Урок по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы"
учебно-методический материал по биологии (8 класс) по теме
Значение, строение и функционирование нервной системы одна из самых сложных и объемных тем данного курса. В уроке представлен не только конспект, но и презентация, которая способствует лучшему восприятию и запоминанию строения нервной ткани и клетки, видам и типам нейронов, схематичекому строению синапса, рефлекторной дуги, видам рефлексов; благодаря схемам, рисункам, таблицам и фотографиям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №629
ЮАО г. МОСКВЫ
Урок по теме
Значение, строение и функционирование
нервной системы
Разработала:
Учитель высшей квалификационной категории
Агапова Ульяна Вячеславовна
Москва
2014
УРОК
Тема: ЗНАЧЕНИЕ, СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
ЦЕЛЬ:
По 1-й линии развития – осознание роли биологии и экологии в познании окружающего мира
- Сформировать понятие о строении, значения и рефлекторного принципа работы нервной системы.
По 2-й линии развития – освоение системы биологических и экологических знаний
- Формировать умение изучать рефлексы, рефлекторные дуги и обратную связь, раскрыть значение нервной системы в жизни человека.
По 3-й линии развития – использование биологических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных биологических проблем и проектирования путей их решения.
- Находить в различных источниках и анализировать информацию, делать обобщающие выводы.
По 4-й линии развития – использование динамического пособия и моделей
- Формировать умение составлять и объяснять схемы, проводить самонаблюдения.
По 5-й линии развития – понимать смысл собственной деятельности.
- Использовать биологические и экологические знания для осуществления мер по сохранению и восстановлению здоровья человека.
Оборудование: таблицы «Схема строения нервной системы», «Рефлекторная дуга», «Нервная ткань», презентация.
Этапы урока | Содержание урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
| Основной функцией нервной системы являются анализ раздражений, поступающих из внешней среды и внутренней среды организма, и организация соответствующих реакций, приспосабливающих организм к меняющимся условиям жизни. Подумайте о таком факте. На лицо спящего человека сел комар. Человек отогнал комара рукой, не просыпаясь. - Почему и как произошла такая реакция, если рука находилась на некотором расстоянии от лица? Сформулируйте главный вопрос урока. | Познавательные УУД
|
|
Самостоятельно составить по 3 примера простой и сложной рефлекторной дуги. | Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
| Практическая работа «действие прямых и обратных связей» на стр.180 учебника Ответьте на вопрос и сделайте вывод.
| |
| Сделайте вывод по уроку. Домашнее задание: соответствующий п. учебника. Какую работу мы сегодня выполняли? Чему научились? Кто или что помогали вам справиться? Кто доволен сегодня своей работой? Кто получил сегодня отметку? За что? | ТОУУ |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
- Актуализация знаний
- Отметить учеников, которые правильно формулируют тему урока.
- Открытие нового знания
- Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом.
- Отметить учеников, которые хорошо работали со схемой, таблицей.
- Отметить учеников, которые хорошо работали над составлением логических цепочек.
- Применение нового знания
- Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.
Используемые источники информации:
- Биология в таблицах, схемах, рисунках (Издание 2-е, исправленное и дополненное.) Серия «Школа в клеточку».-М., «Лист».1998.
- Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2007.
- Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах. –М. «Школа XXI век».
- Поурочные разработки к учебным комплексам «Биология. Человек»,8 (9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.В.Беляева, А.С.Батуева и др. – М.:ВАКО,2011.
- Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. – М.: Вентана-Граф, 2011.
- http://images.yandex.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нервная система – это совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой. Поддержание постоянства внутренней среды организма Обеспечение сознательной регуляции поведения. Психика. Распознавание внешней обстановки для удовлетворения потребностей Согласование работы органов и систем организма Значение нервной системы
Нервная ткань = нейроны + клетки-спутники Нейроны = тело + отростки Отростки
Строение нейрона Нервная ткань нейроглия нейроны Нервные клетки Восприятие, проведение, обработка информации Шванновские клетки (опорные) Опора, защита, питание нейронов 1. – тело нервной клетки 2. – дендриты 3. – аксон 4. – миелиновая оболочка 5. – нервные окончания Диаметр тела нейрона 15-150мк (0,001мм) Длина аксона – до 1 м
Как вы думаете, к какому типу нейронов относятся изображенные на рисунке нейроны?
Типы нейронов по функциям Чувствительные (сенсорные, афферентные) Ассоциативные (вставочные, переключающие, связывающие) Двигательные (эфферентные, эффекторные ) Проводят информацию об ощущении (импульс) от поверхности тела и внутренних органов в мозг Анализируют информацию и вырабатывают решения Проводят импульс («команды») от головного и спинного мозга ко всем рабочим органам
Синапс Синапс – место контакта (сближения) нервных клеток друг с другом и с другими клетками (мышечными, железистыми и другими). Схема строения межнейронного синапса Когда импульс двигает окончания аксона, то специальное вещество – медиатор (ацетилхолин, норадреналин, дофамин, гистамин и др.) Передается через синаптическую щель аксону, дендриту, телу другого нейрона или другим клеткам тела.
Нервные окончания: Рецепторные – концевые образования дендритов в органах; воспринимают раздражения и преобразуют их в нервный импульс. Эффекторные – концевые образования аксонов в рабочих органих : мышцах, железах. Нервный импульс – электрический сигнал, распространяющийся по клеточным мембранам.
Соматическая – подчинена воле человека. Рефлексы осуществляются быстро. Двигательные центры находятся в коре головного мозга. Регулирует работу скелетных мышц. Автономная (вегетативная) – не подчинена воле человека. Рефлексы медленные. Вегетативные центры находятся в гипоталамусе. Регулирует работу внутренних органов. Симпатическая – включается во время интенсивной работы, требующей затраты энергии. Тела первых нейронов лежат в грудном и поясничном отделах спинного мозга. Парасимпатическая – способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха. Тела первых нейронов лежат в среднем, продолговатом мозге и в кресцовой части спинного мозга.
РЕФЛЕКС Рефлекс – ответная реакция организма на раздражитель, поступающий из внешней и внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой. Рефлекс – это ответная реакция на раздражение чувствительных образований – рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы. С помощью рефлекса осуществляется распространение возбуждения по рефлекторным дугам и процесс торможения. Принцип обратной связи . Информация от рецепторов рабочего органа поступает в нервный центр, чтобы подтвердить эффективность реакции и, при необходимости скоординировать ее.
Рефлекторная дуга Рефлекторная дуга, или рефлекторное кольцо – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса. 5 ЗВЕНЬЕВ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ: Рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс. Чувствительный (центростремительный) нейрон – передает возбуждение к центру Нервный центр – возбуждение переключается с чувствительных нейронов на двигательные Двигательный (центробежный) нейрон – несет возбуждение от ЦНС к рабочему органу Рабочий орган – реагирует на полученное раздражение
Рефлекторная дуга ПРОСТАЯ СЛОЖНАЯ Схема рефлекторной дуги коленного рефлекса (простая дуга из двух нейронов) Рецепторное окончание чувствительного нейрона воспринимает раздражение и передает сигнал в нервный центр В нервном центре сигнал переключается на двигательный нейрон , связанный с рабочей мышцей
Рецепторное окончание чувствительного нейрона воспринимает раздражение и передает сигнал в нервный центр Рефлекторная дуга ПРОСТАЯ СЛОЖНАЯ Схема рефлекторной дуги сгибательного рефлекса (сложная дуга из нескольких нейронов) В нервном центре сигнал проходит через один или несколько вставочных нейронов В нервном центре сигнал переключается на двигательный нейрон , связанный с рабочей мышцей
РЕФЛЕКСЫ Безусловные (врожденные) Условные (приобретенные) Врожденные , наследственно передающиеся реакции организма. Видоспецифичны , т.е. сложившиеся в процессе эволюции и свойственны всем представителям данного вида. Постоянны и сохраняются в течении всей жизни. Адекватны (специфичны) на каждый рефлекторный раздражитель. Рефлекторные центры находятся на уровне спинного и в стволе головного мозга. Приобретенные в процессе жизнедеятельности, не наследуемы потомством реакции организма. Индивидуальные, т.е. возникающие на основе «жизненного опыта» каждого организма. Непостоянны , и в зависимости от определенных условий могут вырабатываться, закрепляться или угасать. Образуются на любой воспринимаемый организмом раздражитель. Рефлекторные центры находятся преимущественно в коре головного мозга.
Примеры: Пищевой Половой Оборонительный Ориентировочный Поддержание гомеостаза Безусловные рефлексы Значение: помогают выживанию, это «применение опыта предков на практике».
Условные рефлексы Примеры: Слюноотделение на запах пищи; Точные движения при письме или игру на фортепиано. Значение: помогают приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.
Используемые источники информации: Биология в таблицах, схемах, рисунках (Издание 2-е, исправленное и дополненное.) Серия «Школа в клеточку».-М., «Лист».1998. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2007. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах. –М. «Школа XXI век ». Поурочные разработки к учебным комплексам «Биология. Человек»,8 (9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.В.Беляева, А.С.Батуева и др. – М.:ВАКО,2011. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. – М.: Вентана-Граф , 2011. http://images.yandex.ru /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку: "Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы" по экологии 8 класса
Презентация к уроку экологии для 8 класса...
Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"
Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...
Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция.
Разработка урока по теме "Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция", знакомит учащихся со строением и классификацией нервной системы, определяет взаимосвязь нервной системы и работой вну...
Урок биологии 8 класс: "Строение и значение нервной системы"
Цели урока:1) Продолжить формирование знаний о строении и функциях систем органов человека, обучать самостоятельным методам учебной деятельности с применением ресурсов Интернет.2) Развивать твор...
План-конспект урока с ЭОР "ЗНАЧЕНИЕ, СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ"
Разработка урока с использованием ЭОР...
Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы»
Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы» составлена по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина....
Технологическая карта урока "Значение, строение и функция нервной системы Лабораторная работа № 21 «Изучение действия прямых и обратных связей»
Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС по теме урока "Значение, строение и функция нервной системы Лабораторная работа № 21 «Изучение действия прям...