рабочая программа биология 6 класс. ФГОС.
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
рабочая программа содержит тематическое планирование: лабораторные работы, деятельность ученика, формирование УУД, материальное обеспечение, инструкции по лаб работам, письменные задания по темам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 154 КБ |
laboratornye_raboty.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Андреевская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» «Утверждено» Рассмотрено на
зам. директора по УВР: директор школы: РМО учителей биологии, химии и географии
_____________Бойкова Е. Ю. _____________ Собакина Н. Е. Протокол №
« » ________ 2013 « »___________ 2013 « »___________ 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Биология. Многообразие покрытосеменных растений»
основного общего образования
по программе основного общего образования
6 класс. Базовый уровень.
Срок реализации 2013 – 2014 учебный год
Составитель: учитель биологии Брюшина Л. А.
2013 год
Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной общеобразовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, программы основного общего образования. Биология. 5- 9 классы (авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов).
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР: Директор школы:
___________(Бойкова Е. Ю.) ____________(Собакина Н. Е.)
« » _________ 2013 г « » _____________ 2013 г
Календарно – тематическое планирование уроков биологии
Класс – 6
Учитель – Брюшина Людмила Алексеевна
Количество часов - 35, в неделю 1 час
Лабораторных работ -15
Планирование составлено на основе:
1.Федерального государственного общеобразовательного стандарта
2.Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов, М. «Дрофа», 2012 г
3.Учебник В.В. Пасечник Биология. Многообразие покрытосеменных растний. 6 класс – М: Дрофа, 2013 – …..с
4.В.В. Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растний. Рабочая тетрадь. 6 класс. - М.: Дрофа, 2013.
Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиямиДля учащихся:
Учебник В.В. Пасечник Биология. Многообразие покрытосеменных растний. 6 класс – М: Дрофа, 2013
В.В. Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растний. Рабочая тетрадь. 6 класс. - М.: Дрофа, 2013
Для учителя:
1. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 кл: Справ. пособие.- М.: Дрофа, 2004.
3.учебное электронное издание . лабораторный практикум . биология 6-11 класс.
4.БЭНП «Биология 6-9 классы»
5. Презентации по темам (автор Брюшина Л. А.)
6. Дидактический материал по темам
ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Биология. 5 — 9 классы
Авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.
В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.
Программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Учебное содержание курса биологии включает:
Бактерии, грибы, растения. 35 ч, 1 ч в неделю (5 класс);
Многообразие покрытосеменных растений. 35 ч,, 1час в неделю (6 класс);
Животные. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс);
Человек. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс);
Введение в общую биологию. 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс ).
В 6 классе учащиеся узнают о строении и разнообразии покрытосеменных растений;
Учащиеся получают сведения о классификации покрытосеменных растений,
Углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии растений, о значении этих оргазмов в природе и жизни человека.
Учащиеся получают общие представления о природных сообществах
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов их индивидуальном и историческом развитии, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения.
Изучение биологии на базовом уровне среднего ( полного ) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Количество часов распределено следующим образом
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |
По программе | По КТП | ||
1 | Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений | (14 часов) | 14 |
2 | Раздел 2. Жизнь растений | (10 часов) | 10 |
3 | . Раздел 3. Классификация растений | (6 часов) | 6 |
4 | Раздел 4. Природные сообщества | (3 часа) | 3 |
ИТОГО | 33 | 33 | |
Резервное время | 2 | 2 |
Содержание программы
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
(14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
^ Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
^ Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
^ Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Резерв времени —2 часа.
Тема урока | содержание | Виды деятельности учащихся | Предметные результаты | Метапредметные результаты | М-тех обеспечение |
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) | |||||
Лабораторная работа 1
Лабораторная работа 2 | Строение семян. | Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле» . Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа | Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: | Натуральные объекты Презентация строение семян Лабораторное оборудование |
|
| Натуральные объекты Презентация «строение семян» Лабораторное оборудование | |||
Лабораторная работа 3 |
|
| Натуральные объекты. гербарии Презентация «Корень» Диск «Биология. Живой организм» Лабораторное оборудование | ||
Лабораторная работа 4 |
|
| Натуральные объекты Презентация «Корень» микропрепарат Диск «Биология. Живой организм» Лабораторное оборудование | ||
|
|
| Натуральные объекты Презентация «Корень» Диск «Биология. Живой организм» | ||
Лабораторная работа 5 |
|
| Натуральные объекты Презентация «Побег» Диск «Биология. Живой организм» Лабораторное оборудование | ||
Лабораторная работа 6 7. экскурсия |
|
| Натуральные объекты. гербарии Презентация «Лист» Диск «Биология. Живой организм» | ||
Лабораторная работа 7 |
|
| Натуральные объекты. микропрепараты Презентация «Лист» Диск «Биология. Живой организм» Лабораторное оборудование | ||
Лабораторная работа 8 |
|
| Натуральные объекты,гербарий Презентация Диск «Биология. Живой организм» Лабораторное оборудование микропрепарат | ||
Лабораторная работа 9 | Строение и функции видоизмененных побегов. Лабораторная работа 9 |
| Натуральные объекты, гербарий Презентация «Побег» Диск «Биология. Живой организм» | ||
Лабораторная работа 10 |
|
| Натуральные объекты,гербарий Презентация «Цветок. Соцветия» Модель цветка Диск «Биология. Живой организм» | ||
Лабораторная работа 11 |
|
| Натуральные объекты, гербарий Презентация «Цветок. Соцветия» Диск «Биология. Живой организм» | ||
Лабораторная работа 12 |
|
| Натуральные объекты, гербарий, коллекция Презентация «Плоды. Семена» Диск «Биология. Живой организм» | ||
|
|
| Натуральные объекты, гербарий, коллекции Презентация «Плоды. Семена» Диск «Биология. Живой организм» | ||
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов) | |||||
|
|
|
| Учащиеся должны уметь: | Презентация «Питание растений» Диск «Биология. Живой организм» |
|
|
| Диск «Биология. Живой организм» | ||
|
|
| Диск «Биология. Живой организм» | ||
|
|
| Диск «Биология. Живой организм» | ||
Лабораторная работа 13 |
|
| Презентация «Транспорт веществ» Диск «Биология. Живой организм» | ||
Лабораторная работа 14 |
|
| Презентация Диск «Биология. Живой организм» Натуральные объекты | ||
|
|
| Презентация «Размножение растений» Диск «Биология. Живой организм» | ||
22. |
|
| — объяснять роль различных видов размножения у растений; | Презентация «Размножение мхов, хвощей, папоротников, голосеменных» Натуральные объекты | |
|
|
| Презентация «Размножение покрытосеменных растений» Диск «Биология. Живой организм» Натуральные объекты | ||
Лабораторная работа 15 |
|
| Презентация «Размножение покрытосеменных растений» Диск «Биология. Живой организм» Натуральные объекты | ||
Раздел 3. Классификация растений (6 часов) | |||||
|
|
| Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: Личностные результаты обучения | Презентации «семейства покрытосеменных растений» Гербарии . определители растений. Учебное электронное издание. Лабораторный практикум . биология 6-11классы |
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа) | |||||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
|
Предварительный просмотр:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: «Строение семени однодольных и двудольных растений»
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного и однодольного растения.
Оборудование:
- лупа ручная;
- препаровальная игла;
- семена сухие и набухшие.
Инструктивная карточка.
- Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли. Сделайте рисунок.
- С помощью препаровального ножа снимите семенную кожуру. Какова ее роль для семени?
- Рассмотрите строение зародыша. Сделайте рисунок, подпишите его основные части.
- Рассмотрите и опишите внешний вид зерновки пшеницы. Сделайте рисунок.
- Препаровальной иглой попытайтесь снять покров зерновки.
- Пользуясь рисунком учебника и готовым препаратом «Зерновка пшеницы. Продольный разрез», который вы можете рассмотреть в препаровальную лупу, сделайте рисунок «Строение зерновки пшеницы»; надпишите его основные части.
- Сравните строение семени фасоли и зерновки пшеницы. Найдите черты сходства и различия.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: «Виды корней. Корневые системы»
Цель: изучить внешнее строение корня; корневые системы: стержневую и мочковатую; виды коней.
Оборудование:
- гербарные экземпляры корневых систем ржи и фасоли;
- живые объекты;
- лупы;
- проростки семени тыквы.
Инструктивная карточка.
1.Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего растения. Отметьте его длину, толщину и окраску.
2. Рассмотрите под лупой главный корень. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.
3. Зарисуйте корень и подпишите его части.
4. Рассмотрите корневые системы ржи и фасоли.
5. Найдите в корневой системе ржи придаточные и боковые корни. Можно ли найти в ней главный корень?
6. Как называется корневая система ржи? Зарисуйте и надпишите ее части.
7. Найдите главный корень в корневой системе фасоли.
8. Зарисуйте корневую систему фасоли. Надпишите ее части. Как называется такой тип корневой системы?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: «Строение почки. Расположение почек на стебле»
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение почек.
Оборудование:
- лупа ручная
- инструментарий
- побеги с почками (вишни)
Инструктивная карточка
- Рассмотрите расположение почек на побеге вишни. Сделайте рисунок.
- Найдите на побеге мелкие вытянутые и крупные округлые почки. Сделайте рисунок.
- Препаровальным ножом сделайте продольный разрез округлой почки. С помощью лупы и препаровальных игл рассмотрите ее внутреннее строение. Как называется эта почка? Сделайте рисунок.
- С помощью препаровального ножа разрежьте вдоль более мелкую вытянутую почку. Пользуясь лупой и препаровальными иглами, рассмотрите ее строение. Как называется эта почка? Сделайте рисунок.
Лабораторная работа №6
по теме «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»
Цель: изучить внешнее строение простых и сложных листьев, их расположение на стебле
Оборудование:
- Комнатные растения
- гербарии
Инструктивная карточка.
- Рассмотрите листья комнатных растений и гербарный материал, отберите простые листья
- Отберите сложные листья.
- Рассмотрите выступающие жилки, определите тип жилкования.
- Какое листорасположение имеют рассмотренные комнатные растения?
- Заполните таблицу
Название растения | Лист простой или сложный | Жилкование. | листорасположение |
Лабораторная работа № 7
по теме «Строение кожицы листа. Клеточное строение листа»
Цель: изучить внутреннее строение листа
Оборудование:
- Комнатные растения
- Гербарии
- Готовые микропрепараты
- Микроскоп
- Предметные и покровные стекла
Инструктивная карточка.
- Взять лист традесканции, надломить, осторожно снять с нижней стороны кусочек кожицы.
- Приготовить микропрепарат и рассмотреть под микроскопом.
- Найти клетки кожицы и устьичные клетки, рассмотрите их форму и строение.
- Зарисуйте кожицу лука под микроскопом , отдельно зарисуйте устьичные клетки, сделайте подписи под рисунком
- Рассмотреть готовый микропрепарат поперечного среза листа.
- Рассмотрите клетки мякоти листа, их форму и расположение.
- Найдите межклетники. Каково их значение?
- Найдите проводящие пучки листа. Какие функции они выполняют?
- Сравните микропрепарат с рисунком учебника.
- Зарисуйте поперечный срез листа и сделайте подписи.
- Вывод о значении листа для растения.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8
по теме: «Внутреннее строение ветки дерева»
Цель: изучить внешнее строение стебля
Оборудование:
- ветки деревьев липа, рябина, сирень
- лупы
- микроскопы
- предметные и покровные стекла
- препаровальные иглы
Инструктивная карточка.
- Рассмотреть ветки деревьев, найти чечевички.
- Приготовьте поперечный и продольный срезы ветки. С помощью лупы рассмотрите слои стебля на срезах. Определите названия каждого слоя (используйте учебник)
- Иглой отделите кору. Найдите слой луба и наружный слой коры.
- На продольном срезе рассмотрите кору, древесину, сердцевину. Испытайте их на прочность.
- Отделите кору от древесины и проведите пальцем по древесине. Как называется этот слой клеток?
- Зарисуйте поперечный и продольный срезы ветки и подпишите названия слоев.
Лабораторная работа №9
по теме «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)»
Цель: изучить разные видоизмененные побеги.
Оборудование:
- Клубень картофеля
- Луковица репчатого лука
- лупы
Инструктивная карточка.
- Рассмотреть клубень, найти верхушку и основание.
- Рассмотрите глазки и почки в глазках с помощью лупы.
- Сделать тонкий поперечный срез клубня, рассмотреть его на свет. Сравнить с поперечным срезом стебля.
- Зарисовать поперечный срез клубня и поперечный срез стебля. Подпишите одинаковые части .
- Рассмотреть внешнее строение луковицы репчатого лука
- Разрезать луковицу вдоль, рассмотреть.
- Зарисовать продольный срез луковицы, подписать части.
- Докажите, что клубень и луковица - это видоизмененные побеги.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10
по теме: «Строение цветка»
Цель: рассмотреть внешнее и внутреннее строение цветка; главные части цветка.
Оборудование:
- гербарий растений с цветками;
- комнатные растения.
- лупа
Инструктивная карточка.
- рассмотрите цветок, найдите части цветка: цветоложе, цветоножка, околоцветник, тычинки, пестик
- расчлените цветок, подсчитайте число лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков
- определите тип околоцветника
- рассмотрите с помощью лупы пыльник, пестик.
- Зарисуйте цветок и подпишите части цветка.
- Составьте формулу изученного цветка.
7. Опишите гербарный материал по плану:
а) название растения, которому принадлежит
цветок;
б) венчик (окраска и количество лепестков);
в) чашечка (окраска и количество чашелистиков);
г) тычинки и пестики (количество).
Д.Зарисуйте цветок и надпишите его части.
.
Лабораторная работа №11
по теме «Ознакомление с различными видами соцветий»
Цель: . изучить различные соцветия
Оборудование:
- гербарий растений с цветками;
- комнатные растения.
- лупа
Инструктивная карточка.
- Рассмотреть соцветия на живом и гербарном материале.
- Определить, как расположены цветки на цветоносном стебле.
- Пользуясь рисунком учебника или презентации определить название соцветия
- Зарисовать схемы рассмотренных соцветий, записать их названия, привести примеры растений с таким соцветием.
Лабораторная работа №12
по теме «Ознакомление с сухими и сочными плодами
Цель: . изучить строение различных плодов
Оборудование:
- гербарий растений с плодами;
- Коллекция плодов и семян
Инструктивная карточка.
- Рассмотреть коллекцию плодов
- Разделить их на сухие и сочные
- Сочные плоды разделить на односемянные и многосемянные, определить их названия, используя презентацию или учебник
- Сухие плоды разделить на односемянные и многосемянные, определить их названия, используя презентацию или учебник
- Заполнить таблицу
Название плода | Тип плода | Примеры растений | |
Сочный или сухой | Односемянный или многосемянный | ||
Лабораторная работа №13
по теме «Передвижение веществ по побегу растения»
Цель: рассмотреть передвижение воды и минеральных солей по стеблю при помощи простейших опытов.
Оборудование:
- раствор воды с чернилами;
- препаровальный нож;
- побег липы (предварительно простоявший в чернильном растворе 18-20 часов);
- ручная лупа.
Инструктивная карточка.
- Препаровальным ножом сделайть поперечный срез побега липы (предварительно простоявшего в растворе чернил 18—20 часов).
- С помощью лупы рассмотреть сделанный срез. Какой слой стебля окрасился? Сделайте рисунок.
- Препаровальным ножом сделать продольный срез стебля липы.
- С помощью лупы рассмотреть срез. Какой слой окрасился?
- Сделать рисунки срезов.
- Сделать вывод об особенностях передвижения воды и минеральных веществ.
Лабораторная работа №14
по теме «Определение условий прорастания и всхожести семян растений и их посев»
Цель: Определить условия прорастания при помощи опытов и определение всхожести семян растений
Оборудование:
- семена двух разных растений (однодольного и двудольного);
- банки с увлажненными опилками.
- Чашка Петри
Инструктивная карточка
1. Возьмите семена двух разных растений (например: горох и овес, фасоль и пшеница).
2. Положите семена в банку с увлажненными
опилками. По мере необходимости увлажняйте
опилки водой.
- Каждый день вынимайте из опилок по 1 проростку каждого растения и засушивайте их.
- Через 10—12 дней опыт прекратите, а из засушенных проростков сделайте коллекцию, показывающую рост и развитие проростков.
- В чашку Петри на влажную ткань положить 10 предварительно моченых семян огурцов, накрыть стеклом и поставить в теплое место
- Подсчитать сколько семян прорастет за первые 10 дней. Эта цифра и есть процент всхожести.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 15
по теме: «Черенкование комнатных
растений»
Цель: сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения.
Оборудование:
- три склянки с водой;
- скальпель;
- комнатные растения.
Инструктивная карточка.
Черенкование стеблей
- Внимательно осмотрите побеги растений: традесканции, колеуса, бегонии металлической. Обратите внимание, что придаточные корни появятся раньше всего около узлов. Поэтому нижний срез надо делать под узлом.
- Разрежьте побег на черенки с 2 — 3 листьями (узлами) на каждом. Удалите нижний лист.
- Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой.
Черенкование листьев
- Срежьте у сенполии (или глоксинии, кустовой пеперомии, эписции) листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в неглубокую воду.
- Разрежьте длинный лист сансевьеры (или стрептокарпуса) на листовые черенки длиной в 5 — 7 см каждый.
- Поставьте черенки в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).
Наблюдение за развитием корней у черенка
- Все сосуды с черенками поставьте в светлое нежаркое место.
- После развития корней посадите в цветочные горшки с почвой. Полейте.
- Наблюдение за развитием корней записывайте в таблицу.
№ п/п | Растение | Дата черенкования | Дата появления первого корня | Дата развития корней длиной в 1,5 – 2 см | Дата посадки в почву |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 16
по теме: « Определение семейства и вида растения»
Цель: используя определительные карточки научиться определять принадлежность растения к определенному семейству и виду.
Оборудование:
- Определительные карточки
- Гербарии растений разных семейств.
- ручная лупа.
Инструктивная карточка.
- Познакомиться с работой по определительным карточкам
- Пользуясь определительными карточками определить семейство и вид выданных гербарных экземпляров.
- Напишите семейство и название вида .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5 класс(ФГОС 140 часов)
программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.:...
Рабочая программа 5 класс ФГОС 2013
Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС 2013....
рабочая программа 5 класс ФГОС
рабочая программа 5 класс ФГОС...
Рабочая программа 1 класс фгос.
Пояснительная записка. Тематическое планирование....
Рабочая программа 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника...