«Образовательно-воспитательные факторы, обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья»
статья по биологии (11 класс) по теме

Фролова Светлана Николаевна

Данннй материал  содержит обобщение педагогического опыта учителя биологии по формированию  навыков здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchteniya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кочетовская средняя общеобразовательная школа

IV областные Педагогические чтения

«Стратегия воспитания в условиях  введения ФГОС  общего образования»

«Образовательно-воспитательные факторы, обеспечивающие формирование

 жизненного приоритета здоровья»

                                   Подготовила:

Мокеева Светлана Николаевна,

учитель биологии,

I квалификационная категория.

                                   

 

               2012г.

«Каждый молодой человек должен  понять, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех, это начало перемен в образе жизни всей  страны, формирование современных стандартов жизни россиян». В.В.Путин

  Здоровье подрастающего поколения -  приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».  

    Работа по внедрению культуры здоровья в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Кочетовской средней школе ведётся по нескольким направлениям: это  и повышение двигательной активности учащихся -  каждое утро в 7.45  школьники регулярно выполняют зарядку. С целью снятия усталости на уроках учителя нашей школы проводят различные физкультминутки. Для профилактики простудных заболеваний в школе в осенне-весенний период проводится витаминизация. Также большое внимание  уделяется поддержанию эмоционального климата урока, который  слагается из комфортного начала и окончания урока, заданной «ситуации успеха», что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Формированию культуры здоровья способствует применение новых форм организации урока (урок-путешествие, командное состязание).  В полноценном обучении учащиеся взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. Все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке. Например, физическая активность, когда дети меняют рабочее место, пересаживаются, пишут, слушают, рисуют; социальная активность - задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, обсуждают что-либо; познавательная - вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта. Виды деятельности и формы работы на уроке по необходимости меняются, так как внимание детей удерживается до тех пор, пока существует интерес (в течение 7-10 минут), у них сильно развита непроизвольная память. Педагоги стараются   учитывать темперамент каждого ученика. Кроме традиционных форм работы, содействующих сохранению и укреплению здоровья, в нашей школе используется комплекс лечебных процедур и методов профилактики так называемых «школьных» болезней.         Наиболее распространенными из них являются: близорукость и  нарушение осанки. Среди специфических методов профилактики прогрессирования близорукости используется специальная гимнастика для снятия зрительного напряжения. Особо значимыми моментами  организации учебного процесса и его здоровьесберегающей направленности является оценка режима дня, учебной и внеучебной нагрузки школьников, а также
организация физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима школьников.

    В нашей школе функционирует шесть  кружков, из них три спортивных: баскетбол (рук. Галочкин В.М.), мини-футбол от детско-юношеской спортивной школы, руководитель также  Галочкин В.М. и волейбольная спортивная секция. Так,  команда девочек в 2010-11 уч.году завоевала  Кубок области по мини – футболу и не раз защищала честь района  на зональных соревнованиях по мини-футболу и волейболу.

Известно, что люди нередко устают и изнемогают не потому, что много работают, а потому, что плохо отдыхают.   В нашей школе ребята вместе с учителями организуют лыжные прогулки, игры на свежем воздухе, традиционно проведится военно-спортивная игра «Зарница», Дни здоровья. Стало также доброй традицией проводить смотр-конкурс на «Самый здоровый класс», турнир Знатоков здоровья. Данные мероприятия  способствуют активной жизненной позиции учащихся школы.

Летом на базе Кочетовской средней общеобразовательной школы регулярно функционирует оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. Ребята являются частыми гостями физкультурно-оздоровительного комплекса «Лидер» г. Сергача. Также наши воспитанники занимают призовые места в товарищеских  встречах по мини-футболу среди летних оздоровительных лагерей. С августа  2011-2012 учебного года  в школе проводится кампания по организации досуга детей «Дворовая практика», где учащиеся  были задействованы во многих спортивных и развлекательных мероприятиях.

Одним из примеров проектно-исследовательской деятельности, направленной на оздоровление подрастающего поколения, была работа  по биологии учащегося 9 класса Абрашкина Алексея над темой «Чипсы: опасно для здоровья», в которой он доказал  достоверность данного утверждения с помощью различных опытов и экспериментов. Затем Алексей выступал перед учащимися школы с беседами о здоровом питании.

    Агитбригада старшеклассников нашей школы принимала участие в районном конкурсе «Пропаганда здорового образа жизни» и заняла первое место. Каждый год в апреле месяце волонтерское объединение «Маячки»   в рамках акции «Синяя лента» проводит  агитацию против физического насилия над детьми с охватом всех социальных категорий населения.

В стенах большинства образовательных учреждений молодые люди получают знания и профессиональную подготовку, но не обучаются не менее важному - быть здоровым. В нашей школе учителя с начальных классов прививают детям желание творчески работать над своим физическим развитием, воспитывают в них бережное отношение к самому себе.

    Д.А. Медведев  в одной из своих статей подчеркивает, что "…показателем личного успеха должно стать, скорее, здоровье человека, а не количество заработанных им денег. И если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, то будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность". С этими словами трудно не согласиться, так как здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека, а также доброжелательные отношения с людьми, природой, и наконец, с  самим собой.

Список литературы:

1. Базарный В.Ф., Гуров В.А., Оладо Э.Я. Методология оздоровления детей и подростков - М,-1994.

2. Вишневская E.JL, Барсукова Н.К., Полесский В.А. Проблемы школьного здравоохранения: общеобразовательная школа как основное звено формирования здоровья подрастающего поколения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. -1999

3. Горячев В. Здоровье детей категория педагогическая // Воспитание школьников. - 1999.

4. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н.Кардашенко. - М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровые образовательные ресурсы - фактор, обеспечивающий повышение качества образования

Статья, описывающая опыт работы с применением цифровых образовательных ресурсов...

Индивидуализация учебной деятельности как фактор, обеспечивающий успешную подготовку старшеклассников к ЕГЭ по математике.

Важная  задача учителя – учить детей учиться, создать ситуацию, в которой обучающийся просто не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствием. Необходимо сделать так, чтобы ученики умели и...

САМООБРАЗОВАНИЕ педагогов – важнейший фактор, обеспечивающий успех в работе педагога.

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...

Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».

Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....

Английские заимствования как факторы, обеспечивающие успешную межкультурную коммуникацию

Мастер-класс по теме «Английские заимствования как факторы, обеспечивающие успешную межкультурную коммуникацию »Цель: Показать возможности использования английских заимствований и англициз...

Английские заимствования как факторы, обеспечивающие успешную межкультурную коммуникацию

Мастер-класс по теме «Английские заимствования как факторы, обеспечивающие успешную межкультурную коммуникацию »Цель: Показать возможности использования английских заимствований и англициз...