Календарно-тематическое планирование биология 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме

Агафонова Ольга Александровна

Календарно-тематическое планирование  биология 9  класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_biologiya_9klass.odt32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

ДАТА

Название разделов, тем уроков. Количество часов

Основные понятия к разделу

Требования к уровню подготовки обучающихся по разделу

Тип урока /Примечание

План

Факт

Тема 1. Введение в основы общей биологии (3 часа)

1.

1.

Входная проверочная работа

Биофизика, биохимия, генетика.

Научное исследование, научный факт, наблюдение.

Становление биологии как науки.

Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность. Изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых: единый принцип организации, обмен веществ и энергии.

Особенности развития: упорядоченность. Постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.

Основные понятия: таксон ,система, иерархия.

Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной классификации живых организмов. Царства живой природы

Знать:

Комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы.

Свойства живого

Уметь выделять:

Особенности развития живых организмов

Знать:

Уровни организации жизни и элементы, образующие уровень.

Основные царства живой природы.

Основные таксономические единицы.

Уметь:

Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе.Самостоятельно проводить научное исследование.

Урок систематизации и контроля

2.

2 Введение.

Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов.

Комбинированный урок

3.

3 Многообразие форм живых организмов.

Комбинированный урок

Тема 2.  Основы учения о клетке (10 часов)

4.

1 Цитология-наука о клетке. Многообразие клеток.

Клетка-основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы .

Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена.

Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны.

Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических  молекул живого вещества.

Роль неорганических веществ: вода,минер.соли.

Белки, аминокислоты, их роль в организме.

Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура.

Органоиды, цпл, эу- и прокариоты.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Клеточное строение организмов как док-во их родства , единства живой природы. Вирусы – неклеточная форма жизни.

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, реснички, жгутики. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Ассимиляция, диссимиляция, фермент.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы.

Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.

Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплиментарности. Реализация наследственной информации в клетке.

Питание, фотосинтез, фотолиз.

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза.

Гликолиз, брожение, дыхание.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.

Этапы энергетического обмена

Уметь:

Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

 

Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам

Называть неорганич и органич вещества клетки.

Характеризовать биологич значение микро и макроэлементов, биологич роль воды, солей неорганических кислот.

Уметь:

Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот.

Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.

Перечислять виды молекул РНК.

Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот.

Уметь:

Различать по немому рисунку  прокариот и эукариот.

Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки.

Называть функции  основных органоидов клетки.

Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.

Называть этапы обмена веществ, роль ,АТф и ферментов в о\в.

Характеризовать сущность процесса о\в

Знать:

Давать определения понятиям ген, ассимиляция.

Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции.

Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез.

Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла.

Характеризовать фазы фотосинтеза.

Знать:

 определение понятий  диссимиляция.

Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание.

Перечислять этапы процесса диссимиляции.

Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ.

Описывать роль АТФ в обмене веществ.

Урок изучения нового материала

5.

2 Химический состав клетки.

Урок изучения нового материала

6.

3 Белки и нуклеиновые кислоты.

Комбинированный урок

7.

4 Строение клетки.

Лабораторная работа №1 «Сравнение растительной и животной клеток»

Урок изучения нового материала практический

8.

5 Органоиды клетки и их функции.

Комбинированный урок

9.

6 Обмен веществ и энергии в клетке.

Комбинированный урок

10.

7 Биосинтез белков в живой клетке.

Комбинированный урок

11.

8 Биосинтез углеводов – фотосинтез.

Комбинированный урок

12.

9 Обеспечение клетки энергией.

Комбинированный урок

13.

10  Контрольная работа №1 Основы учения о клетке.

Урок систематизации и контроля знаний

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов)

14.

1 Размножение организмов.

Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты.

Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление  тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения

Митотический цикл, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды.

Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Деление клетки прокариот.

Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.

Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.

Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Дробление, гаструляция, органогенез.

Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра)

Уметь:

Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла.

Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза.

Узнавать и описывать по рисунку половые клетки.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения.

Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

Знать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития.

Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек.

Урок изучения нового материала

15.

2 Деление клетки. Митоз.

Л.р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

Комбинированный урок

16.

3  Образование половых клеток. Мейоз.

Комбинированный урок

17.

4 Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

Комбинированный урок

18.

5 1Контрольная работа №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов

Урок систематизации и контроля знаний

Тема 4. Основы наследственности и изменчивости (9 часов)

19.

1 Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип.

Наследственность и изменчивость -  свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей

Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет.

Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип.

Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1.

Закон независимого наследования.

Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены.

Расположение генов : в одной или разных хромосомах. Линейное расположение генов.

Условие выполнения закона Т.Моргана.

Перекрест хромосом -  источник генетической изменчивости.

Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип.

Генотип – система взаимодействующих генов. Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков.

Гетеро- и гомогаметный пол, половые хролмосомы.

Наследственные заболевания , сцепленные с полом.

Расщепление фенотипа по признаку определения пола.

Закон сцепленного наследования.

Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.

Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные.

Синдром Дауна. виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости.

Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции.

Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.

Уметь:

Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип

Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

Уметь:

Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования.

Уметь:

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания.

Уметь:

Давать определения понятиям Гомологичные хромосомы, конъюгация.

Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.

Уметь:

Приводит примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов.

Называть характер взаимодействия генов.

Описывать проявление множественного действия гена.

Уметь:

Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Решать простейшие генетические задачи.

Уметь:

Называть причины ,обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости.

Приводить примеры генных и геномных мутаций.

Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций.

Уметь:

Давать определение термину изменчивость.

Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Анализировать содержание основных понятий.

Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов.

Урок изучения нового материала

20.

2 Генетические опыты Г. Менделя.

Комбинированный урок

21.

3 Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

Комбинированный урок

22.

4 Сцепленное наследование генов.

Комбинированный урок

23.

5 Взаимодействие генов.

Комбинированный урок

24.

6 Наследование признаков, сцепленных с полом.

Л.р. № 3. Решение генетических задач.

Комбинированный урок

25.

7 Наследственная изменчивость.

Комбинированный урок

26.

8 Другие типы изменчивости.

Л.р. № 4.  Изучение изменчивости у организмов

Комбинированный урок

27.

9 Контрольная работа №3

Основы наследственности и изменчивости

Урок систематизации и контроля знаний

Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 часа)

28.

1 Генетические основы селекции организмов.

Селекция.

Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений.

Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах.

Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, сорт.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методов селекции: гибридизация и отбор.

Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная , межсортовая и межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных растений.

Мутагенез, порода.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методов селекции животных: гибридизация и отбор. Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная , межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения домашних животных..

Биотехнология, штамм.

Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х.,медицины,

Микробиологический синтез.

Уметь:

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.

Анализировать содержание основных понятий.

Характеризовать  роль учения Вавилова для развития селекции.

Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов.

Комбинированный урок

29.

2  Особенности селекции растений.

Уметь:

Давать определение термину порода, сорт.

Называть методы селекции.

Приводить примеры сортов культурных растений.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Уметь:

Давать определение термину порода, сорт.

Называть методы селекции животных.

Приводить примеры пород домашних животных.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Уметь:

Давать определение термину биотехнология, штамм

Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Урок изучения нового материала

30.

3 Особенности селекции животных.

Комбинированный урок

31

4 Основные направления селекции микроорганизмов

Комбинированный урок

Тема 6.Происхождение жизни и развитие органического мира (4 часа)

32-33.

1-2 Представления о возникновении жизни на Земле.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

Гипотеза, коацерваты, пробионты.

Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина.

Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты.

Этапы развития жизни Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Происхождение эукариотической клетки.

Ароморфоз, идиоадаптация.

Изменение  животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира  в процессе эволюции

Уметь:

Давать определение термину гипотеза

Называть этапы развития жизни

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.

Давать определение термину Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты

Описывать начальные этапы биолгической эволюции

Уметь:

Давать определение термину Ароморфоз, идиоадаптация.

приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли.

Комбинированный

34.

3 Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

Комбинированный урок

35.

4 Этапы развития жизни на Земле.

Комбинированный урок

Тема 7. Учение об эволюции (11 часов.)

36.

1 Идея развития органического мира в биологии

Эволюция, искусственный отбор.

Предпосылки возникновения теории Дарвина.

Наследственность, изменчивость, борьба за существование.

Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции. Форы борьбы за существование.

Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора.

Адаптация, мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска.

Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптаций.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды – результат естественного отбора.

Факторы эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе.

Вид, виды-двойники, ареал, популяция.

Критерии вида. Совокупность критериев -условия обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.

Микроэволюция.

Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы.

Виды изоляции.

Биологический прогресс и регресс.

Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

 

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Сохранение биологического разнообразия.

Уметь:

Давать определение термину эволюция.

Выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина

Давать определение термину Наследственность, изменчивость, борьба за существование.

Называть основные положения эволюционной теории Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование.

Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.

Приводить примеры приспособлений организмов к окружающей среде.

Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Называть признаки популяции

Перечислять критерии вида

Анализировать содержание определения понятий вид, популяция.

Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяци:

Приводить примеры различных видов изоляции

Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования.

Давать определения понятиям прогресс и регресс.

Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

Уметь:

Давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Называть основные направления эволюции.

Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Различать понятия микро - и макроэволюция.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Комбинированный урок

37-38.

2-3 Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина

Движущие силы эволюции

Комбинированный урок

39.

4 Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

Комбинированный урок

40.

5 Современные представления об эволюции органического мира.

Комбинированный урок

41.

6 Вид, его структура и особенности

Комбинированный урок

42.

7 Процесс образования видов – видообразование

Комбинированный урок

43.

 8 Макроэволюция – результат микроэволюций.

Комбинированный урок

44.

 9 Основные направления эволюции

Комбинированный урок

45.

10 Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

Комбинированный урок

46.

11 Контрольная работа №4 Учение об эволюции

Урок системати зации и контроля знаний

Тема 8. Происхождение человека (антропогенез) (5 часов)

47.

1 Место и особенности человека в системе органического мира.

Антропология, антропогенез.

Место и особенности человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличия от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными.

Движущие силы антропогенеза.

Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая роль и социальная сущность человека.

Человеческие расы.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.

Уметь:

Давать определения понятиям Антропология, антропогенез

Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

Называть признаки биологического объекта – человека.

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

Перечислять факторы антропогенеза.

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.

Доказывать единство человеческих рас.

Комбинированный урок

48.

2 Доказательства эволюционного происхождения человека

Комбинированный урок

49.

3 Этапы эволюции вида Человек разумный

Комбинированный урок

50.

4 Человеческие расы, их родство и про исхождение

Комбинированный урок

51.

5 Контрольная работа №5

Происхождение человека

Урок систематизации и контроля знаний

Тема 9. Основы экологии (13 часов)

52.

1 Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы

Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации.

Взаимодействие факторов.

Абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы,  редуценты.

Популяция.

Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура

Популяция.

Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе.

Популяция, биоценоз, экосистема.

Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем. Классификация наземных экосистем.

Свойства экосистем: обмен и круговорот веществ. Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие.

Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Средообразующая деятельность организмов.

Уметь:

Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы.

Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Называть типы взаимодействия организмов.

Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп

Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции.

Изучать процессы, происходящие в популяции.

Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции.

Изучать процессы, происходящие в популяции.

Давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема.

Называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы.

Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.

Характеризовать структуру наземных и водных экосистем.

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

Описывать  биохимич циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду.

Объяснять значение круговорота веществ

Составлять схемы пищевых цепей.

Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы

 сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии.

Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях.

Описывать свойства сукцессии.

Давать определения понятиям биосфера.

Называть признаки , структурные компоненты и свойства биосферы.

Характеризовать живое, косное и биокосное вещество биосферы.

Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Уметь:

Называть антропогенные факторы влияния на биогеоценозы

Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых при родных ресурсов

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы

Называть современные экологические глобальные проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы.

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы

Комбинированный урок

53.

2 Закономерности действия факторов среды на организмы

Комбинированный урок

54.

3 Приспособленность организмов к влиянию факторов среды

Комбинированный урок

Комбинированный урок

55.

4 Биотические связи в природе

Комбинированный урок

56.

5 Популяция как форма существования видов в природе

Комбинированный урок

57.

6 Функционирование популяции и динамика ее численности в природе

Комбинированный урок

58.

7 Биоценоз как сообщество живых организмов в природе

Комбинированный урок

59.

8 Понятие о биогеоценозе и экосистеме.

Комбинированный урок

60.

9 Развитие и смена биогеоценозов.

Экологическая сукцессия, агроэкосистемы.

Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная

 сукцессия.

Продолжительность и значение экологической сукцессии. Особенности агроэкосистем.

Биосфера.

Биосфера – глобальная экосистема. Границы, компоненты и свойства биосферы.

Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Природные ресурсы.

Последствия хоз деятельности человека в экосистемах. Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологического разнообразия. Классификация природных ресурсов.

Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.

Комбинированный урок

61.

10  Основные законы устойчивости живой природы

Комбинированный урок

62.

11 Рациональное использование природы и ее охрана

Комбинированный урок

63.

12 Экологические проблемы.

Урок обобщения и систематизации знаний

64.

13 Контрольная работа №6по теме : Основы экологии

Урок  контроля знаний

65

66

67

14 обобщающий по теме: Основы экологии

Резерв

Резрв

Урок систематизации и обобщения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Биология, 9класс специальной(коррекционной) школы VIII вида".

Практические и лабораторные работы, предусмотренные программой  являются элементами уроков....

Календарно - тематическое планирование по физике- 9класс

Поланирование для 9класса- 3ч в неделю по уч. А.В. Пёрышкин, Гутник, Москва 2011г....

календарно-тематическое планирование по литературе 9класс

календарно-тематическое планирование по УМК В.Я.Коровиной для 9 класса на 2013-2014 уч.г....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии "Твоя профессиональная карьера" (9класс)

Рабочая программа дисциплины «Твоя профессиональная карьера» предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии , проф...

календарно тематическое планирование 8-9класс

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА( 8-9 КЛАССЫ)СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ТЕМАТИКА (ПРЕДМЕТЫ РЕЧИ, ПРОБЛЕМЫ)Учащиеся должны уметь общаться со своими зарубежными сверстниками и взрослыми в наиболее распространенных ситуациях...

Календарно-тематическое планирование для 9класса.

Цели и задачи: Цель: содействие всестороннему гармоничному развитию личности. Задачи: 1.Укркпление здоровья, содействие нормальному физическому развитию. 2. Совершенствование жизненно важных двига...

Календарно-тематическое планирование Биология. 9класс. Пасечник.Формат Excel.

Календарно-тематическое планирование Биология. 9класс. Пасечник.Формат Excel....