Я выбираю жизнь
план-конспект занятия по биологии (9 класс) на тему

Курскова Оксана Александровна

Тренинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Я выбираю жизнь26.95 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Шаитикская ООШ

Купинский район  Новосибирская область

Тренинг «Всё в твоих руках!»

Учитель биологии и географии

                                                  Курскова Оксана Александровна

2013 год

 “Побороть дурные привычки легче сегодня,

чем завтра”. 

Китайский мыслитель Конфуций

Цель:

Научить конструктивным способам выхода из ситуации, когда на детей оказывается негативное воздействие

 Задачи:

  • Способствовать формированию нравственных жизненных ориентиров.
  • Закрепить у детей положительное отношение к здоровому образу жизни.
  • Формировать толерантность, ответственность за свои поступки.
  • Развивать умение и навыки в сфере общения.
  • Воспитывать чувство прекрасного, чувство коллективизма.

Оборудование: свеча, карточки для игры,  распечатка "Пятьдесят способов сказать "нет" в ситуации наркотической  провокации",  DVD.

Музыкальное сопровождение по выбору ведущего

Ход тренинга

Ведущий:

Сегодняшнее занятие я хочу начать с притчи.

Притча  «Всё в твоих руках»

Жил один почитаемый в народе маг, которому завидовал менее успешный волшебник. Завистник мечтал занять место мага в умах и сердцах людей и потому решил: "Поймаю бабочку, положу ее между ладонями и спрошу мага: "Живая бабочка или мертвая?" - Если маг ответит: "Живая", - я сожму ладони, и все увидят, что маг был не прав. Если же он скажет, что бабочка мертвая, то я разомкну ладони, бабочка улетит, и снова будет очевидно, что маг не так велик и всемогущ, как казалось". Волшебник так и поступил. Поймал на лугу бабочку, поместил ее между ладонями и пришел к магу с вопросом: "Живая бабочка или мертвая?" На что маг ответил мудро: "Все в твоих руках".

Ведущий:

Ребята, какими, по вашему мнению, ценностями мы дорожим и какие доставляют нам немало счастливых минут? Предлагаю этот вопрос обсудить в группах. Через одну - две минуты один ученик от каждой группы выскажет общее мнение ребят.

(Во время обсуждения вопроса звучит тихая музыка.)

Ведущий: Обсуждение закончилось. Итак, вы готовы обнародовать свое мнение? Отлично! Пожалуйста, вам слово.

Ответы учеников:

- сопереживание, доброта, милосердие;

- благодарность, мужество, любовь к Родине;

- честность, порядочность, справедливость;

- дружба, любовь, общение.

Ведущий: Молодцы! Вы назвали те ценности, без которых нам не прожить. Приятно сознавать, что общение для вас тоже очень важно. Как сказал Антуан де Сент Экзюпери: "Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения".

Посмотрите, сколько жизненных ценностей вы назвали. Вы уже сейчас понимаете, ради чего на земле стоит жить. Это значит, что душа у вас щедрая, добрая, какая бывает только у человека, который стремится стать настоящей личностью.

А теперь представьте, что всех этих ценностей лишен человек, пристрастившийся к наркотикам, алкоголю, табаку. Мрачная и темная у него дорога. Ни одного огонька на его пути.

Как вы считаете, почему он выбрал такой незавидный жизненный путь?

Ответы учеников:

- не привык ни в чем себе отказывать;

- он вырос безвольным человеком;

- вероятно, у него не было настоящих друзей, которые помогли бы его предостеречь от дурных поступков;

- ему с детства не объяснили, что такое хорошо и что такое плохо.

И сейчас мы будем играть в игру, которая называется "Отказ". В ситуации, предложенной вам, нужно придумать как можно больше аргументов для отказа. У вас на столах есть лист бумаги, на котором записаны пятьдесят способов ответа "нет", (См. Приложение) Их вы можете использовать в ситуации наркотической (алкогольной и т.д.) провокации. Через пять минут каждая группа проиграет подобную ситуацию перед остальными участниками. Один ученик играет роль "уговаривающего", а другой - "отказывающегося". Представитель группы подходит к столу и выбирает листок с заданием обыграть ту или иную ситуацию. А затем вы приступаете к обсуждению.

(Во время обсуждения звучит тихая музыка.)

Ведущий: 

Давайте послушаем, как можно отказаться от плохого предложения.

1 ситуация: Одноклассник (сосед) просит достать для него наркотик.

- Хочешь заработать? Одно дельце надо сделать.

- Хочу. Но если это связано с наркотиками, я - пас. Не хочу неприятностей.

- Да какие неприятности? Там делов-то: сходить в одно место и достать дозу.

- Нет, спасибо, у меня и так хватает проблем с родителями.

- Да никто же не узнает.

- А почему ты сам не хочешь?

- Я не могу, занят.

- Сходишь, когда освободишься. А вообще-то советую тебе не загрязнять свой организм наркотиками.

- Подумаешь, какой умный.

2 ситуация: Одноклассник (сосед) предлагает попробовать сигареты за "компанию".

- Эй, друган!

- Чего тебе?

- Есть закурить?

- Не курю.

- А у меня есть. Давай покурим.

- Я же сказал, не курю.

- Никогда не поздно начать.

 Никогда не поздно и бросить.

- Да ладно тебе, пошли, оторвемся, "косяк" забьем. Пошли, не пожалеешь.

- А, между прочим, травку курить вредно.

- А может, ты просто родителей боишься?

- Нет, просто эта дрянь, не для меня.

3 ситуация:  Одноклассник (сосед) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.

- Знаешь, мне нужна твоя помощь. Будь другом, отнеси этот пакет одному человеку.

- А что здесь?

- Да тебе ничего знать не надо. Просто отнесешь этот пакет моему знакомому.

- Спасибо, я таких вещей остерегаюсь.

- Чего ты испугался? Слабо что ли?

- Нет, я не испугался. Просто не хочу неприятностей.

4 ситуация: Одноклассник (сосед) требует у тебя какую-то сумму денег.

- Вера, у тебя есть деньги?

- Что, опять пацаны требуют?

- Да, сил моих больше нет. В школу из-за этого ходить не хочу. На каждом углу караулят. Что делать?

- По-моему, без помощи взрослых здесь не обойтись. Расскажи родителям или учителям. Они что-нибудь придумают.

- Я, наверно, действительно все расскажу маме.

Ведущий: В этой сценке как такового ответа "нет" не прозвучало, но подразумеваемый отказ в последней реплике все-таки присутствует. Все ребята прекрасно сыграли свои роли. Спасибо

Как-то У. Шекспир сказал: “Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник”

Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотических веществ, малоподвижный образ жизни – наносят большой вред человеку, его физическому, психическому и нравственному здоровью. Вредные привычки – это лишь первый этап опасного пути, за ним всегда будет второй – серьезные болезни, снижение жизненного тонуса и отсутствие жизненного успеха. Каждый человек вправе сам выбрать нравственные ориентиры. Выбор здорового образа жизни, выбор дальнейшего своего развития.

Предлагаю оставить индивидуальную характеристику полезных и вредных привычек.   Составление таблицы “Мой выбор”.

Мой выбор - не курить

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Не буду подвержен бронхолегочным заболеваниям.

Уменьшаю риск заболеть раком легких, сахарным диабетом.

Буду иметь здоровый цвет лица.

Менее подвержен заболеваниям сосудов.

Быстрее портятся зубы, имеют желтоватый цвет.

Землистый цвет лица.

Спазмы сосудов конечностей, головного мозга, приводящие к утрате работоспособности.

Увеличивает риск неспособности к сексуальной жизни.

Мой выбор – не употреблять алкоголь

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Будет здоровым мое сердце, печень, почки

Буду иметь ясный, светлый ум.

Нет ссор в семье, пьяных драк.

Организм не находится в стрессовой ситуации.

Благополучное устройство своей личной жизни.

Снижение памяти, интеллектуальных возможностей, рассеянность.

Деградация личности.

Ссоры, скандалы в семье.

Невозможность устроить свою личную жизнь.

Не избирательность в выборе приятелей.

Болезни.

Изменение внешности “лицо алкоголика”.

Ранняя смерть.

Мой выбор – нет наркотикам

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Наличие работы.

Авторитет на работе, среди коллег.

Есть семья.

Забота о семье.

Хорошее здоровье.

Достижение поставленных целей.

Сохранение материальных средств, их использование на бытовые нужды.

Наркотическая зависимость.

Отсутствие нравственных установок.

Нарушение закона, влекущее уголовную ответственность

Отсутствие нормальной семьи.

Человек в постоянном поиске психоактивных веществ.

Постоянные материальные затруднения.

Отсутствие работы, постоянного заработка.

Многочисленные болезни, вызванные разладом в работе органов.

Риск заболеть СПИДом

Снижение остроты зрения, слуха.

Ранний атеросклероз.

Ранняя смерть.

 Послушайте пословицы о пьянстве и прокомментируем их смысл:

  • Пьяному море по колено, а лужа по уши.
  • Пьяному и до порога нужна подмога.
  • Пьяный скачет, а проспится – плачет.
  • Пьяному гуляке недалеко до драки.
  • Пьян храбрится, а проспится – свиньи боится.

 Хочу вас познакомить с датами в международном и российском календарях, связанных с сохранением здоровья человека:

  • 7 апреля – Всемирный день здоровья.
  • 1 июня – День защиты детей.
  • 27 июня – День физкультурника.
  • 31 мая – День борьбы с курением.
  • 26 июня – Международный день борьбы с наркоманией.
  • 11 сентября – Общероссийский день трезвости.
  • 21 марта – Международный день Земли.
  • 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.
  • 9 сентября – Всемирный день красоты.

Ведущий: Я хочу, ребята, чтобы вы помнили: ваша будущая судьба - только в ваших руках.

(Выключается свет, звучит тихая музыка, зажигается свеча.)

Ведущий: 

Горит, в моей руке свеча горит,

Дрожит, как будто что-то тихо говорит.

Представьте, что свеча - это наша жизнь, которая изо всех сил старается гореть ярко, чтобы нам было светло и тепло. Она призывает нас жить, жить и быть настоящими людьми, в которых есть искра живого огня и которые не позволяют погасить ее в себе. Она хрупкая и беззащитная, ведь стоит дунуть, и она погаснет.

Недаром  свеча считается  символом жизни. Ведь жизнь, словно огонь, будет угасать, если ее не подпитывать, если в ней нет чего-то очень важного, значительного. Ребята, какими, по вашему мнению, ценностями мы дорожим и какие доставляют нам немало счастливых минут?

Нам хочется передать свечу своим одноклассникам как символ яркой красивой жизни. Пусть ее огонь зажжет в наших сердцах стремление жить, творить, приносить людям пользу!

(Передает свечу первой группе.)

1 группа: Пусть ее огонь помогает бороться со злом! (Передает свечу второй группе.)

2 группа: Пусть нас окружают добрые и верные друзья! (Передает свечу третьей группе.)

3 группа: Пусть все мы будем счастливыми! (Передает свечу ведущему.)

Ведущий:

 Пусть сбудутся все наши мечты! Спасибо вам за ваши светлые мысли. Я вижу, что настроение у всех просто отличное. Вот мы и убедились, что настроение зависит от нас самих.

Рефлексия:

  • Наличие негативной привычки имеет негативные последствия.
  • Вредные привычки лучше не приобретать.
  • Если они есть, то сегодня не поздно от них отказаться.
  • В борьбе с вредными привычками нужна сила воли.
  • Полезные привычки – залог счастливой устроенной жизни.
  • Полезные привычки помогают сохранить здоровье.
  • Вредные привычки наносят здоровью человека вред.
  • Народ негативно относится к вредным привычкам.

Приложение

Пятьдесят способов сказать «нет»

в ситуации наркотической  провокации

  1. Спасибо. Я буду рад этим воспользоваться, как только мне это понадобится.
  2. Я больше в этом не нуждаюсь.
  3. Я не курю.
  4. Непохоже, чтобы мне сегодня стало от этого хорошо.
  5. Я не собираюсь засорять организм.
  6. Я не в настроении, поэтому не хочу сегодня это пробовать.
  7. Не сегодня или не сейчас.
  8. Я думаю, что мне это не стоит начинать до тех пор, пока я не буду иметь свои деньги.
  9. Нет, не хочу неприятностей.
  10. Сейчас не могу. Моя мать нюхает меня, когда я прихожу домой.
  11. Когда мне понадобится это, я дам тебе знать.
  12. Мои родители меня убьют.
  13. Я таких вещей боюсь.
  14. А почему, как ты думаешь, это называется дурманом?
  15. Как-нибудь в другой раз.
  16. Эта дрянь не для меня.
  17. Нет, спасибо.
  18. Если тренер узнает, он заставит меня бегать 20 кругов.
  19. В последний раз, когда мать застала меня за курением, мне не давали денег шесть месяцев (два года и т.д.).
  20. Меня посадят на мель, если плохо буду следить за своей маленькой сестрой.
  21. Ненавижу думать о том, что случится, если мама застанет меня за курением (выпивкой и т.д.).
  22. Нет спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями.
  23. Не думаю, что они достаточно об этом знают.
  24. Нет, спасибо, я дождусь, когда мне это будет разрешено по возрасту законом.
  25. Ты надо мной смеешься. Меня не выпускают из дома, даже если от меня пахнет сигаретным дымом после того, как я был рядом с курящими людьми.
  26. Нет, спасибо, у меня и так ужасные оценки.
  27. Я за витамины.
  28. Нет, спасибо, препаратов не хочу.
  29. Я и без этого прекрасно себя чувствую.
  30. Нет, спасибо, у меня завтра проверочная работа за четверть, и мне сегодня вечером надо подготовиться.
  31. Нет, спасибо, у меня бывает на это аллергическая реакция.
  32. Я вчера поздно лег спать, у меня и без того глаза красные.
  33. Нет, я за рулем.
  34. Нет, мне понадобятся все мозги, какие есть.
  35. Нет, спасибо, это опасно для жизни.
  36. Я пытаюсь сколотить легкоатлетическую команду, и слышал, что дым вредит легким.
  37. Ты с ума сошел? Я даже не курю сигарет.
  38. Эти химические радости не для меня.
  39. Нет, я это пробовал и мне не понравилось.
  40. Мне не хочется умирать молодым.
  41. Нет, я и так много воюю с родителями.
  42. Нет, когда-нибудь я захочу иметь здоровую семью.
  43. Нет, спасибо, я только что прочел статью о вредных эффектах этого.
  44. Я хочу быть здоровым.
  45. Это мне ничего не дает.
  46. Сейчас аллергический сезон, и у меня и без того все время красные глаза.
  47. Нет, спасибо, я слышал, что от этого глаза краснеют.
  48. У меня завтра большая контрольная, и я хочу хорошо запомнить то, что сегодня буду учить.
  49. Я начинаю вести себя глупо, когда курю (пью и т.д.).
  50. Меня все еще контролируют с тех пор, как мама в последний раз поймала меня за этим, а это было два года назад.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выступления агитбригады "Мы выбираем жизнь"

Данный сценарий составлен для пропаганды здорового образа жизни во Всемирный день "Отказа от курения". Возрастная категория учащихся 8-11 классы. ...

я выбираю жизнь!!!

проблемы наркомании...

"Я выбираю жизнь!" классный час о здоровом образе жизни

"Я выбираю жизнь" классный час о здоровом образе жизни...

"Мы выбираем, жизнь!" - внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни

Общешкольное мероприятие для старшеклассников по профилактике вредных привычек...

Дискуссия «Я Выбираю жизнь!!! Какую жизнь я выбираю?»

Обсуждение проблем, связанных с ведением здорового образа жизни....