Проект урока в 5 классе по формированию УУД
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Технологическая карта урока в 5 классе
по формированию универсальных учебных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
по формированию универсальных учебных действий
Тема | Жизнь в морях и океанах | ||
Цель | Создать условия для формирования знаний о разнообразии организмов в морях и океанах | ||
Задачи | Образовательные: 1.Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении. 2.Раскрыть черты приспособленности обитателей к разнообразным условиям. 3.Показать необходимоcть защиты вод Мирового океана. Воспитательные: 1. способствовать воспитанию культуры общения, 2. продолжить формирование познавательного интереса к предмету через создание ситуации успеха. 3. Развивающие 1. продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления), 2. продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы, 3. развивать навык решения экологических задач; 4. продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности | ||
Основное содержание темы, термины и понятия | «сообщество», «сообщество поверхностных вод», «сообщество толщи воды», «планктон», «сообщество кораллового рифа», «донное сообщество», «глубоководное сообщество», «приспособление (адаптация)»; прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы | ||
Планируемые результаты | |||
Личностные Проявлять интерес к изучению темы. Позитивное отношение к результатам обучения при изучении темы. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле
| Метапредметные Познавательные: -умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию; - умение вести наблюдение; - умение прогнозировать ситуацию. Регулятивные: - прогнозировать ситуацию будущих событий. умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение соотносить учебные действия с известными правилами; - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь.
| Предметные Углубить свои знания о разнообразии обитателей морей и океанов Объяснять сущность понятия «планктон». Характеризовать особенности видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны морей и океанов по рисункам учебника.
| |
Универсальные учебные действия | |||
Личностные - Мотивирует учащихся на работу. - настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке. - самоопределение | Регулятивные -волевая саморегуляция. - целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование – планирование, прогнозирование – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. | Познавательные -анализ объектов с целью выделения признаков. - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. – выбор оснований и критериев для сравнения. | Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. - уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию - сотрудничество в поиске информации -использование грамотной монологической речи - умение выражать свои мысли - уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность . |
Организация образовательного пространства | |||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |
География, экология | Компьютер, проектор Презентация «Жизнь в морях и океанах». Аппликации животных морей и океанов. Учебник Природоведение 5 класс автор Н.И. А.А. Плешаков, Н.И.Сонин, тетрадь, оценочные листы
| фронтальная - индивидуальная – в паре - | |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||
I этап. | |||
Цель деятельности | Мотивация. Проверка домашнего задания. | УУД | |
- организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке | Учитель: Всех приветствую на уроке биологии. Нас ожидает интересная, Слайд 1 увлекательная работа. -Оцените себя, как готовы вы сегодня к уроку по 5 системе. ( Приложение 1).
Ученик: Используют индивидуальные карты. Выставляют оценку готовности к уроку. Учитель: Домашнее задание проверим при выполнении теста. Слайд 2
Ученик: Выполняет тест и проверяет по слайду. Выставляет оценки за тест в оценочный лист Слайд 3 | Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. - Регулятивные: волевая саморегуляция. -Личностные: - Мотивирует учащихся на работу. - Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке. | |
II этап | |||
Цель деятельности | Актуализация субъективного опыта | УУД | |
- Мотивация. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях -Создать условия для развития воображения, наблюдательности, любознательности, логического и образного мышления, расширять кругозор и словарный запас | Учитель: - Мы с вами изучили животный и растительный мир материков. - Где могут обитать еще растения и животные кроме материков? - Закройте глазки, расслабьтесь, сядьте поудобнее и представьте себе… Релаксация: под шум океана учитель читает художественный текст. (Приложение 2) -О какой среде обитания идёт речь? Слайд 4 - Большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН
-А, сейчас, мы с вами с помощью интеллектуальной разминки попробуем определить тему урока Слайды 5-11 1. По волнам гуляет зонтик, Если встретите – не троньте! Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжется как крапива. (Медуза) 2. Он плавает на дне глубоком, А иногда — у берегов. Он своим могучим током Разгоняет тьму врагов. (Скат) 3. По сути зверь – а с виду рыба, Огромен, я его боюсь. А догадаться вы смогли бы, Кто пищу цедит через ус? (Кит) 4.Зубы в пасти: в три ряда. 5. Подставляя людям спины В море нас спасут… (Дельфины) 6. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я - … (Осьминог) 7. Люд морской встревожен – Меч плывет без ножен. (Рыба-меч) -Где же живут эти организмы? ( Это обитатели морей и океанов). И сегодня мы познакомимся с ними. Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока: «Жизнь в морях и океанах» - Запишем тему в тетрадь Задачи урока на слайде Слайд 12 Ученик: Отвечают на загадки. И одновременно видят на экране изображения отгаданных ими животных. Учащиеся ставят цель урока, уточняют и согласовывают тему урока | Коммуникативные - уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию Познавательные -анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные - целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. | |
III этап | |||
Цель деятельности | Восприятие и осмысление учащимися нового материала | УУД | |
Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним. | Учитель: -Кругом вода – с питьем беда. Почему так говорят о море? (соленая вода) -Как вы представляете себе море? Какие чувства у вас вызывает вид моря, звуки моря? -Жизнь в морях и океанах можно сравнить с огромным домом, в котором каждый житель занимает свой этаж, свою экологическую нишу и приспособлен, адаптирован к жизни на этом этаже. Этажи, на которых живут живые организмы, называются сообществами. - Давайте вспомним, что называется природным сообществом? (Природное сообщество – это совместно обитающие и живущие на одной территории разные по виду растения, животные, микроорганизмы). Слайд 13 - Сколько же сообществ (этажей) в этом доме? Откройте учебник стр. 135-137 , у вас в тексте жирным шрифтом выделены сообщества, назовите их. (Сообщество поверхности воды, толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество). - Значит сколько здесь этажей. (5) - Познакомимся с этими сообществами и с многообразием водных обитателей, рассмотрев презентацию. Заполним таблицу, отметив особенности образа жизни, формы тела, приспособления. ( Приложение 3) -Знакомство начнём с поверхности воды. Ит.д ( Приложение 4) Слайды 14-27 Ученик: Индивидуальная работа. Работа с учебником. Работа в парах. Оценивают на сколько усвоили материал на листах самооценки | Коммуникативные - сотрудничество в поиске информации -использование грамотной монологической речи Регулятивные – планирование, прогнозирование Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.
| |
IV этап. | |||
Цель деятельности | Первичное закрепление | УУД | |
-Воспитывать бережное отношение к природе, показать необходимость защиты вод Мирового океана | Учитель: 1 задание -Звучит звук входящего сообщения системы ICQ) - Кажется, нам пришло письмо! Давайте посмотрим, от кого. (на экране появляется текст письма от капитана Врунгеля) Слайд 28. Ребята, мы же с Вами знаем этого капитана Врунгеля. Он всегда любит в своих рассказах приукрасить и понавыдумывать небылицы. Я прочту Вам письмо, а вы попробуйте определить, все ли правильно написал капитан? Ошибки Слайд 29
Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки капитана.
2 задание -А сейчас мы попробуем расположить этажи океана, начиная со дна -На доске у нас нарисован воображаемый океан. И сейчас мы с вами постараемся заполнить этот огромный дом и выяснить, какие сообщества характерны для морей и океанов, какие организмы их населяют, начиная со дна Сообщество поверхности океана - 1 этаж Сообщество кораллового рифа – 2 этаж Сообщество толщи воды – 3этаж Глубоководное сообщество – 4 этаж Донное сообщество – 5 этаж Ученик: Размещает аппликации животных морей и океанов по сообществам задание3 Послушайте экологическую сказку. Жил старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед невод. Пришёл невод обратно с тиной морской, а также со ржавыми банками, бутылками и прочим мусором. Закинул дед невод во второй раз, выловил рваный башмак и лысую резину. В третий раз закинул он невод и поймал золотую рыбку, которая заговорила с ним человеческим голосом: - Не отпускай меня старче в синее море, лучше кинь в аквариум. Там вода чистая. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу быть золотою. Грустная сказка? На самом деле это правда. Мы, люди, очень много грязи бросаем в океаны и моря. Приносим вред обитателям. Мир океана очень велик и прекрасен. Рассказать обо всех обитателях на одном уроке невозможно. Но охранять его не только возможно, но и необходимо. Ученик: Делает вывод, что самая важная проблема океанов и морей - это экологическая проблема и решать ее уже не обитателям "нашего многоэтажного дома", а нам - людям. | Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения. Личностные- самоопределение. | |
V этап. Рефлексивная деятельность | |||
Цель деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | |
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы
| Учитель: Вот и подошел к завершению наш урок по планете ОКЕАН. И настало время оценить Вашу работу на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки. Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе, поставьте себе оценку «5». Если же вы считаете, что могли работать лучше, поставьте оценку «4». Ученик: Анализирует и оценивает свою работу на уроке | Урок цели достиг. Дети усвоили материал, проанализировали свою деятельность, оценили свою работу. «4» - 2 «5» - 3 | |
VI этап. | |||
Итог урока. Домашнее задание | |||
Учитель: Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную творческую работу. Домашнее задание – подготовить сообщение об одном из обитателей подводного мира, нарисовать рисунок. с.135-138. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме: «Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции».
Проблема, на решение которой направлен проект: Недостаточный уровень сформированности духовно- нравственных качеств личности учащихся, препятствующий успешной социальной адаптации....
Педагогический проект «Нетрадиционная форма урока истории как фактор формирования познавательной активности учащихся»
Педагогический проект является итоговой работой учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ с.Екатериновка м.р.Приволжский Самарской области Васиной Анны Юрьевны на курсах повышения квалификации п...
Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...
Создание проекта по литературе как способ формирования универсальных учебных действий ( Проект "Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")
Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая...
5класс. Математика. Проект урока в коррекционном классе 7-го вида по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"
Здесь представлен проект урока в коррекционном 5-м классе по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда", урок может быть использован так же и в общеобразовательном классе. Учебник: Математик...
«Использование на уроках английского языка метода проектов, как одного из факторов формирования коммуникативной компетенции».
Одной из инновационных технологий, способной решить проблемы создания условий для использования изучаемого языка в ситуациях реального межкультурного общения, формирования и развития меха...