Виды изменчивости. Фенотипическая изменчивость
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
урок в 9 классе.Цель: изучить явление фенотипической изменчивости, его закономерности и эволюционный смысл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Глава 15 Закономерности изменчивости
Тема урока: Виды изменчивости. Фенотипическая изменчивость
Цель: изучить явление фенотипической изменчивости, его закономерности и эволюционный смысл.
Задачи:
образовательная: рассмотреть примеры фенотипической изменчивости, выявить свойства фенотипической изменчивости ее значение в эволюционном процессе и ее практическую значимость для человека;
развивающая: продолжить формирование научных представлений об основных свойствах живых организмов наследственности и изменчивости; умений объяснить эти свойства на основе полученных знаний;
продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, устанавливать причинно-следственную связь;
развивать умения применять полученные знания на практике;
развивать умения работать в группах;
воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: самостоятельная работа, беседа, работа в группах.
Требования согласно программе:
Ученик должен
- знать определения «норма реакции», «фенотип», «модификация»;
- уметь: объяснить зависимость фенотипической изменчивости от факторов внешней среды, свойства модификаций.
Междисциплинарные связи: экология.
Внутридисциплинарные связи: зоология, ботаника.
Обеспечение занятия:
Компьютер, проектор, программа PowerPoint, горшки с цветами.
План урока
- организационный момент (2 мин) 10.30
- проверка знаний и установление связи с изучаемым разделом(10.35)
- мотивация и сообщение темы 10.35
- объяснение нового материала (20 мин)10.35
- постановка задачи
- характеристика модификационной изменчивости
- норма реакции
- зависимость нормы реакции от генотипа
- краснокнижные виды 10.55
- рефлексия (7 мин) 10.55-11.05
работа в группах (решение практических задач). (если останется время, то решения задачи человек и модификационная изменчивость).
- домашнее задание (3 мин) 11.05.
- выставление оценок. (5 мин).11.15
1. Организационный момент
Приветствие, подготовка к занятию.
2. Актуализация знаний.
Ребята, какой большой раздел учебного материала вы изучаете? (стр. 171. Раздел 4. Наследственность и изменчивость).
А какая наука занимается изучением этих явлений? (генетика).
Давайте вспомним, как звучит определение этой науки.
СЛАЙД 1.
Генетика – это наука, которая изучает закономерности наследственности и изменчивости организмов.
3. Сообщение темы (2 мин)
Если быть предельно кратким, то генетика изучает два процесса: наследственность и изменчивость.
Первую часть раздела: наследственность вы уже изучили, но остается еще вторая часть, вы уже догадались какая тема нашего сегодняшнего урока?
СЛАЙД 2
Виды изменчивости. Фенотипическая изменчивость
Ребята, запишите тему урока в ваших рабочих листах.
4. Объяснение нового материала.
Прежде чем мы начнем с вами раскрывать тайны изменчивости, давайте с вами определимся с понятием, что такое изменчивость. Стр.196. Гл.15. прочитайте определение.
СЛАЙД 3
Изменчивость – это свойство организмов приобретать новые признаки и свойства.
Запишите определение в ваши рабочие листы.
Виды изменчивости
По механизмам возникновения, характеру изменений признаков различают несколько типов изменчивости.
СЛАЙД 5
изменчивость
наследственная (генотипическая) ненаследственная
Запишите в свои рабочие листы.
Рассмотрим более подробно ненаследственную изменчивость.
Посмотрите на этот рисунок. Это две бегонии Мэсона, посаженные мной в одно и тоже время. Но вы видите, что они отличаются друг от друга по фенотипу. Помним, что фенотип –это совокупность внешних и внутренних признаков организма.
СЛАЙД 7
Два растения
Как вы считаете, что могло стать причиной такого расхождения в росте, массы и цветении растений?
Ученики дают варианты ответов.
Правильно, эти два растения были посажены в разную почву, и выращивались при различном освещении. Поэтому и выросли не одинаковые. Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Внешние условия влияют на фенотип организмов. Вы в своей жизни тоже не однократно могли в этом убедиться, когда выращивали комнатные растения или фрукты и овощи на грядке или просто замечали, что особи одного вида отличаются друг от друга.
Такая изменчивость под влиянием окружающей среды называется модификационной.
Запишите это в рабочих листах.
СЛАЙД 8
Модификационная изменчивость – это изменчивость организмов под влиянием окружающей среды.
То, что организмы меняются под влиянием окружающей среды мы с вами в этом убедились, но наследуется ли эти изменения по наследству? Полезны ли такие изменения или наоборот вредны? На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы, составляя характеристику модификационной изменчивости. Перед вами дидактические карточки. Из приведенного описания процесса выберите конкретный вариант ответа и галочкой отметьте выбранный ответ.
И заполните в своих рабочих листах графу характеристика модификационной изменчивости.
Сравним полученные результаты с эталоном.
СЛАЙД 8
Характеристика модификационной изменчивости.
- Изменения имеют групповой характер
- изменения не наследуются
- изменения носят направленный характер
- изменения имеют приспособительное значение
Итак, мы с вами выяснили, что признак меняется, когда организм приспосабливается к определенным условиям, и этот признак не наследуется потомством. А есть ли предел изменения признака или приспосабливаться организм может в любых пределах?
Слушаю ответы детей. Если нет, то возвращаюсь к своим цветам. И задаю вопрос, если я изменю условия до такой степени, что вообще не будет света и тепла, сможет ли оно измениться, приспособиться к этим условиям и выжить? Нет. Оно погибнет.
Вывод: Признак имеет свои приспособительные возможности – норму реакции.
СЛАЙД 9
Норма реакции – пределы изменчивости организмов
Запишите в свои рабочие листы.
Как вы думаете, влияет ли норма реакции на выживаемость и распространении вида и если да то почему и как?
Да влияет, чем шире норма реакции, тем более приспособленным оказывается вид и наоборот, чем уже норма реакции, тем реже вид.
Примеры растений и животные из Красной книги. И синантропные виды вши, тараканы, крысы, одуванчик, лебеда и др.
Задача. От чего зависит, чем определяется норма реакции. Задача.
Если в тренажерный зал придут ребята одного возраста со слабо развитой мускулатурой и под руководством тренера начнут усиленно заниматься наращиванием мускулатуры, как вы думаете, по истечению достаточного времени все ли они смогут выполнить норму первого разряда?
Нет. А почему.
Второй пример, если допустить, что условия питания у ребят из вашего класса будут хорошими и одинаковыми и образ жизни сходный, т.е. вы будите находиться в равных условиях почти во всем, означает ли это, что все вы вырастите до двух метров и наберете одинаковый вес?
Потому что норма реакции определяется еще и генотипом.
Норма реакции обусловлена генотипом и зависит от значения признака в организме. Узкая норма реакции свойственна таким важным признакам как размер сердца, головного мозга, а широкая количество подкожного жира.
Приведенные в ваши рабочих листах признаки разделите на две колонки с узкой и широкой нормой реакции.
Давайте сверимся с эталоном.
Закрепление Рефлексия.
Работа в группах
Одна группа зоологов. Другая – ботаников. Третья – врачи, психологи.
Необходимо придумать, как можно использовать знания об модификационной изменчивости и норме реакции в своих отраслях.
Можно пользоваться параграфом 42, дополнительной информацией на ваших столах.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Тема урока:
Изменчивость - это
Изменчивость
Модификационная изменчивость - это
Задание 1
Характеристика модификационной изменчивости
1.
2.
3.
4.
Норма реакции - это
Задание 2
Распределите приведенные признаки на две колонки
Размер сердца, размер головного мозга, количество подкожного жира, вес тела, строение цветка, опыляемого насекомыми, размер листьев, густота шерсти у животных, цвет кожи у человека.
Узкая норма реакции | Широкая норма реакции |
Д|\З
1.Выполнить задание 2 в рабочих листах.
2. Параграф 42.
3. Заполнить сравнительную таблицу
признак | Мутационная изменчивость | Модификационная изменчивость |
Определение | ||
Суть явления | ||
Частота проявления | ||
Направленность | ||
Значение | ||
наследование |
*3. Человеку, как и всем живым организмам, свойственна модификационная изменчивость, которая помогает ему приспосабливаться к окружающей среде. Подумайте и приведите примеры модификационной изменчивости человека, беря во внимание, что человек – бисоциальное существо.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
***
Проявление количественных признаков очень сильно зависит от влияния условий среды.
Каждый знает, что если корову кормить хорошо, она даст много молока, а если кормить плохо, молока будет мало. С первого взгляда кажется, что удой зависит просто от кормления. Сейчас выведено много пород крупного рогатого скота, которые характеризуются высокой молочностью. В некоторых республиках (в Якутии) еще сохранился местный неулучшенный скот с низкими удоями (1200 кг молока). Но поднять удой якутской коровы только одним улучшением условий до 400 кг молока, которые дает при том же хорошем кормлении корова черно-пестрой породы, уже не возможно. На этом примере видно, что генотип также определяет норму реакции организма на условия внешней среды.
***
Если ученик младших классов проявляет способность к быстрому решению математических задач, то можно считать, что у такого ребенка это определено генотипом, влияющим на развитие этого признака. Но если не упражнять этих особенностей, то признак развиваться не будет, и хороший ученик может превратиться в плохого в старших классах.
***
У человека при пребывании на разных высотах над уровнем моря вырабатывается неодинаковое количество эритроцитов: в 1 квадратном миллиметре крови у людей живущих в местностях на уровне моря, их в два раза меньше, чем у людей, живущих высоко в горах. Это явление легко объяснить, если вспомнить, что главная функция эритроцитов – перенос кислорода. Увеличение высоты над уровнем моря сопровождается снижением концентрации кислорода в атмосфере, что приводит к его недостатку в тканях. Поэтому насущная потребность в кислороде заставляет человека и животных адаптивно реагировать путем изменения числа эритроцитов на разных высотах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ МУТАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ
Методическая разработка урока биологии в 9 классе....
Урок биологии "Фенотипическая изменчивость"
Урок позволяет рассмотреть вопросы о влиянии среды на формирование фенотипа, о модикационной изменчивости. Для иллюстрации модификационной изменчивости заранее закладываются опыты, а урок начинается с...
Презентация у уроку "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость".
Данную презентацию можно при использовать при проведении урока биологии в 9 классе (УМК В.В. Пасечника"). Ход работы; актуализация знаний, объяснение новой темы, закрепление знаний по вопрос...
Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.
Разработка урока биологии для 10 класса по теме "Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции."...
Презентация к уроку биологии "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9класс
Презентация к уроку биологии в 9 классе по теме " Мутационная изменчивость" . Программа В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В...
"Фенотипическая изменчивость" КИМ. 9 класс. В.В. Пасечник.
Контрольно -измерительный материал для 9 класса по теме "Фенотипическая изменчивость". УМК В.В. Пасечник....
Аннотация к уроку "Фенотипическая изменчивость". 9 класс. В.В. Пасечник.
Аннотация. Тема "Фенотипическая изменчивость". 9 класс. В.В. Пасечник....