Конспект по биологии тема: «Строение и функции прокариотической клетки»
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект по биологии
Класс – 10А
Тема: «Строение и функции прокариотической клетки»
Цель: изучить царство Прокариот, его представителей, строение и функции, особенности жизнедеятельности и способы размножения прокариотических клеток.
Задачи:
- Образовательные: познакомиться с ц. Прокариот, его представителями, особенностями царства, сформировать понятие «Прокариоты»;
- Развивающие: развивать навыки логического мышления, учебные навыки (умение работать с учебником, тетрадью), развивать личностные качества;
- Воспитательные: используя содержание урока, проводить экологическое воспитание, показывая практическую значимость бактерий в природе и жизни человека.
Оборудование:
Таблицы, рисунки в учебнике, ТСО (презентация)
Структура урока:
- Организационный момент (2-3 мин)
- Проверка домашнего задания (7-10 мин)
- Изучение новой темы (10-25 мин)
- Закрепление изученной темы (5-7 мин)
- Д/з (2-4 мин)
- Итог урока (2-3 мин)
Ход урока:
- Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих, оглашение темы и цели урока.
- Проверка домашнего задания:
- Рассказать о строении, функциях ДНК. (1 чел., устно);
- Рассказать о строении, функциях РНК. (1 чел., устно);
- Назовите азотистые основания, входящие в состав ДНК; РНК; Нарисуйте схемы строения; (1 чел.)
- Как достигается огромное разнообразие ДНК? (беседа)
- Изучение новой темы:
Слова учителя: Типичные прокариотические клетки – это бактерии. Они живут повсюду: в воде, воздухе, в почве, в пищевых продуктах. Они обитают в самой глубокой котловине в океане, в подземных источниках горячих вод, их находят во льдах Арктики и Антарктиды. Во всех этих условиях обитания находят бактерий, это говорит о высокой степени приспособленности прокариот. Бактерии – самые примитивные формы жизни, которые образовались на самых ранних этапах развития жизни на Земле.
Задание ученикам: Прочитать материал на с. 136-137 в учебнике.
Обсуждение прочитанного материала (ответы на вопросы);
Вопросы:
- Назовите основные особенности строения клетки бактерий.
- Какие формы клеток встречаются?
- Основная особенность прокариот – это…
- В каких условиях могут жить бактерии?
- Как выдумаете, какие заболевания могут вызывать бактерии?
Слова учителя: Основная особенность строения прокариот – отсутствие ядра, ограниченного оболочкой. Наследственная информация заключена в одной хромосоме. Хромосома состоит из одной молекулы ДНК, имеет форму кольца, находится в цитоплазме.
Задание: прочитать с. 138 в учебнике со слов «Основная особенность прокариот…»
Обсуждение (ответы на вопросы)
Вопросы:
- Назовите основные органоиды прокариотической клетки.
- На каких органоидах проходит синтез белка?
- Какие запасные вещества откладываются в клетке? Каково их значение?
- Где у прокариот находится наследственная информация?
Слова учителя: Бактерии размножаются делением надвое. После удвоения кольцевой хромосомы и удлинения клетки постепенно образуется поперечная перегородка, а затем дочерние клетки расходятся.
Многим бактериям свойственно спорообразование. Спорообразование возникает, когда ощущается недостаток в питательных веществах или когда в среде в избытке накапливаются продукты обмена. Споры бактерий в сухом состоянии очень устойчивы. В таком состоянии они сохраняют жизнеспособность многие сотни и даже тысячи лет. Попадая в благоприятные условия, споры преобразуются в активную бактериальную клетку.
Споры болезнетворных бактерий, попадая в воду, могут служить причиной возникновения вспышек инфекционных заболеваний.
Таким образом, спорообразование у прокариот является этапом жизненного цикла, обеспечивающим переживание неблагоприятных условий окружающей среды.
- Закрепление новой темы: просмотр презентации учителя «Прокариотическая клетка», обсуждение.
- Д/з: с.136-140
- Итог урока: Оценка результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"
Данный урок биологии проводится в 10 классе. На уроке формируются знания о строении, свойствах и функциях внутреннего слоя клеточной оболочки - плазматической мембраны в системе ТДМ (технология...
План-конспект урока "Строение и функции органоидов клетки" в 10 классе
Данный урок был проведен в своей школе в 10 классе в рамках повышения квалификации для учителей биологии....
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ
Цели урока:· Добиться усвоения знаний о делении живой природы на царства, показать общность происхождения и отличия прокариот и эукариот.· С...
План-конспект урока по биологии. Тема: "Строение растительной клетки"
Цель урока: изучить строение растительной клетки.Задачи урока:Образовательные:-сформировать понятие о клетке как о живой единице растительного организма, об оболочке, цитоплазме, ядре и вакуолях...
Подробный план-конспект урока биологии в 10-ом классе по теме: "Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты" согласно ФГОС
Подробный план-конспект урока биологии в 10-ом классе по теме: "Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты" согласно ФГОС...
Подробный план-конспект урока биологии по теме: Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты согласно ФГОС.
Подробный план-конспект урока биологии по теме:Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты согласно ФГОС...
План-конспект урока биологии на тему:"Строение и функции головного мозга".
План-конспект урока биологии. Класс- 8Тема урока: Строение и функции головного мозга.Цель урока: - изучить строение и функции головного мозга. - раскрыть роль продолговатого, среднего, ...