Семейства Лилейные.
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Аблязизова Рима Раисовна

Применены сингапурские структуры.

Признаки представителей семейства Лилейные. Значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeystva_lileynye._2.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Разработка урока  

по биологии в 6 классе по теме:

«Класс Однодольные. Признаки растений семейства Лилейные»

 Урок разработала  

                    Аблязизова Рима Раисовна,

                                                          учитель биологии высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №6.

                                     

                                                           

                                                               город Бавлы

2014 год

                                                            Урок

                                                       Класс Однодольные.

Характерные признаки семейства Лилейные.

Цели урока:

*Знать представителей и характерные признаки семейства Лилейные. Значение в жизни человека и в природе.

*Внедрение элементов сингапурской программы.

Задачи:

   *  образовательная: изучить характерные особенности  семейства Лилейные на примере        некоторых видов растений. Познакомить учащихся с практическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных, научить определять растения семейства Лилейные.

* развивающая: развивать умение учащихся делать выводы, ставить цели к уроку, умение работать с дополнительной литературой, раздаточным материалом, обобщать и анализировать информацию, используя личный опыт, впечатления. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся, через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Умение работать в группе, развитие умения выражать свои мысли вслух, креативности.

  • воспитательная: воспитывать чувство любви к прекрасному, чувство ответственности за сохранение природы, воспитание экологической грамотности.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, рисунки и гербарные экземпляры растений семейства Лилейные, презентация, мультимедийный диск)

Мультимедийные диски, мэнэджмэты, ручки, фломастеры, № столов, секундомер.

Термины и понятия урока: класс Однодольные, семейство Лилейные, видоизмененные побеги, корневище, клубни, луковицы, простой околоцветник, фитонциды, растения- первоцветы.

Тип урока: комбинированный.

План урока.

  • Актуализация знаний.
  • Мотивация учебной деятельности.
  • Активно познавательная деятельность (восприятие нового материала)
  • Закрепление полученных знаний.
  • Контрольно-оценочный этап.
  • Информирование о домашнем задании.

ХОД УРОКА

I Элементы сингапурской программы.

п/п

Структура

Действие учителя

Действие ученика

1

Хай Файв

(сигнал тишины)

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Приветствие учеников.

2

Мэнэдж Мэт

(инструмент для управления классом)

Садимся на свои места, в группе по 4 человека.

Положите, пожалуйста Мэнэдж Мэты, чтобы цифры 2 и 3 смотрели на меня. Настройтесь на работу.

Обучающиеся сидят в группах по 4 человека.

Указаны № столов.

3

Куиз-Куиз-Трейд

(подскажи, научи, переспроси, похвали)

Повторение пройденного.

Партнеры под №1 и №3 каждого стола возьмите лист А4 и поделите его пополам, отдайте половину партнеру по лицу Ребята, Вам было задано на сегодня подготовить вопросы по теме «Семейства растений класса Двудольные». Каждый выберите удачный  один вопрос и напишите на свой листочек, а чуть ниже ответ на этот вопрос.

Встаньте, задвиньте стульчики, поднимите руку и найдите пару (ближайшую). Партнер А опрашивает партнера В, затем поменялись ролями.

Партнеры уже определились:

по лицу, по плечу, А и В, по номерам.

Партнер№1 №3 передает листок партнеру  по лицу. Затем партнеры «А» находят пару-партнера «В» не из своего стола и обмениваются ответами, при неправильном ответе обучают друг друга; меняются карточками.

Помогают, хвалят друг друга, меняются ролями.

Повторяют пройденный материал,

Садятся на свои места.

4

Финк-Райт-Раунд Робин

(Подумайте, запишите, обсудите по кругу)

Актуализация знаний.

Итак, ребята вспомним Учитель задает вопрос и дает время подумать(1 минута)

  • Какое царство живых организмов мы изучаем? Каковы признаки этого царства?
  •  (Отвечает ученик под № 3 стол №5) 
  • Какой отдел этого царства мы изучаем? Каковы отличительные признаки растений этого отдела?
  • (Отвечает ученик под № 2 стол №1)
  • К какому классу Покрытосеменных растений относятся Шиповник коричный, Пастушья сумка, Дурман обыкновенный?
  •  (Отвечает ученик под № 2 стол №3)
  • По каким признакам можно отличить растения класса двудольных?  (Отвечает ученик под № 1 стол №6)
  • Игра «Отгадай растение»  (Отвечает ученик под № 4 стол №2)
  • К какому семейству относятся все эти растения? (Отвечает ученик под № 2 стол №7)

Учитель корректирует ответы.

Ученики думают и записывают свои ответы на листочках, а затем по очереди проговаривают, или зачитывают ответы.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

5

Изучение нового материала.

Изучение нового материала.

Показ видеофильма, презентации «Покрытосеменные растения. Семейство Лилейные».

Организация работы с терминами и понятиями урока по ходу  и после показа видеофрагментов.

Разбор заданий и задач по видеофрагментам

Объяснение учителя (лекция).

Записи в тетрадях (термины, главные мысли), работа с текстом учебника.

Записывают тему урока.

Смотрят видеофильм.

Выписывают термины «признаки отдела, класса, семейства лилейных», значение; фитонциды, Красная книга, узнают легенды, находят главное. Разбор заданий и задач по видеофрагментам.

Слушают учителя.

Записи в тетрадях (термины, главные мысли),

работа с текстом учебника.

Изучают представителей, практическая работа «Распознавание и определение растений семейства Лилейные».

6

Таймд-ПЭА-ШЭА

(учитель задает вопрос и дает время подумать, учитель озвучивает, кто начинает первым и сколько времени дается каждому из учеников для ответа, два ученика отвечают на вопрос в течение данного времени)

Закрепление.

Разбор заданий и задач по инструктивным карточкам (вопросам), тестовым заданиям.

Развитие навыков по работе с гербарным материалом по распознаванию и определению растений семейства Лилейные, класса однодольные.

Разбор заданий и задач по инструктивным карточкам, тестовым заданиям.

Два ученика дают развернутые ответы в течение определенного времени.

7

Физкульминутка

(или Микс-Фриз-груп)

Проводит физкультминутку по дыхательной методике Стрельниковой, или по Микс Фриз-груп)

Проводит физкультминутку

Ходят по классу, когда музыка остановилась, отвечают на вопросы учителя, встают по 2, или 3 или несколько человек  в зависимости от ответа, например,

*К какому классу относятс Лилейные?(1)

*Сколько пестиков?(1)

Сколько тычинок? (6)…

8

Подведение итогов урока.

Опорные точки.

Подведение итогов урока.

Оценивание.

Выводы.

Билетик на выход:

«Что мы сегодня узнали?, ребята?(элементы).

Признаки семейства Лилейные?)

9

Домашнее задание.

Домашнее задание:

творческие задания – решить или сочинить  синквейн, или кроссворд, или ребус  по теме.

Записывают  и выполняют домашнее задание;

решают задания повышенной сложности по рабочим тетрадям, дополнительным заданиям типа ЕГЭ индивидуально, дифференцированно.

II. Мотивация учебной деятельности (5 мин.)

Учитель: Ребята, на предыдущих уроках  мы с вами говорили о растениях, относящихся к классу Двудольных, а сегодня познакомимся с растениями класса Однодольных.
Кто назовет мне признаки этого класса?
Сегодня на уроке мы познакомимся с семейством Лилейные.
Луковка на макушке православной церкви, лилия в гербе королевской династии во Франции, тюльпан – символ весенней степи, нарцисс – образ самолюбивого человека. Все это – растения семейства Лилейных. Как вы думаете, что привлекает внимание человека к Лилейным и почему?
Итак, мы знаем, что привлекает внимание человека к Лилейным, а теперь давайте определим цели нашего урока.

Цели: Изучить особенности строения и значение этих растений в жизни человека. Сегодня мы совершим путешествие в мир лилейных растений. Экскурсоводами будут, учащиеся вашего класса, и по окончании экскурсии вам нужно заполнить таблицу:

 

Признаки

Описание

1

 Жизненные формы

 

2

 Продолжительность жизни

 

3

Формула цветка

 

4

Типы плодов

 

5

Подземные побеги

 

III. Изучение нового материала (20 мин.)

– Начинаем путешествие.

Два ученика по очереди рассказывают о луке.

1-й ученик: Яркими представителями семейства Лилейные являются лук и чеснок. Науке известно около 400 их видов. О распространении и потреблении лука в России свидетельствуют старинные пословицы и поговорки: «Голь голью, а луковка во щи есть»; «В нашем краю словно в раю: рябины да луку не переешь»; «Лук да баня все правят»; «Кто сеет лук, тот избавится от мук»; «Лук от семи недуг» и др.

2-й ученик: В годы Великой Отечественной войны выведенных из окружения страдающих дистрофией бойцов сутки держали на луковой диете. Еще в 1250 г. Сарацины так высоко ценили лук, что за одного пленного брали 8 луковиц в качестве выкупа. Изображения лука обнаружены в египетских пирамидах и даже найдены пучки лука вместе с мумиями в саркофагах.

Учитель: Ребята, а как вы объясните пословицу «Лук от семи недуг»?
Что такое фитонциды?
Какие еще растения их выделяют?
Мы видим, что лук это не только пищевое растение, но и лекарственное. 
Познакомимся 
с лекарственными растениями семейства Лилейные

– ландыш майский;
– купена лекарственная;
– вороний глаз;
– алоэ древовидное.

– Давайте закроем глаза и представим себе весенний лес и поляну на опушке леса, всю усыпанную маленькими белыми колокольчиками. Звучит музыка, на ее фоне стихотворение А.Фета «О первый ландыш».

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает –
О чем – неясно ей самой, –
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.

Ученик: дает характеристику ландышу майскому.

Ландыш майский.

Многолетняя трава с белым сочным корневищем. Лист широкий с дуговым жилкованием. Цветет в конце мая – начале июня. Соцветие – кисть с 6-15 поникшими цветками. Околоцветник простой. Формула цветка 0(6)Т6П1. Плоды – сочные красные ягоды. Растение ядовито. Обладает лекарственными свойствами; его настойки используют при заболеваниях сердца.

Учитель: Ландыш, купена и вороний глаз содержат алкалоиды – ядовитые вещества, которые в определенных дозах применяются для изготовления различных лекарственных средств: болеутоляющих, спазмолитических.

Ученик: читает стихотворение В.Шекспира «…И добродетель стать пороком может»

И добродетель стать пороком может,
Когда ее неправильно приложат.
Наоборот, деянием иным
Порок мы в добродетель обратим.

Вот так и в этом маленьком цветочке:
Яд и лекарство – в нежной оболочке;
Его понюхать – и прибудет сил,
Но стоит проглотить, чтоб он убил.

Декоративные Лилейные 

Ученик: посмотрите, как прекрасны эти растения: 
– лилии,         
– нарциссы,
– тюльпаны,
– гиацинты.

Ученик: рассказывает о тюльпане.
Название «тюльпан» происходит от слова «толибан» – «тюрбан» (персидское) – головной убор, который напоминает по форме этот цветок. Тюльпан имеет славную историю: первую треть 18 в. В Османском государстве историки называют «эпохой тюльпанов», а начало 18 в. В Голландии – «тюльпаноманией». За тюльпаны платили баснословные деньги, отдавали имущество, из-за них даже разорялись. В Амстердаме есть дом, который был куплен всего за 3 луковицы тюльпана! Это время описал А.Дюма в романе «Черный тюльпан».

Учитель:  Рассмотрите рисунок тюльпана. Какие признаки семейства и класса есть у него? Составьте формулу цветка.

Ученик: рассказывает о лилии, показывая рисунок. Лилия дала название семейству. Древние греки называли ее «лирион», что значит «белая», и приписывали ей божественное происхождение, считая символом надежды. Сегодня известно более 3000 культурных сортов лилий. А в дикой природе только на территории СНГ произрастает около 20 видов лилий.

Учитель: Среди Лилейных очень много растений раннецветущих, их называют первоцветы. Только сойдет снег, а на проталинках мы можем увидеть подснежники, пролески, гусиный лук, рябчик русский. Как вы думаете – какие особенности позволяют им, так быстро вырасти и зацвести?
Рассказ учителя о редких и исчезающих видах растений семейства Лилейные.

Во Франции на горных лугах вывешены «Обращения цветов к путешественникам»: «Не рвите нас! Сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даете произвести потомство. Цветы» 
Многие цветы становятся все более редкими. Это в полной мере можно отнести и ко многим лилейным. Люди рвут их для букетов, губят места их произрастания. И становится этой красоты все меньше.

В Красную книгу занесены растения сем. Лилейные:

– рябчик русский,
– кандык сибирский,
– лилия кудреватая.

– Наше путешествие закончено и я предлагаю вам заполнить таблицу.

IV. Закрепление изученного материала (7 мин.)

Проверка заполнения таблицы, учащиеся делаю выводы об отличительных признаках растений семейства лилейные
Выполнение проверочного теста.

Тест

1. Растения семейства лилейные обладают признаками:

а) в семени одна семядоля;
б) стержневая корневая система;
в) сетчатое жилкование листьев;
г) мочковатая корневая система;
д) простой околоцветник;
е)параллельное или дуговое жилкование листьев.

2. К лилейным относятся растения:

а) роза;   б) лилия;  в) ландыш; г) яблоня; д) вороний глаз; е) гусиный лук.

3. Какое из растений семейства лилейные относится к лекарственным?

а) тюльпан; б) лилия  в) ландыш;  г) нарцисс.

4. Где сохраняется запас питательных веществ у лилейных?

а) в клубнях  б) в корнях  в) в корневищах  г) в луковицах.

5. Растения семейства лилейные имеют плоды:

а) коробочка  б)костянка в) ягода г) зерновка.

6. Какая формула обозначает строение цветка тюльпана?

а) Ч3О3Т6П1;   б) О6Т6П1;  в) Ч6О6Т3П3.

Выполнение лабораторной работы «Распознавание и определение растений семейства Лилейные»

V. Контрольно-оценочный этап

Учащиеся проводят взаимопроверку теста, учитель проводит рефлексию

– Ребята, скажите, что нового вы узнали на  сегодняшнем уроке?
– Подумайте в паре выразите свои впечатления, одним словом.
– Спасибо Вам за отзывы и я хочу подвести итоги урока (выставляются отметки ученикам).

VI. Домашнее задание 

Подобрать дополнительный материал о разнообразных декоративных растениях семейства лилейных, мифы и легенды о их названиях. Составить синквейн к термину ЛИЛЕЙНЫЕ.
Пример синквейна

1. ЛИЛЕЙНЫЕ
2. Декоративные, ядовитые
3. Радуют, лечат, цветут
4. Относятся к классу Однодольных растений
5. Семейство

Поделиться…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок" Семейство лилейные"

урок - практикум с применением ИКТ....

конспект и презентация к уроку "Характеристика растений семейства Лилейные"

Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме «Характеристика растений семейства Лилейные» для учащихся 7 класса, по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить характерные особенности семейства...

урок в 7 классе на тему "Класс Однодольные. Семейство Лилейные"

Урок биологии в 7 классе с использованием УМК по биологии "Сферы", авторы Л.Н.  Сухорукова,  В.С.Кучменко. Урок построен в технологии критического мышления....

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные. Класс однодольные. Семейство Лилейные. 6 класс

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные.Класс однодольные. Семейство Лилейные. Многообразие растений семейства сложноцветных.Роль в природе и жизни человека.Почти 25000 видов растений отн...

медиаурок по теме"Семейство Лилейные" (6 кл)

материал содержит конспект урока и  презентацию...

Презентация к уроку цветоводства и садово-декоративного садоводства.Семейство Лилейных.

Восточные гибриды или Ориентальные гибриды — это гибриды Лилий, используемые в цветоводстве. Также известны под названием Восточная лилия.Восточные гибриды составляют 10 % всего мирового ассортимента ...

разработка урока по теме "Семейства лилейные, луковые, ландышевые"

Урок разработан по технологии проблемно- диалогического обученияЦель:– научиться выявлять признаки растений семейств: лилейные, ландышевые, луковые и находить среди них признаки класса однодольных.Зад...