Урок-презентация на тему "Приспособленность организмов к среде обитания"
презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме
Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Проблемный урок, как правило, делится на два блока: проблемное введение нового материала и воспроизведение субъективно новых знаний.
При планировании урока по технологии проблемного обучения можно выделить три основных этапа урока:
- Первый этап. Ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока необходимо учитывать отношение учащихся к оригинальной форме урока, уровень их подготовленности, их возрастные и психологические особенности.
- Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.
- Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся. Поиск решения проблемы: учитель задает стимулирующие вопросы, которые помогают выдвигать гипотезы.
Но эффективность использования технологии проблемного обучения определяется значительным объемом предварительной работы педагога.
Во-первых, надо понимать, что проблемное обучение применимо при освоении учащимися единиц знания высокого уровня обобщенности.
Во-вторых, эффективность проблемного обучения напрямую зависит от системности его применения и возраста учащихся. Системность применения проблемного обучения совсем не означает, что его должно быть как можно больше.
Третий важный момент успешной организации проблемного обучения – это конструирование проблемных заданий, которые необходимы для выхода на проблемные вопросы.
Предлагается технологическая карта урока биологии в 9 классе. Тема: Приспособленность организмов к среде обитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-prezentatsiya_po_problemnoy_tekhnologii.zip | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения.
Проблемный урок, как правило, делится на два блока: проблемное введение нового материала и воспроизведение субъективно новых знаний.
При планировании урока по технологии проблемного обучения можно выделить три основных этапа урока:
- Первый этап. Ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока необходимо учитывать отношение учащихся к оригинальной форме урока, уровень их подготовленности, их возрастные и психологические особенности.
- Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.
- Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся. Поиск решения проблемы: учитель задает стимулирующие вопросы, которые помогают выдвигать гипотезы.
Но эффективность использования технологии проблемного обучения определяется значительным объемом предварительной работы педагога.
Во-первых, надо понимать, что проблемное обучение применимо при освоении учащимися единиц знания высокого уровня обобщенности.
Во-вторых, эффективность проблемного обучения напрямую зависит от системности его применения и возраста учащихся. Системность применения проблемного обучения совсем не означает, что его должно быть как можно больше.
Третий важный момент успешной организации проблемного обучения – это конструирование проблемных заданий, которые необходимы для выхода на проблемные вопросы.
Предлагается технологическая карта урока биологии в 9 классе.
Тема: Приспособленность организмов к среде обитания
Цель: расширить знания учащихся о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования приспособленности организмов признаков; выявить значение экологических факторов на формы приспособленности.
Задачи:
- углубить знания о способах приспособления организмов к среде обитания;
- отработать умения по отслеживанию причинно-следственных связей;
- развивать навыки обобщения информации и формулировки выводов.
Тип урока: Урок - изучение нового материала
Методы: решение проблемной ситуации, работа в группах, анализ дополнительных информационных источников.
Оборудование: листы бумаги, фломастеры, учебник, приложения, схемы, слайды.
Литература: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию». «Дрофа». 2009 .
А.В. Теремов и др. «Биология. Общие закономерности жизни». ВЛАДОС. 2011
Блок 1. Проблемное введение нового материала | Деятельность учителя на уроке | Деятельность учащихся на уроке |
| Учитель начинает урок, не озвучивая тему, а предлагает найти и сформулировать ответ на вопрос. | Учащиеся, получив задание-ситуацию, дают множество версий, но понимают, что однозначного ответа сразу дать невозможно. |
| Обобщив полученную от учеников информацию, учитель предлагает работу в группах с дополнитель-ным материалом для выдвижения единой гипотезы. Информация учителя Обратите внимание на расположе-ние природных зон в связи высотной поясностью. Известно, что от подножия гор к их гребням свойства компонентов природных комплексов постепенно меняются. С увеличением высоты над уровнем моря зоны лесов сменяются редколесьем, затем – кустарни-ковым сообществом, еще выше- альпийские луга, которые переходят в бедную видовым составом тундру. Самые вершины гор почти не имеют растительного покрова и покрыты снеговыми шапками. Вопрос учителя: Какие экологические факторы в большей степени влияют на смену растительного покрова? Вопрос учителя: есть ли общие черты у всех изображенных животных; какие приспособления к среде обитания можно отметить? | 1 группа получает информацию для выдвижения гипотезы (см.слайд 6 презентации); 2 группа получает таблицу с информацией и вопрос (см. слайд 8 презентации). 3 группа получает фото животных – обитателей высокогорий (см. слайд 10 презентации). |
Блок 2. Воспроизведение новых знаний | ||
| Учитель обобщает и дополняет информацию учащихся. Записывается тема урока: «Приспособленность организмов к среде обитания». Демонстрируется полная презентация для всего класса (но без слайда 12 презентации). Предлагается обобщить работу групп и дать ответ на проблемную ситуацию. | Гипотезы учащихся 1 группы, которые приводят к формулировке выводов: 1. Недостаток тепла, т.к. тепло исходит не от Солнца, а от нагретой им Земли; 2. Недостаток тепла приводит к уменьшению транспирации: меньше влаги - беднее растительный покров 2 группа предлагает свои выводы по таблице - Горные животные имеют наибольшее количество гемоглобина, что необходимо для дыхания в разреженном воздухе; - Домашние животные при содержании на равнине и в горах имеют разное кол-во гемоглобина, что говорит о резерве адаптационных механизмов 3 группа предлагает ряд приспособлений к жизни в горах: покровительственная окраска (белая или пятнистая), густая шерсть, запасы жира и т.д. |
| Исходя из общего вывода учащимся предлагается написать конкретные адаптационные механизмы у животных, у растений и общие для всех. Далее демонстрируется слайд 12 презентации, обобщаются предложения учащихся. | Учащиеся с помощью учителя дают полный ответ: Происходит понижение температуры, влажности и количества кислорода с высотой над уровнем моря. Учащиеся работают в тетрадях по примерам приспособленности. |
Домашнее задание:
- п. 35 учебника;
- написать не менее 5 приспособлений живых организмов к жизни в пустыне, болоте, дождевых лесах.
- ответить на вопрос: почему любая приспособленность является не абсолютной, а относительной?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-лекция "Приспособленность организмов к среде обитания"
Урок-лекция «Приспособленность организмов к среде обитания»...
Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания"
Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания" может быть использована на уроках биологии в 9 и 11 классах....
"Приспособленность организмов к среде обитания"
"Приспособленность организмов к среде обитания"Цели:1.Спобствовать усвоению учащимися знаний о возникновении приспособлений.2.Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания.3...
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...
Приспособленность организмов к среде обитания
Приспособленность организмов или адаптация-совокупность тех особенностей строения, физиологиии поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни вопределенных ус...
Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."
Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...
Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».
Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...