Сущность жизни и свойства живого
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Силантьева Мария Сергеевна

Урок биологии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon для 9 класса56.5 КБ
Microsoft Office document icon 3-9.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова

Попова Мария Сергеевна

Урок №3

Тема: «Сущность жизни и свойства живого».

Задачи:

Обучающие: Показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, показать гармоничность всего живого и его целесообразность.

Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти;  продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное. Сформировать целостную картину мира.

Воспитательные:  Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание, половое и трудовое воспитание.

Оборудование: Таблица «Основные свойства живого». Презентация.

Ход работы:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний(10 минут), (доклад учеников).

Сообщения учащихся на тему: «Построение модели проведения биологического опыта» (3 человека)

  1. Изучение нового материала (20 минут), (рассказ с элементами беседы).

Сегодня на уроки мы рассмотрим, что же такое понятие жизнь, и как можно определить и доказать является ли организм живым.

Тема урока: «Сущность жизни и свойства живого» - запись в тетради (Слайд 1).

Слово «биология» дословно переводится как «наука (логос) о жизни (био)». А что же такое жизнь? В разные времена ученые давали различные определения понятию жизнь. Познакомимся с некоторыми из них.

Вопрос: Как вы думаете, что такое жизнь?

Жизнь - способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белков. (Ф. Энгельс), (Слайд 2).

Слайд 3: Жизнь - самоподдержание, самовоспроизведение и саморазвитие больших систем, элементарно состоящих из сложных органических молекул.

Жизнь - особая форма существования белковых тел.

Задание: Используя текст из §3 учебника, выпишите  основные свойства живых организмов в графу свойства (5 минут), (слайд 4).

Проверка. Давайте более детально рассмотрим каждое из свойств: - запись в таблицу.

Основные свойства живых организмов

Свойство

Проявление свойства

1

Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения.

  • На 98 % состоят из: углерода, кислорода, азота и водорода;
  • Имеют клеточное строение.

2

Все живые организмы представляют собой «открытые системы.

Устойчивы при непрерывном поступлении веществ и энергии.

3

Все живые организмы способны к обмену веществ с  окружающей средой: из нее они получают вещества, необходимые для жизни, а в нее выделяют продукты жизнедеятельности.

Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава организмов.

4

Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды.

Реакция на внешнее воздействие.

5

Живые организмы развиваются.

Рост и развитие.

6

Все живое размножается.

Самовоспроизведение.

7

Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.

Приобретение новых признаков и свойств.

8

Живые    организмы приспособлены к определенной среде обитания.

Способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов.

  1. Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения (слайд 5).

Живые организмы «построены» из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы. Однако соотношение их в живом и неживом различно. Живые организмы на 98% состоят из четырех элементов — углерода, кислорода, азота и водорода, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры) Все живые организмы имеют клеточное строение. Клетка является единой структурно-функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов на Земле.

  1. Все живые организмы представляют собой «открытые системы», т. е. устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды (слайд 6). 

Зеленые растения используют солнечную энергию для синтеза органических веществ, из которых строится их тело. Другие организмы получают энергию в результате распада сложных органических веществ пищи на более простые.

Таким образом, живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают энергия (солнечная или химическая) и  питательные вещества извне.

  1. Все живые организмы способны к обмену веществ с  окружающей средой: из нее они получают вещества, необходимые для жизни, а в нее выделяют продукты жизнедеятельности (слайд 7).

В неживой природе можно наблюдать, казалось бы, сходные процессы. Так, пламя костра или свечи никто не назовет живым. Однако в процессе горения поглощаются органические вещества (дрова, воск) и кислород воздуха, а выделяются углекислый газ и другие вещества. В основе работы многих механизмов, созданных человеком, также лежат «обменные процессы».

В отличие от обменных процессов в неживой природе живых организмов самыми важными стали процессы синтеза и распада.

Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава и строения организма, его рост, размножение и существование в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

  1. Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды (слайд 8).

В процессе эволюции у живых организмов выработалась потребность избирательно реагировать на внешние воздействия. У одних реакции проявляются быстро (например, животные убегают, нападают, прячутся, сжимаются и т. д.), -- других — медленно (например, растения поворачивают листья к свету).

  1. Живые организмы развиваются (слайд 9). 

Развитие характерно как для живой, так и для неживой материи. Но живым организмам свойственно упорядоченное, постепенное и последовательное развитие. У каждого живого организма развитие связано с реализацией наследственной программы и обычно сопровождается увеличением его массы. Последнее происходит за счет образования новых молекул, элементарных клеточных структур и самих клеток.

Развитие характерно не только для отдельного организма, но и для живой природы в целом. В результате исторического развития, или эволюции, появилось все многообразие живых организмов на нашей планете.

  1. Все живое размножается (слайд 10).

Новые организмы — от бактерии до человека — возникают только в результате бесполого или полового размножения особей данного вида.

  1. Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью (слайд 11).

Наследственность — способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Информация о том, каким должен быть организм, закодирована в его генетическом материале — хромосомах и генах.

Хотя потомки похожи на родителей, двух совершенно одинаковых организмов не существует. Это объясняется тем, что в генетическом материале происходят случайные изменения, приводящие к появлению у организма новых признаков и свойств.

Изменчивость создает разнообразный материал для отбора наиболее приспособленных к конкретным условиям особей, а это, в свою очередь, приводит к появлению новых видов организмов.

  1. Живые    организмы приспособлены к определенной среде обитания (слайд 12).

Даже по внешнему виду часто можно определить, какой образ жизни ведет данный организм. Например, вы сразу отличите хищную птицу от зерноядной, влаголюбивые растения от растений пустынь.

Таким образом, живые организмы резко отличаются от неживых систем сложностью строения и высокой упорядоченностью протекающих в них физиологических процессов. Эти отличия придают жизни качественно новые свойства.

  1. Закрепление изученного материала(10 минут), (слайд 13).

Проверка по одному человеку с варианта:

Докажите, что заданный организм является живым, используя в качестве доказательства его основные свойства как живого.

  1. Корова
  2. Дуб
  3. Синица
  4. Ящерица
  5. Щука
  6. Пчела
  1. Домашнее задание (слайд 14).

§ 3, повторить §1,2.  Подготовка к тесту.



Предварительный просмотр:

Программа: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова

Попова Мария Сергеевна

Урок №3

Тема: «Сущность жизни и свойства живого».

Задачи:

Обучающие: Показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, показать гармоничность всего живого и его целесообразность.

Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти;  продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное. Сформировать целостную картину мира.

Воспитательные:  Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание, половое и трудовое воспитание.

Оборудование: Таблица «Основные свойства живого». Презентация.

Ход работы:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний(10 минут), (доклад учеников).

Сообщения учащихся на тему: «Построение модели проведения биологического опыта» (3 человека)

  1. Изучение нового материала (20 минут), (рассказ с элементами беседы).

Сегодня на уроки мы рассмотрим, что же такое понятие жизнь, и как можно определить и доказать является ли организм живым.

Тема урока: «Сущность жизни и свойства живого» - запись в тетради (Слайд 1).

Слово «биология» дословно переводится как «наука (логос) о жизни (био)». А что же такое жизнь? В разные времена ученые давали различные определения понятию жизнь. Познакомимся с некоторыми из них.

Вопрос: Как вы думаете, что такое жизнь?

Жизнь - способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белков. (Ф. Энгельс), (Слайд 2).

Слайд 3: Жизнь - самоподдержание, самовоспроизведение и саморазвитие больших систем, элементарно состоящих из сложных органических молекул.

Жизнь - особая форма существования белковых тел.

Задание: Используя текст из §3 учебника, выпишите  основные свойства живых организмов в графу свойства (5 минут), (слайд 4).

Проверка. Давайте более детально рассмотрим каждое из свойств: - запись в таблицу.

Основные свойства живых организмов

Свойство

Проявление свойства

1

Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения.

  • На 98 % состоят из: углерода, кислорода, азота и водорода;
  • Имеют клеточное строение.

2

Все живые организмы представляют собой «открытые системы.

Устойчивы при непрерывном поступлении веществ и энергии.

3

Все живые организмы способны к обмену веществ с  окружающей средой: из нее они получают вещества, необходимые для жизни, а в нее выделяют продукты жизнедеятельности.

Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава организмов.

4

Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды.

Реакция на внешнее воздействие.

5

Живые организмы развиваются.

Рост и развитие.

6

Все живое размножается.

Самовоспроизведение.

7

Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.

Приобретение новых признаков и свойств.

8

Живые    организмы приспособлены к определенной среде обитания.

Способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов.

  1. Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения (слайд 5).

Живые организмы «построены» из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы. Однако соотношение их в живом и неживом различно. Живые организмы на 98% состоят из четырех элементов — углерода, кислорода, азота и водорода, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры) Все живые организмы имеют клеточное строение. Клетка является единой структурно-функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов на Земле.

  1. Все живые организмы представляют собой «открытые системы», т. е. устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды (слайд 6). 

Зеленые растения используют солнечную энергию для синтеза органических веществ, из которых строится их тело. Другие организмы получают энергию в результате распада сложных органических веществ пищи на более простые.

Таким образом, живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают энергия (солнечная или химическая) и  питательные вещества извне.

  1. Все живые организмы способны к обмену веществ с  окружающей средой: из нее они получают вещества, необходимые для жизни, а в нее выделяют продукты жизнедеятельности (слайд 7).

В неживой природе можно наблюдать, казалось бы, сходные процессы. Так, пламя костра или свечи никто не назовет живым. Однако в процессе горения поглощаются органические вещества (дрова, воск) и кислород воздуха, а выделяются углекислый газ и другие вещества. В основе работы многих механизмов, созданных человеком, также лежат «обменные процессы».

В отличие от обменных процессов в неживой природе живых организмов самыми важными стали процессы синтеза и распада.

Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава и строения организма, его рост, размножение и существование в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

  1. Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды (слайд 8).

В процессе эволюции у живых организмов выработалась потребность избирательно реагировать на внешние воздействия. У одних реакции проявляются быстро (например, животные убегают, нападают, прячутся, сжимаются и т. д.), -- других — медленно (например, растения поворачивают листья к свету).

  1. Живые организмы развиваются (слайд 9). 

Развитие характерно как для живой, так и для неживой материи. Но живым организмам свойственно упорядоченное, постепенное и последовательное развитие. У каждого живого организма развитие связано с реализацией наследственной программы и обычно сопровождается увеличением его массы. Последнее происходит за счет образования новых молекул, элементарных клеточных структур и самих клеток.

Развитие характерно не только для отдельного организма, но и для живой природы в целом. В результате исторического развития, или эволюции, появилось все многообразие живых организмов на нашей планете.

  1. Все живое размножается (слайд 10).

Новые организмы — от бактерии до человека — возникают только в результате бесполого или полового размножения особей данного вида.

  1. Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью (слайд 11).

Наследственность — способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Информация о том, каким должен быть организм, закодирована в его генетическом материале — хромосомах и генах.

Хотя потомки похожи на родителей, двух совершенно одинаковых организмов не существует. Это объясняется тем, что в генетическом материале происходят случайные изменения, приводящие к появлению у организма новых признаков и свойств.

Изменчивость создает разнообразный материал для отбора наиболее приспособленных к конкретным условиям особей, а это, в свою очередь, приводит к появлению новых видов организмов.

  1. Живые    организмы приспособлены к определенной среде обитания (слайд 12).

Даже по внешнему виду часто можно определить, какой образ жизни ведет данный организм. Например, вы сразу отличите хищную птицу от зерноядной, влаголюбивые растения от растений пустынь.

Таким образом, живые организмы резко отличаются от неживых систем сложностью строения и высокой упорядоченностью протекающих в них физиологических процессов. Эти отличия придают жизни качественно новые свойства.

  1. Закрепление изученного материала(10 минут), (слайд 13).

Проверка по одному человеку с варианта:

Докажите, что заданный организм является живым, используя в качестве доказательства его основные свойства как живого.

  1. Корова
  2. Дуб
  3. Синица
  4. Ящерица
  5. Щука
  6. Пчела
  1. Домашнее задание (слайд 14).

§ 3, повторить §1,2.  Подготовка к тесту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по теме "Сущность жизни и свойства живого" 9 класс

Задачи: выяснить, существует ли конкретное понятие "жизнь"; рассмотреть общие признаки живого; сформировать представление об уровнях организации живой природы. Оборудование: таблицы по общей биол...

Открытый урок по биологии на тему: «Сущность жизни, живого. Гипотезы о возникновении жизни на Земле»

В данном материале рассматриваются вопросы:1.  Сущность живого, жизни.2.  Уровни организации живого:а) клеточныйб)тканевыйв) организменныйг) популяционно-видовойд) биогеоценотическийе) биосф...

Презентация по теме "Жизнь, основные свойства живого"

Данная презентация поможет более полно понять основные свойства живого, отличия живого от неживых систем....

Урок Сущность жизни и свойства живого 9 класс

Презентация к уроку по теме "Сущность жизни и свойства живого" в 9 классе Общая биология...

Признаки и свойства живого. Уровни организации жизни.

Признаки и свойства живого.Уровни организации жизни....