Обобщение опыта по теме: «Проектная деятельность как средство воспитания самостоятельности и самореализации обучающихся»
статья по биологии по теме
в докладе рассматривается технология проектного обучения, её преимущества, достоинства и ограничения. Подводятся результаты внедрения технологии проектов в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabota_obobshchenie_opyta.docx | 54.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Информация об опыте………………………………………………………….2
Технология опыта………………………………………………………………7
Результативность опыта………………………………………………………14
Библиографический список…………………………………………………..19
Информация об опыте
Актуальность
Сегодняшний выпускник школы заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в ней. Поэтому важнейшими задачами общего образования на современном этапе можно отнести следующие:
- научить организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
- научить объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;
- научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;
- научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т.д.) – сформировать способность анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
- сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, - навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества;
- подготовиться к профессиональному выбору, т.е. научиться ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, в собственных интересах и возможностях, сформировать знания и умения, имеющие значение для обучения в профессиональном учебном заведении.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые я использую как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе. Проектные и исследовательские методы дают возможность:
- Формировать информационную компетентность. У большинства современных школьников избыточная информация не превращается в системное осмысленное знание.
- Утвердить деятельностный подход в обучении. В этом случае ученик переходит от пассивного получения готовых отчужденных знаний к созданию собственного образовательного продукта.
- Создать условия для внедрения в педагогический процесс индивидуальных образовательных траекторий.
- Обеспечить практико-ориентированное обучение. Выпускник современной школы заинтересован в получении именно практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем.
- Формировать коммуникативные компетентности (межличностное общение, общение с помощью электронных средств связи и т.д.).
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим методам XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
Образовательные ценности сегодня, это:
- высокие культурные и нравственные характеристики выпускника;
- его уникальные качества личности;
- способность к саморазвитию.
Для актуализации данных образовательных ценностей необходимы новые технологии, нацеленные на развитие личности, способной к самоопределению и сотрудничеству, а также свободно ориентирующейся в современном информационном пространстве. Именно данные качества позволяют создавать среду образовательного учреждения, работающую на формирование компетентностей.
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности по биологии является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Проектная деятельность обеспечивает формирование личностных УУД:
•Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
• Воспитание целеустремлённости и настойчивости;
коммуникативных УУД:
• Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
• Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
• Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
регулятивных УУД:
• Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
• Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
познавательных УУД: сбор, систематизация, хранение, использование информации.
Метод проектов является базовой технологией реализации образовательных стандартов нового поколения, и потому каждый современный учитель в обязательном порядке должен овладеть этим педагогическим инструментом.
Такое значение проектному обучению придаётся в связи с тем, что в его режиме формируется инновационное поведение личности, подразумевающее готовность к разрешению проблем, технологическую готовность (понимание инструкции, четкое соблюдение алгоритма деятельности), готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию и другие актуальные компетенции.
В своей работе я использую идею известного педагога В.А. Сухомлинского - «Знания становятся убеждениями при том условии, если ученик использует их для приобретения новых знаний, для расширения кругозора, для получения ответа на многочисленные вопросы…»
В связи с этим темой самообразования я выбрала «Проектную деятельность как средство воспитания самостоятельности и самореализации обучающихся» (на 2011 – 2014 гг.)
Цели и задачи самообразования:
Цели:
- Углубленное изучение предметов биологии, методики её преподавания.
- Формирование способности творчески работать, внедрять инновационные технологии в учебный процесс.
- Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности.
Задачи:
- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения инновационных технологий;
- выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей;
- совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
- разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов, пополнение медиатеки по предмету.
Я считаю, что использование в своей работе проектной технологии поможет мне достигнуть поставленных перед современным образованием целей.
Технология опыта
Постановка цели и задач педагогической деятельности
Цель опыта: формирование способов активной познавательной деятельности обучающихся и самостоятельности.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- организация образовательного процесса, позволяющего стимулировать интерес к исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время;
- разработка методических рекомендаций по организации и сопровождению проектной деятельности обучающихся;
-проектирование путей внедрения проектной деятельности в образовательный процесс;
- организация участия во всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах и конференциях;
- вовлечение обучающихся в работу школьного научного общества.
Применение метода проектов в учебной деятельности
В своей работе я стараюсь использовать проекты различной типологии. Это могут быть исследовательские, информационные, поисковые, творческие (по характеру доминирующей деятельности учащихся); индивидуальные, парные, групповые проекты (по количеству участников); краткосрочные и долгосрочные. Чаще всего выполняемые проекты имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов. Коротко остановлюсь на характеристике каждого типа проекта.
Исследовательские проекты – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Эти проекты обладают большими потенциальными возможностями формирования творческого мышления, рациональных приемов умственной деятельности и сообразительности, самостоятельности в принятии решений. Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Информационные поисковые проекты – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – сообщения, доклада, реферата.
Творческие проекты – направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме (творческий отчет, стенгазета, бюллетень, журнал, альманах, компьютерная презентация и т.д.).
Важной задачей сегодня является создание реальных условий для творческого саморазвития не только отдельной личности, но и всего коллектива в целом. Я считаю, что в школе основной должна стать ориентация на формирование у каждого ученика опыта творческой деятельности путем его вовлечения в коллективный поиск. Таким образом, я считаю, что парные и групповые проекты более эффективны по сравнению с индивидуальными. Хотя очень часто учителя используют индивидуальные проекты с хорошо успевающими учениками, при этом, не принимая во внимание тех ребят, кто слабее.
При групповом решении проблемы используются разные возможности членов группы. Участие в групповой деятельности дает возможность многим ребятам приобрести навыки самоуправления, сотрудничества, взаимопомощи. В условиях группы происходит перестройка позиции каждой личности, изменяются ценные установки, ориентиры каждого из участников взаимодействия, что приводит к новым формам взаимодействия учеников друг с другом и с учителем.
В проектной деятельности и учитель, и ученик – активные субъекты образовательного процесса. Для меня как учителя метод проектов – это возможность реализовать теоретические знания через продуктивные педагогические технологии; для учеников – достижение такого уровня образованности, который обеспечит решение задач в различных сферах жизнедеятельности, используя теоретические знания.
Проектная деятельность учащихся позволяет использовать разные взаимосвязанные педагогические технологии, такие как исследовательские, разноуровневые, личностно – ориентированные, технологию обучения в сотрудничестве. Единые цели, подходы к работе над проектом способствуют формированию коллектива единомышленников – учителя и учеников, что обеспечивает совершенствование педагогического мастерства, получение учениками качественных интегрированных знаний и умений, которые используются в практической деятельности, расширяют образовательное пространство.
Поэтапная работа позволяет проанализировать, исследовать, диагностировать деятельности ученика.
Основные этапы работы над проектом:
Выявление и анализ проблемы и вытекающих из нее задач.
Определение целей и задач проекта.
Выдвижение гипотезы их решения.
Выбор форм, методов и средств реализации выбранного проекта.
Обсуждение способов оформления конечных результатов.
Сбор, систематизация и анализ необходимой информации.
Подведение итогов, оформление результатов проектной деятельности, презентация полученных результатов.
Начиная с 6 класса, я включаю ребят в проектную деятельность. Конечно, в силу возраста, здесь типичны информационные проекты, когда ученики готовят по определенному плану сообщения, доклады, а затем выступают с ними на уроке. Ребята с интересом подбирали материал по темам «Растения - паразиты», «Тропизмы и настии», «Роль К. Линнея в развитии систематики», «Открытие двойного оплодотворения у покрытосеменных растений», «Гидропоника» и др. Обучающимися 7 класса подготовлены доклады по темам: «Общественные насекомые», «Происхождение земноводных», «Паразитические плоские черви», «Бабочки». Такая деятельность очень востребована у детей, которые интересуются жизнью растений и животных. Эти проекты связаны с поиском информации в различных источниках: журналах, книгах, энциклопедиях, активно используют Интернет. Поиск информации в различных источниках требует определенных умений: отобрать нужную информацию, систематизировать её, сравнить, выделить главное и второстепенное.
Обучающиеся 9-11 классов могут создать и компьютерную презентацию своих работ («Современная теория эволюции», «Искусственные и естественные экосистемы», «ДНК и РНК», «Геном человека», «Теории возникновения жизни на Земле» и др.). Ученикам 8 класса даю возможность проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, бюллетеня о здоровом образе жизни, о влиянии вредных привычек на здоровье человека.
Проектную деятельность учащихся можно рассматривать и как особое направление внеклассной работы по биологии и химии. В своей работе я стараюсь, чтобы метод проектов становился неотъемлемой частью не только уроков, но и внеклассной работы по предмету. Проектная деятельность учащихся во внеклассной работе позволяет повысить мотивированный интерес к предмету, выработать и отстаивать собственную позицию, развивая критическое мышление. Безусловно, предпочтение всегда отдается межпредметным проектам, основанным на привлечении знаний по экологии, химии, биологии. Во внеклассной работе я чаще всего использую информационные, научно - исследовательские, социально – экологические, творческие проекты.
В качестве примера предлагаю экологический проект «Золотые ключи весны».
Работу выполнили Митрофанова Екатерина и Гребенькова Юлия, обучающиеся 7 класса для конкурса «Зелёная планета».
Обучающихся волнуют экологические проблемы своего края, поэтому целью работы стало изучение видового состава первоцветов на территории деревни 1-е Цветово, а также пропаганда экологической культуры среди обучающихся школы.
Были поставлены следующие задачи:
1. Изучение литературы по теме «Первоцветы», материалов Красной книги Курской области, документов Областной Думы и администрации Курского района по экологической проблеме.
2. Для активизации работы по сохранению раннецветущих видов запланирован конкурс стенгазет «Сохраним природу родного края», выпуск информационных альманахов, конкурс схем цветочных клумб с включением первоцветов (примул, подснежников), разработка сценариев экологических внеклассных мероприятий для начальных классов и среднего звена.
3. Изучение видового состава первоцветов окрестностей д. 1-е Цветово, их морфологических и биологических особенностей, их применение.
4. Организация экологического ликбеза среди обучающихся школы.
Обучающиеся выяснили, почему в настоящее время особенно остро встает проблема охраны раннецветущих растений. Проект «Золотые ключи весны» позволит реализовать поставленные цели и задачи.
Для изучения видового разнообразия был выбран маршрутный метод исследования. Он охватил всю территорию окрестностей деревни 1-е Цветово и все основные места произрастания: березово-осиновые посадки, берега пруда и болота.
Используя визуальный метод исследования, обследовали выделенные территории, прилегающие к деревне, отыскивая цветущие растения-первоцветы, изучали их морфологические и биологические особенности, не срывая их, а только фотографируя, и оформляли записи в тетради. Пользуясь определителем высших сосудистых растений, узнавали видовые, научные названия конкретных растений, к какому семейству они принадлежат, местные названия из бесед с односельчанами. Также изучили лекарственное применение найденных первоцветов.
На основе анализа дали краткую характеристику растениям-первоцветам и оформили эти сведения в виде альманаха «Золотые ключи весны», где для каждого растения сообщаются его научное и народное названия, в доступной форме описаны морфологические, а также некоторые биологические особенности растений-первоцветов, полезные свойства и применение.
Второй альманах «По страницам Красной книги Курской области» содержит информацию о некоторых редких и охраняемых раннецветущих растениях, произрастающих на территории Центрально-черноземного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина (Стрелецкий участок). Этот альманах был выпущен в связи с малой информированностью обучающихся школы о редких и охраняемых растениях Курской области (по результатам анкетирования лишь единицы могут назвать краснокнижные виды растений Курской области).
В рамках экологической пропаганды обучающиеся подготовили стенгазеты, призывающие охранять природу родного края, разработали сценарии экологических внеклассных мероприятий для начальных классов и среднего звена, приобрели семена прострела, фиалок, примул для посадки на школьных цветочных клумбах.
По результатам проведенной работы сделали следующие выводы:
анкетирование обучающихся показало, что данная проблема актуальна для современного общества;
организовать культивирование раннецветущих растений на пришкольном опытном участке и клумбах;
для сохранения раннецветущих растений необходимо проводить экологическую пропаганду не только среди обучающихся школы, но и среди местного населения;
продолжить исследовательскую работу по изучению многообразия первоцветов местной флоры.
Данный проект был отмечен грамотой Курского эколого – биологического центра.
Я считаю, что благодаря использованию одного из прогрессивных методов обучения в современной школе – метода учебных проектов, можно наиболее полно выявить и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности обучающихся. Выполнение проектов различных типов стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечение для этих целей знаний из разных областей. Проектная методика предусматривает развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления. Использованием учителем метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя - подготовить всех обучающихся к активной познавательной деятельности.
В ходе исследования проводим мониторинг результатов нашей педагогической деятельности, учебной деятельности обучающихся по предмету.
Результаты итоговой аттестации
Итоговая аттестация, 9 класс биология | Учебный год | Всего обучающихся | Из них сдавало | % успеваемости | % качества | |||
2010- 2011 | 12 | 2 | 100% | 100% | ||||
2011– 2012 | 12 | 2 | 100% | 100% | ||||
2012– 2013 | 19 | 4 | 100% | 100% | ||||
ЕГЭ, биология | Учебный год | Всего обучающихся | Из них сдавало | Справилось | Средний балл по школе | Средний балл по району | Средний балл по области | |
2010 - 2011 г. | 3 | - | - | - | - | - | ||
2011 - 2012 г. | 8 | 2 | 2 | 67,5 | 48,3 | 57 | ||
2012 - 2013 г. | 4 | - | - | - | - | - |
Результаты участия в конкурсах
Год | Название конкурса | Класс | Результат |
2011 | Областная выставка «Юннат – 2011» | 6 | 3 место |
2011 | Общероссийский проект «Больше кислорода» | 8 | Диплом участника |
2011 | Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и Природа» (ЧиП) | 10 10 9 | 1 место в регионе 2 место в регионе 3 место в регионе |
2011 | Всероссийский дистанционный конкурс по анатомии «Эрудит» | 8 8 8 | 3 место (диплом) 3 место (диплом) 3 место (диплом) |
2012 | Областной конкурс научных работ «Формирование молодежной научно-интеллектуальной элиты Росии» | 9 | Участник, свидетельство участника |
2012 | XIV областной фестиваль школьников «Экос Плюс – 2012» | 8-9 | Грамота за активное участие |
2012 | Областная выставка «Юннат – 2012» | 8 | Грамота за активное участие и оригинальность экспонатов |
2012 | Районный экологический конкурс «Спасти и сохранить» | 10 | призёры |
2012 | Областной экологический конкурс «Спасти и сохранить» | 10 | участники |
2012 | Всероссийский дистанционный конкурс по общей биологии «Эрудит» | 10 10 | 4 место (диплом) 5 место (диплом) |
2012 | Областной конкурс «Зелёная планета – 2012» | 8 | Грамота за оригинальную работу |
2012 | Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и Природа» (ЧиП) | 5 7 9 8 | 1 место в регионе 2 место в регионе 3 место в регионе 4 место в регионе |
2013 | Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и Природа» (ЧиП) | 6 | 3 место в регионе |
2013 | Районный конкурс «Зелёная планета – 2013» | 10 | Победители |
2013 | Областной конкурс «Зелёная планета – 2013» | 10 | Грамота за оригинальную работу |
2013 | Областная выставка «Юннат – 2013» | 9 | Грамота за активное участие и оригинальность экспонатов |
2013 | Областной заочный конкурс проектов озеленения «Экомарафон – 2013» | 6 | Победитель |
2013 | Всероссийский дистанционный конкурс по анатомии «Эрудит» | 9 | 2 место (диплом) |
2014 | Всероссийский дистанционный конкурс по анатомии «Эрудит» | 9 | 1 место (диплом) |
2014 | Ежегодная акция «Покормите птиц зимой» | 1-9 | участник |
Результаты олимпиад по биологии за три года
Год | Предмет | Уровень | Участник | Класс | Результат |
2010 - 2011 | биология | муниципальный | Плотникова Анастасия | 10 | призёр |
2010 - 2011 | биология | региональный | Плотникова Анастасия | 10 | участник |
2011 - 2012 | биология | муниципальный | Сорокина Валентина | 9 | призёр |
2012 - 2013 | биология | муниципальный | Шатунова Лилия | 10 | призёр |
2013 - 2014 | биология | муниципальный | Митрофанов Андрей | 10 | призёр |
2013 - 2014 | биология | муниципальный | Шатунова Лилия | 11 | призёр |
Динамика уровня качества знаний по биологии за 3 года.
Таким образом, преимущества внедрения проектно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательный процесс очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются исследовательские умения и навыки; формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе. Уровень обученности по биологии составляет 100%, качество знаний повышается в старших классах до 100%. Результаты ЕГЭ составили 67,5 балла (выше областного уровня), ГИА – качество 100%. Обучающиеся активно участвуют в предметных конкурсах и занимают призовые места на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.
Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии, химии имеет положительный результат. Работа над проектом способствует повышению степени самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности обучающихся, организации сотрудничества педагога и учеников, учеников между собой, развивает их творческую активность. Проектная деятельность позволяет реализовать главную цель стандартов второго поколения – «научить детей учиться» самостоятельно, используя различные источники информации. Таким образом, можно говорить о формировании метапредметных УУД, внедрении системно-деятельностного подхода, который лежит в основе нового ФГОС ООО. Перспективные задачи:
- Продолжить работу по формированию метапредметных УУД посредством проектной и исследовательской деятельности.
- Продолжить работу по овладению новыми информационными
технологиями, способствующих введению новых образовательных стандартов.
- Продолжить работу по распространению педагогического опыта на школьном, муниципальном, региональном уровнях.
- Продолжить изучать педагогический опыт коллег.
Библиографический список
- В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000.
- Е. В. Тяглова. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. - Издательство: Планета, 2011 г.
- В. И. Цыбасова. Биология. 11 класс. Проектная деятельность. – Изд-во «Корифей», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение передового педагогического опыта по теме: Проектная деятельность как средство формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии
Уровень опыта по степени новизны- приобретение практических навыков, применяя метод творческого проекта, интерактивные и эвристические методы при формировании творческой личности....
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках географии и во внеурочной деятельности"
Методические рекомендации об организации проектной деятельности на уроках географии с 5 по 11 класс и во внеурочной деятельности...
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность"...
Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме:« Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмета »
Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме: « Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмет...
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность как метод формирования метапредметных результатов на уроках истории и обществознания"
В статье раскрывается опыт работы по теме самообразования....
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"
quot;Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"...
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность школьников"
В форме презентации представлено обобщение опыта по проектной деятельности школьников....