Класс пресмыкающиеся, или рептилии.
методическая разработка по биологии по теме
Полная методическая разработка урока по теме "Класс пресмыкающиеся, или рептилии" с презентацией к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klass_presmykayushchiesya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, ИЛИ РЕПТИЛИИ.
Цели и задачи урока:
- Образовательные:
- закрепить знания отличительных признаков классов типа Хордовые;
- сформировать понятия связи организма и среды, т.к. большинство особенностей строения животных этого класса связанно с приспособлениями наземному образу жизни; к разным средам жизни и местообитаниям, к питанию различным кормом;
- сформировать представление о взаимосвязи между изменением формы жизни и условиями её существования.
- Развивающие:
- развитие умения выявлять черты сходства и различия в строении животных;
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи факторов окружающей среды и особенностей строения и функционирования организмов;
- развитие умения пользоваться научно-популярной, энциклопедической и словарной литературой.
- Воспитательные:
- стимулирование потребности учащихся в самореализации, самовыражении, в творческой и общественно-значимой работе;
- развитие интересов и способностей учащихся;
- формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знании;
- формирование сознательного отношения к природным богатствам, их бережному использованию и охране.
5. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесный (сообщения учащихся в ходе работы, рассуждение, беседа);
- исследовательский (изучение научно-популярной, учебной, энциклопедической и справочной литературы по теме урока; поиск других источников знаний);
- практический (заполнение схем, рисунков);
- репродуктивный (воспроизведение знаний о классах типа Хордовые);
- частично-поисковый (установление причинно-следственных связей факторов окружающей среды и особенностей строения и жизнедеятельности птиц);
- стимулирования и мотивации интереса к учению (самореализация учащихся в творческой и общественно-значимой работе по использованию биологических знаний).
- наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств).
6. Средства обучения:
а) технические – рабочее место учителя, оснащённое ПК и проектором;
б) информационные:
- слайд – фильм учителя;
- сообщения учащихся;
- обучающая программа 1С.Биология.
- энциклопедии; справочники; научно-популярная литература.
Ход урока.
В начале урока учитель знакомит учащихся с его познавательными задачами и проводит проверочную беседу об отрядах современных амфибий и значении их в природе и жизни человека.
Вопросы для устной проверки знаний:
- Каковы внешний вид и образ жизни тритона?
- К каким отрядам относят всех остальных ныне живущих земноводные?
- Какой отряд, земноводных самый немногочисленный и каких известных вам животных относят к этому отряду?
- Каковы общие признаки земноводных отряда бесхвостые?
- По каким признакам жаб можно отличить от лягушек?
- Каково значение амфибий в природных сообществах организмов?
- Какое значение имеют амфибии в жизни человека?
- Почему в наше время необходима охрана амфибий?
После подведения итогов проверки знаний учитель даёт характеристику представителей класса Рептилии.
Общая характеристика,
Отличия от земноводных.
1. Сухая кожа, защищенная роговыми щитками от высыхания.
2. Нет личиночной стадии развития.
3. Размножение приспособлено к наземному образу жизни:
А) Яйца снабжены плотной оболочкой и запасом питательных веществ в желтке.
Б) Оплодотворение внутреннее.
в) В яйце появились плодовые оболочки, обеспечивающие развитие на суше.
4. Развитие наземных форм идет только на суше.
5. Дыхание только легочное, в легкие воздух поступает за счет движений грудной клетки.
6. Зрительные доли мозга развиты сильнее, появились зачатки коры больших полушарий.
7. Появилось несколько (до 8) шейных позвонков, увеличивающих подвижность головы относительно тела.
8. В желудочке сердца появилась неполная перегородка, лучше разделяющая артериальную и венозную кровь.
9. Туловищные почки заменены на тазовые.
10. Мозжечок небольшой, т.к. имеют примитивный способ передвижения (перемещаются, извиваясь), но несколько больше, чем у земноводных, за счет большего разнообразия движений.
Общее с земноводными.
1. Имеют трехкамерное сердце, кровь в левой дуге аорты смешанная, а в правой дуге артериальная, которая поступает к голове и передним конечностям.
2. Холоднокровны.
3. Конечности расположены по бокам туловища.
Слайд. Классификация.
К классу рептилий относятся отряды: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи,
Клювоголовые.
Слайд. Строение на примере ящерицы прыткой.
Внешнее строение.
1. Тело расчленено на голову, шею, туловище и хвост (длина до 20 см).
2. Конечности пятипалые (отсутствуют у некоторых ящериц и змей).
3. Сухая кожа ящериц лишена желез43.
4. Верхний слой кожи (эпидермис) образует роговые чешуйки (защита от высыхания), кожного дыхания нет. На концах пальцев образуются роговые пластинки — когти.
Слайд. Внутреннее строение.
Слайд 1). Скелет прогрессивно отличается от скелета земноводных:
А) Череп имеет больше костей, чем у земноводных.
Б) Два первых шейных позвонка очень подвижны.
В) Позвонки пояснично-грудного отдела несут ребра, часть которых соединена хрящом с грудиной (образуют грудную клетку).
Г) Пояса конечностей более прочно соединены с позвоночником.
Слайд 2). Мускулатура более дифференцирована, чем у земноводных (появились межреберные мышцы).
Слайд 3). Пищеварительная система более дифференцирована. Ротовая полость переходит в глотку. Глотка → короткий пищевод → объемистый желудок → тонкая кишка → толстая кишка → клоака. В передний отдел тонкой кишки — двенадцатиперстную кишку — впадают протоки поджелудочной железы и печени. Большинство пресмыкающихся плотоядны, но крупные черепахи могут быть растительноядны.
Слайд 4). Органы дыхания.
Складчатая ячеистая поверхность легких увеличивает их площадь. Вдыхают и выдыхают воздух через ноздри за счет работы грудной клетки.
Слайд 5). Кровеносная система лучше, чем у земноводных, разделяет венозную и артериальную кровь. Неполная перегородка в желудочке уменьшает смешивание крови. От разных мест желудочка отходят 3 сосуда: легочная артерия с венозной кровью и две дуги аорты, обеспечивающие поступление артериальной крови к голове и передним конечностям и смешанной крови — к остальным частям тела. Это не подняло уровень обмена до теплокровности.
Слайд 6). Зачаток коры больших полушарий усложнил приспособительное поведение рептилий.
Слайд 7). Усложнены органы чувств.
Глаза защищены подвижными веками (верхними и
нижними) и мигательной перепонкой — третьим веком, увлажняющим глаза. Аккомодация не только за счет передвижения хрусталика, но и за счет изменения его кривизны. Органы обоняния открываются наружу парными ноздрями. Орган слуха образован средним и внутренним ухом,
снаружи видна барабанная перепонка. Осязание за счет осязательных «волосков», расположенных по краям чешуек. Раздвоенный язык — орган осязания и вкуса. У змей на переднем конце головы имеется орган термического чувства (для охоты на теплокровных). Промежуточный мозг ящериц имеет особый придаток — теменной орган, функционирующий как светочувствительный аппарат.
Слайд 8). Канальцы тазовых почек не открываются воронками в полость тела, как у туловищных почек. Выделение не связано с большой потерей воды, как у земноводных, по двум причинам. Моча состоит из мочевой кислоты, плохо растворимой в воде. До 95% воды обратно всасывается в кровь в почечных канальцах. Моча в виде взвеси мелких кристаллов собирается в мочевом пузыре и выводится наружу через клоаку.
Слайд 9). Половые железы лежат в полости тела вдоль позвоночника. Рептилии раздельнополы. Оплодотворение внутреннее, самец вводит сперму в клоаку самки. Самки откладывают яйца или рождают живых детенышей. У ящерицы 5—15 яиц, диаметром 1,5 см. Железы, находящиеся в яйцеводах, формируют вокруг оплодотворенного яйца белковую и пергаментообразную оболочку.
Слайд 10). Регенерация — восстановление утраченного органа или его части.
В случае опасности возможно самокалечение — отбрасывание хвоста за счет переламывания одного из позвонков. Кровотечения не бывает, т. к. мышцы в ране сокращаются, пережимая сосуды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Класс Пресмыкающиеся или Рептилии.
Урок в 7-ом классе...
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые
Тема: «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые» Цель: изучить признаки, характерные для класса Пресмыкающиеся; показать многообразие пресмыкающихся, особенности их строен...
Класс Пресмыкающиеся или Рептилии
Презентация к открытому уроку по теме "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии"...
К уроку Класс Пресмыкающиеся Презентация Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.pdf
Презентация Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.pdf...
К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc
Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...
7 класс Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и скелета.
Разработка содержит конспект урока и презентацию...
Презентация к уроку биологии "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии", 8 (7) класс
Презентация содержит конспект и иллюстрации по основным содержательным моментам изучения темы "Класс Пресмыкающиеся": характеристика класса, части тела, покровы, системы органов, размножение...