викторины по биологии и экологии
методическая разработка по биологии на тему

Никольский Владимир Алексеевич

викторины

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_biologii_.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по биологии

«Наш дом – Земля»

1-4 классы

 1. Из предложенных организмов выберите тех, кто обитает в наземно-воздушной среде,   и  тех, кто обитает в водной среде.

Береза, воробей, щука, дождевой червь, майский жук, ель, дятел, окунь, бычий цепень, малярийный плазмодий, олень, речной рак, заяц, краб, белка, кит, дельфин, песец, бактерии.

(10 баллов)

2. Установите соответствие между средой обитания и условиями среды.

Условия среды

Среда обитания

  1. много воды

А – наземно-воздушная

  1. мало воздуха

Б – водная

  1. высокое давление

  1. много света

  1. резкие колебания температуры

  1. много кислорода

  1. недостаточное количество воды

  1. мало света

         9.  нет резких колебаний температуры

         10. большая плотность среды

(10 баллов)

3. Выберите правильный ответ

1. У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки?

А) для защиты от врагов;

Б) для добывания корма;

В) для борьбы с соперниками.

2. Что такое почва?

А) земля, на которой стоят дома;

Б) то, что у нас под ногами;

В) среда обитания растений и животных.

3. Почему дождевые черви после сильного дождя выползают на поверхность почвы?

А) им не хватает тепла;

Б) становится меньше пищи;

В) они не могут дышать, так как в почве недостаточно воздуха.

4. Как служат почве дождевые черви?

А) уничтожают вредителей;

Б) перерабатывают опавшие листья;

В) роют подземные ходы.

5. Определите признаки живого:

А) движется, питается, размножается, растет, дышит;

Б) питается, размножается, растет, умирает, дышит;

В) размножается, дышит, растет, питается, летает;

Г) дышит, видит, растет, умирает, размножается.

6.  Определи правильно составленную цепь питания:

А) растительный опад - дождевые черви - лисицы - кроты;

Б) дождевые черви - растительный опад - кроты - лисицы;

В) растительный опад - кроты - дождевые черви - лисицы;

Г) растительный опад - дождевые черви - кроты - лисицы.

7. Поджигая сухую траву на лугах мы...

А) даем расти молодым побегам;

Б) повышаем плодородие почвы за счет золы;

В) наносим непоправимый вред всему сообществу.                                                     (7 баллов)

4.  Приведите пример животных в каждой группе и  отметьте цифрами особенности строения.

ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ  Насекомые (…)        Птицы (…)          Звери (…)                

А) тело покрыто перьями;

Б) тело покрыто шерстью;

В) три части тела: голова, грудь, брюшко;

Г) два крыла, две ноги;

Д) три пары ног;

Е) крылья и ноги прикрепляются к груди;

Ж) развиваются из яиц;

З) рождают живых детенышей, вскармливают их молоком.

(10 баллов)

 5. Определи среду обитания организма по перечисленным признакам. Приведи пример животных

1. Короткое тело, очень длинные пальцы передних конечностей, между ними тонкая летательная перепонка, маленькие глаза, большие уши.

2. Плоское обтекаемое тело, шеи нет, тело покрыто слизью, плоский хвост, конечности – плавники.

3. Кожа без волос, шеи нет, толстый слой подкожного жира, передние конечности ласты, задних нет совсем. Широкий двулопастной хвост похож на рыбий, но лопасти его располагаются горизонтально.

4. Округлое тело, шеи нет, ушных раковин нет, передние конечности – лопаты, шерсть короткая, легко заглаживается вперед и назад, глаза малы, часто скрыты под кожей.

(8 баллов)

6.  Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по определенному расписанию. К 8-9 часам утра расправляют лепестки желто-коричневые бархатцы и оранжевые ноготки. А белые цветки душистого табака в это время еще закрыты, а открываются только ночью (и запаха нет). Чем объяснить такую разницу?

 (6 баллов)

7. Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот – нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

(6 баллов)

8. Перечисли приспособления рыбы к жизни в водной среде, указав их роль. (5 признаков).

(5 баллов)

 

9. Можно ли утверждать, что батареи в твоем доме нагреваются за счет энергии Солнца? Ответ обоснуй.

(5 баллов)

 10. Подчеркни совершенно бесполезных, по твоему мнению, животных:

зайцы, комары, мухи, воробьи, сороки, тли, стрекозы, волки, муравьи, лисицы…

  1. балла)

11. Вспомни луг, пестрящий красивыми цветами. Но кому нужны эти дивные цветы там, где нет человека? Напиши, что ты думаешь об этом?

 (5 баллов)

12.  Прочитай рассказ, найди экологические ошибки, исправь их.

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.

(9 баллов)

13. Божья коровка окрашена в красный цвет. Помогает ли ей это выжить в природе?            (3 балла)

14. Кто лишний? Почему?

  1. Сельдь-камбала-сельдерей-окунь
  2. Бегемот-носорог-жираф-крокодил
  3. Актиния-аурелия-корнерот-акула                                                                                      (6 баллов)

15. У каких животных одна, две, три, четыре, пять и больше пар ног?                                     (6 баллов)

 


Викторина по биологии

«Наш дом – Земля»

5-7 классы

1. Из семян каких растений получают

1) пшено, 2) гречневую крупу, 3) манную крупу, 4) перловую крупу?                                    (4 балла)

2. Чем объяснить, что растения, цветущие ночью, имеют белые цветки?                                (3 балла)  

3. Почему мхи называют экологическим барометром?                                                               (4 балла)  

4. Какую пользу могут получать растения от растительноядных животных?                        (10 баллов)  

5. Представьте, что вы выращиваете на приусадебном участке томаты и картофель. Составьте список мероприятий, позволяющих повысить их урожайность. Отметьте, какие мероприятия годятся для обеих культур, какие – только для одной из них. Ответ обоснуйте.                   (10 баллов)

6. Растения засушливых мест должны держать устьица постоянно закрытыми, чтобы не испарять воду. Однако,  в этом случае может прекратиться фотосинтез, ведь углекислый газ перестает поступать. Как эти процессы происходят в природе?                                                                 (5 баллов)  

7. Замечено, что волки, пообедав, начинают валяться на остатках добычи. Чем можно объяснить поведение волков?                                                                                                                            (3 балла)  

8. Таможенники изъяли у туриста семена. Почему?                                                                    (5 баллов)  

9. Во многих населенных пунктах принято собирать в кучу и сжигать опавшие листья. Как это может повлиять на живую природу?                                                                                             (8 баллов)  

10. Какими способами растения могут регулировать количество поглощаемого ими света?

                                                                                                                                                         (10 баллов)  

11. Какими способами растения защищаются от поедания их животными?                            (5 баллов)  

12. Какова роль опушения различных органов растений?                                                        (10 баллов)

13. Чем отличается живорождение у кролика и у гадюки?                                                        (4 балла)

14. Какие функции выполняет хвост у разных видов позвоночных животных? Дайте классификацию этих функций и приведите примеры.                                                                                          (10 баллов)

15. Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Около индекса правильного суждения напишите «да», неправильного – «нет» 

  1. Резцы грызунов растут в течение всей жизни.
  2. Все бактериальные клетки имеют ядро.
  3. Обогащение почвы соединениями азота невозможно без деятельности бактерий.
  4. Грибы – это растения, лишенные хлорофилла.
  5. Гриб мукор питается только как паразит.
  6. Автотрофный компонент лишайника – гриб.
  7. Лишайники – это организмы симбионты.
  8. Ризоиды – это разновидности корней.
  9. В жизненном цикле папоротника преобладает фаза гаметофита.
  10. Основным хозяином бычьего цепня является человек.
  11. Щупальца головоногих моллюсков – это видоизмененная нога.
  12. Сердце рыб однокамерное.
  13. Большинство взрослых земноводных дышат легкими и кожей.
  14. На всех этапах своего развития земноводные имеют орган боковая линия.
  15. Кожа птиц тонкая почти лишенная желез.
  16. На теле пресмыкающихся расположены  многочисленные железы.
  17. Рептилии дышат легкими и кожей.
  18. В шейном отделе рептилий один позвонок.
  19. Грудина большинства птиц несет киль.
  20.  Эктодерма – внешний слой клеток кишечнополостных.                                          (20 баллов)


Викторина по биологии

«Наш дом – Земля»

8-9 классы

1. Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Около индекса правильного суждения напишите «да», неправильного – «нет»

  1. Камбий характерен для стебля однодольного травянистого растения.
  2. Малакология – наука о ракообразных.
  3. Папоротник щитовник мужской не образует цветков.
  4. Бактерии – это низшие растения.
  5. Кедровые орешки – плоды сибирской сосны.
  6. Плод картофеля – клубень.
  7. Лейкоциты некоторых видов живут много лет.
  8. Плацента имеется у всех млекопитающих.
  9. В связи с выходом на сушу и земноводных возникло подвижное сочленение черепа с позвоночным столбом
  10. Лишайники – это симбиотические организмы.
  11. Сердце рыб однокамерное.
  12. На всех этапах своего развития земноводные имеют орган боковая линия.
  13. На теле пресмыкающихся расположены  многочисленные железы.
  14. Сердце пресмыкающихся трехкамерное.
  15. Многие кости скелета полые.
  16. Мозжечок у птиц развит слабее, чем у пресмыкающихся.
  17. В шейном отделе рептилий один позвонок.
  18. Чешуя рыб формируется за счет кожи.
  19. Органы выделения рыб – почки.  
  20. Рептилии дышат легкими и кожей.                                                                         (20 баллов)                                                                                                                                                      

2. Грибы образуют микоризу с корнями

А. Голосеменных                                 Б. однодольных покрытосеменных

В. Двудольных покрытосеменных     Г. Хвощей                                                                           (4 балла)

3. Среди перечисленных ниже членистоногих найдите представителей класса ракообразных, класса паукообразных  и класса насекомых:

1) паук-крестовик, 2) майский жук, 3) саранча, 4) речной рак, 5) пастбищный клещ. 6) капустная белянка, 7) циклоп, 8) медоносная пчела, 9) комнатная муха, 10) мокрица, 11) мучной клещ, 12) дафния, 13) чесоточный зудень, 14) камчатский краб, 15) креветка.                                      (15 баллов)

4. Как дышит инфузория, аскарида, пчела, сазан, лягушка?                                                       (5 баллов)

5. Почему у детей чаще бывает искривление позвоночника и ног, чем у взрослого человека? Почему дети реже ломают кости, чем взрослые?                                                                                       (5 баллов)

6. Насморк, кашель, рвота, боль. Приносят ли человеку эти явления пользу? Почему?         (5 баллов)

7. В опыте лист растении смазали вазелином. Несмотря на то, что лист освещался солнцем, органические вещества в нем не образовывались. Объясните результаты опыта.                   (5 баллов)

8. Удаление многих ненужных организму веществ у животных осуществляется через выделительную систему. Как и что выделяют растения?                                                         (10 баллов)

9. Как членистоногие ориентируются во внешней среде?                                                        (10 баллов)

10. В двух водоемах, расположенных: один на солнце, а другой в тени, ловили личинок и куколок обыкновенного комара. В первом было много куколок, во втором – много личинок и меньше куколок. Чем объясняются эти отличия?                                                                                      (5 баллов)

11.  Установите соответствие между заболеванием и дисфункцией железы.

Заболевание:                                                                 

1 акромегалия                 2 кретинизм                       3 микседема

4 гигантизм                     5 сахарный диабет            6 базедова болезнь                                                    Железа: А–гипофиз, Б–щитовидная железа, В–поджелудочная железа                                  (6 баллов)

12. Известно, что у некоторых животных (зайцы, киты и др.) молоко очень жирное, а у других (обезьяны, волки) – нет. Предложите объяснение этому факту и на основе своего объяснения попробуйте назвать других животных, у которых должно быть жирное и нежирное молоко.

(5 баллов)

13. В каких случаях вода может являться препятствием для распространения рыб? Приведите примеры.                                                                                                                             (5 баллов)

14. Перечислите способы, которыми можно определить, жив ли находящийся в курином яйце цыпленок. На чем основаны эти способы?                                                                          (10 баллов)

15. Клетки, не имеющим ядро, считают прокариотическими. Почему эритроциты крови не являются прокариотами?                                                                                                                   (5 баллов)

 


Викторина по биологии

«Наш дом – Земля»

10-11 классы

1. Напишите названия терминов, исходя из определений соответствующих понятий:

  1. Искусственное возвращение в какую-то местность ранее обитавшего там, но исчезнувшего вида -…
  2. Первые листья зародыша семенных растений -…
  3. Суставные концы каждой трубчатой кости, состоящие из губчатого вещества, содержащего красный костный мозг - …
  4. Наука о поведении животных в естественных условиях - …
  5. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает преимущество, выгоду, не принося другому ни вреда, ни пользы - …

(5 баллов)

2. При скашивании газонов злаки и двудольные сорняки ведут себя по-разному: злаки продолжают расти в вышину, а у двудольных растений из боковых почек развиваются новые побеги. Чем можно объяснить это разное «поведение»?                                                                                              (5 баллов)

3. Всякое ли изменение последовательности нуклеотидов ДНК сказывается на структуре и функции белков? Если да, то почему? Если нет, то почему?                                                                   (10 баллов)

4. В чем сущность гипотезы симбиотического происхождения клетки эукариот?                (10 баллов)

5. Может ли конкуренция двух видов влиять на третий вид, не конкурирующий с каждым из первых двух? Если может, то в каких случаях?                                                                                      (10 баллов)

6. К какому отделу относится растение?

1. лиственница                      8. фукус                              15. орляк

2. голокучник                        9. улотрикс                         16. кукушкин лен

3. саговник                            10. осина                             17. кладофора

4. сфагнум                             11. дуб                                 18. саргассум

5. хлорелла                            12. ужовник                         19. ламинария

6. хвощ                                  13. кактус                             20. пихта

7. спирогира                          14. хламидомонада               21. ель

 (21 балл)

7. Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Около индекса правильного суждения напишите «да», неправильного – «нет» 

  1. Сыворотка – плазма крови, не содержащая фибриногена.
  2. Ионы Са2+ оказывают на сердце усиливающее (симпатикотропное) действие.
  3. Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.
  4. Синтез АТФ невозможен без участия мембран.
  5. Головной мозг у позвоночных возникает из того же слоя клеток зародыша, что и эпидермис.  
  6. Энергия, полученная с пищей, полностью переходит в биомассу.
  7. Крахмал и целлюлоза различаются по своему химическому составу.
  8. Гаплоидные клетки не могут делиться митозом.
  9. Млекопитающие появились после вымирания динозавров.
  10. Партеногенез является формой полового размножения.                                              (10 баллов)

8. Близнецы какого пола рождаются чаще – одинакового или разного? Ответ поясните.   (5 баллов)

9. Возможно ли рождение близнецов от брака негра и белого человека, если известно, что за пигментацию кожи отвечают два гена (А и В). Чем больше в генотипе доминантных генов, тем темнее кожа.                                                                                                                                (10 баллов)

10. Имеются две линии животных – А и Б, обладающих разными признаками. При скрещивании самцов А с самками Б и самок А с самцами Б результаты получаются разными. Предложите как можно больше возможных объяснений этого факта.                                                            (10 баллов)

11. Распределите перечисленные явления по их принадлежности к:

 А – ароморфозам          Б – идиоадаптациям        В – дегенерации

1) ячеистые легкие у рептилий

2) первичная кора головного мозга у рептилий

3) голый хвост у бобра

4) отсутствие конечностей у змей

5) отсутствие корней у повилики

6) образование ластов у моржей

7) молочные железы у млекопитающих

8) изогнутый клюв у хищных птиц.                                                                                   (8 баллов)

12. В чем проявляется относительный характер приспособленности организмов к среде обитания?

(4 балла)

13. Продолжи фразу

  1. Клетки, ядерное вещество у которых находится в цитоплазме и не окружено ядерной мембраной, называются…
  2. Организмы, использующие в качестве источника энергии (пищи) готовые органические вещества, называются…
  3. Процесс образования органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии  называется…
  4. Организмы, обитающие в бескислородной среде, называют…
  5. Внутренний слой клеток многоклеточного организма, выполняющий пищеварительную функцию, называется..                                                                                                       (5 баллов)

14. Укажите основные различия фауны на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры.        (5 баллов)

15.  Почему для сохранения ценных гетерозиготных особей используют вегетативное размножение?

(5 баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина по биологии для 5-6 классов.

Игра-викторина для 5-6 классов.  Цель:- воспитание бережного отношения к  окружающей природе, животным. Развитие познавательного интереса к окружающему миру. Дети выбираю ком...

"Умники и умницы",викторина по биологии.

Вопросы викторины можно использовать на внеклассном мероприятии по биологии( 8-9 классах)....

Заочная викторина по биологии

Данная викторина может быть использована в рамках предметных недель. Разработана для 7-9 классов. Заочная, так как вопросы в свободном доступе вывешиваются на стенде, у ребят есть неделя, чтобы выполн...

Викторины по биологии

Викторины и шарады...

Викторина по биологии «Изучить себя смогу и здоровье сберегу!» (8 класс)

Викторина содержит 20 вопросов по теме "Человек и его здоровье" (с ответами)...

Викторина по биологии

викторина по предметной недели...

Викторина по биологии "Что? Где? Когда?"

Викторина по биологии "Что? Где? Когда?" для учащихся старших классов с ответами....