Игра- вертушка по теме « Заповедная страна» для обучающихся образовательных школ.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Василькова Надежда Павловна

 

Игра-  вертушка по теме « Заповедная страна» для обучающихся  6-7 классов.Направленна на развитие интересов к изучению природы родного края. Для организации и проведения мероприятия  ттребуется предварительная подготовка:

-проведение классных часов о заповедных территориях  ,

- подготовка опросников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_na_luchshee_meropriyatiembousosh_p._taezhnyy.docx208.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Таёжный.

( МБОУСОШ п Таежный

Международная природоохранная акция

« Марш парков – 2013» в Советском районе.

Игра-  вертушка

по теме « Заповедная страна»

для обучающихся  образовательных школ.

                

                                                                           Автор:

Василькова Надежда Павловна,

 учитель биологии

МБОУСОШ п. Таежный

2013 год.

Игра-  вертушка

по теме « Заповедная страна»

для обучающихся  образовательных школ.

Цели : создание условий для интеллектуального развития и формирования экологической культуры подростков.

Задачи:

  1. Контроль   знаний обучающихся в области заповедных зон.
  2. Развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся.
  3. Развитие сотрудничества обучающихся  класса.
  4. Формирование культуры поведения и ответственности за общее дело.
  5. Формирование заботливого отношения к природе.

Форма проведения: конкурсная программа.

Предварительная подготовка:

-проведение классных часов о заповедных территориях  Советского района,

- подготовка опросников

Оборудование: слайды или фотоматериалы.

Участники игры: команды учащихся 7-8 классов или смешанные команды

 

Ход игры.

  1. Вступительная часть.

Вед. Сегодня мы проводим игру- вертушку, посвященную заповедным территориям  Советского района.

Правила игры : в игре принимают участие  команды  в составе  7 человек. Команда получает путевой лист, в котором отмечен путь команды по станциям. На каждой станции команда может пробыть 3 минуты и ответить на вопросы.  На станциях стоят координаторы, имеющие  написанные вопросы . Вы выбираете вопрос, даете  устный ответ,  координатор при правильном ответе ставят баллы  в дневник, ответившему ученику. Ваша задача, как можно больше набрать баллов. По дневнику жюри сможет выявить самого знающего ученика и вручить ему грамоту.( Можно наградить в каждой команде сильнейшего)

Последовательность участия в « Муравейнике» определяется по жеребьевке.

1.Станции « Заповедная» ( вопросы об истории создания заповедных зон)

2. Станция « Наша флора» ( вопросы об охраняемых  растениях)

3. Станция « Наша фауна» ( вопросы об охраняемых животных)

4. Станция « Фотоателье» ( узнать животное или растение)

5. Станция «Метеослужба» (по поведению животных предоставить прогноз погоды)

6. Станция  ( безоценочная) «Слоганов» ( создать слоган и призыв  на заданную тему).

 

Когда все команды примут участие в программе, вед объявляет:

Пока жюри подводит итоги участия по баллам в дневниках и определяет победителя. Каждая команда представляет свой слоган. Победителя в этой номинации определяет зритель.

1.Станция №1  « Заповедная» 

Вопросы:

  1. Какие заповедные учреждения существуют на территории Советского района?
  2. Когда открыт заповедник "Малая Сосьва"
  3. Какая река протекает  в заповеднике "Малая Сосьва"
  4. Кто первоначально был основным объектом охраны в заповеднике "Малая Сосьва"
  5. Когда был открыт  парк «Кондинские озера» окружного значения образован на территории Советского района ХМАО
  6. С какой целью создан парк «Кондинские озера»
  7. Какие памятники находятся на территории парка «Кондинские озера»
  8. Чем отличаются заказники от заповедников?
  9. Чем отличаются природные парки от заповедников? 
  10. Какова особенность ландшафта, природоохранных территорий  в Советском районе.

  1. Ответы

1. На территории Советского района расположены природный заповедник "Малая Сосьва», Природный парк «Кондинские озера»

2.  Государственный природный заповедник "Малая Сосьва" учрежден постановлением Совета Министров N 113 от 17 февраля 1976 года

3. Через заповедник протекает река Малая Сосьва. 

4. Первоначально основным объектом охраны в заповеднике должен был быть речной бобр. Генофонд самых северных в Сибири сосьвинских бобров чрезвычайно ценен. Звери с Конды и Сосьвы — незаменимый материал для расселения в сибирской части ареала вида.

5. Природный парк «Кондинские озера» окружного значения образован на территории Советского района ХМАО 24 ноября 1998 года как историко-культурный природный парк районного значения.

6. Природный парк «Кондинские озера» создан с целью сохранения водной системы озер Арантур, Пон-Тур, Ранге-Тур Кондинского речного бассейна и прилегающих территорий с расположенными на них природными ландшафтами, историческими и археологическими памятниками культуры.

7. В природном парке «Кондинские озера» находятся под охраной выявленные на сегодняшний день около 300 археологических объектов. Историко-культурные памятники представлены, в основном, земляными сооружениями, среди которых наиболее распространенными являются поселения (в т. ч. жилища, хозяйственные постройки, очаги и др,  городища, выполнявшие оборонительные функции, могильники, промысловые сооружения (ямы-ловушки, предназначенные для охоты на копытных), производственные площадки, связанные с процессом выплавки и обработки железа (остатки плавильных печей) и «Мансийский тракт».

8. Заповедник – территория, на которой постоянно охраняется природа (почвы, растительность, животный мир и т.д.), хозяйственная деятельность человека здесь запрещена.В заказнике, в отличии от заповедника, допускается некоторая деятельность. Но использование природных ресурсов на их территории разрешается лишь в той мере, в какой это не наносит вреда охраняемым объектам.

9.Заповедники создаются с целью сохранения редких видов. Парки с целью сохранения дикой природы региона 

  1. Природоохранные  территории нашего района  отличается заболоченностью.

 Станция №2 « Наша флора»

1.Какие леса являются в заповеднике Малая Сосьва коренными? ( елово-кедровые, сосновые.)

 2. Какие реликтовые растения встречаются в заповеднике « Малая Сосьва»  ( реликтовые растения - прострел желтеющий, кизильник черноплодный, вероника колосистая, остролодочник уральский ).        

3. Какие растения заповедника занесены в В Красную книгу России  ( надбородник безлистный, лобария лёгочная; в число редких и исчезающих 14 видов: кизильник черноплодный, любка двулистная, пион Марьин корень, тайники овальный, сердцевидный )

4. Какие отделы растений представлены в заповеднике « Малая Сосьва»  ( большинство – это  сосудистые растения, распространены  мохообразные и   лишайники .  Среди них много лекарственных, съедобных и декоративных растений. )

 5. Что такое реликтовые растения ? (Виды растений и животных, входящие в состав растительного покрова и животного мира данной страны или области как пережитки флор и фаун минувших эпох. )

6. Что такое эндемики?  ( Эндемики - виды растений и животных , свойственные относительно небольшой территории )

7..  Какая особенность характерна для лишайников ( симбионты, в котором сожительствуют клетки гриба и водорослей)

8.  Как правильно называется кедр, растущий в наших лесах ( сосна сибирская)

9. К какому отделу относится лиственница и почему? ( голосеменные, семена непокрыты и в форме шишки, это особенности голосеменых)

10. Какое дерево, распространенное на нашей территории используют для изготовления музыкальных инструментов?

(  Знаменитые итальянские мастера Страдивари, Амати, Гварнери свои музыкальные инструменты - скрипки и виолончели - делали из ели. Дерево подсекали и на 3 года оставляли на корню. При этом оно постепенно теряло влагу, древесина уплотнялась, приобретала легкость, а музыкальные инструменты из такого дерева получали особую силу звучания.)

Станция  №3 « Наша фауна»

  1. Чем опасен таёжный  клещ? (Опасен таежный клещ (Ixodes persulcatus), переносящий при укусе в кровь человека вирус клещевого энцефалита – заболевания, протекающего с поражением нервной системы с чрезвычайно высоким уровнем летальности, достигающим 40%.)
  2. Какие птицы гнездятся в заповеднике Малая Сосьва? ( гнездятся особо охраняемые редкие птицы: орлан-белохвост, скопа, филин. Сравнительно регулярно встречаются беркут, краснозобая казарка, сапсан. Стерх, малый лебедь, кречет, кулик-сорока, серый сорокопут иногда отмечаются на пролетах.)
  3. Какие млекопитающие обитают в малой Сосьве? (Из млекопитающих здесь обычны соболь, росомаха, горностай, ласка, белка обыкновенная, ондатра, выдра, лось, олень, медведь и ряд других видов. Реже встречаются песец и рысь. Особо охраняемым видом является североазиатский речной бобр,)
  4. Кто из животных занесен в  занесенный в Красные книги Международного союза охраны природы и РФ.  ( Бобры)
  5.  Она отличается от других кошачьих тем, что у нее короткий хвост, но в остальном - это типичная кошка с огромными лапами и очень острыми когтями. Кроме того, у нее чрезвычайно развит слух, а кончики острых ушей венчают красивые пучки длинной шерсти.  ( Рысь)
  6. Что в переводе с хантейского слово значит сое? ( горностай)
  7. О ком писал Ю. Шесталов

«Как героя восхваляют,
Духом леса называют,
Куньей песней развлекают,
Птичьей пляской провожают.» (
Это о хозяине тайги – медведе)

8 Кому посвящен праздник, на котром жители Севера нашептывали : "Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца все, что нужно, с собой принесли... Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной... Мы ждем твоего возвращения весной. На своих могучих крыльях несись над горами, тайгой! Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей". ( Лебедю)

  1. Почему у народов Севера _ вороний праздник отмечается весной? (Ворона — первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег и нередки сильные заморозки. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона — предвестница весны. Её прилёт символизирует пробуждение природы и зарождение новой жизни. Первые ручьи, первые проталинки, первые ростки, первый сок на берёзах, первые оленята на стойбище — всё это весна! Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: «К нам ворона весну приносит»)
  2. Кто из животных строит хижины, убежища и плотины? ( Бобры)

Станция №4 « Фотоателье»

 ( По словесному описанию ( можно использовать 1 подсказку, - 3 балла, 2 подсказки – 2 балла, 3 подсказки – 1 балл)  или  художественному изображению нужно угадать чей это потрет)

Портрет №1

1. Между пальцами расположены плавательные перепонки, сильно развитые на задних конечностях и слабо — на передних. Когти сильные, уплощенные, слегка. Половой диморфизм выражен слабо, самки крупнее. Туловище неуклюжее значительно толще сзади, спина изогнутая, брюхо отвислое, шея короткая и толстая, голова сзади широкая, суживающаяся вперед, плоская с короткой тупой мордой. Конечности укороченные 5-палые; задние значительно сильнее передних искривленные. Коготь второго пальца задних конечностей раздвоен: им зверь расчесывает свою шерсть.

2. Хвост веслообразный сильно уплощенный. Хвост — это руль и весло, ударом хвоста зверь предупреждает сородичей об опасности. Волосы имеются лишь у основания хвоста. Веслообразная часть его покрыта крупными чешуйками, между которыми находятся редкие и жесткие щетинки.

3. Это — крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни. Длина тела до 100 см. Хвост длиной до 37 см, шириной 10—13 см. Масса до 28 кг. Самки и самцы одного возраста имеют примерно одинаковую массу. Тело приземистое, с укороченными пятипалыми конечностями; задние значительно сильнее передних. ( бобр)

Портрет №2.

1..Размножаются один раз в год. Гон в марте. Бобрята рождаются в июне в период половодья, что увеличивает риск их элиминации. Половозрелость наступает на 3 году жизни. Плодовитость относительно низка. В выводке, как правило, 1-2 детеныша.

Поселение включает 2-3 особи, реже 3-5 При истощении кормовых ресурсов покидают поселение и создают новое на новом месте.

2.Хвост покрыт волосами лишь в его основании; большая же его часть голая, веслообразно уплощенная сверху вниз; она покрыта торцеобразно расположенными роговыми образованиями, создающими впечатление чешуйчатого покрова, между ними сидят редкие и короткие жесткие волосы. По середине хвоста, вдоль его верхней поверхности, проходит жесткий роговой киль. Меховой покров резко дифференцирован на грубую ость и густой мягкий подшерсток. Окраска меха от светло- до темно-коричневой и черной.

3.Они живут в норах,  ионгда строят плотины .( Бобры)

Портрет №3

1.Для него брусника - основной осенний корм. В сентябре  шастает на протяжении всего своего  маршрута, который проходит в основном по урожайным соснякам-брусничникам.

2.Тело у него мощное, с высокой холкой; голова массивная с небольшими ушами и глазами. Хвост короткий — 65-210 мм, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными, невтяжными когтями длиной 8-10 см, пятипалые, стопоходящие. Шерсть густая, равномерно окрашенная. Окраска очень изменчива, причём не только в разных частях ареала, но и в пределах одного района. Цвет меха варьирует от светло-палевого до синеватого и почти чёрного.

3. Держится обычно одиночно, самка — с детенышами разного возраста. Самцы и самки территориальны, индивидуальный участок в среднем занимает от 73 до 414 км, причём у самцов он примерно в 7 раз больше, чем у самок. ( медведь)

Портрет №4

1.Еше один вид крупных млекопитающих, в определенный сезон года связанный с борами-беломошниками, –. Ягельные сосняки в зимний период относятся к числу основных его пастбищ.  

2. Гон бывает ранней осенью. В это время вожаку стада приходится мериться силами с претендентами на его место. Рога сбрасываются зимой, и в последующие месяцы растут новые.
3.  За ними следуют волки и росомахи. Лето они проводят на арктическом побережье, где прохладнее и меньше гнуса. Раз в несколько десятилетий меняют маршруты кочевок, оставляя ягельные пастбища восстанавливаться. Протяженность кочевок достигает 1000 км — это рекорд для крупных наземных млекопитающих.  Северные представители  обычно не совершают таких далеких миграций, но и их стада, численностью обычно от десятка до сотни голов, большую часть времени проводят в движении. Летом стада часто поднимаются в высокогорья. Самцы сбрасывают рога в начале зимы, а самки — в начале лета, после отела. ( олень)

Портрет №5

1.При встрече с человеком, ласка абсолютно не пугается, а наоборот принимает агрессивную стойку. Если к ней приблизиться, она не задумываясь кинется в атаку. Не единожды ласка сама нападала на человека и освободиться от острых зубов этого маленького животного не так просто. 

2. Длиной  всего 16-18 см. У нее остренький усатый носик и блестящие, как бусинки, глазки. Живут ласки в садах, полях, среди камней и могут охотиться круглые сутки. Животное состоит в родстве с норкойхорьком и горностаем.

3.Это животное известное своей кровожадностью и дерзкими грабежами. Интересней всего то, что такой храбростью природа наделила совсем крохотное животное. Она – самый маленький хищник заповедника, здесь обитает не более 260 этих зверьков.( Ласка)

 

Портрет №6

Пухонос альпийский - 1                                 

пухонос альпийский (реликт)

Портрет №7

http://basegizap.narod2.ru/po_stranitsam_krasnoi_knigi/lobariya_legochnaya/-_Lobariya_legochnaya.jpg 

Лобария легочная

Портрет №8

Шишки кедровой сосны

Сосна сибирская

Портрет № 9

Любка двулистная

Любка двулистная ( ночная фиалка)

Портрет № 10

травы для усиления потенции | Ятрышник мужской, любка двулистная

Ятрышник пятнистый

Станция №5 «Метеослужба» 

На станции нужно выполнить следующее задание: «Поставить слова в правильном порядке, чтобы получить предсказание погоды»

  1. Крыльями воды ласточки поверхность задевают.

(Ласточки задевают крыльями поверхность воды. К дождю)

  1. Прячутся стреху под воробьи.

(Воробьи прячутся под стреху. К буре)

  1. Под снегирь чирикает окнами.

( Снегирь чирикает под окнами. К оттепели)

  1. Голуби, кукушки кукуют, воркуют.

(Голуби воркуют, кукушки кукуют. К теплой погоде)

  1. Верхушки на садятся вороны деревьев.

(Вороны садятся на верхушки деревьев. Перед морозом.)

  1. В гнездо купаются ласточки летают и часто.

(Ласточки купаются и часто летают в гнездо. К дождю)

  1. Если на ворона  высокое прилетавшая дерево сядет.

      ( Если прилетевшая  ворона сядет на высокое дерево – то тепла долго не будет.)

  1. Клюв крыло под прячет ворона.

( Ворона клюв под крыло прячет. К холоду)

  1. Акацию  дождь в лес не пчелы ходи облепили будет.

( Пчелы облепили акацию - в лес не иди, будет дождь.) 

  1.  Цветы нахмурилось одуванчика открыты небо а

(Небо нахмурилось, а цветы одуванчиков открыты. Дождя не жди) 

Пока жюри подводит итоги все команды собираются на Станции ( безоценочная) «Слоганов», где каждая команда  должна  создать фотомонтаж, рисунок, коллаж идр.  и на слоган заданной темы. НАПРИМЕР:

  1. «Давайте станем дружненько
    Природу защищать!»
  2. За лес, за воду, за нашу природу! 
  3. 3.  Добро пожаловать на самое печальное шоу на земле! 
  4. Ужасная сторона красоты. Или   Чувствуйте себя комфортно в собственной коже. Не носите мех.
  5. Будьте ангелом-хранителем для животных. 

В конце творческие работы команды представляют.

 

( Если подсчет голосов затягивается можно предложить викторину)

Кто может?:

1.Видеть в ультрафиолетовых лучах? (Пчела)

2. Видеть в инфракрасных лучах и фиксировать глазами изменения температуры с точностью до 0,01 °С? (Таракан)

3. По запаху отыскивать других животных того же вида на расстоянии до 10 км? (Бабочка)

4. Излучать и воспринимать в воде ультразвуки с частотой до 200 000 Гц? (Дельфин)

5. Излучать и воспринимать в воздухе ультразвуки с частотой до 100 000 Гц? (Летучая мышь)

6. Регистрировать имеющимся у него "термолокатором" изменения температуры с точностью до 0,001 ºС? (Гремучая змея)

7. Воспринимать звуки, амплитуды колебания которых меньше половины диаметра атома водорода? (Кузнечик.)

8. Воспринимать инфразвуки, благодаря чему за 12-14 часов "узнать" о приближении шторма? (Медуза)

9. Практически сводить к нулю трение о воду при плавании? (Дельфин)

10. Используя реактивный принцип движения, быстро двигаться в воде? (Кальмар, медуза)

Использованная литература:

http://www.rusadventures.ru/articles/1303.aspx

http://www.krasnayakniga.ru/zapovednik-malaya-sosva

http://givotnie.com/dikie-givotnie/laska/

http://www.ecotravel.ru/regions/reserves/1/5/31/

http://www.zoodrug.ru/topic1367.html

http://professorseleznev.ru/post218313387/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Детской шоу-программы "Алиса в Заповедной стране" Международного фестиваля дикой природы "Мой снежный барс"

Сценарий Детской шоу-программы "Алиса в Заповедной стране" Международного фестиваля диклй природы "Мой снежный барс"...

Игра вертушка "Мои права"

Игра-вертушка  с  учащимися  5-7 классов  по теме "Мои права"...

Экологическая игра-вертушка "Мой край - Югра!"

Экологическая игра - вертушка направленна на сплочение классных коллективов, изучение географии, растительного и животного мира ХМАО - Югры, выявления интереса к природе родного края, развитие творчес...

Игра-вертушка "Вначале было слово"

Методическая разработка игры-вертушки...

- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС образовательной Программы путешествия «Заповедная страна БайкаЛиЯ»

Учебно-методический комплекс образовательной Программы путешествия «Заповеднаястрана БайкаЛиЯ» по тематическому треку «Экология» в рамках Всероссийской программы«Классная...