Внеклассное мероприятие "Курить-здоровью вредить!"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
данная разработка может помочь учителям биологии и социальным педагогам при работе, направленной на профилактику вредных привычек
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_kurit-zdorovyu_vredit.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по профилактической работе
Классный час
«Курить – здоровью вредить!»
Автор:
Е.Е. Батенькова, социальный педагог
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №1 г. Вытегры»
Классный час «Курить – здоровью вредить!»
Цель: профилактика и предупреждение курения
Задачи:
- Сформировать негативное отношение учащихся к курению.
- Побуждать учащихся к сопротивлению табакокурения и противостоять давлению сверстников.
- Воспитывать активную жизненную позицию.
- Развивать умение работать в коллективе.
Оформление и оборудование: плакат «Курить – здоровью вредить», резиновая трубка, спиртовка, вата, крышка, пластилин, спички, сигарета, чистые листы, ручки.
Возрастной состав – учащиеся 6-7 классов.
Количественный состав – 20-25 учеников.
Ход классного часа:
- Вводное слово учителя:
Тема нашей беседы «Табакокурение», его влиянии на организм человека и последствия курения.
О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Сегодня мы постараемся выявить все «за» и «против» курения.
Но вначале немного из истории. История употребления табака насчитывает несколько десятков сотен лет. Началось все, несомненно, в Америке. Считается, что табак выращивался ещё в VI веке до нашей эры. В I веке до нашей эры американские индейцы начали использовать табак в медицинских и религиозных целях. 15 октября 1492 табак был передан Христофору Колумбу американскими индейцами как подарок и, вскоре после этого, табак был завезен в Европу, и его начали выращивать повсеместно. В Европу табак был завезён в конце XV века, в Россию - в начале XVII века. Курение в то время преследовалось властями. Пётр I, пристрастившийся к курению табака во время пребывания в Голландии, разрешил продажу табака в России, наложив торговую пошлину на распространение табака, которая шла в государственную казну.
- Практическое занятие с классом:
- Класс делится на две группы, каждая группа записывает не менее 5 аргументов в пользу своего утверждения. На обдумывание дается 5 минут. После этого каждая группа приводит варианты своих ответов.
1 группа: Я буду курить, потому что… | 2 группа: Я не буду курить, потому что… |
- курение – это удовольствие; - когда нечего делать, пошёл покурил, подумал о чём-нибудь; - буду казаться взрослым; - все мои друзья курят; - это модно; - мне нравится; и др. | - это вредно для здоровья; - неприятно пахнет от волос и одежды; - я хочу жить долго; - это вредно для будущих детей; и др. |
- Вопрос: по каким признакам можно отличить курящего человека от некурящего? Каждая группа выявляет признаки. На формулировку ответов дается 3-5 минут.
Примерные ответы: одежда и волосы пахнут табаком, желтые ногти, коричневый налет на зубах, желтизна указательного и среднего пальцев, запах табака изо рта и т.д.
- Вопрос: как выдумаете, какие проблемы могут возникнуть у курящего человека?
Каждая группа обдумывает и предлагает свои ответы. На формулировку ответов дается 3-5 минут.
Примерные ответы: проблемы со здоровьем, много денег уходит на покупку сигарет, сильно пахнет табаком от волос, одежды и др.
- Демонстрация опыта:
Сейчас мы проверим, влияет ли никотин на наше здоровье.
Собирается установка, как показано на рисунке. Опыт наглядно показывает как загрязняются легкие (вата).
Учитель знакомит детей с дополнительной информацией:
Исследования ученых показывают, что никотин является одним из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.
Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).
Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.
Никотин включается в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становиться необходимым.
Однако, если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым - фармакологом Н. П. Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару.
Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит» двое «победителей», выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.
В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40 - летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер.
В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.
Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин "С" необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких.
У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии.
Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Учеными установлено, что аллергизирующим действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым.
Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие и расстройство пищеварения.
Теперь вы видите, что курение – это одна из вредных привычек, влияющих на здоровье человека.
IV. Инсценировка мини-диалога «Сигарета – не конфета!» и его обсуждение по вопросу: как бы вы действовали на месте второго действующего лица?
- Я сегодня пачку «Мальборо» на спор выиграл. Курить будешь?
- Нет, я не курю.
- Сейчас все курят! Ты что не крутой?
- Значит, не крутой.
- А-а, ты здоровье бережешь, хочешь, чтоб все вокруг были больные, а ты один здоровый. Да?
- Не кури, и ты тоже будешь здоровый.
- А если мне нравится курить!
- Ну, а мне нравится не курить.
Рано или поздно любой ребенок оказывается в ситуации, когда ему предлагают закурить. Чтобы избежать насмешек типа: «ты что слабак?», «ты что боишься?», «фу-у, маминькин сынок!» психологи советуют свой отказ подкрепить весомыми аргументами и перевести разговор на другую тему:
отка+
Ученики предлагают свои ситуации отказа от курения (все разыгрываются как сценки);
- Задание по группам:
И теперь, когда мы услышали и увидели в опыте, какой вред приносит курение, выполните в своих группах следующее задание: напишите продолжение фразы «Я не советую вам начинать курить, потому что …» и составьте листовку или мини-плакат, о вреде курения.
По окончании работы листовки закрепить на доске, тексты зачитать вслух классу.
- Заключительное слово:
Я надеюсь, что этот урок убедил вас в том, что курение наносит колоссальный вред здоровью, и у каждого из вас хватит силы воли и здравого смысла не курить никогда.
Твое имя - сигарета.
Ты красива, ты сильна.
Ты знакома с целым светом,
Очень многим ты нужна.
Мозг и сердце ты дурманишь
Молодым и старикам,
Независимо от знаний,
Скажем прямо, слабакам
Запомни: человек не слаб,
Рожден свободным. Он не раб.
Сегодня вечером, как ляжем спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить
Я - человек! Я должен жить!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТВОЙ ВЫБОР Разработка внеклассного интегрированного мероприятия ( о вреде накомании, алкоголя, табакокурения).
Наша игра - решительное «нет» алкоголю, табаку, наркотикам.Внеклассное интегрированное мероприятие «Твой выбор», подготовлено совместно учителями биологии, химии, физики. Проводится группой учащ...
Авторская разработка внеклассного мероприятия по здоровьесберегающим технологиям «О вреде курения»
Авторская разработка Внеклассного мероприятия «О вреде курения»...
Внеклассное мероприятие о вреде курения: "Кто следующий?"
Внеклассное мероприятие о вреде курения...
Внеклассное мероприятие по математике "О вреде курения языком математики".
Внеклассное мероприятие по математике "О вреде курения языком математики" для учащихся 7 класса. В этом мероприятии приводятся факты о вреде курения, которые негативно сказываются на здоровье человека...
Внеклассное мероприятие о вреде курения
Данное мероприятие нацелено на то, чтобы подросток задумался об этой пагубной привычке и помог своему другу, знакомому избавиться от неё оперируя полученными сведениями о вреде курения...
Конспект внеклассного занятия "О вреде и пользе жевательной резинки"
Конспект внеклассного занятия "О вреде и пользе жевательной резинки"...
Конспект внеклассного мероприятия "О вреде курения с опытами" для учащихся 8-11 классов
Конспект внеклассного мероприятия включает в себя план мероприятия, анкету участников мероприятия, выступления по данной теме, описание химических опытов по распознаванию веществ, содержащихся в табач...