Проект урока в 5 классе по формированию УУД
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Воробьева Людмила Викторовна

 

Технологическая карта  урока в 5  классе 

по формированию универсальных учебных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект урока в 5  классе

по формированию универсальных учебных действий

Тема

Жизнь  в морях и океанах

Цель

Создать условия для формирования знаний о разнообразии организмов в морях и океанах

Задачи

Образовательные:

1.Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении.

2.Раскрыть черты приспособленности обитателей к разнообразным условиям.

3.Показать необходимоcть защиты вод Мирового океана.

Воспитательные:

1. способствовать воспитанию культуры общения,

2. продолжить формирование познавательного интереса к предмету через  создание ситуации успеха.

3. Развивающие

1. продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления),

2. продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы,

3. развивать навык решения экологических задач;

4. продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности

Основное содержание темы, термины и  понятия

 «сообщество», «сообщество поверхностных вод», «сообщество толщи воды», «планктон», «сообщество кораллового рифа», «донное сообщество», «глубоководное сообщество», «приспособление (адаптация)»; прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы

Планируемые результаты

Личностные

Проявлять интерес к изучению темы.

Позитивное отношение к результатам обучения при изучении темы.  

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле

 

Метапредметные

Познавательные: 

-умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

- умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:   

- прогнозировать ситуацию будущих событий.

 умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

 

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь.

 

Предметные

 Углубить свои знания о разнообразии обитателей морей и океанов

Объяснять сущность понятия «планктон».

Характеризовать особенности видов организмов, их приспособленность к среде

обитания.

Называть примеры флоры и фауны морей и океанов по рисункам учебника.

 

Универсальные учебные действия

Личностные

- Мотивирует учащихся на работу.

- настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке.

- самоопределение

Регулятивные

-волевая саморегуляция. 

- целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование

– планирование, прогнозирование

– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные

 -анализ объектов с целью выделения признаков.

- поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.

– выбор оснований и критериев для сравнения.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

- сотрудничество в поиске информации

-использование грамотной монологической речи

- умение выражать свои мысли

- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

 .

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

География, экология

 Компьютер, проектор

Презентация «Жизнь в морях и океанах».

Аппликации животных морей и океанов. Учебник Природоведение 5 класс автор Н.И. А.А. Плешаков, Н.И.Сонин, тетрадь, оценочные листы

 

фронтальная  -

индивидуальная –

в паре  -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап.

Цель деятельности

Мотивация. Проверка домашнего задания.

УУД

 -   организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

Учитель:

Всех приветствую на уроке биологии. Нас ожидает интересная,         Слайд 1 увлекательная работа.

-Оцените себя, как готовы вы сегодня к уроку по 5 системе. ( Приложение 1).                                      

 

Ученик:

Используют индивидуальные карты. Выставляют оценку готовности к уроку.

Учитель:

Домашнее задание проверим при выполнении теста.      

                                                                                                                       Слайд 2

 

Ученик:

Выполняет тест и проверяет по слайду.

Выставляет оценки за тест в оценочный лист           Слайд 3 

  Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- Регулятивные: волевая саморегуляция. 

 -Личностные:  

 - Мотивирует учащихся на работу.

- Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке.

II этап

Цель деятельности

Актуализация субъективного опыта

УУД

- Мотивация. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях

-Создать условия для развития воображения, наблюдательности, любознательности, логического и образного мышления, расширять кругозор и словарный запас

Учитель:

-  Мы с вами изучили животный и растительный мир материков.

-  Где могут обитать еще растения и животные кроме материков?

-  Закройте глазки, расслабьтесь, сядьте поудобнее и представьте себе…

Релаксация: под шум океана учитель читает художественный текст. (Приложение 2)

-О какой среде обитания идёт речь?                                   Слайд 4

 - Большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН  

         

-А, сейчас, мы с вами с помощью интеллектуальной  разминки попробуем определить тему урока                                                                    Слайды 5-11

1. По волнам гуляет зонтик,

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжется как крапива. (Медуза)

 2. Он плавает на дне глубоком,

А иногда — у берегов.

Он своим могучим током

Разгоняет тьму врагов. (Скат)

3. По сути зверь – а с виду рыба,

Огромен, я его боюсь.

А догадаться вы смогли бы,

Кто пищу цедит через ус? (Кит)

 4.Зубы в пасти: в три ряда.
Это не страсти, а беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - "морской бандит".
Мускулисты его скулы,
Остерегайтесь встреч с… (
Акулой)

5. Подставляя людям спины

В море нас спасут… (Дельфины)

6. Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я - … (Осьминог)

7. Люд морской встревожен –

Меч плывет без ножен. (Рыба-меч)

-Где же живут эти организмы? ( Это обитатели морей и океанов).

И сегодня мы познакомимся с ними. Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока: «Жизнь в морях и океанах»

- Запишем тему в тетрадь      

 Задачи урока на слайде                                                                           Слайд 12

Ученик:

Отвечают на загадки. И одновременно видят на экране изображения отгаданных ими животных.

Учащиеся ставят цель урока, уточняют и согласовывают тему урока

Коммуникативные

 - уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

 Познавательные

-анализ объектов с целью выделения признаков.

 Регулятивные 

- целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование.

III этап

Цель деятельности

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

УУД

Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.

 Учитель:

-Кругом вода – с питьем беда. Почему так говорят о море? (соленая вода)

-Как вы представляете себе море? Какие чувства у вас вызывает вид моря, звуки моря?

-Жизнь в морях и океанах можно сравнить с огромным домом, в котором каждый житель занимает свой этаж, свою экологическую нишу и приспособлен, адаптирован к жизни на этом этаже. Этажи, на которых живут живые организмы, называются сообществами.  

- Давайте вспомним, что называется природным сообществом?

(Природное сообщество – это совместно обитающие и живущие на одной территории  разные по виду растения, животные, микроорганизмы).                                                                 Слайд 13

- Сколько же сообществ (этажей) в этом доме?

Откройте учебник стр. 135-137 , у вас в тексте жирным шрифтом выделены сообщества, назовите их.

(Сообщество поверхности воды, толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество).  

- Значит сколько здесь этажей. (5)

- Познакомимся с этими сообществами и  с многообразием водных обитателей, рассмотрев презентацию.  Заполним таблицу, отметив

особенности образа жизни, формы тела, приспособления.

( Приложение 3)                                   

-Знакомство   начнём с поверхности воды.  Ит.д

  ( Приложение 4)                                                         Слайды 14-27

Ученик:

Индивидуальная работа. Работа с учебником. Работа в парах.

Оценивают на сколько усвоили материал  на листах самооценки

 Коммуникативные

- сотрудничество в поиске информации

-использование грамотной монологической речи

 Регулятивные 

– планирование, прогнозирование

Познавательные

 - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.

 

IV этап.

Цель деятельности

Первичное закрепление

УУД

 

-Воспитывать бережное отношение к природе, показать необходимость защиты вод Мирового океана

Учитель: 

1 задание

-Звучит звук входящего сообщения системы ICQ)

 - Кажется, нам пришло письмо! Давайте посмотрим, от кого.

(на экране появляется текст письма от капитана Врунгеля)

 Слайд 28.

Ребята, мы же с Вами знаем этого капитана Врунгеля. Он всегда любит в своих рассказах приукрасить и понавыдумывать небылицы. Я прочту Вам письмо, а вы попробуйте определить, все ли правильно написал капитан?

Ошибки                                                                            Слайд 29

  • Морские звёзды и морские ежи.
  • Рыбы-удильщики, лучевики, морской чёрт.
  • Скаты, морские ежи, скорпена.
  • Акулы, дельфины.
  • Планктон.

Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки капитана.

 

2 задание

-А сейчас мы попробуем расположить этажи  океана, начиная со дна

-На доске у нас нарисован воображаемый океан. И сейчас мы с вами постараемся заполнить этот огромный дом и выяснить, какие сообщества характерны для морей и океанов, какие организмы их населяют, начиная со дна

Сообщество поверхности океана - 1 этаж

Сообщество кораллового рифа – 2 этаж

Сообщество толщи воды – 3этаж

Глубоководное сообщество – 4 этаж

Донное сообщество – 5 этаж

Ученик:

Размещает аппликации животных морей и океанов по сообществам

задание3

    Послушайте экологическую сказку. Жил старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед невод. Пришёл невод обратно с тиной морской, а также со ржавыми банками, бутылками и прочим мусором. Закинул дед невод во второй раз, выловил рваный башмак и лысую резину. В третий раз закинул он невод и поймал золотую рыбку, которая заговорила с ним человеческим голосом: - Не отпускай меня старче в синее море, лучше кинь в аквариум. Там вода чистая. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу быть золотою. Грустная сказка? На самом деле это правда. Мы, люди, очень много грязи бросаем в океаны и моря. Приносим вред обитателям. Мир океана очень велик и прекрасен. Рассказать обо всех обитателях на одном уроке невозможно. Но охранять его не только возможно, но и необходимо.

Ученик:

Делает вывод, что самая важная проблема океанов и морей - это экологическая  проблема и решать ее уже не обитателям "нашего многоэтажного дома", а нам - людям.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

Регулятивные

– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные

 – выбор оснований и критериев для сравнения.

Личностные- самоопределение.

V этап. Рефлексивная деятельность

Цель деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы

 

Учитель:

  Вот и подошел  к завершению  наш урок   по планете ОКЕАН. И настало время оценить Вашу работу на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки.

Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе, поставьте себе оценку «5».

Если же вы считаете, что могли работать лучше, поставьте оценку «4».

Ученик:

 Анализирует и оценивает свою работу на уроке

 Урок цели достиг. Дети усвоили материал, проанализировали свою деятельность, оценили свою работу.

«4» - 2

«5» - 3

VI этап.

Итог урока. Домашнее задание

Учитель:

Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную творческую работу.

Домашнее задание – подготовить сообщение об одном из обитателей подводного мира, нарисовать рисунок. с.135-138.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме: «Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции».

Проблема, на решение которой направлен проект: Недостаточный уровень сформированности духовно- нравственных качеств личности учащихся,   препятствующий  успешной социальной адаптации....

Педагогический проект «Нетрадиционная форма урока истории как фактор формирования познавательной активности учащихся»

Педагогический проект является итоговой работой учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ с.Екатериновка м.р.Приволжский Самарской области Васиной Анны Юрьевны  на курсах повышения квалификации п...

Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...

Создание проекта по литературе как способ формирования универсальных учебных действий ( Проект "Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")

Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая...

5класс. Математика. Проект урока в коррекционном классе 7-го вида по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"

Здесь представлен проект урока в коррекционном 5-м классе по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда", урок может быть использован так же и в общеобразовательном классе. Учебник: Математик...

«Использование на уроках английского языка метода проектов, как одного из факторов формирования коммуникативной компетенции».

Одной из инновационных технологий, способной решить проблемы создания условий для использования изучаемого языка в ситуациях реального межкультурного общения, формирования и развития меха...