Активизация познавательной деятельности через визуализацию биологических объектов, процессов и явлений.
методическая разработка по биологии на тему

Гудков Николай Васильевич

 

Мастер-класс   "Активизация познавательной деятельности через визуализацию биологических объектов, процессов и явлений" позволяет   познакомить участников с возможностями применения интерактивных технологий при обучении учащихся, показать процесс оптимизации познавательной деятельности учащихся, научить использованию различных визуальных методов (технологий) в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«Активизация познавательной деятельности через визуализацию биологических  объектов, процессов и явлений».

Основные технологии, используемые при проведении мастер-класса:

  • интерактивные,
  • информационно-коммуникативные,  
  • проблемного обучения,
  • тренинговые технологии.

Слайд  «Цели».

  • Познакомить участников мастер-класса с возможностями применения интерактивных технологий при обучении учащихся.
  • Показать процесс оптимизации познавательной деятельности учащихся.
  • Научить участников мастер-класса использовать различные визуальные методы (технологии) в образовательном процессе.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рад встрече с вами.  Надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на нашем мастер-классе. Хочу раздать вам смайлики и пригласить к совместной работе. Если вы принимаете моё предложение, то прикрепите смайлик на свою одежду, а если нет, то оставьте его на столе (приём обратной связи «Смайлик»).

Презентация педагогического опыта.

Учащиеся не сразу осознают значимость биологии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы сформировать, сохранить и развить познавательный интерес в течение всех лет изучения предмета.

Слайд «Диаграммы». 

Первичная диагностика отношения учащихся к учебно-познавательной деятельности по биологии, проводимая мной после 1 четверти в параллели 7 классов показала, что в среднем только 55% учащихся нравится изучение предмета, а 45% учащихся нуждаются в педагогической поддержке. Анализ результатов диагностики мотивации к изучению предмета по методике Кеттелла выявил проблему необходимости активизации познавательной деятельности учащихся при изучении биологии.

Повторная диагностика, проведённая в следующем году первой четверти, показала увеличение числа учащихся, которым нравится изучение этого предмета, на 23%, и одной из причин такого роста являлась визуальная наглядность изучаемого материала

Цель активизации познавательной деятельности учащихся: формирование осознанной мотивации к обучению, восприятию и осмыслению изучаемого материала на уроках и, в конечном итоге, повышение качества знаний.

Чтобы активизировать познавательную деятельность учеников, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы. 

В связи с этим возрастает роль визуальных моделей представления учебной информации, позволяющих преодолеть затруднения, связанные с обучением, опирающимся на абстрактно-логическое мышление.

Визуализации - это процесс наблюдения видимого. Конечно,  напрашивается вопрос о том, можно ли активизировать учебную деятельность посредством пассивной формы и пассивного способа воздействия.

Слайд. 

От свойств и функций дидактических визуальных средств, оказывающих влияние на деятельность обучающегося, зависит степень активизации учебной деятельности:

- если визуализация и визуальные средства выполняют иллюстративную функцию (задействованы средства иллюстративного типа), то и внешняя, и внутренняя деятельности обучающегося будут отличаться минимальной активностью, так как степень воздействия дидактического средства для созерцания на обучающегося, соответственно, минимальна;

- если визуализация и визуальные средства выполняют регулятивно- управляющую функцию (задействованы функции ориентировочно-регулирующего типа), то деятельность во внешнем и внутреннем планах обучающегося будет отличаться более высокой активностью.

Таким образом, по степени регуляции, оказываемой визуальными дидактическими средствами на действия обучающегося, можно будет судить об ориентировочных, продуктивных и рефлексивных способностях, а также оценивать степень активности его учебной деятельности.

Чтобы активизировать учебную деятельность с помощью визуальных средств, нам необходимо:

  • или придать методам и средствам визуализации регулятивную функцию, т.е. программировать, инициировать учебные действия, поддерживать рефлексивные процессы, самостоятельные учебно-познавательные действия;
  • или использовать уже созданные средства с обозначенными свойствами и функциями.

Без регулировочной функции визуализация будет играть пассивную роль дополняющей иллюстративной наглядности. 

Слайд. 

Зачем нужна визуализация в учебном процессе? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим психологические особенности восприятия информации.

Принято выделять 3 канала:

 визуальный (зрительный ряд);

аудиальный (звуковой и словесный ряд);

кинестетический (ощущения, эмоции, вкус, запах).

Эти каналы - «аналоговые», непосредственно связанные с каналами поступления информации.

Давно известно, что более 90% всей информации об окружающем нас мире человек получает с помощью зрительного анализатора, т.е. зрения. В связи с этим значительное место в учебном процессе, безусловно, занимает использование наглядности.  

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является многократное усиление эффекта визуализации.

Изображения, иллюстрации, таблицы, схемы, плакаты, модели и объекты служат информированию, представлению и передаче образов предметов. Они сопровождают учебный процесс на всех его этапах.

 Но ввести в урок их в качестве  инструмента невозможно без сформированной информационно-технологической и методической компетентности  учителя.

Используя мультимедийные технологии, проектор, интерактивную доску, мы можем активизировать познавательные процессы у учащихся.

Давайте разберем на примере урока «Внешнее строение одного класса животных» (слово – амфибий скрыто) приёмы активизации познавательной деятельности через визуализацию.

У вас на столах лежит разноцветная бумага. Давайте создадим то животное, о котором пойдёт речь на сегодняшнем уроке (проблемная ситуация).

Учителя  поэтапно складывают  из бумаги лягушку (оригами) при помощи ведущего мастер-класса.

Слайд.

Итак, у вас получилась  лягушка! Речь сегодня пойдёт именно об этом классе животных.  Все  его называют «амфибии или земноводные».

Слайд.

Познакомимся с общей характеристикой  класса.

Амфибии, или земноводные – это низшие четвероногие пойкилотермные анамнии (откладывают яйца в водной среде и не имеют зародышевых оболочек).    

У них появляется целый ряд приспособлений к обитанию в наземной среде:

  • Легочное дыхание.
  • Два круга кровообращения и сложное трехкамерное сердце.
  • Свободные, длинные с дифференцированными отделами конечности.
  • Мышцы дифференцированные и выполняют разнообразные функции В трубчатых костях конечностей появляется новый кроветворный орган – красный костный мозг.
  • Наличие слюнных желез для смачивания пищи и слезных желез для смачивания роговицы глаза.
  • Развитие среднего уха и барабанной перепонки для усиления поступающих звуковых сигналов.

Слайд «Систематика».

Знакомство с основными отрядами, входящими в состав изучаемого класса. Примеры представителей каждого отряда.

Слайд «Среда обитания». 

Учитель: « Где вы встречали представителей этого класса?»

Слушаем ответы. Добавления учителя с опорой на слайд.

Слайд «Распространение». 

На всех материках, кроме Антарктиды.  Почему? Аргументируйте свой ответ.

Слайд «Внешнее строение лягушки».

Тело лягушки делится на части: голова, туловище, передние и задние конечности. Строение конечностей типично для наземных позвоночных. Между пальцами задних ног расположена плавательная перепонка.

Учитель: «Какие органы расположены на голове лягушки?»

Учащиеся (участники мастер-класса) работают с текстом и рисунком (раздаточный материал). Слушаем ответы.

Глаза, чтобы избежать высыхания, приобрели слезные железы, веки и мигательную перепонку. Позади глаз расположены барабанные перепонки.

Кожа голая, в эпидермисе много слизистых желез, обеспечивающих постоянную влажность кожи, необходимую для кожного дыхания. Слизь бактерицидная, у некоторых ядовитая.

Слайд «Закрепление».

Учитель при помощи интерактивной доски показывает части тела лягушки. Ученики (участники мастер-класса) отвечают и проверяют свой ответ по «шторке».  

Слайд «Мускулатура».

Мышцы амфибий дифференцированы и разделены на группы. Для привлечения внимания используем  эффект анимации.

Слайд «Скелет лягушки».

Отделы скелета: череп, позвоночник, конечности.

Слайд «Строение  скелета лягушки».

Объяснение учителя.

Отделы позвоночника: 

1. Шейный (из одного позвонка, подвижность головы только вертикальная);  

2. Туловищный;

3. Крестцовый (из одного позвонка, к которому прикрепляются  кости таза);

4. Хвостовой (развит у хвостатых, а у бесхвостых одна косточка – уростиль).

Слайд «Строение  плечевого отдела и свободных передних конечностей лягушки».  

Кости пояса передних конечностей: парные - лопатки, ключицы, коракоиды и грудина.

Кости свободных передних конечностей: плечевая, сросшиеся лучевая и локтевая кости, фаланги пальцев.

Слайд «Строение  тазового отдела и задних свободных конечностей лягушки».

Кости пояса задних конечностей: парные - сросшиеся подвздошные, седалищные, лобковые  кости таза.

Кости свободных задних конечностей: бедренная, голень (сросшиеся малая и большая берцовые) и стопа с фалангами пальцев.

Слайд «Закрепление».

Этот этап можно использовать на следующем уроке для проверки усвоенных знаний. Первый вариант выписывает кости скелета под чётными номерами, а второй - под нечётными. Затем проверка при помощи эффекта «шторка».

Наконец, еще одна рекомендация, которая тоже может быть не лишней. При конструировании учебного эпизода не стоит “налегать” на красивости, которые носят сопутствующий характер. Иначе они из помощников, оформительского фона, могут превратиться в средства, снижающие результативность занятия. Любой символ, любая сопутствующая наглядность должна гармонично сочетаться с главным объектом изучения. Не забывайте о правиле раздражающих факторов!

Моделирование.  

Уважаемые участники мастер-класса! Перед вами находятся компьютеры, на рабочих столах которых выложены слайды с  рептилий. Давайте  попробуем смоделировать несколько эпизодов урока с использованием технологии визуализации в  рассмотренном нами  аспекте.

Заключение. 

Понимание того, что творческое мышление формируется в учебном процессе как результат активного участия в познавательной коллективной деятельности, заставляет меня постоянно искать новые пути дальнейшей активизации этой деятельности. Поиск методов и форм обучения, способствующих воспитанию творческой личности, привел к необходимости использования таких специфических способов обучения, как применение на уроках учебных (дидактические) приёмов с использованием визуальных образов биологических процессов и явлений.

Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач, таких как:

  • обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности;
  • формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.

Слайд. 

Интерактивные методы подачи материала можно использовать на различных этапах и формах урока: проблемный, поисковый, исследовательский уроки, урок-путешествие, урок-лекция, конференция, лабораторная работа, викторина и т.д.

Рефлексия. 

Давайте подведем итоги нашей совместной работы. Из данных предложений прошу вас выбрать два наиболее значимых и дополнить их своими мыслями:

- На мастер-классе я …

- Самым интересным для меня сегодня было …

- В своей дальнейшей работе я …

- Я пожелал бы ведущему учителю …

- Я бы хотел посоветовать …

Завершая нашу встречу, хочу сказать следующее.

Слайд.

Учитель на уроке - это не транслятор знаний, не "урокодатель", а человек, который способен проектировать образовательную среду ученика. Это активный пользователь информационно - компьютерных технологий. Учитель в ходе собственного практического опыта воспитывает в себе «чуткость к изменениям погоды на уроке». Он применяет такие педагогические способы и приемы, которые соответствуют конкретным обстоятельствам.

Спасибо всем участникам за работу! 



Предварительный просмотр:

Определите ваш тип восприятия: аудиал, визуал, кинестетик

К какому типу людей вы принадлежите? Как вы воспринимаете окружающий мир: визуально, на слух, или  на ощупь? Простой тест поможет вам определить это.

У каждого из нас среди органов чувств есть как бы ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Эта психологическая игра поможет вам узнать, какие органы чувств скорее "откликаются" при ваших контактах с окружающим миром.

Отвечайте на вопросы "согласен" или "не согласен". (ДА или НЕТ).

Выпишите в столбик номера вопросов, на которые вы ответили положительно.

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами. 
2. Часто напеваю себе потихоньку. 
3. Не признаю моду, которая неудобна. 
4.0божаю ходить в сауну. 
5. В автомашине - для меня важен цвет. 
6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату. 
7. Меня развлекает подражание диалектам. 
8. Много времени посвящаю своему внешнему виду. 
9. Люблю принимать массаж. 
10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей. 
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением. 
12. Видя костюм в витрине, знаю, что мне будет в нем хорошо. 
13. Когда слышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое. 
14. Часто читаю во время еды. 
15. Очень часто разговариваю по телефону. 
16. Склонен к полноте. 
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому. 
18. После неудачного дня мой организм в напряжении. 
19. Охотно и много фотографирую. 
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые. 
21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь. 
22. Вечером люблю принять горячую ванну. 
23. Стараюсь записывать свои личные дела. 
24. Часто разговариваю сам с собой. 
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя. 
26. Тембр голоса многое говорит мне о человеке. 
27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться. 
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться. 
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель - это для меня мука. 
30. Мне нелегко найти удобные туфли. 
31. Очень люблю ходить в кино. 
32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы. 
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонту. 
34. Умею слушать собеседника. 
35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом или гимнастикой. 
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть. 
37. У меня неплохая стереоаппаратура. 
38. Когда слышу музыку, отбиваю такт нотой. 
39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры. 
40. Не выношу беспорядка. 
41. Не люблю синтетических тканей. 
42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения. 
43. Часто хожу на концерты. 
44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности. 
45. Охотно посещаю галереи и выставки. 
46. Серьезная дискуссия - это захватывающее дело. 
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами. 
48. В шуме не могу сосредоточиться.

Ключ к тесту

Теперь подсчитайте, в какой из следующих строк больше совпадений с вашим числовым рядом:

Тип А 1 5 8 10 12 14 19 21 23 27 31 32 39 40 42 45 
Тип В 3 4 9 11 16 18 22 25 28 29 30 35 38 41 44 47 
Тип С 2 6 7 13 15 17 20 24 26 33 34 36 37 43 46 48

Это ваш главный тип восприятия.

Тип А (видеть). Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: "не видел этого", "это, конечно, проясняет все дело", "заметил прекрасную особенность". Рисунки, образные описания, фотографии значат для типа А больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

Тип В (ощущать, осязать). Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: "не могу этого понять", "атмосфера в квартире невыносимая", "ее слова глубоко меня тронули", "подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь". Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Тип С (слышать). "Не понимаю, что мне говоришь", "это известие для меня...", "не выношу таких громких мелодий" - вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения.



Предварительный просмотр:

Цель методики: выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики.

Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Содержание тест - опросника.

Инструкция.

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

♦ верно                       (+ +);

♦ пожалуй, верно         (+);

♦ пожалуй, неверно      (-);

♦ неверно                      ( - - ).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе! 

Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

  1. Изучаемый предмет мне интересен, особенно визуальны ряд представляемой информации и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
  2. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4.  Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

5.     Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6.        При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной
литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

  1. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
  2. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
  3. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
  1.   Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
  2.   Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
  3.   Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
  4.   По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
  5.   Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
  6.   Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
  7.   Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
  8.   Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
  9.   Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
  10.   Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
  11.   Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Да

1, 2, 5, б, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

0-10 баллов - внешняя мотивация;

11-20 баллов - внутренняя мотивация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности через использование ИКТ и опорных схем на уроках русского языка.

Обобщение  и представление  накопленного опыта в области использования ИКТ и применения опорных схем на уроках русского языка....

"Активизация познавательной деятельности через средства обучения"

Данная работа представлена как доклад по методической теме учителя математики. Она  была создана и представлена  при прохождении аттестации педагогических работников....

Активизация познавательной деятельности через внедрение методик эффективного обучения

Важным в  работе является  разносторонняя подготовка ученика, создание крепкой базы для дальнейшего продолжения образования, подготовка учащихся к интеллектуальному труду,  конкурентосп...

Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся

Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому н...

Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся

Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому н...

«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

С целью активизации познавательной деятельности обучающихся стараюсь в совместной деятельности с учащимися реализовать методическую проблему: «Активизация познавательной деятельности через интерактивн...

Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся

Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому н...