презентация ЗООЛОГИЧЕСКАЯ ТРИАДА
презентация к уроку по биологии по теме

 Павлоградская Екатерина Игоревна

( копытные, грызуны, саранча) их роль и значение в формировании поддержании зональной степной растительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zoologicheskaya_triada.rar2.53 МБ

Подписи к слайдам:

ЗООЛОГИЧЕСКАЯ ТРИАДА
( копытные, грызуны, саранча) их роль и значение в формировании поддержании зональной степной растительностиВыполнила учитель биологии ПАВЛОГРАДСКАЯ Екатерина Игоревна
Степь
Причины безлесья степей
1. Конкуренцией трав, которые формируют мощную дернину, препятствующую прорастанию семян деревьев.2. Если семена прорастают, то на них влияют: засоленность почв, ветры - суховеи, дефицит влаги.Поэтому деревья растут только в оврагах, долинах рек, но часто встречаются кустарники. Травянистые растения степей очень разнообразны. В степях Евразии господствуют ковыли, пырей, мятлик, двудольные. В прериях С. Америки – бизонья трава (трава грамма), пырей, ковыли, двудольные, в том числе высокотравье: флоксы, астры, кактусы, подсолнухи. В пампасах Ю. Америки травостой гораздо беднее: ковыли, осоки, ячмени, люцерна.В степях Патогонии – мятлик, табак, ковыль. Вдоль рек встречаются ивы, камыш, тростник, тополь. В неплакорных условиях растут широколиственные леса: дуб, граб, ясень, клен.
Фауна
В целом отличается обилием грызунов, землероек, рептилий, хищных птиц, млекопитающих. В степях Евразии обитают сурки, хомячки, сайгаки, волки, шакалы. В прериях встречаются бизоны, олень-вапити, американский олень, вилорогая антилопа луговая собака, земляная белка. В пампасах живут пампасные олени, грызуны, змеи, ящерицы, муравьи.
Животное население главных природных ландшафтов
Рассмотрим взаимоотношения животных между собой и с растениями, а также участие животных в образовании почв в нескольких широко распространенных на Земле природных комплексах (биогеоценозах): в тропических лесах, в широколиственных лесах средних широт, в саваннах, степях, пустынях и в реках.
Саранча — опаснейший вредитель полей, лугов и пастбищ. Тучи саранчи уничтожают высокие травянистые злаки саванн.
Надсемейство настоящих саранчовых (Acridoidea) - одно из самых разнообразных. В мировой фауне известно не менее 8500 видов, большая часть которых обитает в тропиках и субтропиках. Многочисленны также горные эндемики, например, на Кавказе и Тянь-Шане. В пределах лесостепной и степной зон Евразии известно около 180 видов саранчовых, причем в России и других стран СНГ встречается только 117 из них. Саранчовых-эндемиков степей и лесостепей можно пересчитать по пальцам.
Какова роль саранчовых в степях?
В умеренных широтах Евразии эти насекомые могут в течение теплого сезона потреблять свыше 10% веса зеленых частей трав. Роль саранчовых в степных экосистемах можно оценить не только по их весу, но и по количеству экскрементов, поступающих в экосистему. Так, в сухих степях юга Сибири на протяжении лета эти насекомые выделяют до 150 кг экскрементов на гектар [Стебаев, 1968]! Фактически они удобряют некоторые участки. А так как часто почти вся жизнь местных саранчовых проходит около растений, то это приводит к формированию своеобразных “сгущений” жизни в местных экосистемах, в которых устанавливаются тесные связи между растениями, саранчовыми и почвами.При высокой численности саранчовые могут вызывать изменение характера травостоя, так как они не только обгрызают листья предпочитаемых ими растений, но и повреждают точки роста. В результате на следующие год разрастаются другие виды, в том числе находившиеся до этого в состоянии покоя [Куркин, 1976]. Так, после массового размножения нестадных саранчовых в Барабинской лесостепи в 1953 г. в последующие годы наблюдалось бурное развитие разнотравья.
Парнокопы́тные (лат. Artiodactyla) — отряд плацентарных млекопитающих. Насчитывает примерно 220 современных видов, из которых некоторые, особенно из семейства полорогих, имеют большое экономическое значение для человека. С точки зрения филогенетической систематики, парнокопытные — парафилетическая группа, в современной системе млекопитающих их относят вместе с китообразными и рядом вымерших форм к надотряду китопарнокопытных (Cetartiodactyla).
ВЛИЯНИЕ КОПЫТНЫХ НА СТЕПНУЮ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ
Среди животных в степях распространен парный и — реже — колониальный образ жизни. Здесь много парных животных (суслики, сурки, полевки и др.). Животные, которые живут не в парах, образуют стада. Главную роль в биоценозе степей играют копытные — сайгаки, ранее дикая лошадь — тарпан. При умеренном выпасе животные копытами разбивают скопления мертвой листвы на поверхности почвы, что способствует дальнейшему росту трав. При перевыпасе происходит деградация степной растительности и возникает, в конечном итоге, так называемый «толок», когда практически исчезают все многолетние травы, а следом за «толоком» — опустынивание степей — растительность сменяется малосъедобными полынями и другими еще более ксерофильными формами.
РАЗНООБРАЗИЕ ГРЫЗУНОВ
Степь чрезвычайно богата грызунами. Кроме зайцев и «мышевидных» грызунов (мышей, полевок, хомяков), из них можно выделить три «жизненные формы». Одна — это зверьки, приспособленные к быстрому и продолжительному бегу. Другая жизненная форма — это зверьки с плотным телом, умеренно развитыми, скорее короткими ногами, коротким хвостом и маленькими, зачаточными ушными раковинами. Наконец, третья форма — землерои, в узком смысле этого слова, проводящие всю или по крайней мере большую часть жизни под землей. Это — слепыши, слепушонки и цокоры (последние свойственны только алтайским и восточно-сибирским степям).
Байбаки.
Грызуны - обитатели степей
Луговая собачка
ХОМЯЧОК
капибары
ТУШКАНЧИК
ВЛИЯНИЕ ГРЫЗУНОВ
Надземную зеленую массу растительности поедают грызуны. В степях Евразии селятся большими колониями и роют сложные норы суслики. Вышеупомянутые грызуны-зеленояды хотя и ведут норный образ жизни, но корм они собирают в наземном ярусе. Другая экологическая группа грызунов роет постоянные кормовые ходы, питаясь подземными частями растений: корневищами, клубнями, луковицами. Этих грызунов-ризофагов можно объединить в экологическую группу подземных землероев.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для 7 класса "Зоологический алфавит"

Вам предлагается презентация для 7 класса, которая может использоваться  на повторительно-обобщающем уроке по теме «Классы позвоночных животных", на одном из этапов урока, для активизации з...

Триада "НЕ" или...

Мой педагогияеский опыт - в чем же результат моего труда, моих педагогических усилий....

Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».

Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний,         способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повтор...

Таблица триад и тетрад

Эта таблица нужна для быстрого перевода чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную и наоборот....

Тетраиды и триады

Как пользоваться и делить на тетраиды и триады....