Осенняя экскурсия в природу
учебно-методический материал по биологии (7 класс) по теме

Фролова Лена Павловна

 

Цель экскурсии: познакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений; повторить изученное по теме «Общее знакомство с растениями и осенние явления в мире растений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Осенняя экскурсия в природу32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Осенняя экскурсия в природу

Цель экскурсии: познакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений; повторить изученное по теме «Общее знакомство с растениями и осенние явления в мире растений»

Оборудование: секаторы, гербарные папки из картона, газетная бумага,  совочек  для выкапывания растений, бумажные пакеты для сбора семян, блокноты и карандаши.

План проведения экскурсии

1.Выбор маршрута экскурсии.

2. Организация учащихся перед  экскурсии.

3.Выход на место проведения экскурсии.

4.Беседа учителя о цели экскурсии и осенних явлениях в жизни растений.

5.Работа учащихся по звеньям для сбора материала на экскурсии.

6.Краткое заключительное слово учителя и подведение итогов работы учащихся на экскурсии.

Рекомендации к проведению осенней экскурсии

Осенняя экскурсия в природу, может быть проведена во второй половине или в конце сентября, так  как к этому времени учитель достаточно хорошо познакомится с классом, а учащиеся уже получат первоначальное сведения о морфологии цветковых растений, необходимое для лучшего восприятия материала экскурсии.

Местом для осенней экскурсии может быть ближайший парк, сквер, школьный участок или лес.

Материалы, собранные на экскурсии, засушиваются, гербаризируются и сохраняются в школе до того времени, когда начинается изучение тем, знакомящих учащихся с индивидуальным развитием цветковых растений (темы: «Корень, лист, стебель, цветок, а затем растение - целостный организм»).

Экскурсию целесообразно начинать с беседы в процессе которой учащиеся, отвечая на вопросы учителя, устанавливают, какие породы деревьев и кустарников произрастают на участке, где проводиться экскурсия, какие известные детям виды травянистых растений растут на этом участке и как изменились растения с наступлением осени.

 После вводной беседы учитель проводит экскурсию так, чтобы, рассматривая живые растения, учащиеся могли повторить материал, изученный на первых уроках биологии по теме «Общее знакомство с растениями».

Экскурсия включает:

1)осмотр внешнего вида органов представителей таких групп растений, как деревья, кустарники, травы; установление отличительных признаков их строения (например, отличающих стебли деревьев от стеблей кустарников и травянистых растений);

2)составление списка растений, цветущих осенью; рассматривание строения цветков двух- трех видов цветущих растений( например, анютины глазки, кульбаба осенняя, редька дикая);

3) ознакомление с растениями, плодоносящими осенью, и способами рассеивания их созревших плодов и семян (например, береза, дуб, клен, орешник, малина, жимолость, череда, паслен черный);

4)знакомство с растениями различной продолжительности жизни(из многолетних- деревья, кустарники, травы; из двухлетних и однолетних – только травянистые растения); сравнения особенностей строения корней и стеблей этих растений;

5)знакомство с осенними явлениями в жизни растений: отмирание однолетних растений после созревания плодов и семян, отмирание наземных органов многолетних травянистых растений и сохранение в почве корней и подземных видоизмененных органов (например, корневища крапивы и многолетние корни одуванчика); наблюдения за рассеиванием плодов и семян(например, цепляющиеся соплодия череды и лопуха, поедание сочных плодов птицами); наблюдения за изменением окраски листьев и листопадом у разных пород деревьев и кустарников.

Завершив беседу, учитель организует самостоятельную работу учащихся по звеньям. Каждое звено под руководством звеньевого в течение 10-15 мин должно выполнить задание, полученное от учителя в письменном виде (заранее напечатанное на плотном листе бумаги).

Задание  1-му звену

Выкопать по 5 экземпляров одуванчика и мятлика ( можно другой дикорастущий злак) с корнями, заложить в листы старой газетной бумаги и, засушив растения дома, сохранить в виде гербария для изучения строения корня на уроках биологии в зимнее время.

Задание 2-му звену

Собрать коллекцию листьев деревьев и кустарников с осенней раскраской и в зеленом состоянии. Листья дома засушить и затем смонтировать на отдельных листах бумаги, чтобы использовать на уроках биологии зимой.

Задание 3-му звену

Составить гербарий растений, цветущих осенью.

 Задание 4-му звену

Собрать коллекцию сухих плодов, распространяющихся разными способами.

Задание 5-му звену

Составить коллекцию соцветий растений, цветущих осенью.

Общая продолжительность экскурсии 45-60 мин. Заключительная беседа об экскурсии проводится на следующем уроке биологии, тогда же учитель проверяет выполнение заданий по звеньям и, просматривая собранные растения, дает указания о способах их сохранения до зимнего времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на экскурсиях в природу.

В статье рассматривается вопрос развития познавательного интереса на экскурсиях в природу в детском творческом объединении станции юных натуралистов....

Осенняя экскурсия "До свидания, лето!"

Экологическая осенняя экскурсия для учащихся начальных классов. До свидания, лето!...

Поход – экскурсия в природу

Поход-экскурсия в природу – это одна из форм работы педагога, где она учит детей жить в гармонии с природой, беречь красоту родного края, общению в коллективе, взаимопомощи. Разработка полезна воспит...

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

Конспект внеклассного мероприятия. Тема: «Осенняя экскурсия на огород».

Работа о расширении представлений об огороде, овощах, фруктах, о плодовых дервьях....

Занятие Золотая осень (экскурсия в осенний лес)

Ребята, как вы думаете, куда мы сегодня пойдём?Ребята, подумайте: кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения и среди них — самые поздние цветы, которые прово...

Методическая разработка экскурсии. Тема: «Природа летом. Охрана природы».

Цели:  образовательная:  систематизировать  знания  детей  о  временах  года;             коррекционная:...