Я выбираю жизнь
план-конспект занятия по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ Шаитикская ООШ
Купинский район Новосибирская область
Тренинг «Всё в твоих руках!»
Учитель биологии и географии
Курскова Оксана Александровна
2013 год
“Побороть дурные привычки легче сегодня,
чем завтра”.
Китайский мыслитель Конфуций
Цель:
Научить конструктивным способам выхода из ситуации, когда на детей оказывается негативное воздействие
Задачи:
- Способствовать формированию нравственных жизненных ориентиров.
- Закрепить у детей положительное отношение к здоровому образу жизни.
- Формировать толерантность, ответственность за свои поступки.
- Развивать умение и навыки в сфере общения.
- Воспитывать чувство прекрасного, чувство коллективизма.
Оборудование: свеча, карточки для игры, распечатка "Пятьдесят способов сказать "нет" в ситуации наркотической провокации", DVD.
Музыкальное сопровождение по выбору ведущего
Ход тренинга
Ведущий:
Сегодняшнее занятие я хочу начать с притчи.
Притча «Всё в твоих руках»
Жил один почитаемый в народе маг, которому завидовал менее успешный волшебник. Завистник мечтал занять место мага в умах и сердцах людей и потому решил: "Поймаю бабочку, положу ее между ладонями и спрошу мага: "Живая бабочка или мертвая?" - Если маг ответит: "Живая", - я сожму ладони, и все увидят, что маг был не прав. Если же он скажет, что бабочка мертвая, то я разомкну ладони, бабочка улетит, и снова будет очевидно, что маг не так велик и всемогущ, как казалось". Волшебник так и поступил. Поймал на лугу бабочку, поместил ее между ладонями и пришел к магу с вопросом: "Живая бабочка или мертвая?" На что маг ответил мудро: "Все в твоих руках".
Ведущий:
Ребята, какими, по вашему мнению, ценностями мы дорожим и какие доставляют нам немало счастливых минут? Предлагаю этот вопрос обсудить в группах. Через одну - две минуты один ученик от каждой группы выскажет общее мнение ребят.
(Во время обсуждения вопроса звучит тихая музыка.)
Ведущий: Обсуждение закончилось. Итак, вы готовы обнародовать свое мнение? Отлично! Пожалуйста, вам слово.
Ответы учеников:
- сопереживание, доброта, милосердие;
- благодарность, мужество, любовь к Родине;
- честность, порядочность, справедливость;
- дружба, любовь, общение.
Ведущий: Молодцы! Вы назвали те ценности, без которых нам не прожить. Приятно сознавать, что общение для вас тоже очень важно. Как сказал Антуан де Сент Экзюпери: "Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения".
Посмотрите, сколько жизненных ценностей вы назвали. Вы уже сейчас понимаете, ради чего на земле стоит жить. Это значит, что душа у вас щедрая, добрая, какая бывает только у человека, который стремится стать настоящей личностью.
А теперь представьте, что всех этих ценностей лишен человек, пристрастившийся к наркотикам, алкоголю, табаку. Мрачная и темная у него дорога. Ни одного огонька на его пути.
Как вы считаете, почему он выбрал такой незавидный жизненный путь?
Ответы учеников:
- не привык ни в чем себе отказывать;
- он вырос безвольным человеком;
- вероятно, у него не было настоящих друзей, которые помогли бы его предостеречь от дурных поступков;
- ему с детства не объяснили, что такое хорошо и что такое плохо.
И сейчас мы будем играть в игру, которая называется "Отказ". В ситуации, предложенной вам, нужно придумать как можно больше аргументов для отказа. У вас на столах есть лист бумаги, на котором записаны пятьдесят способов ответа "нет", (См. Приложение) Их вы можете использовать в ситуации наркотической (алкогольной и т.д.) провокации. Через пять минут каждая группа проиграет подобную ситуацию перед остальными участниками. Один ученик играет роль "уговаривающего", а другой - "отказывающегося". Представитель группы подходит к столу и выбирает листок с заданием обыграть ту или иную ситуацию. А затем вы приступаете к обсуждению.
(Во время обсуждения звучит тихая музыка.)
Ведущий:
Давайте послушаем, как можно отказаться от плохого предложения.
1 ситуация: Одноклассник (сосед) просит достать для него наркотик.
- Хочешь заработать? Одно дельце надо сделать.
- Хочу. Но если это связано с наркотиками, я - пас. Не хочу неприятностей.
- Да какие неприятности? Там делов-то: сходить в одно место и достать дозу.
- Нет, спасибо, у меня и так хватает проблем с родителями.
- Да никто же не узнает.
- А почему ты сам не хочешь?
- Я не могу, занят.
- Сходишь, когда освободишься. А вообще-то советую тебе не загрязнять свой организм наркотиками.
- Подумаешь, какой умный.
2 ситуация: Одноклассник (сосед) предлагает попробовать сигареты за "компанию".
- Эй, друган!
- Чего тебе?
- Есть закурить?
- Не курю.
- А у меня есть. Давай покурим.
- Я же сказал, не курю.
- Никогда не поздно начать.
Никогда не поздно и бросить.
- Да ладно тебе, пошли, оторвемся, "косяк" забьем. Пошли, не пожалеешь.
- А, между прочим, травку курить вредно.
- А может, ты просто родителей боишься?
- Нет, просто эта дрянь, не для меня.
3 ситуация: Одноклассник (сосед) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
- Знаешь, мне нужна твоя помощь. Будь другом, отнеси этот пакет одному человеку.
- А что здесь?
- Да тебе ничего знать не надо. Просто отнесешь этот пакет моему знакомому.
- Спасибо, я таких вещей остерегаюсь.
- Чего ты испугался? Слабо что ли?
- Нет, я не испугался. Просто не хочу неприятностей.
4 ситуация: Одноклассник (сосед) требует у тебя какую-то сумму денег.
- Вера, у тебя есть деньги?
- Что, опять пацаны требуют?
- Да, сил моих больше нет. В школу из-за этого ходить не хочу. На каждом углу караулят. Что делать?
- По-моему, без помощи взрослых здесь не обойтись. Расскажи родителям или учителям. Они что-нибудь придумают.
- Я, наверно, действительно все расскажу маме.
Ведущий: В этой сценке как такового ответа "нет" не прозвучало, но подразумеваемый отказ в последней реплике все-таки присутствует. Все ребята прекрасно сыграли свои роли. Спасибо
Как-то У. Шекспир сказал: “Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник”
Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотических веществ, малоподвижный образ жизни – наносят большой вред человеку, его физическому, психическому и нравственному здоровью. Вредные привычки – это лишь первый этап опасного пути, за ним всегда будет второй – серьезные болезни, снижение жизненного тонуса и отсутствие жизненного успеха. Каждый человек вправе сам выбрать нравственные ориентиры. Выбор здорового образа жизни, выбор дальнейшего своего развития.
Предлагаю оставить индивидуальную характеристику полезных и вредных привычек. Составление таблицы “Мой выбор”.
Мой выбор - не курить
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
Не буду подвержен бронхолегочным заболеваниям. Уменьшаю риск заболеть раком легких, сахарным диабетом. Буду иметь здоровый цвет лица. Менее подвержен заболеваниям сосудов. | Быстрее портятся зубы, имеют желтоватый цвет. Землистый цвет лица. Спазмы сосудов конечностей, головного мозга, приводящие к утрате работоспособности. Увеличивает риск неспособности к сексуальной жизни. |
Мой выбор – не употреблять алкоголь
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
Будет здоровым мое сердце, печень, почки Буду иметь ясный, светлый ум. Нет ссор в семье, пьяных драк. Организм не находится в стрессовой ситуации. Благополучное устройство своей личной жизни. | Снижение памяти, интеллектуальных возможностей, рассеянность. Деградация личности. Ссоры, скандалы в семье. Невозможность устроить свою личную жизнь. Не избирательность в выборе приятелей. Болезни. Изменение внешности “лицо алкоголика”. Ранняя смерть. |
Мой выбор – нет наркотикам
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
Наличие работы. Авторитет на работе, среди коллег. Есть семья. Забота о семье. Хорошее здоровье. Достижение поставленных целей. Сохранение материальных средств, их использование на бытовые нужды. | Наркотическая зависимость. Отсутствие нравственных установок. Нарушение закона, влекущее уголовную ответственность Отсутствие нормальной семьи. Человек в постоянном поиске психоактивных веществ. Постоянные материальные затруднения. Отсутствие работы, постоянного заработка. Многочисленные болезни, вызванные разладом в работе органов. Риск заболеть СПИДом Снижение остроты зрения, слуха. Ранний атеросклероз. Ранняя смерть. |
Послушайте пословицы о пьянстве и прокомментируем их смысл:
- Пьяному море по колено, а лужа по уши.
- Пьяному и до порога нужна подмога.
- Пьяный скачет, а проспится – плачет.
- Пьяному гуляке недалеко до драки.
- Пьян храбрится, а проспится – свиньи боится.
Хочу вас познакомить с датами в международном и российском календарях, связанных с сохранением здоровья человека:
- 7 апреля – Всемирный день здоровья.
- 1 июня – День защиты детей.
- 27 июня – День физкультурника.
- 31 мая – День борьбы с курением.
- 26 июня – Международный день борьбы с наркоманией.
- 11 сентября – Общероссийский день трезвости.
- 21 марта – Международный день Земли.
- 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.
- 9 сентября – Всемирный день красоты.
Ведущий: Я хочу, ребята, чтобы вы помнили: ваша будущая судьба - только в ваших руках.
(Выключается свет, звучит тихая музыка, зажигается свеча.)
Ведущий:
Горит, в моей руке свеча горит,
Дрожит, как будто что-то тихо говорит.
Представьте, что свеча - это наша жизнь, которая изо всех сил старается гореть ярко, чтобы нам было светло и тепло. Она призывает нас жить, жить и быть настоящими людьми, в которых есть искра живого огня и которые не позволяют погасить ее в себе. Она хрупкая и беззащитная, ведь стоит дунуть, и она погаснет.
Недаром свеча считается символом жизни. Ведь жизнь, словно огонь, будет угасать, если ее не подпитывать, если в ней нет чего-то очень важного, значительного. Ребята, какими, по вашему мнению, ценностями мы дорожим и какие доставляют нам немало счастливых минут?
Нам хочется передать свечу своим одноклассникам как символ яркой красивой жизни. Пусть ее огонь зажжет в наших сердцах стремление жить, творить, приносить людям пользу!
(Передает свечу первой группе.)
1 группа: Пусть ее огонь помогает бороться со злом! (Передает свечу второй группе.)
2 группа: Пусть нас окружают добрые и верные друзья! (Передает свечу третьей группе.)
3 группа: Пусть все мы будем счастливыми! (Передает свечу ведущему.)
Ведущий:
Пусть сбудутся все наши мечты! Спасибо вам за ваши светлые мысли. Я вижу, что настроение у всех просто отличное. Вот мы и убедились, что настроение зависит от нас самих.
Рефлексия:
- Наличие негативной привычки имеет негативные последствия.
- Вредные привычки лучше не приобретать.
- Если они есть, то сегодня не поздно от них отказаться.
- В борьбе с вредными привычками нужна сила воли.
- Полезные привычки – залог счастливой устроенной жизни.
- Полезные привычки помогают сохранить здоровье.
- Вредные привычки наносят здоровью человека вред.
- Народ негативно относится к вредным привычкам.
Приложение
Пятьдесят способов сказать «нет»
в ситуации наркотической провокации
- Спасибо. Я буду рад этим воспользоваться, как только мне это понадобится.
- Я больше в этом не нуждаюсь.
- Я не курю.
- Непохоже, чтобы мне сегодня стало от этого хорошо.
- Я не собираюсь засорять организм.
- Я не в настроении, поэтому не хочу сегодня это пробовать.
- Не сегодня или не сейчас.
- Я думаю, что мне это не стоит начинать до тех пор, пока я не буду иметь свои деньги.
- Нет, не хочу неприятностей.
- Сейчас не могу. Моя мать нюхает меня, когда я прихожу домой.
- Когда мне понадобится это, я дам тебе знать.
- Мои родители меня убьют.
- Я таких вещей боюсь.
- А почему, как ты думаешь, это называется дурманом?
- Как-нибудь в другой раз.
- Эта дрянь не для меня.
- Нет, спасибо.
- Если тренер узнает, он заставит меня бегать 20 кругов.
- В последний раз, когда мать застала меня за курением, мне не давали денег шесть месяцев (два года и т.д.).
- Меня посадят на мель, если плохо буду следить за своей маленькой сестрой.
- Ненавижу думать о том, что случится, если мама застанет меня за курением (выпивкой и т.д.).
- Нет спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями.
- Не думаю, что они достаточно об этом знают.
- Нет, спасибо, я дождусь, когда мне это будет разрешено по возрасту законом.
- Ты надо мной смеешься. Меня не выпускают из дома, даже если от меня пахнет сигаретным дымом после того, как я был рядом с курящими людьми.
- Нет, спасибо, у меня и так ужасные оценки.
- Я за витамины.
- Нет, спасибо, препаратов не хочу.
- Я и без этого прекрасно себя чувствую.
- Нет, спасибо, у меня завтра проверочная работа за четверть, и мне сегодня вечером надо подготовиться.
- Нет, спасибо, у меня бывает на это аллергическая реакция.
- Я вчера поздно лег спать, у меня и без того глаза красные.
- Нет, я за рулем.
- Нет, мне понадобятся все мозги, какие есть.
- Нет, спасибо, это опасно для жизни.
- Я пытаюсь сколотить легкоатлетическую команду, и слышал, что дым вредит легким.
- Ты с ума сошел? Я даже не курю сигарет.
- Эти химические радости не для меня.
- Нет, я это пробовал и мне не понравилось.
- Мне не хочется умирать молодым.
- Нет, я и так много воюю с родителями.
- Нет, когда-нибудь я захочу иметь здоровую семью.
- Нет, спасибо, я только что прочел статью о вредных эффектах этого.
- Я хочу быть здоровым.
- Это мне ничего не дает.
- Сейчас аллергический сезон, и у меня и без того все время красные глаза.
- Нет, спасибо, я слышал, что от этого глаза краснеют.
- У меня завтра большая контрольная, и я хочу хорошо запомнить то, что сегодня буду учить.
- Я начинаю вести себя глупо, когда курю (пью и т.д.).
- Меня все еще контролируют с тех пор, как мама в последний раз поймала меня за этим, а это было два года назад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий выступления агитбригады "Мы выбираем жизнь"
Данный сценарий составлен для пропаганды здорового образа жизни во Всемирный день "Отказа от курения". Возрастная категория учащихся 8-11 классы. ...
я выбираю жизнь!!!
проблемы наркомании...
"Я выбираю жизнь!" классный час о здоровом образе жизни
"Я выбираю жизнь" классный час о здоровом образе жизни...
"Мы выбираем, жизнь!" - внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни
Общешкольное мероприятие для старшеклассников по профилактике вредных привычек...
Дискуссия «Я Выбираю жизнь!!! Какую жизнь я выбираю?»
Обсуждение проблем, связанных с ведением здорового образа жизни....
Курение или здоровье - выбирайте сами, "Я выбираю жизнь"(профилактика подростковой наркомании)
Классный час -конференция....