Разработка урока "Разнообразие растений" в 5 классе.
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Тема урока: Царство растения. Разнообразие растений на Земле.
Цель: добиться усвоения учащимися знаний о разнообразии растений по форме, величине, продолжительности жизни, месту обитания и другим признакам; формирование у учащихся общих представлений о растительном мире; о значении растений в природе и жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznoobr._rasteniy_na_zemle.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»
Чеди-Хольского кожууна РТ
( урок 5 класс)
Очур-оол Саяна Сергеевна
Учитель биологии, I квалификационная
категория
2012-2013 учебный год
Тема урока: Царство растения. Разнообразие растений на Земле.
Цель: добиться усвоения учащимися знаний о разнообразии растений по форме, величине, продолжительности жизни, месту обитания и другим признакам; формирование у учащихся общих представлений о растительном мире; о значении растений в природе и жизни человека.
Средства обучения: компьютер, проектор, гербарий: мох, кукушкин лен, папоротник, сосна, черемуха.
Ход урока.
- Проверка знаний.
I.Фронтальный опрос.
1. Назовите характерные признаки паразитических грибов.
2. Что такое микориза.
3. Какие заболевания вызывают грибы – паразиты животных и человека?
4.Чем опасны грибы паразиты для растений?
5. Чем отличается спорынья от головни?
6. Какие погодные условия способствуют вспышке фитофтороза картофеля?
II. Индивидуальный опрос.
Карточка 1
Какие грибы называют грибами – паразитами?
Карточка 2
Как происходит заражение зерновых культур головневыми грибами?
Карточка 3
Какой вред наносят деревьям трутовики?
- Изучение нового материала.
Ребята, тема урока пока не известно. Мы узнаем, если вы правильно отгадаете загадки, которых я вам буду загадывать. Отгадки будут подсказкой.
- Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
- Чем больше колец, тем старче жилец. (Дерево)
- Что несеяно родится? (Трава)
- Стоят в лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)
Вопрос:
- О чем говорится в следующих загадках?
- Какое царство органического мира будем изучать?
(учащиеся отгадывают загадки и вместе с учителем определяют царство)
А теперь посмотрите на картины (проецируется на экран картины с изображением секвойи, пальмы, ромашки, ряски)
Что вы можете сказать глядя на эти картины? (ответы учащихся – разные растения по размерам, окраске…)
- И как назовем тему нашего урока? (называют тему урока)
Вопрос:
- Как вы понимаете разнообразие растений, в чем их различия. (При затруднении помочь детям ответить на эти вопросы)
Рассказ учителя с демонстрацией слайдов.
- Разнообразие растений.
Растительный мир Земли чрезвычайно многообразен, что проявляется в величине растений, форме целого растения или отдельных его частей, окраске стеблей, листьев, цветков и плодов, продолжительности жизни, месте обитания.
Вопрос:
- Как понимаете разнообразие растений по величине? (ответы учащихся - крупные, мелкие,, средние)
Правильно. Одни растения являются мелкими, другие обладают средней величиной, а третьи – крупные. К мелким относят такие как подорожник, одуванчик, к средним – рожь, пшеницу, подсолнечник, крупным – березу, дуб, осину, сосна, ель. По величине растения крайне многообразны. Есть очень мелкие растения, которые могут быть рассмотрены только с помощью лупы или микроскопа, есть средние и крупные растения. Высота осины, березы, липы достигает 25-35 м, сосна и ель могут достигать высоты 40-50 м, а эвкалипт, произрастающий в Австралии, достигает толщины в диаметре 10-11 м и поднимается в высоту до 105 м. (рассказать об их особенностях). Например;
- Рясковые – самые маленькие, менее 1 см, цветковые растения.
Ряска – отдаленный родственник царственных пальм и других деревьев. Цветет ряска крайне редко.
- Пальмам принадлежит немало «ботанических рекордов» самые большие листья 25 м, самые большие соцветия до 9 кг, самые большие плоды-костянки 18 кг, созревают они 7-10 лет.
Демонстрация картины с изображением растений, обладающих различной внешней формой (кукурузы, моркови, березы, смородины)
Ребята, вы узнали эти растения? В чем они отличаются?
Эти растения отличаются по форме стебля и листьев. Для сравнения предлагаю пары растений, которые близки по величине, но резко отличаются по форме – сосну и ель, капусту и морковь, пшеницу и лебеду, алоэ и герань. (Картины с изображением каждой пары демонстрируется перед учащимися)
Перед вами стоит задача. Определите растения по картинкам, назвать их и кратко описать форму. (Учитель дополняет ответы учащихся)
Вывод:
- Ствол ели снизу доверху покрыт свешивающимися в стороны ветвями, которые придают растению конусообразную форму. У сосны ветвей гораздо меньше, и они расположены начиная лишь с середины ствола.
- Пшеница – растение с тонким и длинным стеблем (соломиной), на котором имеется несколько узких и длинных листьев, на вершине стебля расположен колос. У лебеды форма совсем иная: стебель обладает множеством ветвей, направленных в разные стороны, а ветви покрыты небольшими продолговатыми листьями.
А теперь ребята, приведите примеры, доказывающие разнообразие растений по окраске. (Ответы учащихся)
Выслушав ответы учащихся продемонстрировать ветки разных растений – осины, липы, смородины, березы, малины, черемухи.
Вывод: Все ветки обладают разной окраской.
Вопрос: Могут быть листья растений окрашены одинаково?
Чтобы ответить на поставленный вопрос предлагаю вам сравнить окраску листьев трех растений – березы, осины, липы.
Вывод: окраска листьев разных растений неодинакова: лист осины имеет светло-зеленую окраску, а лист березы – темно-зеленую.
Растения отличаются не только по окраске ветки, ствола, листьев, но и по окраске цветков и плодов. (Демонстрация картины цветков и плодов)
Вопрос: - Сколько лет живет береза, ель?
Растения разнообразны и по продолжительности жизни. Одни живут лишь в течение одного лета, например пшеница, кукуруза, подсолнечник, огурцы, помидоры, картофель. Их называют однолетними растениями, однако продолжительность жизни у них различна – от 30-40 до 200 и более дней. Двулетние Многолетние растения живут до 50-100 лет, другие до 500 и более (дуб, липа)
Вопрос: - какие растения живут в тундре? Какие растения обитают в лесной полосе? Какие растения характерны для степей и пустынь? Где растут виноград, мандарины? ( выслушав ответы учащихся)
Места обитания растений крайне разнообразны. Они живут на суше, в водах рек, морей и океанов, в лесах севера и пустынях Средней Азии, живут везде и всюду, потому что хорошо приспособлены к условиям внешней среды. (демонстрация картины кактуса, алоэ кувшинки )
- Организация самостоятельной работы учащихся с учебником.
Прочитав текст на с. 88-89 значение растений в природе и в жизни человека, заполните таблицу.
Значение растений | |
В природе | В жизни человека |
|
|
( проверяется устно)
Вопросы классу:
- Что означает слово «ботаника» ?
- Что изучает ботаника?
- Кто является основоположником ботаники?
(Эти вопросы рассматривались при изучении Введения. Вопросы активизируют мышление, память. Ученики учатся использовать ранее приобретенные знания.)
- Высшие и низшие растения.
Демонстрируя таблицы и гербарный материал, дать понятие о низших и высших растениях.
Царство растения | |
Низшие растения – водорослей, тело не разделено на органы и не имеют сложного тканевого строения. | Высшие растения - мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные. Имеют настоящие органы и ткани. |
(записывают в тетрадь)
- Закрепление (осмысление материала)
- Что вы нового узнали из сегодняшнего урока?
- Знания которые вы сегодня получили пригодиться ли в жизни?
- Почему без растений жизнь на нашей планете будет невозможна?
- Почему нужно охранять растения?
IV. Д/З. § 17. стр. 88
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"
Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....
Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс
Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....
Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс
Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"
Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока: урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)
Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1. Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....