О взаимосвязи курсов биологии и географии
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Зверева Ольга Михайловна

Межпредметные связи – идея не новая, но очень важная. Предыдущий опыт показывает, что правильное установление  межпредметных связей и умелое их использование положительно влияют на формирование системы знаний учащихся о природе, на усвоение ими общебиологических и естественнонаучных понятий. Межпредметные связи активизируют процесс обучения биологии, развивают познавательный интерес учащихся к предмету, способствует формированию у них целостного представления о единстве живой и неживой  природы. Такой принцип обучения  реально изменяет подход учителя к отбору учебного материала к урокам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svjazi.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

О взаимосвязи курсов биологии и географии.

                                                                                 Зверева Ольга Михайловна,

учитель биологии МАОУ лицей №29

                                               г. Тамбов

Межпредметные связи – идея не новая, но очень важная. Предыдущий опыт показывает, что правильное установление  межпредметных связей и умелое их использование положительно влияют на формирование системы знаний учащихся о природе, на усвоение ими общебиологических и естественнонаучных понятий. Межпредметные связи активизируют процесс обучения биологии, развивают познавательный интерес учащихся к предмету, способствует формированию у них целостного представления о единстве живой и неживой  природы. Такой принцип обучения  реально изменяет подход учителя к отбору учебного материала к урокам.                                                                                                                            

Но эти связи реализуются на практике далеко не каждым учителем  биологии.  Причина этого явления заключается в отсутствии целенаправленной работы в этом направлении методических объединений школ, в пассивном отношении к внедрению результатов научно – педагогических исследований в практику обучения и воспитания школьников.

Хотелось бы поделиться своими наработками  и представить урок  взаимосвязи биологии и географии. Эти предметы  тесно связаны  друг с другом, что легко можно использовать в процессе  подготовки уроков. Чаще всего эти связи имеют фрагментарный характер, когда лишь отдельные вопросы  содержания биологии раскрываются с привлечением знаний из географии. Так при изучении в 7классе  темы «Основные этапы развития животного мира на Земле.  Доказательства эволюции животного мира» эти вопросы раскрываются более полно благодаря изучению процессов изменяющих  облик  Земли и формирующих   материки и  океаны (География материков и океанов. 7класс).

Урок «Основные этапы развития животного мира на Земле.  Доказательства эволюции животного мира»

Цель урока:  сформировать представление об основных этапах развития животного мира, предшествующем им движении литосферных плит, образовании и размещении материков и крупных форм рельефа;  продолжить формирование понятия об эволюции,  ее доказательствах.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: карта «Строение земной коры»; рисунки и фотографии форм рельефа и древнего облика Земли; коллекция «Формы сохранности ископаемых видов растений и животных», коллекции «Гомология строения конечностей наземных позвоночных», «Рудиментарные органы позвоночных», таблицы, презентации или фотографии с изображением представителей животных различных типов и классов, компьютер, проектор, экран, бланки с заданиями.

Ход урока: I Изучение нового материала

1.Основные этапы эволюции животного мира.

В начале занятия учащимся сообщается цель урока и план его проведения. Начало занятия  разворачивается с беседы о формировании земной коры. В проведении урока может принимать участие учитель географии или  же  учитель биологии сам ведет вступительную беседу с учащимися на этом этапе урока. Так как  данная тема по географии изучается  в начале учебного года, то учащиеся уже имеют некоторые представления по этому вопросу. В ходе урока учащиеся записывают новые термины и пояснения к ним  в тетрадь.

Учитель биологии: Весь живой мир нашей планеты мы можем рассматривать как огромную семью, возникшую из общего корня.  В этой семье  одновременно существуют близкие, дальние и очень дальние по отношению друг к другу родственники. Но начало жизни уносит нас в ранние периоды развития нашей планеты, за пределы каменной летописи ее геологической истории.

Учитель географии:   Давайте вспомним,  что мы знаем о Земле.

Вопросы:1.Каков возраст Земли? 2. Что представляет собой земная кора? 3. Какие типы земной коры вам известны?  4. Из каких слоев состоят материковая и океаническая кора? 5. Какие самые крупные структуры материков вы знаете?  (учитель использует карту «Строение  Земной коры»). 

По степени изученности история земной коры делится на две неравные части. Поздний интервал геологического времени, это последние  570 млн. лет, относительно хорошо изучен, а другая более ранняя и продолжительная часть, охватывающая интервал геологического времени от 4600 до 570 млн. лет, изучена плохо. История нашей планеты делится учеными на пять крупных естественных этапов развития, получивших название архейской, протерозойской, палеозойской, мезозойской и кайнозойской эры.

Архейская эра (учитель демонстрирует таблицы, рисунки с изображением контура материка и условий среды в архее). Древние платформы образовали единый монолитный материк Пангею. В это время происходит активная вулканическая деятельность.

Учитель биологии: Первые живые организмы возникли на мелководье в море. Первые живые существа были похожи на мельчайшие слизистые комочки. У них не было ни ядер, ни вакуолей, ни других оформленных частей клеток, но они могли расти, усваивая из окружающей среды питательные вещества, и размножаться. Потом эти организмы постепенно усложнялись, от них произошли организмы, имеющие ядра.  Ядерные, на самых ранних этапах эволюции живой природы, в свою очередь,  дали начало  одноклеточным животным (простейшие жгутиконосцы) и примитивным грибам.

Вопрос: Каких одноклеточных животных вы знаете?

Итак, первыми на Земле появились одноклеточные животные,  относящиеся к простейшим (учитель демонстрирует рисунки и таблицы с изображением эвглены зеленой и других простейших)

Учитель географии: К началу протерозоя  сформировались два древних материка Лавразия и Гондвана. Поверхность материков была голой, пустынной. Климат холодный, частые оледенения. Но, благодаря одноклеточным водорослям, в атмосфере стал появляться  кислород. Постепенно возникает «озоновый экран», задерживающий коротковолновое излучение. Повышается соленость океанических вод, достигая современных значений.

Учитель биологии: Все это позволило бурно развиваться органической жизни. В это время появляются многоклеточные животные. Возникли все типы беспозвоночных животных.  

Вопрос: От  каких животных вероятнее всего произошли  многоклеточные животные?

Из  всех многоклеточных наиболее простое строение имеют кишечнополостные животные.  Предполагают, что под влиянием факторов эволюции они произошли от древних колониальных форм. Позже появляются черви (плоские, круглые и затем кольчатые), трилобиты и иглокожие (демонстрация коллекции «Формы сохранности ископаемых растений и животных»)

Учитель географии: Палеозойская эра (учитель демонстрирует презентацию, таблицы, рисунки с изображением  условий среды в палеозое). Происходит неоднократная смена умеренного, сухого и влажного климата. Активное наступление моря сменяется его отступлением, что связано с активным горообразованием. Большое количество известных сейчас горных хребтов образовалось в  это время.

Выступление учащегося с сообщением и презентацией о  многообразии форм животных, которые появились в палеозое (новых классов беспозвоночных и  в том числе моллюсков, первых позвоночных рыб, земноводных, а затем и рептилий), об освоении животными суши.

Учитель географии: Мезозойская эра (учитель демонстрирует таблицы, рисунки с изображением   условий среды в мезозое). Произошло изменение очертания материков. Единые супергигантские  континенты – Лавразия и Гондвана распадаются. Намечается отделение Африки, Австралии, Антарктиды.

Выступление учащегося с сообщением и презентацией о  многообразии форм животных, которые появились в мезозое (начало «века динозавров», возникновение первых млекопитающих, первоптиц, затем настоящих птиц)

Учитель географии: Кайнозойская  эра (учитель демонстрирует таблицы, рисунки с изображением   условий среды в кайнозое). Происходит  дальнейшее расползание материков. Мощное оледенение охватывает северное полушарие. Формируются современные формы рельефа. Неоднократные смены климата.

Учитель биологии:  Появление многих современных видов млекопитающих. Появление и развитие человека (демонстрация современных видов животных и стадии антропогенеза).

2.Доказательства эволюции животного мира.

Самостоятельная работа учащихся со статьей «Доказательства эволюции» с последующим выполнением бланковых заданий.

Задание 1. Ответить на вопросы: 1)Что называют палеонтологией? 2)Что является предметом изучения палеонтологии? 3) Что такое переходные формы и какое значение в доказательстве эволюции они имеют? 4)Почему важны для доказательства эволюции ископаемые остатки?

Задание 2. Ответить на вопросы: 1)Что изучает эмбриология? 2)Рассмотрев рисунок учебника и сравнив зародыши, объясните значение сходств эмбрионов для доказательства эволюции?

Задание 3. Ответить на вопросы: 1)Какие органы называют гомологичными? 2)О чем свидетельствует  сходство в строении гомологичных органов?  3)Какие органы называют рудиментами? 4) Что такое атавизмы?

II. Закрепление:

Самостоятельная работа по заполнению таблицы «Характеристика доказательств эволюции»

Доказательства

Определение (суть) доказательств

Примеры

Проверка заполнения таблицы.

III. Задание на дом

В качестве домашнего задания учащимся можно предложить повторить терминологию и выполнить опережающее задание: подготовить сообщения о Ч. Дарвине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

Роль химического эксперимента в установлении взаимосвязи курса химии и проектной деятельности школьников

Презентация включает фрагменты проектных работ учащихся, демонстрирующих применение базовых школьных знаний...

Методические материалы для окружной выставки «Изучение природы Самарского края в курсах биологии и географии»

Данная методическая разработка разработана с целью познакомить учащихся с экологической ситуацией Самарской области и природоохранными мероприятиями, направленными на сохранение биологического ра...

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПОДДЕРЖКА КУРСА «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» МОДУЛЯ «ГЕОГРАФИЯ», «ХИМИЯ-БИОЛОГИЯ»

В данной статье представлена информация об использовании мультимедийной поддержки при изучении курса "Белгородоведение". В статье приведенены ссылки на информационные ресурсы с краткой характеристикой...

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

Межпредметные взаимосвязи в школьном курсе биологии и математики

Межпредметные взаимосвязи в школьном курсе биологии и математики...