Конспект по биологии тема: «Строение и функции прокариотической клетки»
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Батенькова Екатерина Евгеньевна

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kospekt_po_biologii.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по биологии

Класс – 10А

Тема: «Строение и функции прокариотической клетки»

Цель: изучить царство Прокариот, его представителей, строение и функции, особенности жизнедеятельности и способы размножения прокариотических клеток.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомиться с ц. Прокариот, его представителями, особенностями царства, сформировать понятие «Прокариоты»;
  2. Развивающие: развивать навыки логического мышления, учебные навыки (умение работать с учебником, тетрадью), развивать личностные качества;
  3. Воспитательные: используя содержание урока, проводить экологическое воспитание, показывая  практическую значимость бактерий в природе и жизни человека.

Оборудование:

Таблицы, рисунки в учебнике, ТСО (презентация)

Структура урока:

  1. Организационный момент (2-3 мин)
  2. Проверка домашнего задания (7-10 мин)
  3. Изучение новой темы (10-25 мин)
  4. Закрепление изученной темы (5-7 мин)
  5. Д/з (2-4 мин)
  6. Итог урока (2-3 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих, оглашение темы и цели урока.
  2. Проверка домашнего задания:
  1. Рассказать о строении, функциях ДНК. (1 чел., устно);
  2. Рассказать о строении, функциях РНК. (1 чел., устно);
  3. Назовите азотистые основания, входящие в состав ДНК; РНК; Нарисуйте схемы строения; (1 чел.)
  4. Как достигается огромное разнообразие ДНК? (беседа)

  1. Изучение новой темы:

Слова учителя: Типичные прокариотические клетки – это бактерии. Они живут повсюду: в воде, воздухе, в почве, в пищевых продуктах. Они обитают в самой глубокой котловине в океане, в подземных источниках горячих вод, их находят во льдах Арктики и Антарктиды. Во всех этих условиях обитания находят бактерий, это говорит о высокой степени приспособленности прокариот. Бактерии – самые примитивные формы жизни, которые образовались на самых ранних этапах развития жизни на Земле.

Задание ученикам: Прочитать материал на с. 136-137 в учебнике.

Обсуждение прочитанного материала (ответы на вопросы);

Вопросы:

  1. Назовите основные особенности строения клетки бактерий.
  2. Какие формы клеток встречаются?
  3. Основная особенность прокариот – это…
  4. В каких условиях могут жить бактерии?
  5. Как выдумаете, какие заболевания могут вызывать бактерии?

 Слова учителя: Основная особенность строения прокариот – отсутствие ядра, ограниченного оболочкой. Наследственная информация заключена в одной хромосоме. Хромосома состоит из одной молекулы ДНК, имеет форму кольца, находится в цитоплазме.

Задание: прочитать с. 138 в учебнике со слов «Основная особенность прокариот…»

Обсуждение (ответы на вопросы)

Вопросы:

  1. Назовите основные органоиды прокариотической клетки.
  2. На каких органоидах проходит синтез белка?
  3. Какие запасные вещества откладываются в клетке? Каково их значение?
  4. Где у прокариот находится наследственная информация?

Слова учителя: Бактерии размножаются делением надвое. После удвоения кольцевой хромосомы и удлинения клетки постепенно образуется поперечная перегородка, а затем дочерние клетки расходятся.

Многим бактериям свойственно спорообразование. Спорообразование возникает, когда ощущается недостаток в питательных веществах или когда в среде в избытке накапливаются продукты обмена. Споры бактерий в сухом состоянии очень устойчивы. В таком состоянии они сохраняют жизнеспособность многие сотни и даже тысячи лет. Попадая в благоприятные условия, споры преобразуются в активную бактериальную клетку.

Споры болезнетворных бактерий, попадая в воду, могут служить причиной возникновения вспышек инфекционных заболеваний.

Таким образом, спорообразование у прокариот является этапом жизненного цикла, обеспечивающим переживание неблагоприятных условий окружающей среды.

  1. Закрепление новой темы: просмотр презентации учителя «Прокариотическая клетка», обсуждение.
  2. Д/з: с.136-140
  3. Итог урока: Оценка результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"

Данный урок биологии проводится в 10 классе. На уроке формируются знания о строении, свойствах и функциях внутреннего слоя клеточной оболочки - плазматической мембраны в системе ТДМ (технология...

План-конспект урока "Строение и функции органоидов клетки" в 10 классе

Данный урок был проведен в своей школе  в 10 классе в рамках повышения квалификации для учителей биологии....

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ

Цели урока:·      Добиться усвоения знаний о делении живой природы на царства, показать общность происхождения и отличия прокариот и эукариот.·      С...

План-конспект урока по биологии. Тема: "Строение растительной клетки"

Цель урока:  изучить строение растительной клетки.Задачи урока:Образовательные:-сформировать понятие о клетке как о живой единице растительного организма, об оболочке, цитоплазме, ядре и вакуолях...

Подробный план-конспект урока биологии в 10-ом классе по теме: "Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты" согласно ФГОС

Подробный план-конспект урока биологии в 10-ом классе по теме: "Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты" согласно ФГОС...

Подробный план-конспект урока биологии по теме: Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты согласно ФГОС.

Подробный план-конспект урока биологии по теме:Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты согласно ФГОС...

План-конспект урока биологии на тему:"Строение и функции головного мозга".

План-конспект урока биологии. Класс- 8Тема урока: Строение и функции головного мозга.Цель урока: - изучить строение и функции головного мозга. - раскрыть роль продолговатого, среднего, ...