"В лес за здоровьем"
элективный курс по биологии (8 класс) по теме
Курс по выбору для учащихся 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_vyboru_v_les_za_zdorovem.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Галимуллина Е.Ю.
учитель биологии высшей категории
МБОУ Азевская СОШ
Курс по выбору «В лес за здоровьем»
Пояснительная записка
Организация и содержание курсов по выбору является составной частью предпрофильной подготовки. Предлагаемый курс относится к межпредметному (ориентационному), которому в большей мере присуща развивающая функция. Содержание курса соответствует познавательным возможностям девятиклассников и предоставляет ученику возможность приобрести опыт, который ему может пригодиться в жизни. Программа курса включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, в нее включены прогрессивные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.
Программа позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного усвоения знаний и получения запланированных результатов, использования наиболее эффективных (активных) методов.
Программа рассчитана на 13 часов.
Цели курса:
- Заложить основы экологического мировоззрения;
- Сформировать первоначальные представления о взаимосвязи человека и окружающей среды.
Задачи курса:
- Расширить и углубить представления учащихся о мире живого;
- Создать условия для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области исследования окружающей природы;
- Развивать мыслительные способности учащихся, стремление искать самостоятельные решения проблем;
- Способствовать расширению кругозора учащихся, более полному пониманию окружающего мира;
- Создать условия для развития творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Тематическое планирование данного курса примерное и может быть изменено. Анкетирование учащихся на разных этапах занятий по данному курсу помогает отследить динамику интереса, правильность выбора. Формой отчета по завершению изучения курса может стать защита проекта.
Тематическое планирование занятий
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Вид занятия |
1. | Введение. «…Есть в травах и цветах целительная сила Для всех, умеющих ту тайну разгадать». | 1 | Обзорная лекция |
2 | Лесной хлеб | 1 | Дискуссия |
3-4. | Лесные каши и масло | 2 | Семинарские занятия |
5-6. | Овощи леса и поля | 2 | Семинарские занятия |
7. | Растительное мясо | 1 | Дискуссия |
8. | Лесные напитки | 1 | Конференция |
9 10 11. | Лечебница в лесу | 1 1 1 | Лекция Практическое занятие Экскурсия |
12. | Гигиена и парфюмерия в лесу | 1 | Семинарское занятие |
13. | Лесные развлечения | 1 | Практическое занятие |
Знания, приобретенные в процессе изучения данного курса:
- Об особенностях леса;
- О возможностях использования дикорастущих растений;
- Об охране и расселении на новые места обитания дикорастущих растений;
- О причинах исчезновения некоторых видов растений;
- О природе родного края
Умения, сформированные на основе приобретенных знаний:
- Находить полезные растения леса;
- Правильное использование ресурсов растительного мира;
- Вносить посильный вклад в охрану и расселение (восстановление) исчезнувших или редко встречающихся полезных растений;
- Представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т.д.
Формы организации и методы обучения учащихся
Преподавание элективного курса предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала у учащихся, индивидуализации и персонализации образования. При изучении курса предусматривается лекционно-семинарская система занятий, проектная деятельность, дидактические игры и дискуссии, предполагающие творческое погружение учащихся в ту или иную ситуацию, школьные конференции. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентности учащихся.
На школьной лекции предусматривается крупноблочное изложение материала, раскрытие основных ключевых позиций. Доля лекционной части по отношению к остальным формам организации учебной деятельности составляет 1: 3.
Семинар является специфической формой организации учебной деятельности, предполагающей творческое изучение программного материала. На этих занятиях происходит углубление, расширение и детализация материала. Подготовка к ним предусматривает организацию индивидуальной и групповой работы учащихся, творческий поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать, закреплять знания и делать выводы. Семинары могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, круглых столов, дидактических игр и прочее.
На базе учебного материала предполагается проектная деятельность учащихся по наиболее интересным вопросам. Работа над проектом позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. Важным фактором является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляется компетентность личности.
Кроме классно-урочной системы предполагается проведение экскурсий в лес. Экскурсии закрепляют и углубляют знания учащихся, знакомят с живой природой. Они дают возможность приобрести необходимые навыки полевой работы, изучить основные методы наблюдений и исследовательской работы в природе, принять непосредственное участие в мероприятиях по оценке состояния и сохранения природной среды.
Способы оценивания результатов достижений учащихся
Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по точности воспроизведения основного содержания курса. Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям составлять доклады и рефераты, осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение получаемой информации, по способности к критическому мышлению и рефлексии. По оценке результатов творческого уровня учитываются знания, которые демонстрируют учащиеся в процессе проектной деятельности, выступлений на семинарах, учебных конференциях; умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свое мнение, вступать в спор.
Проекты:
- Влияние освещенности на развитие растений.
- Ритм природы – основа жизни организмов.
- Растения – индикаторы кислотности почв
Содержание курса
Общее количество часов – 13
Введение «…Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих ту тайну разгадать». (1 час)
Лес как природная система, продукт природы, ее составная часть. Типы леса. Неповторимые по красоте лесные ландшафты. Необходимость знаний о природе и ее законах. Воспитание любви к родной природе.
Лесной хлеб (1 час)
Хлеб – «… одно из величайших изобретений человеческого ума…» (К.А. Тимирязев). Хлеб у водоема (информация о белой лилии, рогозе, тростнике, зеленой водоросли - хлорелле). Мифы и реальность.
Лесные каши и масло (2 часа)
(Семинарские занятия)
Учащиеся выступают с заранее подготовленными сообщениями и докладами, которые рецензируются заранее назначенными оппонентами. После выступлений оппонентов учитель фронтально или индивидуально проверяет знания тех учащихся, которые не выступали. Темы сообщений и докладов: «Дуб – дерево древних преданий и сказок», «Желуди; каши, лепешки, оладьи и торты из них», «Манна небесная», «Манна земная», «Лесное молоко или съедобные свечки», «Масло, добываемое бензином», «масло из древесных веток».
Овощи леса и поля (2 часа)
(Семинарские занятия)
Темы сообщений и докладов: «Символ навязчивости», «растительный барометр, или хрустальная травка», «Растение с «засыпающими» листьями», «средневековый громоотвод, заменяющий капусту», «зонтичный борщ – лакомство медведей», «Запах свежих огурцов», «Растение – комбинат», «Сладкая гусиная лапка», «Начинка для пирога, или указатель кислых почв».
Растительное мясо (1 час)
Необходимость сбалансированного питания человека. Грибы – «растительное мясо». Разновидности грибов. Способы правильного сбора грибов. Ранневесенние грибы. Дождевики, навозники, опята. Ядовитые грибы. Сроки появления грибов в нашей местности. Способы приготовления грибных блюд.
Лесные напитки (1 час)
Учащиеся выборочно или группами готовят сообщения на предложенные темы и выступают с ними на школьной конференции. Темы выступлений: «Напиток, отгоняющий сон», «Турецкий напиток и его заменители», «Сладкие слезы дерева», «Виноград хвойных деревьев». Можно предложить продегустировать по окончании конференции разные напитки.
Лечебница в лесу (3 часа)
1 час: лекция.
Подорожник, его лекарственные свойства. Перевязочные средства растительного происхождения. Мать и мачеха – средство от простуды. Дубовая кора в помощь нашему желудку. Ромашка аптечная – средство для крепкого и спокойного сна. Спорынья – средство, суживающее кровеносные сосуды – способы и места сбора. Валериана – успокаивающее средство. Ландыш для больного сердца.
2 час: Практическое занятие проводится по группам в лесу. Каждая группа предварительно получает свое задание.
«Изучить особенности внешнего строения, местообитания:
Задание для 1 группы: «Лесной земляники»
Задание для 2 группы «Лесной смородины»
Задание для 3 группы: «Лесной малины»
После выступлений каждой из групп учитель сообщает, как народная медицина использует каждое из этих растений.
3 час: Экскурсия в лес.
Тема экскурсии: «Наблюдение за фитонцидными растениями леса» (дуб, береза, черемуха, сосна, мята, ландыш)
Наблюдение проводится по следующему плану:
Условия обитания; Особенности произрастания; Отношение с другими растениями; Отношения с животными; Паразиты и болезни; Поведение растений.
По окончании экскурсии учащиеся получают задание, проверить фитонцидное действие листьев и почек различных растений на насекомых.
Гигиена и парфюмерия в лесу (1 час)
«Лесное мыло» - гигиеническое средство для мытья рук и лица. Средства для чистки зубов. Лесная зубная щетка. Чистильщики сапог на лесной опушке. Лесной одеколон и духи. Растения, отгоняющие насекомых
Лесные развлечения (1 час)
Это занятие можно провести в виде встречи у костра. Можно подготовить сценарий встречи с музыкальным сопровождением из самодельных инструментов в виде ксилофона, барабана, пастушьих рожков, свистков, пищалок, а также ложек, котелков, сковородок и набора, подвешенных на веревках бутылок, заполненных водой. Под музыку импровизированного оркестра организуются пляски, изображающие охоту на диких зверей. Между номерами музыки можно включить декламацию стихов о лесе. Возле костра можно придумать викторину лесных загадок-вопросов о растениях леса. Победителя викторины можно наградить драгоценными украшениями из растений.
Рекомендуемая литература
- Белов С.В. Лесоводство. М.: Лесная промышленность, 1983
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Просвещение, 1994
- Гиряев Д.М. и др. Юные лесоводы. М.: Агропромиздат, 1988
- Ивченко С. Занимательно о ботанике. М.: Молодая гвардия, 1972
- Миркин Б.М. и др. Высшие растения. Краткий курс систематики с основами науки о растительности. М.: Логос, 2001
- Радзиевская С. Круглый год. Казань, 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период
Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Выступление на педсовете, пропоганда здорового образа жизни учащихся!...
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Раздаточный материал к интегрированному уроку "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание) 6 класс
Раздаётся каждому ученику на уроке...