Конспект занятия "Световые явления. Изготовление камеры-обскуры"
план-конспект занятия по биологии по теме
Конспект занятия "Световые явления. Изготовление камеры-обскуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kamera-obskura.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Световые явления. Изготовление камеры-обскуры.
Изучаемая дисциплина: юный биолог.
Возраст обучающихся: 10-12 лет, 1 год обучения.
Тип занятия: Совершенствование и формирование ЗУН.
Вид занятия: занятие - практическая, самостоятельная работа.
Цель занятия: Изучить световые явления, изготовить камеру-обскуру и применяя ее доказать прямолинейность света, распространение света.
Задачи занятия:
Обучающие: Изучить световые явления: отражение света, прямолинейность и преломление света.
Развивающие: Развитие способности проводить физические наблюдения и опыты, анализировать и обобщать полученные результаты.
Воспитательные: Воспитание ответственности за результаты проделанной работы. Воспитание экологической ответственности по отношению к природе.
Для проведения занятия проводится предварительная подготовка двух обучающихся: один – помощник педагога, ведущий. Второй – готовит историческую справку о камере-обскуре.
Оборудование: магнитная доска, карманный фонарик, стакан, вода, мыло, зеркало.
Изготовление камеры-обскуры: заготовка из картона, калька, клей, ножницы.
Дидактический материал: таблицы «Источники света», «Световые явления».
Таблички с терминами «свет», «луч», «солнечное излучение», «преломление», «оптика».
Содержание занятия:
- Организационный момент
Ведущий: Добрый день. Сегодня в лаборатории юного биолога творческого объединения
«Зеленый дом» мы проводим занятие.
На минутку выключается свет.
Педагог: Как же мы его проведем? Ведь нет света?
Ведущий: Проведем, так как тема занятия «Световые явления. Изготовление камеры-
обскуры».
Педагог: Камера-обскура! Это новое слово.
Ведущий: Пока это слово останется научной загадкой, ответ на которую мы откроем.
Педагог: Для этого мы должны выполнить следующие задачи:
- Провести физические наблюдения и опыты, доказывающие световые явления.
- Изготовить камеру-обскуру, доказать прямолинейность распространения света.
2. Основная часть. Изучение нового материала
Ведущий: Трудно представить себе жизнь без света. Известно, что 90% информации
человек получает с помощью зрения. Все живое существует и развивается под
влиянием света. Свет, благодаря тому, что орган зрения – глаз человека
способен его воспринимать, является важнейшим средством познания
природы.
Педагог: Как вы думаете, что же представляет собой свет?
Ведущий: Для ответа проведем наблюдение: включим фонарик и подержим на расстоянии
5-6 см от ладони. Фонарик будет выполнять роль солнца. Мы чувствуем тепло.
Вывод: Свет нагревает тела, на которые он попадает. Значит, свет передает
телам энергию. Вид передачи световой энергии называется излучением.
Свет – это составная часть солнечного излучения. Раздел науки изучающий
свет называется оптикой.
Термины крепятся на магнитной доске.
Педагог: Световое излучение создается источниками. Предлагаю двум обучающимся
выполнить задание: на магнитной доске распределить источники света.
Источники света
Естественные Искусственные
солнце костер
звезды свеча
молния лампы
светящиеся насекомые
рыбы
Педагог: Источники света мы видим, так как создаваемое ими излучение попадает нам в
глаза.
Ведущий: Мы видим тела, которые не являются источниками света, это связано с
световыми явлениями, для объяснения которых необходимо провести
физические наблюдения и опыт. Для более эффективной работы распределимся
по группам.
1 группа: Проводит наблюдение: распространение луча света от карманного
фонарика, направляя его на различные предметы. У солнца есть лучи. Луч – линия,
вдоль которой распространяется свет. Луч всегда будет идти по прямой линии.
Вывод: Свет распространяется прямолинейно.
2 группа: Проводит наблюдение, применения зеркало. Поворачивая зеркало можно
направить луч света в любую сторону.
Вывод: Излучение, идущее от источников света, упав на поверхность предметов
меняет свое направление и попадает в глаза.
Луна сама не испускает свет, а лишь отражает свет, идущий от солнца. Свет
отражается от тел.
3 группа: Проводит опыт: В стакан налить воду, слегка замутненную мылом.
Пустить свет от карманного фонарика на поверхность воды в стакане.
Вывод: Часть света отражается от поверхности. Другая часть света переходит из
воздуха в воду и при этом меняет направление распространения – преломляется.
Педагог: Преломление – изменение направления распространения света при переходе его
из одной среды в другую.
Ведущий: Давайте обобщим итог, составив схему «Световые явления»
Световые явления
- Прямолинейность распространения света
- Отражение света
- Преломление света
3. Закрепление изученного материала
Педагог: Знания о световых явлениях нашли свое применение при изготовлении
оптических приборов.
Историческая справка:
Камера-обскура – темная комната, с ее помощью были сделаны первые фотографии. Упоминание о камере-обскуре встречается в IV в. д. н.э. у китайского философа Мо Ди – описал перевернутое изображение. Первым использовал для своих зарисовок Леонардо да Винчи.
Свет прямыми линиями проходит через небольшое отверстие, сделанное в центре. Линии света, отраженные от основания освещенного предмета, проникают в отверстие и проецируются по прямой линии к верху стены затемненной камеры.
Луч света, проходя сквозь отверстие диаметром 0,5-5 мм создает перевернутое изображение на экране.
Педагог: Применяя инструкцию, вы можете самостоятельно изготовить камеру-обскуру и
получить свое изображение.
Инструкция
Изготовление камеры-обскуры
- Вырежи заготовки из плотной бумаги, а экран из кальки.
- Согни детали по пунктирным линиям и склей их с помощью язычков (язычки на чертеже заштрихованы).
- Наклей экран снаружи подвижной части.
- В центре торца неподвижной части камеры иглой сделай маленькое отверстие.
- Вставь подвижную часть камеры внутрь неподвижной.
- Направь камеру отверстием на любой ярко освещенный предмет. Передвигая подвижную часть вперед – назад, добейся, чтобы этот предмет был четко изображен на экране.
- Рассмотри изображение. Каким оно получается.
Подведение итогов:
Вопросы
- Какое значение для живых организмов имеет световое излучение?
- Почему вы видим тела, которые не являются источниками света?
- Можно ли глаз назвать оптической системой?
- Приведите пример природного явления, доказывающего отражение света.
- В каких профессиях необходимы знания о световых явлениях? Человеку какой профессии знание устройства камеры-обскуры необходимо на практике?
Применяя знания о световых явлениях, вы сможете овладеть технологией изготовления оптических приборов, защитить окружающую природу от чрезмерного излучения.
Список информационных источников
- Гуревич А.Е. и др.
Физика и химия: Проб. учеб. для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. – М.: Просвещение, 1994. – 176 с.
- Яворский Б.М., Детлаф А.А.
Физика: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб.пособие. – 3-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2000. – 800 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Явление полного отражения"
Представлен конспект урока в 11 классе по теме "Полное внутренне отражение"....
Конспект занятия «Явления природы»
Дать учащимся первоначальное понятие о природе в целом; познакомить с понятием «явления природы»; дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года; развивать умения гра...
Конспект занятия "Явления природы"
Да Данный материал полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОУ, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Занятие на...
Камера-обскура
На латыни «camera» — комната, а «obscurа» — тёмная, вместе — «тёмная комната». Камера обскура вначале представляла собой темную комнату, с маленьк...
План-конспект урока "Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой", 7 класс
Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»Тема урока: «Сила Явление тяготения. Сила тяжести».Место урока в структуре учебного занятия:...
исследовательская работа поастрономии "Камера-обскура актуальность в наши дни"
исследовательский проект по астрономии с использованием возможностей камеры-обскура...
Презентация "Камера-Обскура"
Камера-обскура или «темная комната» - это простейшее оптическое устройство, дающее возможность воспроизводить изображение объектов. Конструкция не поменялась за много лет. ...