Растительный мир нашей Родины
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Елисеева Марина Александровна

Данную  разработку можно использовать как в учебном курсе "Биология" 5 класса, так и на занятиях  внеурочной деятельности.  Конструкт урока составлен  с использованием  приемов технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnye_zony_5_klass.docx91.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме «Растения природных зон  России»

Задачи: создать условия для формирования  УУД обучающихся

Предметные умения: называть важнейшие природные зоны России, выделять особенности климата природных зон; знать основные виды растений, формирующих их  облик.

Метапредметные универсальные учебные действия:

формировать умение  систематизировать информацию по представленному плану;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для аргументации своей позиции; активно слушать.

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы

Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Учебные  средства:  галерея  изображений ландшафтов природных зон России; карта «Природные зоны мира или России»; раздаточные материал для групповой работы.

Конструкт урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

актуализация

Читает стихотворения, организует обсуждение о его смысле:

Где-то бушует вьюга, где-то метет метель, 
Где-то полгода длится долгий полярный день.
Где-то жара и пекло- Солнца лучи горячи,
Так нагревают землю, будто в жаркой печи.
Где-то реки, озера, где-то край топких болот,
Где-то с ясного неба и капля дождя не идет.
Где-то сосны и ели, густой и тенистый лес,
Где-то мхи и лишайник-край пустоты окрест 

Слушают, отвечают на вопросы, определяют тему урока

Организует мыслительную работу по формулированию определения понятия «природная зона».

Для этого используется видеоряд  разных природных зон,  демонстрация карты природных зон.

Составляют определение по изученному  

алгоритму:

                        +

Организует работу в группах, используя прием «зигзаг» (технология  развития критического мышления):

Формируются группы из 5 человек, каждый участник группы получает номер от 1 до 5.

Затем 1 номера каждой группы собираются за один стол, 2 номера группы за другой стол и т.д.

Работа в группах

Знакоство с текстом – описанием природной зоны;

Сотсавлением ее характеристики

Физминутка

Я по природным зонам иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы нам грибов набрать.
Вот лисица пробежала (рукой провести слева вправо)
Тут же белка проскакала (другой рукой провести справа влево)
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места)

Продолжение групповой работы:

номера собирются в состав  первоначальной группы, принося с собой фрагмент инофрмации.

Работа в группах

Составление  общего кластера.

рефлексия

Организует повторение и обощение материала:

1. фронтальные игровые интерактивные задания  с использовванием Smart -  доски

2. Прием незаконченных предложений:

Я знаю

Я могу

Выполняют задания

Домашнее задание

Готовит материал:

Инструкцию по выполнению работы

Контур  России

Картинки растений разных природных зон

Создать объемную карту «Растения природных зон России»

Приложения. Раздаточный  материал.

а) Тексты

Тундра (от фин. tunturi — безлесная, голая возвышенность).

Всё северное побережье России, кроме берегов Белого моря, занимает безлесная область - тундра. Тундра  занимает 15% всей территории России. Она как бы жмется к побережью Северного Ледовитого океана, образуя вдоль его берегов полосу открытых пространств. Поверхность тундры в западных районах представляет собой бескрайнюю равнину с многочисленными реками, озерами и болотами.

Почему же в тундре не растёт лес? Его росту мешают три основные причины - холодное и непродолжительное лето, сильные ветры и высокая влажность воздуха. К тому же в тундре много болот. С высоких мест снег сдувается, и почва промерзает настолько, что летом не успевает оттаять. Поэтому в тундре почти повсеместно распространена многолетняя мерзлота. Это тоже не способствует развитию древесной растительности. 

Да,  климат тундры очень  суровый: зима длится 6—8 месяцев, часты морозы, доходящие до — 50 °С, сильные холодные ветры, переходящие в снежные бури.  Даже лето в тундре короткое и холодное. Средняя температура июля не превышает +10 °С. Очень редко она поднимается до + 15 °С, временами падая до 0 °С и ниже. Заморозки бывают даже в самый разгар лета, а снег ложится иногда уже в августе. 

В этих условиях нормально расти  деревьям трудно. Растения жмутся к земле, где можно укрыться зимой под снегом, образуют низкорослые формы. Но отсутствие деревьев  дает  расти светолюбивым  мхам  и лишайникам, особенно  нужно отметить ягель - основного корма северных оленей.  Вдоль берегов многочисленных ручьев, речек, глубоких луж и озер сосредоточиваются заросли низкорослых кустарников: карликовой березы, полярной ивы, ольхи и осины, стволы и ветви которых ничтожно малы и скорее похожи на стебельки трав. По берегам водоемов на сухих возвышенных местах произрастает типичное для арктической тундры растение — куропачья трава. Ее листья на зиму не опадают, а сохраняются до весны в зеленом виде, так же как веточки и почки полярной ивы и кожистые листья других растений тундры. Над  карликовым  деревьями  возвышаются грибы -  настоящие "надберёзовики". Грибов много, их хорошо видно; благодаря прохладному климату они долго остаются нечервивыми.  Для грибника тундра - настоящий рай.

Тундра бывает очень красива дважды в году. Первый раз в августе, когда созревает морошка и ландшафт меняет цвет сначала с зелёного на красный, а потом на жёлтый. Второй раз - в сентябре, когда желтеют и краснеют листья карликовой берёзки и кустарничков.

Тайга (Дикий  хвойный лес)

Это полоса сурового  леса, состоящего из высокоствольных пород ели, сосны, лиственницы, кедра и пихты с примесью березы, осины, ольхи, тополя.  Тайга — наиболее обширная природная зона России — протянулась от западных границ России до Тихого океана. Тайга составляет почти 60% площади всей территории России.

Климат тайги характеризуется теплым и влажным летом и прохладной, но холодной зимой. Температура воздуха летом нередко превышает +30 °С, а вот  зимние морозы  могут достигать 30... 50°С. 

Дремучие таежные леса часто под своим пологом не имеют ни кустарников, ни травяного покрова. В них царит хаос бурелома и валежника: засохшие на корню деревья, колоды упавших стволов с прогнившей древесиной, трухлявые пни. Особенно характерен для тайги моховой покров. Он остается зеленым круглый год и выглядит всегда одинаково – и весной, и летом, и осенью. Сомкнутые кроны высокоствольных деревьев создают полумрак.    А мхи – очень теневыносливые растения, они могут существовать при почти полном отсутствии света.

Весной и вначале лета мы видим некоторое оживление – на фоне мохового ковра появляются снежно – белые цветки таежных трав кислицы, грушанки, майника.

Совершенно иное дело сосновый лес.

Здравствуйте, сосновые леса,

Солнечные, чистые, сухие

Все мне душу радует и взгляд,

Знаю обо всем не понаслышке:

Парные иголки вниз летят,

сохнут растопыренные шишки..."

К.ВАНШЕНКИН.

Кроны сосен легкие, ажурные, они пропускаю много света. Поэтому в сосновом лесу нет затенения. В нем всегда светло, солнечно, просторно. Поэтому под пологом высоких деревьев вольготно чувствуют себя кустарники и травы. Здесь можно увидеть чернику, бруснику, дикий шиповник и дикую яблоню, малину, можжевельник, жимолость, смородину, папоротник.  А еще много грибов. Например,  строчок, масленок, моховик.

Степь

Это  ровная земная поверхность (равнина),  поросшая травянистой растительностью. Степи распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. Степи особенно развиты в южной России, и чисто русское слово степь перешло во все иностранные языки.  Дожди  здесь выпадают мало и нерегулярно. Лето жаркое и засушливое (средняя температура июля +20-24°С), а холодная зима (морозы до —20-30°С) с тонким снежным покровом.  

Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев. Основной покров образуют травы,  растущие маленькими кочками, между которыми видна голая почва: типчакмятликовсец и др. Растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них устойчивы к засухе и активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы. Более всего распространены виды ковыля, особенно – обыкновенный перистый ковыль. Он покрывает нередко сплошь большие пространства и своими шелковистыми белыми перистыми остями придает степи какой-то особый волнующийся вид.  После видов ковыля самую важную роль играет кипец или тонконог.  Он встречается всюду в степи, но особенную роль играет к востоку от Уральских гор. Кипец представляет прекрасный корм для овец. 

Очень ярко и живописно описал степь в своей повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь:

«… Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный, Бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою! Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем!.. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..»

Пустыня

Пустыня Пустыней называют любое место, где очень – очень сухо и нет, или почти нет, плодородной почвы. Самая большая пустыня в мире – Сахара. Она находится на северо-западе Африки. Когда-то там были луга, росли травы и часто выпадали дожди. Но климат стал суше, и постепенно Сахара превратилась в песчаную пустыню.  В России тоже есть пустыни. Они занимают небольшую площадь: побережье  Каспийского моря.  Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днем до 70˚ градусов, а температура воздуха в тени поднимается выше 40 ˚ градусов.  Но затем жаркий летний день сменяется очень холодной ночью. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой за все лето не бывает ни капли дождя. А могут проходить сухие дожди. На небе тучи, гром, молнии, но ни одна капля не успевает долететь до земли – испаряется.

 Некоторые ошибочно думают, что такие территории, как  пустыни России почти или начисто лишены какой-либо жизни, ведь тут жарко и один песок. Однако это вовсе не так. Полноправными хозяевами считают себя  полыни,  злаки, кактусы, верблюжья колючка, эфедра, кендырь, песчаная акация, многолетние травы и даже цветы – тюльпаны.

Условия, в которых живут эти растения, спровоцировали развитие разных способностей для выживания: некоторые растения быстро вянут, но сохраняют при этом в земле свои органы (луковицы, клубни).  В пустынях есть группа растений (суккуленты), которые запасают воду в своей надземной части. У одних из них сильно утолщены стебли, у других – листья.  Например, кактусы. Они выживают в пустынях, потому что запасают воду в своих стеблях. Вместо листьев у них острые колючки! Крошечный злак мятлик луковичный. Если влаги мало, это растение мало заметно - невысокое, с маленьким колоском, но если же влаги более чем достаточно, мятлик укрывает земли густым зеленым "ковром". Одно из самых известных растений пустыни – верблюжья колючка. Ее корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Даже в самый сильный зной верблюжья колючка ярко-зеленая. Она действительно колючая, но, несмотря на это, ее охотно поедают верблюды.  Одним из самых интересных является саксаул. Это растение растет только в сообществе с другими. Саксаулы своими корнями закрепляют песок, а их древесина настолько плотная, что не тонет в воде, листьев у саксаула практически нет, поэтому он мало испаряет влаги. Вместе с саксаулами растут песчаная акация, древовидная солянка, кустарник джузгун (корневища его достигают длины до 40 м!). Злак элимус может достигать высоты в рост человека, он настолько пышно и мощно разрастается, что издали его можно принять за большой куст. Черная полынь - называется так именно за свой цвет, она почти без листьев, но очень хорошо вьется, поэтому укрывает большие территории земли, которые тоже стали называть "черными" и спасает от голода даже в самые засушливые времена.

Широколиственный лес

Широ́коли́ственные леса́ — леса, образованные листопадными (летне-зелёными) деревьями с широкими листовыми пластинками. Широколиственный лес характеризуется прежде всего большим разнообразием деревьев. Это особенно заметно, если сравнить его с хвойным лесом, с тайгой. Их здесь значительно больше, чем в тайге, — иногда их можно насчитать до десятка. Причина богатства деревьев заключается в том, что широколиственные леса развиваются в более благоприятных природных условиях, чем тайга: с тёплой зимой (температурами до -10°C) и достаточно жарким летом (+16 - + 24°C).

Широколиственные леса, в отличие от мрачной и однообразной тайги,  лес светлый, солнечный, пестрый и веселый. Наряду с дубом или липой в нем растут ясень, остролистый клен, ильм, береза, вяз, на западе — граб. Обычно в нем имеется второй древесный ярус из более низких деревьев: дикой яблони, дикой груши, клена, рябины. В нем много кустарников — орешника, этого неизменного спутника дуба, изящного бересклета с его своеобразными плодами-висюльками, бузины, обвешанной густыми гроздьями мелких белых цветочков или красных ягод, крупнолистой калины и т. д. В нем много полян, покрытых густым разнотравьем, много мокрых лугов, по которым, извиваясь, текут ручьи и речки.

На самом нижнем ярусе леса разросся ковер многолетних трав – хохлатки, гусиный лук, ветреница, чистяк. После того как в начале лета их надземная часть засохнет, они не погибают. В почве сохраняются  - подземные органы – у одних луковицы, у других корневища. Эти органы служат вместилищем питательных веществ, благодаря которым они и появляются каждую весну снова.

б) План  характеристики природной зоны. Внимательно прочай текст, найди в нем информацию, чтобы заполнить  эту таблицу

Место расположения на территории России

Температура воздуха

и количество влаги

Типичные растения

Интересные факты

в) кластер

м

м

м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Москва - столица нашей Родины"

Урок немецкого языка в 7 классе по теме " Москва - столица нашей Родины" расширяет представления учащихся о Москве и ее истории, воспитывает любовь и уважение к нашей столице. На данном уроке использу...

урок музыки в 5 классе по теме" Героическое прошлое нашей родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"

объяснение темы ведётся на примере произведений С. С. Прокфьева Кантата "Александр Невский" и произведения живописи П. Корина Триптих "Александр Невский", фрагмент из кинофильма С. Эйзенштена "Алексан...

"Растительный мир нашего края. Красная книга. Охрана растений"

Урок о расстительном мире Кемеровской области .Об охране растений и о редких растениях занесенных в красную книгу......

Презентация к уроку истории Смоленщины/ обществознания "Наша Родина - Россия, Ельня - наша малая Родина"

Презентация  посвящена истории России и малой Родины-Ельни, её достопримечательностям, известным людям. Материал презентации можно использовать как на уроке обществознания в 5 классе, так и на ур...

Разработка урока "Наша Родина - Россия. Ельня -наша малая Родина"

На уроке обществознания в 5 классе учащиеся знакомятся с историей, достопримечательностями, великими людьми своей Родины....

Презентация к обобщающему уроку по природоведению «Растительный мир нашей планеты»

Презентация к обобщающему уроку по предмету «Природоведение» для 6 класса коррекционной школы VIII вида...