Игра- вертушка по теме « Заповедная страна» для обучающихся образовательных школ.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Игра- вертушка по теме « Заповедная страна» для обучающихся 6-7 классов.Направленна на развитие интересов к изучению природы родного края. Для организации и проведения мероприятия ттребуется предварительная подготовка:
-проведение классных часов о заповедных территориях ,
- подготовка опросников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_na_luchshee_meropriyatiembousosh_p._taezhnyy.docx | 208.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Таёжный.
( МБОУСОШ п Таежный
Международная природоохранная акция
« Марш парков – 2013» в Советском районе.
Игра- вертушка
по теме « Заповедная страна»
для обучающихся образовательных школ.
Автор:
Василькова Надежда Павловна,
учитель биологии
МБОУСОШ п. Таежный
2013 год.
Игра- вертушка
по теме « Заповедная страна»
для обучающихся образовательных школ.
Цели : создание условий для интеллектуального развития и формирования экологической культуры подростков.
Задачи:
- Контроль знаний обучающихся в области заповедных зон.
- Развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся.
- Развитие сотрудничества обучающихся класса.
- Формирование культуры поведения и ответственности за общее дело.
- Формирование заботливого отношения к природе.
Форма проведения: конкурсная программа.
Предварительная подготовка:
-проведение классных часов о заповедных территориях Советского района,
- подготовка опросников
Оборудование: слайды или фотоматериалы.
Участники игры: команды учащихся 7-8 классов или смешанные команды
Ход игры.
- Вступительная часть.
Вед. Сегодня мы проводим игру- вертушку, посвященную заповедным территориям Советского района.
Правила игры : в игре принимают участие команды в составе 7 человек. Команда получает путевой лист, в котором отмечен путь команды по станциям. На каждой станции команда может пробыть 3 минуты и ответить на вопросы. На станциях стоят координаторы, имеющие написанные вопросы . Вы выбираете вопрос, даете устный ответ, координатор при правильном ответе ставят баллы в дневник, ответившему ученику. Ваша задача, как можно больше набрать баллов. По дневнику жюри сможет выявить самого знающего ученика и вручить ему грамоту.( Можно наградить в каждой команде сильнейшего)
Последовательность участия в « Муравейнике» определяется по жеребьевке.
1.Станции « Заповедная» ( вопросы об истории создания заповедных зон)
2. Станция « Наша флора» ( вопросы об охраняемых растениях)
3. Станция « Наша фауна» ( вопросы об охраняемых животных)
4. Станция « Фотоателье» ( узнать животное или растение)
5. Станция «Метеослужба» (по поведению животных предоставить прогноз погоды)
6. Станция ( безоценочная) «Слоганов» ( создать слоган и призыв на заданную тему).
Когда все команды примут участие в программе, вед объявляет:
Пока жюри подводит итоги участия по баллам в дневниках и определяет победителя. Каждая команда представляет свой слоган. Победителя в этой номинации определяет зритель.
1.Станция №1 « Заповедная»
Вопросы:
- Какие заповедные учреждения существуют на территории Советского района?
- Когда открыт заповедник "Малая Сосьва"
- Какая река протекает в заповеднике "Малая Сосьва"
- Кто первоначально был основным объектом охраны в заповеднике "Малая Сосьва"
- Когда был открыт парк «Кондинские озера» окружного значения образован на территории Советского района ХМАО
- С какой целью создан парк «Кондинские озера»
- Какие памятники находятся на территории парка «Кондинские озера»
- Чем отличаются заказники от заповедников?
- Чем отличаются природные парки от заповедников?
- Какова особенность ландшафта, природоохранных территорий в Советском районе.
- Ответы
1. На территории Советского района расположены природный заповедник "Малая Сосьва», Природный парк «Кондинские озера»
2. Государственный природный заповедник "Малая Сосьва" учрежден постановлением Совета Министров N 113 от 17 февраля 1976 года
3. Через заповедник протекает река Малая Сосьва.
4. Первоначально основным объектом охраны в заповеднике должен был быть речной бобр. Генофонд самых северных в Сибири сосьвинских бобров чрезвычайно ценен. Звери с Конды и Сосьвы — незаменимый материал для расселения в сибирской части ареала вида.
5. Природный парк «Кондинские озера» окружного значения образован на территории Советского района ХМАО 24 ноября 1998 года как историко-культурный природный парк районного значения.
6. Природный парк «Кондинские озера» создан с целью сохранения водной системы озер Арантур, Пон-Тур, Ранге-Тур Кондинского речного бассейна и прилегающих территорий с расположенными на них природными ландшафтами, историческими и археологическими памятниками культуры.
7. В природном парке «Кондинские озера» находятся под охраной выявленные на сегодняшний день около 300 археологических объектов. Историко-культурные памятники представлены, в основном, земляными сооружениями, среди которых наиболее распространенными являются поселения (в т. ч. жилища, хозяйственные постройки, очаги и др, городища, выполнявшие оборонительные функции, могильники, промысловые сооружения (ямы-ловушки, предназначенные для охоты на копытных), производственные площадки, связанные с процессом выплавки и обработки железа (остатки плавильных печей) и «Мансийский тракт».
8. Заповедник – территория, на которой постоянно охраняется природа (почвы, растительность, животный мир и т.д.), хозяйственная деятельность человека здесь запрещена.В заказнике, в отличии от заповедника, допускается некоторая деятельность. Но использование природных ресурсов на их территории разрешается лишь в той мере, в какой это не наносит вреда охраняемым объектам.
9.Заповедники создаются с целью сохранения редких видов. Парки с целью сохранения дикой природы региона
- Природоохранные территории нашего района отличается заболоченностью.
Станция №2 « Наша флора»
1.Какие леса являются в заповеднике Малая Сосьва коренными? ( елово-кедровые, сосновые.)
2. Какие реликтовые растения встречаются в заповеднике « Малая Сосьва» ( реликтовые растения - прострел желтеющий, кизильник черноплодный, вероника колосистая, остролодочник уральский ).
3. Какие растения заповедника занесены в В Красную книгу России ( надбородник безлистный, лобария лёгочная; в число редких и исчезающих 14 видов: кизильник черноплодный, любка двулистная, пион Марьин корень, тайники овальный, сердцевидный )
4. Какие отделы растений представлены в заповеднике « Малая Сосьва» ( большинство – это сосудистые растения, распространены мохообразные и лишайники . Среди них много лекарственных, съедобных и декоративных растений. )
5. Что такое реликтовые растения ? (Виды растений и животных, входящие в состав растительного покрова и животного мира данной страны или области как пережитки флор и фаун минувших эпох. )
6. Что такое эндемики? ( Эндемики - виды растений и животных , свойственные относительно небольшой территории )
7.. Какая особенность характерна для лишайников ( симбионты, в котором сожительствуют клетки гриба и водорослей)
8. Как правильно называется кедр, растущий в наших лесах ( сосна сибирская)
9. К какому отделу относится лиственница и почему? ( голосеменные, семена непокрыты и в форме шишки, это особенности голосеменых)
10. Какое дерево, распространенное на нашей территории используют для изготовления музыкальных инструментов?
( Знаменитые итальянские мастера Страдивари, Амати, Гварнери свои музыкальные инструменты - скрипки и виолончели - делали из ели. Дерево подсекали и на 3 года оставляли на корню. При этом оно постепенно теряло влагу, древесина уплотнялась, приобретала легкость, а музыкальные инструменты из такого дерева получали особую силу звучания.)
Станция №3 « Наша фауна»
- Чем опасен таёжный клещ? (Опасен таежный клещ (Ixodes persulcatus), переносящий при укусе в кровь человека вирус клещевого энцефалита – заболевания, протекающего с поражением нервной системы с чрезвычайно высоким уровнем летальности, достигающим 40%.)
- Какие птицы гнездятся в заповеднике Малая Сосьва? ( гнездятся особо охраняемые редкие птицы: орлан-белохвост, скопа, филин. Сравнительно регулярно встречаются беркут, краснозобая казарка, сапсан. Стерх, малый лебедь, кречет, кулик-сорока, серый сорокопут иногда отмечаются на пролетах.)
- Какие млекопитающие обитают в малой Сосьве? (Из млекопитающих здесь обычны соболь, росомаха, горностай, ласка, белка обыкновенная, ондатра, выдра, лось, олень, медведь и ряд других видов. Реже встречаются песец и рысь. Особо охраняемым видом является североазиатский речной бобр,)
- Кто из животных занесен в занесенный в Красные книги Международного союза охраны природы и РФ. ( Бобры)
- Она отличается от других кошачьих тем, что у нее короткий хвост, но в остальном - это типичная кошка с огромными лапами и очень острыми когтями. Кроме того, у нее чрезвычайно развит слух, а кончики острых ушей венчают красивые пучки длинной шерсти. ( Рысь)
- Что в переводе с хантейского слово значит сое? ( горностай)
- О ком писал Ю. Шесталов
«Как героя восхваляют,
Духом леса называют,
Куньей песней развлекают,
Птичьей пляской провожают.» ( Это о хозяине тайги – медведе)
8 Кому посвящен праздник, на котром жители Севера нашептывали : "Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца все, что нужно, с собой принесли... Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной... Мы ждем твоего возвращения весной. На своих могучих крыльях несись над горами, тайгой! Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей". ( Лебедю)
- Почему у народов Севера _ вороний праздник отмечается весной? (Ворона — первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег и нередки сильные заморозки. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона — предвестница весны. Её прилёт символизирует пробуждение природы и зарождение новой жизни. Первые ручьи, первые проталинки, первые ростки, первый сок на берёзах, первые оленята на стойбище — всё это весна! Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: «К нам ворона весну приносит»)
- Кто из животных строит хижины, убежища и плотины? ( Бобры)
Станция №4 « Фотоателье»
( По словесному описанию ( можно использовать 1 подсказку, - 3 балла, 2 подсказки – 2 балла, 3 подсказки – 1 балл) или художественному изображению нужно угадать чей это потрет)
Портрет №1
1. Между пальцами расположены плавательные перепонки, сильно развитые на задних конечностях и слабо — на передних. Когти сильные, уплощенные, слегка. Половой диморфизм выражен слабо, самки крупнее. Туловище неуклюжее значительно толще сзади, спина изогнутая, брюхо отвислое, шея короткая и толстая, голова сзади широкая, суживающаяся вперед, плоская с короткой тупой мордой. Конечности укороченные 5-палые; задние значительно сильнее передних искривленные. Коготь второго пальца задних конечностей раздвоен: им зверь расчесывает свою шерсть.
2. Хвост веслообразный сильно уплощенный. Хвост — это руль и весло, ударом хвоста зверь предупреждает сородичей об опасности. Волосы имеются лишь у основания хвоста. Веслообразная часть его покрыта крупными чешуйками, между которыми находятся редкие и жесткие щетинки.
3. Это — крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни. Длина тела до 100 см. Хвост длиной до 37 см, шириной 10—13 см. Масса до 28 кг. Самки и самцы одного возраста имеют примерно одинаковую массу. Тело приземистое, с укороченными пятипалыми конечностями; задние значительно сильнее передних. ( бобр)
Портрет №2.
1..Размножаются один раз в год. Гон в марте. Бобрята рождаются в июне в период половодья, что увеличивает риск их элиминации. Половозрелость наступает на 3 году жизни. Плодовитость относительно низка. В выводке, как правило, 1-2 детеныша.
Поселение включает 2-3 особи, реже 3-5 При истощении кормовых ресурсов покидают поселение и создают новое на новом месте.
2.Хвост покрыт волосами лишь в его основании; большая же его часть голая, веслообразно уплощенная сверху вниз; она покрыта торцеобразно расположенными роговыми образованиями, создающими впечатление чешуйчатого покрова, между ними сидят редкие и короткие жесткие волосы. По середине хвоста, вдоль его верхней поверхности, проходит жесткий роговой киль. Меховой покров резко дифференцирован на грубую ость и густой мягкий подшерсток. Окраска меха от светло- до темно-коричневой и черной.
3.Они живут в норах, ионгда строят плотины .( Бобры)
Портрет №3
1.Для него брусника - основной осенний корм. В сентябре шастает на протяжении всего своего маршрута, который проходит в основном по урожайным соснякам-брусничникам.
2.Тело у него мощное, с высокой холкой; голова массивная с небольшими ушами и глазами. Хвост короткий — 65-210 мм, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными, невтяжными когтями длиной 8-10 см, пятипалые, стопоходящие. Шерсть густая, равномерно окрашенная. Окраска очень изменчива, причём не только в разных частях ареала, но и в пределах одного района. Цвет меха варьирует от светло-палевого до синеватого и почти чёрного.
3. Держится обычно одиночно, самка — с детенышами разного возраста. Самцы и самки территориальны, индивидуальный участок в среднем занимает от 73 до 414 км, причём у самцов он примерно в 7 раз больше, чем у самок. ( медведь)
Портрет №4
1.Еше один вид крупных млекопитающих, в определенный сезон года связанный с борами-беломошниками, –. Ягельные сосняки в зимний период относятся к числу основных его пастбищ.
2. Гон бывает ранней осенью. В это время вожаку стада приходится мериться силами с претендентами на его место. Рога сбрасываются зимой, и в последующие месяцы растут новые.
3. За ними следуют волки и росомахи. Лето они проводят на арктическом побережье, где прохладнее и меньше гнуса. Раз в несколько десятилетий меняют маршруты кочевок, оставляя ягельные пастбища восстанавливаться. Протяженность кочевок достигает 1000 км — это рекорд для крупных наземных млекопитающих. Северные представители обычно не совершают таких далеких миграций, но и их стада, численностью обычно от десятка до сотни голов, большую часть времени проводят в движении. Летом стада часто поднимаются в высокогорья. Самцы сбрасывают рога в начале зимы, а самки — в начале лета, после отела. ( олень)
Портрет №5
1.При встрече с человеком, ласка абсолютно не пугается, а наоборот принимает агрессивную стойку. Если к ней приблизиться, она не задумываясь кинется в атаку. Не единожды ласка сама нападала на человека и освободиться от острых зубов этого маленького животного не так просто.
2. Длиной всего 16-18 см. У нее остренький усатый носик и блестящие, как бусинки, глазки. Живут ласки в садах, полях, среди камней и могут охотиться круглые сутки. Животное состоит в родстве с норкой, хорьком и горностаем.
3.Это животное известное своей кровожадностью и дерзкими грабежами. Интересней всего то, что такой храбростью природа наделила совсем крохотное животное. Она – самый маленький хищник заповедника, здесь обитает не более 260 этих зверьков.( Ласка)
Портрет №6
пухонос альпийский (реликт)
Портрет №7
Лобария легочная
Портрет №8
Сосна сибирская
Портрет № 9
Любка двулистная ( ночная фиалка)
Портрет № 10
Ятрышник пятнистый
Станция №5 «Метеослужба»
На станции нужно выполнить следующее задание: «Поставить слова в правильном порядке, чтобы получить предсказание погоды»
- Крыльями воды ласточки поверхность задевают.
(Ласточки задевают крыльями поверхность воды. К дождю)
- Прячутся стреху под воробьи.
(Воробьи прячутся под стреху. К буре)
- Под снегирь чирикает окнами.
( Снегирь чирикает под окнами. К оттепели)
- Голуби, кукушки кукуют, воркуют.
(Голуби воркуют, кукушки кукуют. К теплой погоде)
- Верхушки на садятся вороны деревьев.
(Вороны садятся на верхушки деревьев. Перед морозом.)
- В гнездо купаются ласточки летают и часто.
(Ласточки купаются и часто летают в гнездо. К дождю)
- Если на ворона высокое прилетавшая дерево сядет.
( Если прилетевшая ворона сядет на высокое дерево – то тепла долго не будет.)
- Клюв крыло под прячет ворона.
( Ворона клюв под крыло прячет. К холоду)
- Акацию дождь в лес не пчелы ходи облепили будет.
( Пчелы облепили акацию - в лес не иди, будет дождь.)
- Цветы нахмурилось одуванчика открыты небо а
(Небо нахмурилось, а цветы одуванчиков открыты. Дождя не жди)
Пока жюри подводит итоги все команды собираются на Станции ( безоценочная) «Слоганов», где каждая команда должна создать фотомонтаж, рисунок, коллаж идр. и на слоган заданной темы. НАПРИМЕР:
- «Давайте станем дружненько
Природу защищать!» - За лес, за воду, за нашу природу!
- 3. Добро пожаловать на самое печальное шоу на земле!
- Ужасная сторона красоты. Или Чувствуйте себя комфортно в собственной коже. Не носите мех.
- Будьте ангелом-хранителем для животных.
В конце творческие работы команды представляют.
( Если подсчет голосов затягивается можно предложить викторину)
Кто может?:
1.Видеть в ультрафиолетовых лучах? (Пчела)
2. Видеть в инфракрасных лучах и фиксировать глазами изменения температуры с точностью до 0,01 °С? (Таракан)
3. По запаху отыскивать других животных того же вида на расстоянии до 10 км? (Бабочка)
4. Излучать и воспринимать в воде ультразвуки с частотой до 200 000 Гц? (Дельфин)
5. Излучать и воспринимать в воздухе ультразвуки с частотой до 100 000 Гц? (Летучая мышь)
6. Регистрировать имеющимся у него "термолокатором" изменения температуры с точностью до 0,001 ºС? (Гремучая змея)
7. Воспринимать звуки, амплитуды колебания которых меньше половины диаметра атома водорода? (Кузнечик.)
8. Воспринимать инфразвуки, благодаря чему за 12-14 часов "узнать" о приближении шторма? (Медуза)
9. Практически сводить к нулю трение о воду при плавании? (Дельфин)
10. Используя реактивный принцип движения, быстро двигаться в воде? (Кальмар, медуза)
Использованная литература:
http://www.rusadventures.ru/articles/1303.aspx
http://www.krasnayakniga.ru/zapovednik-malaya-sosva
http://givotnie.com/dikie-givotnie/laska/
http://www.ecotravel.ru/regions/reserves/1/5/31/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий игры-вертушки по ЗОЖ 2013 год
здоровый образ жизни...
Сценарий Детской шоу-программы "Алиса в Заповедной стране" Международного фестиваля дикой природы "Мой снежный барс"
Сценарий Детской шоу-программы "Алиса в Заповедной стране" Международного фестиваля диклй природы "Мой снежный барс"...
Игра вертушка "Мои права"
Игра-вертушка с учащимися 5-7 классов по теме "Мои права"...
Экологическая игра-вертушка "Мой край - Югра!"
Экологическая игра - вертушка направленна на сплочение классных коллективов, изучение географии, растительного и животного мира ХМАО - Югры, выявления интереса к природе родного края, развитие творчес...
Игра-вертушка «Вокруг света за 2 часа»
Сценарий игры-вертушки...
Игра-вертушка "Вначале было слово"
Методическая разработка игры-вертушки...
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС образовательной Программы путешествия «Заповедная страна БайкаЛиЯ»
Учебно-методический комплекс образовательной Программы путешествия «Заповеднаястрана БайкаЛиЯ» по тематическому треку «Экология» в рамках Всероссийской программы«Классная...