Урок по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы"
учебно-методический материал по биологии (8 класс) по теме

Значение, строение и функционирование нервной системы одна из самых сложных и объемных тем данного курса. В уроке представлен не только конспект, но и презентация, которая способствует лучшему восприятию и запоминанию строения нервной ткани и клетки, видам и типам нейронов, схематичекому строению синапса, рефлекторной дуги, видам рефлексов; благодаря схемам, рисункам, таблицам и фотографиям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №629

ЮАО г. МОСКВЫ

Урок по теме

Значение, строение и функционирование

нервной системы

Разработала:

Учитель высшей квалификационной категории

Агапова Ульяна Вячеславовна

Москва

2014


УРОК

Тема: ЗНАЧЕНИЕ, СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

ЦЕЛЬ:

По 1-й линии развития – осознание роли биологии и экологии в познании окружающего мира

  1. Сформировать понятие о строении, значения и рефлекторного принципа работы нервной системы.

По 2-й линии развития – освоение системы биологических и экологических знаний

  1. Формировать умение изучать рефлексы, рефлекторные дуги и обратную связь, раскрыть значение нервной системы в жизни человека.

По 3-й линии развития – использование биологических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных биологических проблем и проектирования путей их решения.

  1. Находить в различных источниках и анализировать информацию, делать обобщающие выводы.

По 4-й линии развития – использование динамического пособия и моделей

  1. Формировать умение составлять и объяснять схемы, проводить самонаблюдения.

По 5-й линии развития – понимать смысл собственной деятельности.

  1. Использовать биологические и экологические знания  для осуществления мер по сохранению и восстановлению здоровья человека.

Оборудование: таблицы «Схема строения нервной системы», «Рефлекторная дуга»,  «Нервная ткань», презентация.

Этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

  1. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

   Основной функцией нервной системы являются анализ раздражений, поступающих из внешней среды и внутренней среды организма, и организация соответствующих реакций, приспосабливающих организм к меняющимся условиям жизни.

Подумайте о таком факте. На лицо спящего человека сел комар. Человек отогнал комара рукой, не просыпаясь.

- Почему и как произошла такая реакция, если рука находилась на некотором расстоянии от  лица?

Сформулируйте главный вопрос урока.

Познавательные УУД

  1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
  2. Вычитывать все уровни текстовой информации.
  3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.
  4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
  1. Поиск решения.
  • Проведение поисковой беседы по строению нервной ткани, клетки,  нервной системы и видов рефлексов для достижения согласованной работы разных органов.
  • Составление и описание звеньев рефлекторной дуги
  • Работа по группам (парам):

Самостоятельно составить по 3 примера простой и сложной рефлекторной дуги.

Коммуникативные УУД

  1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
  2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
  3. Понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

  1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
  2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  3. Сверять свои действия с целью и при необходимости   исправлять ошибки самостоятельно.
  4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  1. Самостоятельное применение знаний.

Практическая работа «действие прямых и обратных связей»  на стр.180 учебника

Ответьте на вопрос и сделайте вывод.

  • Что вы узнали, выполняя практическую работу?
  • Какое значение имеют прямые и обратные связи?
  • Вывод: ____________________

  1. Итог урока.

Сделайте вывод по уроку.

Домашнее задание: соответствующий п. учебника.

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Кто или что помогали вам справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто получил сегодня отметку? За что?

ТОУУ

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

  1. Актуализация знаний
  • Отметить учеников, которые правильно формулируют тему урока.
  1. Открытие нового знания
  • Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом.
  • Отметить учеников, которые хорошо работали со схемой, таблицей.
  • Отметить учеников, которые хорошо работали над составлением логических цепочек.
  1. Применение нового знания
  • Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.


Используемые источники информации:

  1. Биология в таблицах, схемах, рисунках (Издание 2-е, исправленное и дополненное.) Серия «Школа в клеточку».-М., «Лист».1998.
  2. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2007.
  3. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах. –М. «Школа XXI век».
  4. Поурочные разработки к учебным комплексам «Биология. Человек»,8 (9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.В.Беляева, А.С.Батуева и др. – М.:ВАКО,2011.
  5. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  6. http://images.yandex.ru/

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель биологии высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №629 г.Москва Агапова У.В. Значение, строение и функционирование нервной системы.

Слайд 2

Нервная система – это совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой. Поддержание постоянства внутренней среды организма Обеспечение сознательной регуляции поведения. Психика. Распознавание внешней обстановки для удовлетворения потребностей Согласование работы органов и систем организма Значение нервной системы

Слайд 3

Нервная ткань = нейроны + клетки-спутники Нейроны = тело + отростки Отростки

Слайд 4

Строение нейрона Нервная ткань нейроглия нейроны Нервные клетки Восприятие, проведение, обработка информации Шванновские клетки (опорные) Опора, защита, питание нейронов 1. – тело нервной клетки 2. – дендриты 3. – аксон 4. – миелиновая оболочка 5. – нервные окончания Диаметр тела нейрона 15-150мк (0,001мм) Длина аксона – до 1 м

Слайд 5

Как вы думаете, к какому типу нейронов относятся изображенные на рисунке нейроны?

Слайд 6

Типы нейронов по функциям Чувствительные (сенсорные, афферентные) Ассоциативные (вставочные, переключающие, связывающие) Двигательные (эфферентные, эффекторные ) Проводят информацию об ощущении (импульс) от поверхности тела и внутренних органов в мозг Анализируют информацию и вырабатывают решения Проводят импульс («команды») от головного и спинного мозга ко всем рабочим органам

Слайд 7

Синапс Синапс – место контакта (сближения) нервных клеток друг с другом и с другими клетками (мышечными, железистыми и другими). Схема строения межнейронного синапса Когда импульс двигает окончания аксона, то специальное вещество – медиатор (ацетилхолин, норадреналин, дофамин, гистамин и др.) Передается через синаптическую щель аксону, дендриту, телу другого нейрона или другим клеткам тела.

Слайд 8

Нервные окончания: Рецепторные – концевые образования дендритов в органах; воспринимают раздражения и преобразуют их в нервный импульс. Эффекторные – концевые образования аксонов в рабочих органих : мышцах, железах. Нервный импульс – электрический сигнал, распространяющийся по клеточным мембранам.

Слайд 10

Соматическая – подчинена воле человека. Рефлексы осуществляются быстро. Двигательные центры находятся в коре головного мозга. Регулирует работу скелетных мышц. Автономная (вегетативная) – не подчинена воле человека. Рефлексы медленные. Вегетативные центры находятся в гипоталамусе. Регулирует работу внутренних органов. Симпатическая – включается во время интенсивной работы, требующей затраты энергии. Тела первых нейронов лежат в грудном и поясничном отделах спинного мозга. Парасимпатическая – способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха. Тела первых нейронов лежат в среднем, продолговатом мозге и в кресцовой части спинного мозга.

Слайд 11

РЕФЛЕКС Рефлекс – ответная реакция организма на раздражитель, поступающий из внешней и внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой. Рефлекс – это ответная реакция на раздражение чувствительных образований – рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы. С помощью рефлекса осуществляется распространение возбуждения по рефлекторным дугам и процесс торможения. Принцип обратной связи . Информация от рецепторов рабочего органа поступает в нервный центр, чтобы подтвердить эффективность реакции и, при необходимости скоординировать ее.

Слайд 12

Рефлекторная дуга Рефлекторная дуга, или рефлекторное кольцо – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса. 5 ЗВЕНЬЕВ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ: Рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс. Чувствительный (центростремительный) нейрон – передает возбуждение к центру Нервный центр – возбуждение переключается с чувствительных нейронов на двигательные Двигательный (центробежный) нейрон – несет возбуждение от ЦНС к рабочему органу Рабочий орган – реагирует на полученное раздражение

Слайд 13

Рефлекторная дуга ПРОСТАЯ СЛОЖНАЯ Схема рефлекторной дуги коленного рефлекса (простая дуга из двух нейронов) Рецепторное окончание чувствительного нейрона воспринимает раздражение и передает сигнал в нервный центр В нервном центре сигнал переключается на двигательный нейрон , связанный с рабочей мышцей

Слайд 14

Рецепторное окончание чувствительного нейрона воспринимает раздражение и передает сигнал в нервный центр Рефлекторная дуга ПРОСТАЯ СЛОЖНАЯ Схема рефлекторной дуги сгибательного рефлекса (сложная дуга из нескольких нейронов) В нервном центре сигнал проходит через один или несколько вставочных нейронов В нервном центре сигнал переключается на двигательный нейрон , связанный с рабочей мышцей

Слайд 15

РЕФЛЕКСЫ Безусловные (врожденные) Условные (приобретенные) Врожденные , наследственно передающиеся реакции организма. Видоспецифичны , т.е. сложившиеся в процессе эволюции и свойственны всем представителям данного вида. Постоянны и сохраняются в течении всей жизни. Адекватны (специфичны) на каждый рефлекторный раздражитель. Рефлекторные центры находятся на уровне спинного и в стволе головного мозга. Приобретенные в процессе жизнедеятельности, не наследуемы потомством реакции организма. Индивидуальные, т.е. возникающие на основе «жизненного опыта» каждого организма. Непостоянны , и в зависимости от определенных условий могут вырабатываться, закрепляться или угасать. Образуются на любой воспринимаемый организмом раздражитель. Рефлекторные центры находятся преимущественно в коре головного мозга.

Слайд 16

Примеры: Пищевой Половой Оборонительный Ориентировочный Поддержание гомеостаза Безусловные рефлексы Значение: помогают выживанию, это «применение опыта предков на практике».

Слайд 17

Условные рефлексы Примеры: Слюноотделение на запах пищи; Точные движения при письме или игру на фортепиано. Значение: помогают приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.

Слайд 18

Используемые источники информации: Биология в таблицах, схемах, рисунках (Издание 2-е, исправленное и дополненное.) Серия «Школа в клеточку».-М., «Лист».1998. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2007. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах. –М. «Школа XXI век ». Поурочные разработки к учебным комплексам «Биология. Человек»,8 (9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.В.Беляева, А.С.Батуева и др. – М.:ВАКО,2011. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. – М.: Вентана-Граф , 2011. http://images.yandex.ru /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...

Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция.

Разработка урока по теме "Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция", знакомит учащихся со строением и классификацией нервной системы, определяет взаимосвязь нервной системы и работой вну...

Урок биологии 8 класс: "Строение и значение нервной системы"

Цели урока:1) Продолжить формирование знаний о строении и функциях систем органов человека, обучать самостоятельным методам учебной деятельности с применением ресурсов Интернет.2)  Развивать твор...

Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы»

Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы» составлена по учебнику  Н.И. Сонина, М.Р. Сапина....

Технологическая карта урока "Значение, строение и функция нервной системы Лабораторная работа № 21 «Изучение действия прямых и обратных связей»

Технологическая карта урока разработана  в соответствии с требованиями ФГОС по теме урока "Значение, строение и функция нервной системы Лабораторная работа № 21 «Изучение действия прям...