деятельностный подход в обучении
статья по биологии по теме

статья об использовании деятельностного подхода в обучении биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.57 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках биологии как одно из направлений реализации стандартов второго поколения

     В мировой образовательной практике понятие компетентности как цели образования выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий, а включение в образовательные цели школы формирование ключевых компетенций и связанных с этим изменений методов учебной работы – как основное направление модернизации школы. Ключевыми (универсальными) компетенциями должен обладать каждый член общества. Термин «ключевые» подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Важным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности. Чтобы убедиться, что учащийся освоил тот или иной аспект компетентности на требуемом уровне, следует дать ему задание, выполнить  которое можно только освоив  определенный вид деятельности.

     Новые требования к результатам образования вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

     При этом выпускник основной школы должен научиться создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы. Достижение этих умений возможно через достижение умения работать с информацией. Ученик должен на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаружив пробелы в информации; находить пути восполнения этих пробелов.

     Компетентностно-ориентированные задания развивают у школьников самостоятельность и способность к самоорганизации, умения работать с проблемами и искать пути их решения, самостоятельно добывать необходимую информацию, представлять выводы в виде логических умозаключений. Одним словом позволяют достигнуть метапредметные результаты обучения.

     Биология предоставляет широкое поле деятельности для учителя в плане прорабатывания на уроках компетентностно-ориентированных заданий, поскольку предметом изучения является все живое, все то, с чем можно проводить исследования, эксперименты. Приобретенные в школе навыки поисково-творческой деятельности помогут в дальнейшей взрослой жизни. Примером может послужить изучение ботаники в 6 классе. Так при изучении темы «Корень» учащиеся предварительно знакомятся с теоретическим материалом по учебному тексту, по схемам и рисункам, по видеофрагменту, а затем самостоятельно осваивают приемы пикировки рассады овощных культур. В теме «Семя», самостоятельно освоив теоретический материал и проработав его, учащиеся выстраивают график зависимости глубины заделки семян от их размера и практически ранжируют семена на группы в зависимости от глубины их посадки. Хорошие результаты получаются при выполнении учащимися практических заданий по проращиванию семян различных растений, приготовлению микропрепаратов для работы с микроскопом, составлению паспорта комнатных растений и так далее. Выполнение этих заданий развивает такие  универсальные учебные действия учащихся как постановка цели эксперимента, выбор методов и приемов работы, определение результатов и их оценка. Ряд таких примеров может быть продолжен. Большое внимание на уроках я уделяю развитию информационных компетентностей учащихся: умения работать с различными источниками информации, интерпретировать ее, решать на основе полученной информации, поставленные перед ними учебные задачи. Работа в этом направлении привела меня к разработке авторской программы курса по выбору для учащихся 9 классов «Информационная компетентность учащихся».  Надеюсь, что данный курс поможет правильно организовать выпускникам свою работу по подготовке к Государственной итоговой аттестации.

     Используя компетентностный подход в обучении, я убедилась в его действенности и весомости результатов, в их практической значимости для учащихся. Поскольку в процессе учебной деятельности у школьников развиваются способности самостоятельного решения проблемы на основе социального опыта. Эта работа эффективно развивает когнитивные процессы у учащихся, которые в свою очередь, влекут за собой развитие метапредметных умений, необходимых сегодняшнему выпускнику.

     

   Учитель биологии МБОУООШ №16 г. Армавира Шарыпова Татьяна Ивановна                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .

В работе  рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...