  • Препараты
  • Микроскопы


Литература для учителя:

  1. Внеклассная работа по биологии [Текст]: Пособие для учителя/ А.И.Никишов, З.А.Мокеева, Е.В.Орловская, А.И.Семенова, 2-е изд. перераб.–М.: Просвещение, 1980.–239с.: ил.
  2. Грин, Н. Биология [Текст]: в 3 т. / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор; под ред. Р. Сопера; пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Мир, 1996. – Т. 1.– 369с.; Т. 2.– 365с.; Т. 3.– 367с.
  3. Изобразительное искусство. 6 класс [Текст]: поурочные планы по программе под ред.Б.М. Неменского /авт.-сост. О.В. Павлова. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2010. – 286с.
  4. Пономарева, И.Н. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники [Текст]: Учебник для уч-ся 6 класса общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  5. Пономарева И.Н., Кучменко В.С, Симонова Л.В. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс [Текст]: Методическое пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 144с.
  6. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд 1 – 9 классы [Текст] /Под ред. Б.М.Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141с.
  7. Рабочие программы по биологии (по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова; В.В.Пасечника; Н.И.Пономаревой) [Текст] / авт.-сост.: И.П.Чередниченко, М.В.Оданович. – М.: Глобус, 2007. – 464с. – (Новый образовательный стандарт).
  8. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. – 112с.

Литература для учащихся:

  1. Акимушкин, И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 304с. 6с.
  2. Артамонов,В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. – 383с.: ил.
  3. Артамонов В.И. занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. – 336с.
  4. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./Сост. А.А.Воротников. – Мн.: Валеев, 1995. – 528с.: ил.
  5. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 1994. – с.92-684.
  6. Верзилин, Н.М. По следам Робинзона [Текст] / Н.М. Верзилин. – Л.: Детская литература, 1974. – 234с.
  7. Гарибова Л.В., Сидорова И.И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. – 350с.
  8. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. – М.: Колос, 1992. – 350с.
  9. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. – М.: 1996. – 556с.
  10. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
  11. Мир культурных растений. Справочник/ В.Д.Баранов, Г.Д.Устименко. – М.: Мысль, 1994. – 381с.: ил.
  12. Новиков, В.С., Губанов И.А. Школьный атлас – определитель высших растений: Кн. для учащихся. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.
  13. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактериии. Грибы. Лишайники. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 240с;
  14. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 175с.: ил.

Поисковые системы Интернет и образовательные ресурсы:

  1. Alta Vista - http://www.altavista.digital.com.
  2. Excite - http://www.excite.com.
  3. Google - http://www.google.com.
  4. HotBot - http://www.hotbot.com.
  5. Lycos - http://www.lycos.com.
  6. Open Text - http://search.opentext.com.
  7. Rambler - http://www.rambler.ru.
  8. Yandex - http://www.yandex.ru.
  9. http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование Интернета».
  10. http://www.1september.ru - Объединение педагогических изданий «Первое сентября».
  11. http://www.catalog.alledu.ru - Все образование Интернета.
  12. http://www.teleschool.ru - Телешкола - это образовательное учреждение нового типа, созданное при поддержке Министерства образования РФ.
  13. http://www.curator.ru - Сайт посвящен применению Интернет-технологий в образовании.
  14. http://www.ucheba.com - Информация учебно-методического плана: учебные планы и программы, сопровождаемые учебно-методическими документами; образовательные стандарты и документы, которые публикует Минобразования России.
  15. http://www.websib.ru - Дистанционные консультации по общеобразовательным предметам.
  16. http://www.it-n.ru - Сеть творческих учителей.
  17. http://www.kcn.ru/school/book/index.htm - Мобильный учебник.
  18. http://umka.noonet.ru/met_raz.php - Методическая копилка.
  19. http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm - Тестирование по всем предметам с 5 по 11 класс.
  20. http://www.prosv.ru - Издательство «Просвещение».
  21. http://www.naukaran.ru - Издательство «Наука».
  22. http://www.piter.com - Издательство «Питер».
  23. http://school.baltinform.ru – школьный портал.

Мультимедийные пособия:

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
  2. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1С», издательский центр «Вентана-Граф», 2007;
  3. Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии и изобразительному искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по биологии 10 класса на основе авторской программы В.В. Пасечника

Рабочая программа по биологии 10 класса на основе авторской программы В.В. Пасечника . 1 час в неделю....

Рабочая программа по биологии 11 класса на основе авторской программы В.В. Пасечника

Рабочая программа по биологии 11 класса на основе авторской программы В.В. Пасечника. 1 час в неделю....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...