"Выставка кошек"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Конспект внекласного мероприятия по биологии "Выстава кошек: О маленьких зверях и большой дружбе".
Данное мероприятие направлено на расширение и закрепление у ребят знаний о животных, в частности о представителях отряда хищных, семейства кошечьих, на развитие познавательного интереса, умения сопоставлять и анализировать самостоятельно собранный материал. Прививает бережное отношение к братьям нашим меньшим, к окружающей природе в целом в результате знакомства со сложными взаимосвязями между животными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystavka_koshek.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного мероприятия
по биологии
Выставка кошек
« О маленьких зверях и большой дружбе»
разработка учителя биологии
ГБОУ СОШ № 1246 г. Москвы
Поздняковой О.С.
Цель мероприятия: данное мероприятие направлено на расширение и закрепление у ребят знаний о животных, в частности о представителях отряда хищных, семейства кошечьих, на развитие познавательного интереса, умения сопоставлять и анализировать самостоятельно собранный материал. Прививает бережное отношение к братьям нашим меньшим, к окружающей природе в целом в результате знакомства со сложными взаимосвязями между животными.
Очень часто «живое украшение» дома приобретается ради детей для привития у них аккуратности, ответственности, любви к животным. Ребенок к 10 – 12 - летнему возрасту накопил уже достаточное количество знаний об окружающей его живой природе. Однако эти знания должны быть систематизированы, и ребенок должен уметь ими пользоваться. А такие живые «подарки» зачастую преподносятся без должной подготовки и комментария.
Проведение школьной выставки всегда вызывает большой интерес у учащихся разных классов. Такая форма внеклассной работы уже стала традиционной для нашей школы. Тем не менее, всегда требуется длительная и серьезная подготовка учащихся и учителя. В выставке принимают участие ребята разного возраста, объединенные горячим желанием принять участие в выставке и ее подготовке. Ученики хотят узнать о домашних любимцах как можно больше. Выставка должна помочь им в этом.
Ожидаемый результат: участники и гости выставки близко знакомятся с животными, узнают о них не только много интересных фактов, но и осознают, насколько сложен и очень хрупок окружающий нас живой мир, насколько он нуждается в нашей охране и заботе. Школьники, побывавшие на наших выставках, никогда не станут обижать животное, наносить вред окружающей природе. Они учатся воспринимать себя ее частицей.
Подготовка к выставке:
Предвидя возможные вопросы детей, группа учеников под руководством учителя подбирает интересный материал для сообщений о родине кошек и распространении этих животных по свету, о причудах их поведения, анатомических и физиологических особенностях, о том, как правильно за ними ухаживать. Каждый выступающий готовит под руководством учителя небольшое сообщение по одной из подобных тем.
В ходе подготовки к выставке отбираются возможные участники (т.к. не всегда желающие в результате смогут выступить по различным причинам). Учитель проводит с ними беседу с целью выявления пород и возраста кошек, особенностей их характера и привычек, дает соответствующие рекомендации по подготовке животных к выставке.
Хозяевам рекомендуется тщательно осмотреть кота, в случае обнаружения ран, лишаев, блох — отстранить животное от участия в мероприятии. Обязать всех участников приобрести для кошек ошейники с поводками для участия в выставке. В связи с тем, что животные будут находиться не в клетках на относительно небольшом расстоянии друг от друга, эта мера необходима во избежание травм и нарушения порядка. Так же родители выступающего с животным ученика должны предоставить письменное разрешение и приложить ксерокопию справки о прививке от бешенства. Участникам предлагается подготовить небольшие сообщения о своих питомцах.
Группе учащихся, не принимающей непосредственное участие в выставке, дается задание провести опрос среди сверстников и знакомых с целью выяснения вопроса: каких животных городские жители предпочитают содержать дома, как они объясняют свой выбор. Ученикам предлагается провести анализ полученной информации и наглядно оформить в виде графика или диаграммы с указанием возраста хозяина и животного, которое он содержит, а также собрать фотографии и оформить стенгазету о пушистых любимцах. Несколько ребят оформляют газету, составленную из кратких интервью с хозяевами кошек из числа учащихся и учителей нашей школы и их фотографий.
Для изготовления призов учитель отбирает ребят, умеющих хорошо рисовать и шить. Их задача изготовить несколько медалей, напоминающих настоящие призовые медали кошачьих выставок. Два цветных круга вырезаются из картона и обшиваются ленточкой. В центре круга записывается название конкурса и, если необходимо, место.
Выставка проводится во второй половине дня в актовом зале. Зал готовится за день до мероприятия. Стены украшаются по желанию шарами, фотографиями кошек, вывешиваются стенгазеты. В зависимости от качества участников, на сцене или перед сценой устанавливаются полукругом столы со стульями, т.к. долго держать животное на руках может быть утомительно. Напротив, на некотором расстоянии устанавливаются стулья для гостей. Быть гостями выставки приглашаются все желающие— учащиеся и их
родители, учителя. Об этом еще раз напоминается за день до мероприятия.
Сценарий выставки кошек.
Регистрация:
По прибытии на выставку каждый участник получает заранее заготовленную визитку, на которой указаны имя и фамилия участника, кличка животного, его возраст и пол. Она прикалывается к одежде. Это облегчает контроль и позволяет гостям сразу получать минимальную информацию. Также каждый участник получает регистрационный номер, определяющий очередность выступления.
Как только участники займут свои места за столами, на сцене рассаживается жюри, и приглашаются в зал гости. Открывает выставку ведущий — учитель биологии. Он поздравляет собравшихся с началом выставки. Обращает внимание на то, как мало нам известно, порой, о тех живых существах, которые зачастую становятся членами нашей семьи. Какое удивительное и загадочное это животное кошка, подтверждая эту мысль словами Р. Киплинга: «Самое дикое из всех диких животных — кошка. Она ходит сама по себе и только там, где ей нравится». Ведущий объясняет, что на выставке гости не только познакомятся и полюбуются этими удивительными животными, но и узнают о них много интересного. При этом обращает внимание гостей ( а если нужно - и выступающих) на правила поведения в зале, ведь пушистые участники тоже очень волнуются. После вступительной речи предлагается слово первому выступающему.
Темы выступления:
«Где родина кошек, их распространение по всему миру».
«Точно известно, что три с половиной тысячи лет назад кошка уже была домашним животным. Свидетельства тому имеются в Древнем Египте, но не известно - когда начался процесс приручения кошек. Регионами одомашнивания оказывается не только долина Нила, но и Южный Ирак, Турция, где найдены статуэтки, изображающие кошку, возраст которых почти 7600 лет. Благодаря путешественникам, торговцам и воинам наши герои постепенно расселились по всему миру, проникли в Европу, на мусульманский Восток, продвигаясь, все дальше на север на территорию нашей страны. Охватившие Европу эпидемии болезней, вызываемых грызунами, дали толчок росту популярности кошек. Увы, в средние века кошачьему населению Европы пришлось пережить несколько столетий мучений, издевательств, преследований, которые санкционировались христианской церковью. Некогда священные животные превратились в проклятых богом тварей. Множество кошек уничтожались во время религиозных праздников. Понадобились столетия Просвещения, XVIII и XIX веков, чтобы кошка, наконец, получила право на спокойную жизнь рядом с человеком.
Предком домашнего кота считается африканский дикий кот. Коты приручались и одомашнивались с различной целью: приручение с целью поедания. В прошлом кошки употреблялись в пищу, в некоторых частях мира их едят и сейчас, причем мясо дикой кошки гораздо предпочтительнее мяса домашней; приручение с целью использования на охоте, хотя очевидно, кошке не отводилось при этом важное место. Основываясь на древнеегипетских изображениях (3000 г. до н.э.) кошки использовались недолго для этой цели, больше подходил гепард; приручение для контроля за грызунами, связано с неоспоримым мастерством кошек в ловле крыс и мышей; одомашнивание ради дружеского общения. Время, прошедшее с тех пор, как был одомашнен кот, лишь мгновение на часах истории. Если говорить о современном разведении кошек, то по-настоящему его начали чуть более сто лет назад, именно тогда и появились первые породы этих животных».
После сообщения для выступления приглашается первая группа участников.( По два ученика с животными в каждой группе.) Каждому из них по очереди предоставляется слово для рассказа о своем питомце, почему животное носит именно такую кличку, каков ее характер. Ребенку предлагается рассказать об интересном эпизоде из жизни кошки.
Тема выступления следующего лектора: «Кошачьи» почему ?»
Почему кошка кусает руку, которая ее гладит? Некоторые кошки реагируют на излишнюю ласку очень болезненно. Откуда у нее появляется ощущение опасности ? Иногда человеческая рука «предает» кошку. Мягко движущиеся пальцы без всякого предупреждения хватают несчастное животное, поднимают в воздух, делают больно. У кошек долгая память, особенно на шоковые ситуации. Они могут годами помнить такой неприятный случай.
Почему кошка так любит тереться о людей, об окружающие предметы? Таким образом, кошка помечает объекты, находящиеся на ее территории. Это позволяет ей впоследствии распознавать их и чувствовать себя уверенно в знакомой обстановке. Для нанесения меток, кошка пользуется специальными височными железами, расположенными по обе стороны лба между ушами и глазами. Такие железы имеются также на хвосте. Проявляя свою благосклонность к человеку, кошка и на нем ставит свои метки.
Почему кошка упорно дерет обивку вашего любимого кресла? При этом
происходит снятие старой, изношенной оболочки для освобождения новых, молодых когтей. Этот процесс больше похож на сбрасывание кожи змеи, чем на заточку кухонного инвентаря. Проведя рукой по тому месту, где кошка только что царапала мебель, можно обнаружить вырванную наружную оболочку, которую пришло время сбросить. Процедура заточки когтей задних лап иная, их кошка обрабатывает зубами. Вторая важная функция порчи мебели передними лапами заключается в тренировке и укреплении механизма втягивания и выпускания когтей, что необыкновенно важно для
схватывания добычи, лазания по деревьям.
После выступления второй группы участников с питомцами слово предоставляется лектору:
«Мурка - загадка»
«Как они разговаривают? Ученые выделяют три основные группы звуков, издаваемых кошками: мурлыканье, призывы и крики. Разновидности мурлыканья: урчание — когда кошка довольна, мягкое урчание — когда ей скучно и кошка начинает дремать, мягкое урчание на высоких нотах — желание получить что-то, беспокойное урчание — когда животное чувствует боль или недомогание. Приветственное мурлыканье звучит как «мр-мр-мр» - равносильно дружескому «привет!»; позывное мурлыканье «хм-хм» - его
смысл «иди сюда»: задабривающая трель «м-р-р-р-а-о-у» - издается в момент, когда кошке что-то очень хочется. Каким кошка видит мир? В условиях плохой освещенности кошки способны видеть лучше, чем мы с вами. Но при хорошем освещении глаз кошки различает детали хуже,
чем глаз человека. Одно время считалось, что кошки, подобно большинству других домашних животных не различают цвета и видят предметы серыми с различными оттенками. Однако, исследования показали, что глаза кошки все же обеспечивают определенную степень «цветного зрения». В сумерках кошка отлично ориентируется, особенно если они двигаются. Это объясняется, во- первых, тем, что на сетчатке глаза кошки соотношение нервных окончаний, реагирующих на свет малой интенсивности
значительно больше, чем например у человека, во-вторых, кошка наряду с многими другими домашними животными обладает отражающим слоем, расположенным непосредственно за сетчаткой. Лучи света, вошедшие в глаз и раздражающие нервные окончания, немедленно отражаются на них обратно; этим объясняется «свечение» кошачьих глаз.
Лектор освобождает место следующей группе учеников с питомцами.
Очередная тема выступления:
«Кушать подано!»
Мы все знаем, что разогретая пища вкуснее холодной. Маленькой хищнице понравится еда, нагретая до температуры тела (40 градусов). Более горячую пищу она вряд ли станет есть. Если пища не портится из-за жары или мух, то ее допустимо оставлять, если есть такая возможность, едят молодую траву. Они получают при этом дополнительные минералы и витамины. Некоторые домашние мурки могут поедать комнатные растения, стоящие в воде цветы. Многие домашние растения ядовиты, вредны для кошек, поэтому держите их вне досягаемости кошек, попробуйте выгуливать ее на улице на поводке, если нет такой возможности — выращивайте дома в горшке овес и пшеницу (это понадобится и вашим пернатым друзьям). Чтобы предотвратить контакт кошки с растениями, положите там, где стоят горшки с цветами, перцовый пластырь. Его запах подскажет, что в этом месте ничего вкусного нет. Если
отравление все же произошло, бегите с кошкой в ближайшую ветеринарную клинику (назвать адрес и способ проезда), захвати с собой злополучное растение или вещество, которым отравилось животное. Это поможет оказать ей правильную помощь.
Настало время выступить последней группе участников.
Когда последняя хозяйка с питомцем на руках займет свое место, жюри, состоящее из учителей, родителей- специалистов и ребят подводит итоги конкурсов: самый красивый кот, самый веселый, самый маленький участник награждаются памятными медалями ( обязательное правило –ни один пушистый участник не должен уйти с выставки без награды). Последний приз- приз зрительских симпатий присуждается самому-самому-самому. Остальные участники и организаторы выставки награждаются памятными сувенирами.
В заключительном слове учитель биологии благодарит всех за внимание и выражает надежду на то, что ребята смогли узнать много интересного и нужного о своих любимцах.
Но фактически на этом выставка не заканчивается. Ребята с наиболее пугливыми животными под тихие аплодисменты отправляются по домам Однако всегда находятся и такие, кто с удовольствием разрешает гостям поближе познакомиться со своим совсем ручным питомцем. Теперь я строго контролирую это общение, так как во время проведения первой подобной выставки понадеялась на хорошее знание хозяевами своих питомцев, и произошел казус. Ученик явно переоценил возможности своего еще совсем юного питомца и при очередном близком контакте с гостями он чего – то испугался и бросился наутек – мальчик держал его за поводок недостаточно крепко. В пустом актовом зале мы нашли беглеца лишь на следующий день!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ах, как много на свете кошек!" викторина
Викторина, посвященная кошкам. Проводится как внеурочное мероприятие в 5-7 классах. Обычноя провожу ее к Международному дню защиты животных 4 октября .Детям очень нравится....
Международный день кошек
Внеклассное мероприятие "Международный день кошек"....
Исследовательская работа на тему: "Исследование уровня интеллекта кошек"
Домашние кошки – ласковые, милые существа. Наблюдая за их повадками и поведением, нам захотелось больше узнать об этих красивых, добрых животных. Мы поставили перед собой цель: выяснить, умны ли наши ...
Выращивание травы для кошек с использованием сосновых опилок
Возможно, использование сосновых опилок в качестве субстрата, сократит срок прорастания семян травы для домашних питомцев и благоприятно скажется на ее развитии....
Всемирный день кошек
Интересная информаия к проведению внеклассного мероприятия...
Презентация -Редкие породы кошек
цель-Познакомиться с экзотическими породами кошек....