Растительный мир нашей Родины
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Данную разработку можно использовать как в учебном курсе "Биология" 5 класса, так и на занятиях внеурочной деятельности. Конструкт урока составлен с использованием приемов технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_zony_5_klass.docx | 91.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме «Растения природных зон России»
Задачи: создать условия для формирования УУД обучающихся
Предметные умения: называть важнейшие природные зоны России, выделять особенности климата природных зон; знать основные виды растений, формирующих их облик.
Метапредметные универсальные учебные действия:
формировать умение систематизировать информацию по представленному плану;
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для аргументации своей позиции; активно слушать.
регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы
Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.
Учебные средства: галерея изображений ландшафтов природных зон России; карта «Природные зоны мира или России»; раздаточные материал для групповой работы.
Конструкт урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
актуализация | Читает стихотворения, организует обсуждение о его смысле: Где-то бушует вьюга, где-то метет метель, | Слушают, отвечают на вопросы, определяют тему урока |
Организует мыслительную работу по формулированию определения понятия «природная зона». Для этого используется видеоряд разных природных зон, демонстрация карты природных зон. | Составляют определение по изученному алгоритму: + | |
Организует работу в группах, используя прием «зигзаг» (технология развития критического мышления): Формируются группы из 5 человек, каждый участник группы получает номер от 1 до 5. Затем 1 номера каждой группы собираются за один стол, 2 номера группы за другой стол и т.д. | Работа в группах Знакоство с текстом – описанием природной зоны; Сотсавлением ее характеристики | |
Физминутка Я по природным зонам иду (ходьба на месте), | ||
Продолжение групповой работы: номера собирются в состав первоначальной группы, принося с собой фрагмент инофрмации. | Работа в группах Составление общего кластера. | |
рефлексия | Организует повторение и обощение материала: 1. фронтальные игровые интерактивные задания с использовванием Smart - доски 2. Прием незаконченных предложений: Я знаю Я могу | Выполняют задания |
Домашнее задание | Готовит материал: Инструкцию по выполнению работы Контур России Картинки растений разных природных зон | Создать объемную карту «Растения природных зон России» |
Приложения. Раздаточный материал.
а) Тексты
Тундра (от фин. tunturi — безлесная, голая возвышенность).
Всё северное побережье России, кроме берегов Белого моря, занимает безлесная область - тундра. Тундра занимает 15% всей территории России. Она как бы жмется к побережью Северного Ледовитого океана, образуя вдоль его берегов полосу открытых пространств. Поверхность тундры в западных районах представляет собой бескрайнюю равнину с многочисленными реками, озерами и болотами.
Почему же в тундре не растёт лес? Его росту мешают три основные причины - холодное и непродолжительное лето, сильные ветры и высокая влажность воздуха. К тому же в тундре много болот. С высоких мест снег сдувается, и почва промерзает настолько, что летом не успевает оттаять. Поэтому в тундре почти повсеместно распространена многолетняя мерзлота. Это тоже не способствует развитию древесной растительности.
Да, климат тундры очень суровый: зима длится 6—8 месяцев, часты морозы, доходящие до — 50 °С, сильные холодные ветры, переходящие в снежные бури. Даже лето в тундре короткое и холодное. Средняя температура июля не превышает +10 °С. Очень редко она поднимается до + 15 °С, временами падая до 0 °С и ниже. Заморозки бывают даже в самый разгар лета, а снег ложится иногда уже в августе.
В этих условиях нормально расти деревьям трудно. Растения жмутся к земле, где можно укрыться зимой под снегом, образуют низкорослые формы. Но отсутствие деревьев дает расти светолюбивым мхам и лишайникам, особенно нужно отметить ягель - основного корма северных оленей. Вдоль берегов многочисленных ручьев, речек, глубоких луж и озер сосредоточиваются заросли низкорослых кустарников: карликовой березы, полярной ивы, ольхи и осины, стволы и ветви которых ничтожно малы и скорее похожи на стебельки трав. По берегам водоемов на сухих возвышенных местах произрастает типичное для арктической тундры растение — куропачья трава. Ее листья на зиму не опадают, а сохраняются до весны в зеленом виде, так же как веточки и почки полярной ивы и кожистые листья других растений тундры. Над карликовым деревьями возвышаются грибы - настоящие "надберёзовики". Грибов много, их хорошо видно; благодаря прохладному климату они долго остаются нечервивыми. Для грибника тундра - настоящий рай.
Тундра бывает очень красива дважды в году. Первый раз в августе, когда созревает морошка и ландшафт меняет цвет сначала с зелёного на красный, а потом на жёлтый. Второй раз - в сентябре, когда желтеют и краснеют листья карликовой берёзки и кустарничков.
Это полоса сурового леса, состоящего из высокоствольных пород ели, сосны, лиственницы, кедра и пихты с примесью березы, осины, ольхи, тополя. Тайга — наиболее обширная природная зона России — протянулась от западных границ России до Тихого океана. Тайга составляет почти 60% площади всей территории России.
Климат тайги характеризуется теплым и влажным летом и прохладной, но холодной зимой. Температура воздуха летом нередко превышает +30 °С, а вот зимние морозы могут достигать 30... 50°С.
Дремучие таежные леса часто под своим пологом не имеют ни кустарников, ни травяного покрова. В них царит хаос бурелома и валежника: засохшие на корню деревья, колоды упавших стволов с прогнившей древесиной, трухлявые пни. Особенно характерен для тайги моховой покров. Он остается зеленым круглый год и выглядит всегда одинаково – и весной, и летом, и осенью. Сомкнутые кроны высокоствольных деревьев создают полумрак. А мхи – очень теневыносливые растения, они могут существовать при почти полном отсутствии света.
Весной и вначале лета мы видим некоторое оживление – на фоне мохового ковра появляются снежно – белые цветки таежных трав кислицы, грушанки, майника.
Совершенно иное дело сосновый лес.
Здравствуйте, сосновые леса,
Солнечные, чистые, сухие
Все мне душу радует и взгляд,
Знаю обо всем не понаслышке:
Парные иголки вниз летят,
сохнут растопыренные шишки..."
К.ВАНШЕНКИН.
Кроны сосен легкие, ажурные, они пропускаю много света. Поэтому в сосновом лесу нет затенения. В нем всегда светло, солнечно, просторно. Поэтому под пологом высоких деревьев вольготно чувствуют себя кустарники и травы. Здесь можно увидеть чернику, бруснику, дикий шиповник и дикую яблоню, малину, можжевельник, жимолость, смородину, папоротник. А еще много грибов. Например, строчок, масленок, моховик.
Степь
Это ровная земная поверхность (равнина), поросшая травянистой растительностью. Степи распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. Степи особенно развиты в южной России, и чисто русское слово степь перешло во все иностранные языки. Дожди здесь выпадают мало и нерегулярно. Лето жаркое и засушливое (средняя температура июля +20-24°С), а холодная зима (морозы до —20-30°С) с тонким снежным покровом.
Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев. Основной покров образуют травы, растущие маленькими кочками, между которыми видна голая почва: типчак, мятлик, овсец и др. Растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них устойчивы к засухе и активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы. Более всего распространены виды ковыля, особенно – обыкновенный перистый ковыль. Он покрывает нередко сплошь большие пространства и своими шелковистыми белыми перистыми остями придает степи какой-то особый волнующийся вид. После видов ковыля самую важную роль играет кипец или тонконог. Он встречается всюду в степи, но особенную роль играет к востоку от Уральских гор. Кипец представляет прекрасный корм для овец.
Очень ярко и живописно описал степь в своей повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь:
«… Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный, Бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою! Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем!.. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..»
Пустыня
Пустыня Пустыней называют любое место, где очень – очень сухо и нет, или почти нет, плодородной почвы. Самая большая пустыня в мире – Сахара. Она находится на северо-западе Африки. Когда-то там были луга, росли травы и часто выпадали дожди. Но климат стал суше, и постепенно Сахара превратилась в песчаную пустыню. В России тоже есть пустыни. Они занимают небольшую площадь: побережье Каспийского моря. Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днем до 70˚ градусов, а температура воздуха в тени поднимается выше 40 ˚ градусов. Но затем жаркий летний день сменяется очень холодной ночью. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой за все лето не бывает ни капли дождя. А могут проходить сухие дожди. На небе тучи, гром, молнии, но ни одна капля не успевает долететь до земли – испаряется.
Некоторые ошибочно думают, что такие территории, как пустыни России почти или начисто лишены какой-либо жизни, ведь тут жарко и один песок. Однако это вовсе не так. Полноправными хозяевами считают себя полыни, злаки, кактусы, верблюжья колючка, эфедра, кендырь, песчаная акация, многолетние травы и даже цветы – тюльпаны.
Условия, в которых живут эти растения, спровоцировали развитие разных способностей для выживания: некоторые растения быстро вянут, но сохраняют при этом в земле свои органы (луковицы, клубни). В пустынях есть группа растений (суккуленты), которые запасают воду в своей надземной части. У одних из них сильно утолщены стебли, у других – листья. Например, кактусы. Они выживают в пустынях, потому что запасают воду в своих стеблях. Вместо листьев у них острые колючки! Крошечный злак мятлик луковичный. Если влаги мало, это растение мало заметно - невысокое, с маленьким колоском, но если же влаги более чем достаточно, мятлик укрывает земли густым зеленым "ковром". Одно из самых известных растений пустыни – верблюжья колючка. Ее корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Даже в самый сильный зной верблюжья колючка ярко-зеленая. Она действительно колючая, но, несмотря на это, ее охотно поедают верблюды. Одним из самых интересных является саксаул. Это растение растет только в сообществе с другими. Саксаулы своими корнями закрепляют песок, а их древесина настолько плотная, что не тонет в воде, листьев у саксаула практически нет, поэтому он мало испаряет влаги. Вместе с саксаулами растут песчаная акация, древовидная солянка, кустарник джузгун (корневища его достигают длины до 40 м!). Злак элимус может достигать высоты в рост человека, он настолько пышно и мощно разрастается, что издали его можно принять за большой куст. Черная полынь - называется так именно за свой цвет, она почти без листьев, но очень хорошо вьется, поэтому укрывает большие территории земли, которые тоже стали называть "черными" и спасает от голода даже в самые засушливые времена.
Широколиственный лес
Широ́коли́ственные леса́ — леса, образованные листопадными (летне-зелёными) деревьями с широкими листовыми пластинками. Широколиственный лес характеризуется прежде всего большим разнообразием деревьев. Это особенно заметно, если сравнить его с хвойным лесом, с тайгой. Их здесь значительно больше, чем в тайге, — иногда их можно насчитать до десятка. Причина богатства деревьев заключается в том, что широколиственные леса развиваются в более благоприятных природных условиях, чем тайга: с тёплой зимой (температурами до -10°C) и достаточно жарким летом (+16 - + 24°C).
Широколиственные леса, в отличие от мрачной и однообразной тайги, лес светлый, солнечный, пестрый и веселый. Наряду с дубом или липой в нем растут ясень, остролистый клен, ильм, береза, вяз, на западе — граб. Обычно в нем имеется второй древесный ярус из более низких деревьев: дикой яблони, дикой груши, клена, рябины. В нем много кустарников — орешника, этого неизменного спутника дуба, изящного бересклета с его своеобразными плодами-висюльками, бузины, обвешанной густыми гроздьями мелких белых цветочков или красных ягод, крупнолистой калины и т. д. В нем много полян, покрытых густым разнотравьем, много мокрых лугов, по которым, извиваясь, текут ручьи и речки. |
На самом нижнем ярусе леса разросся ковер многолетних трав – хохлатки, гусиный лук, ветреница, чистяк. После того как в начале лета их надземная часть засохнет, они не погибают. В почве сохраняются - подземные органы – у одних луковицы, у других корневища. Эти органы служат вместилищем питательных веществ, благодаря которым они и появляются каждую весну снова.
б) План характеристики природной зоны. Внимательно прочай текст, найди в нем информацию, чтобы заполнить эту таблицу
Место расположения на территории России | Температура воздуха и количество влаги | Типичные растения | Интересные факты |
в) кластер
м
м
м
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока " Москва - столица нашей Родины"
Урок немецкого языка в 7 классе по теме " Москва - столица нашей Родины" расширяет представления учащихся о Москве и ее истории, воспитывает любовь и уважение к нашей столице. На данном уроке использу...
урок музыки в 5 классе по теме" Героическое прошлое нашей родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"
объяснение темы ведётся на примере произведений С. С. Прокфьева Кантата "Александр Невский" и произведения живописи П. Корина Триптих "Александр Невский", фрагмент из кинофильма С. Эйзенштена "Алексан...
"Растительный мир нашего края. Красная книга. Охрана растений"
Урок о расстительном мире Кемеровской области .Об охране растений и о редких растениях занесенных в красную книгу......
Презентация к уроку истории Смоленщины/ обществознания "Наша Родина - Россия, Ельня - наша малая Родина"
Презентация посвящена истории России и малой Родины-Ельни, её достопримечательностям, известным людям. Материал презентации можно использовать как на уроке обществознания в 5 классе, так и на ур...
Разработка урока "Наша Родина - Россия. Ельня -наша малая Родина"
На уроке обществознания в 5 классе учащиеся знакомятся с историей, достопримечательностями, великими людьми своей Родины....
Презентация к обобщающему уроку по природоведению «Растительный мир нашей планеты»
Презентация к обобщающему уроку по предмету «Природоведение» для 6 класса коррекционной школы VIII вида...