Жизнь животных
методическая разработка по биологии по теме

Гапченко Светлана Николаевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_zhivotnykh-metod_razrab.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки

администрации Губкинского городского округа

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 7»

С любовью к братьям нашим меньшим

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия

Жизнь животных  

Губкин - 2012


Жизнь животных

Пояснительная записка.

Это занятие посвящается Всемирному Дню защиты животных, который отмечается 4 октября. В рамках этого праздника проводятся занятия и мероприятия с тематикой «С любовью к братьям нашим меньшим». Мной разработано экологическое занятие «Жизнь животных», на котором дети знакомятся с новой классификацией животных по типу питания, со способами приспособления к жизни в дикой природе. Обучающиеся научатся различать хищников (плотоядных), растительноядных (травоядных),  насекомоядных,  всеядных животных. Дети узнают, что строение зубов животных приспособлено к определенному виду пищи, что травоядные не смогут питаться себе подобными, так как их зубы не приспособлены для этого.  Цель нашего занятия:  донести до сознания детей тот факт, что в природе все находится в равновесии. Что хищников значительно меньше, чем травоядных, но если они перестанут контролировать количество травоядных, то это может стать угрозой уничтожения растительности, что приведет к гибели различных видов представителей растительного и животного мира. Материал преподносится в доступной игровой форме, прибегая к инсценировке некоторых моментов.

Различные виды деятельности сменяют друг друга, что не позволяет детям отвлекаться, а напротив - привлекает внимание. Обязательно включается физкультминутка. Используется много наглядного материала для улучшения зрительного восприятия материала.

Цель занятия:  ознакомление  с классификацией животных по типу питания, со способами приспособления; воспитание доброго отношения ко всему живому.

Задачи: 

  • познакомить обучающихся   с классификацией животных по типу питания, со способами приспособления к жизни в дикой природе ;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, сообразительность, познавательный интерес;
  • воспитывать любовь к природе, сопереживание, бережное отношение к ее богатствам, формировать активную позицию в природоохранной деятельности.

Используемые методы:

  • словесный: объяснение педагога;
  • наглядный: использование рисунков, фотографий, иллюстраций;
  • частично - поисковый: практическая работа.

Возраст обучающихся: школьный,  8-10 лет.

Оборудование и  оформление:

  1. фотографии и рисунки различных видов животных;
  2. таблички с названиями животных;
  3. маски животных для сюжетно-ролевой игры;
  4. печенье,
  5. три пакетика с запахом для игры “Лиса и мыши”.
  6. сигнальные карточки красного и белого цвета;
  7. Музыкальный центр, музыка – звуки леса.

Методические советы на подготовительный период:

  1. провести конкурс рисунков на тему «Что такое лес?», «Обитатели леса»;
  2. на предыдущих занятиях познакомить детей с обитателями лесов,  степей, и водоемов нашего края;
  3. заранее подготовить кабинет, установить столы, разместить рисунки, плакат, фотографии;
  4. заранее разучить с детьми сценку «Кому для чего нужны зубы».

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа над новым материалом.

а) Беседа. 

4. Физкультминутка.

5.  Работа над новым материалом.

б) Сюжетно-ролевая игра “Кому для чего нужны зубы”

6. Практическая работа. Закрепление изученного.

а) Игра “ Найди себе пищу”.

б) Игра “Лиса и мыши”.

8. Домашнее задание

9. Итог занятия.

                           Содержание занятия:

1. Организационный момент.

Педагог: Внимание! Начинаем собственный выпуск телепередачи “В мире животных”

Сегодня в телестудии пять команд, которые готовы продемонстрировать свои знания о животных.

(На доске эмблема телепередачи, звучит музыкальная заставка к ней).

2. Проверка домашнего задания (по группам).

Педагог: Соберите из букв название животного, найдите его на рисунке, расскажите об этом животном по плану:

1). К какой группе животных относится?

2). Почему?

3). Где живет?

4). Чем питается?

5). Каких животных этой группы вы знаете?

I команда – заяц;

II команда – ласточка;

III команда – щука;

IV команда – лягушка;

V команда – уж.

3. Работа над новым материалом.

а) Беседа.

 Педагог: Чем питается заяц?

- Выберите иллюстрации с животными, которые тоже питаются растительной пищей.

(Лось, северный олень, бабочки, мыши – полевки.)

Педагог: Этих животных называют растительноядными.

(Табличка с этим словом на доске).

Педагог: Ласточка питается насекомыми.

-Для каких животных насекомые являются основной пищей?

Выберите иллюстрации с этими животными.

( Скворец, синица, крот, мухоловка.)

- Как мы их можем назвать?

Педагог: Насекомоядные, правильно, ребята.

(Табличка с этим словом на доске).

Педагог: Щука питается мелкими рыбками, поедает себе подобных. Животных, которые поедают себе подобных, называют хищниками или плотоядными.

 (Табличка с этим словом на доске).

- Каких животных мы отнесем к этой группе?

( Волк, стрекоза, лиса, щука, божья коровка.)

- Чем питается медведь?

Педагог: Он ест пищу и растительного, и животного происхождения, т.е. ест все.

Медведь, белка, еж – это всеядные животные.

(Табличка с этим словом на доске).

Педагог: Давайте еще раз все вместе назовем группы животных, отличающихся по типу пищи.

(Дети хором называют группы животных).

4. Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела!

5.  Работа над новым материалом.

б) Сюжетно-ролевая игра “Кому для чего нужны зубы”.

Педагог: Почему одни животные могут есть растительную пищу, а другие нет? Давайте посмотрим сценку и, наверное, многое нам станет понятно.

(Действующие лица: заяц Коська, мышка Маша, лиса Алиса).

Коська: Как здорово убежать далеко в поле в солнечный денек (принюхивается). Что за странный запах? Это вовсе не запах травы!

Маша: Не ешь меня, не ешь меня, пожалуйста. Я вовсе не хотела забираться в твои владения! Я тебя больше не побеспокою, если ты только не съешь меня прямо сейчас!

Коська: Так, так… Это, значит, я тебя нюхал? Твой запах здорово отличается от запаха травы.

Маша: О да. Да и на вкус мышки тоже совсем другие. Они совсем не такие вкусные, как травка.

Коська: Ну, об этом мне никогда не узнать. Я не ем мышей. Да я не смог бы съесть мышку, даже если бы захотел.

Маша: Не смог бы? Почему?

Коська: Ты когда-нибудь видела заячьи зубы? Они совсем не приспособлены для того, чтобы кусать мышей или других животных.

Маша: Тогда для чего они предназначены?

Коська: Они приспособлены для того, чтобы есть травку, листья, кору деревьев, т.е. растения.

Маша: Я не знала этого. Если мне не надо заботиться о том, чтобы ты меня съел, то я вернусь на луг побегать.

Коська: Пожалуйста, сколько хочешь. Пока! (Мышка убегает). 

Может, я должен был предупредить мышку о лисе, которая бродит по полю? Я знаю, что лиса не прочь слопать и меня на обед. А на десерт она, пожалуй, закусила бы той маленькой мышкой . Будет лучше, если я найду мышку и предупрежу об опасности.

Маша: Сейчас, когда мне не надо заботиться о своей безопасности, я могу еще поиграть на лугу. А кто это там? Это лиса! Больше я ее не боюсь. Она, наверное, тоже не съест меня, побегу к ней и поздороваюсь. (Бежит к лисе).

Лиса Алиса: Ничего себе! Что ты здесь прогуливаешься? Знаешь ли ты, что я могу тебя в один миг съесть?

Маша: Ты не сможешь меня съесть. Даже если захочешь. Заяц Коська сказал, что зубы предназначены для пережевывания зеленых растений, а не мышек.

Алиса: Его зубы предназначены для пережевывания растений, а мои – для того, чтобы есть животных, таких, как зайцы и мыши.

Маша: Ты п-п-полагаешь, что с-с-съешь м-м-меня? Ай-ай-ай… (Убегает).

Алиса: Ха-ха-ха! Этой маленькой мышке повезло. Сейчас я не голодна. Подумать только, она вообразила, что мои зубы не годятся для того, чтобы есть животных. (Уходит; появляются мышка и заяц.)

Коська: О, как я рад, что нашел тебя.

Маша: Да-да! Я должна спросить тебя кое о чем. Почему ты мне не сказал, что твои зубы отличаются от зубов лисы?

Коська: Я как раз собирался сделать это. Но большинство животных знают об этом. Лисы – плотоядные животные, а зайцы – травоядные. Плотоядные, такие, как лисы, едят других животных. Зубы у них острые, развитые клыки. А у травоядных зубы широкие, плоские, приспособлены для пережевывания травы, листьев, коры. Кто что любит!

Маша: Теперь я поняла! Прежде всего надо взглянуть на зубы животного и тогда я пойму, сможет оно меня съесть или нет.

Коська: Для тебя будет лучше, если ты спросишь меня. Я великолепно знаю плотоядных и травоядных зверей, даже не глядя на их зубы.

Маша: Вот и замечательно. Я обязательно буду спрашивать у тебя.

Коська: Бежим, а то лиса вернется.

 Педагог: Наши герои постарались показать и рассказать вам, ребята, какие у каких животных зубы и для какой пищи они приспособлены.

6. Практическая работа.

а) Игра “ Найди себе пищу”.

Педагог: Волк и лиса ищут себе пищу из слов:

 мышь – полевка, осина, рожь, лось.

Затем ищут пищу лось и мышь.

Волк  – лось - осина

Лиса – мышь-полевка - рожь

Педагог: У нас получилась цепь питания, она начинается с растений.

- Что произойдет, если вырубить все осины?  (Ответы детей)

- Что произойдет, если убить всех волков? (Ответы детей)

- Все в природе взаимосвязано. Хищники тоже нужны. Да и пищу добывать им очень трудно.

Педагог: Что нужно, чтобы лиса смогла поймать мышку? (У нее должен быть хороший нюх.)

б) Игра “Лиса и мыши”.

Педагог: Мама лиса учит лисят находить мышку по запаху:

Вот это мышка, понюхайте, как она пахнет, хорошо запомните ее запах. А теперь мышка спряталась в норку, надо найти, в какой норке мышка.

(Мышка – ватка, смоченная в одеколоне, духах и т.п.) 

Мама лиса прячет мышку (ватку) в один из трех пакетов. Надо по запаху определить, каком пакете мышка.

(Найти среди трех-четырех пакетов нужный.)

Педагог: Вот видите, как трудно найти мышку, а надо ее еще поймать. Ведь мышки, зайцы тоже приспособились, они умеют защищаться от хищников. Одни защищаются иглами, шипами, у других острый клюв, у третьих быстрые ноги, окраска, рога.

Вывод: В природе существует равновесие. Его нельзя нарушать. Хищников всегда меньше, чем травоядных. Вот как на лугу уживаются трава, мыши, совы.

8.Домашнее задание

Педагог: Предлагаю приготовить небольшое сообщение о любом диком животном, по плану:

1). К какой группе животных относится?

2). Почему?

3). Где живет?

4). Чем питается?

5). Каких животных этой группы вы знаете?

9. Итог занятия.

Педагог: Сегодня мы вместе проделали огромную работу. Теперь вы знаете, чем отличаются различные животные, как они приспособились к жизни, как зависят друг от друга.  Все ребята очень хорошо поработали. Молодцы.

Методические советы организаторам:

Занятие лучше всего проводить в кабинете экологии. Столы должны стоять вплотную так, чтобы дети сели вокруг.  Желательно, чтобы была просторная рабочая доска. На ней фотографии животных, таблички с названиями групп животных. Можно стены заранее украсить фотографиями или картинами и рисунками  леса. Заранее подобрать детей для участия в сценке “Кому для чего нужны зубы”, хорошо отрепетировать, изготовить маски.

Методические советы на период ближайшего последействия:

Предложить детям  самостоятельно составить пищевые цепочки. Подобрать игры «Третий лишний», составить кроссворды к данной теме. На последующих занятиях еще раз повторить правила поведения в лесу.

Список литературы:

  1. Белавина И., Найденская Н. «Планета – наш дом: методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников»/ М.: Издательство «Лайда», 1995г.
  2. Белавина И.Г., Найденская Н.Г. «Планета – наш дом». Учебник-хрестоматия./

 М.: «Лайда», «Академия», 1995 г.

  1. Воротникова Р.В. «Заповедные уголки соловьиного края»/ Воронеж: Центрально – черноземное книжное издательство, 1978г.
  2. Присный А.В., Гоголева Н.П. «Животные Белгородской области, рекомендуемые к охране» Материалы в помощь учителю биологии / Белгород 1991 г.
  3. Петров В.В « Лес и его жизнь: Книга для учащихся» / М.: «Просвещение», 1986 г.

Подготовила:  Гапченко Светлана Николаевна, социальный педагог МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Губкин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы для викторин о жизни животных

Список вопросов для викторин о жизни животных...

Презентация к уроку биологии "Опорно-двигательная система.Значение опорных систем в жизне животных и растений."

Презентация урока разработана к учебнику Сонина Н.И. Биология.6класс. Живой организм....

Вода в жизни животных

Конспект по экологии 7 класс  на тему : "Вода в жизни животных" . Учитель : Татаринова -Гордяйкина Н.С....

Программа факультативного курса "Жизнь животных"

Задачи факультатива состоят в расширении и углублении знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли ж...

«Опыты с растениями. Жизнь животных. Физиология человека».

Программа курса по дополнительному образованию...

Презентация урока "Сезонные изменения в жизни животных" по экологии 7 класса

Презентация урока по экологии для 7 класса. "Спячка и оцепенение"К учебнику "Экология животных"  В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов...

Жизнь животных в условиях эколого-биологического центра

Основная цель - развитие познавательной деятельности воспитанников, выявление их творческих способностей.Основные методы реализации проекта: поиск и систематизация информации по теме, офрмление фотоал...