Витамины
план-конспект занятия по биологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
УРОК № 42 «Витамины»
Задачи:
1. Разъяснить значение витаминов.
2. Дать понятия об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах.
3. Познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах.
I. Проверка знаний.
1. Рассказать об обмене белков, жиров и углеводов с использованием таблицы, подготовленной дома.
2. Раскрыть роль минеральных веществ в пластическом обмене, в поддержании постоянства внутренней среды (гомеостаза), регуляции работы органов, например сердца.
II. Новый материал
«витамин»: «вита» - жизнь
«амин» - жизненный (жизненно важный амин)
Витамины - биологически активные вещества, синтезирующиеся в организме или поступающие с пищей, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма.
Что такое биологически активные вещества?
Общая черта - ни один из них не может синтезироваться в достаточном количестве самим организмом, поэтому витамины должны поступать с пищей.
В 1881 г. русским ученым Н. И. Луниным было обнаружено, что мыши погибают, если их кормить пищевой смесью, состоящей из очищенных продуктов. Если же добавить в рацион 1 мл молока, мыши остаются здоровыми. В 1911-1912 гг. польский ученый Казимир Функ выделил препарат из отрубей и назвал его витамином.
Витамин | Источник | Функция | Гипо/авитаминоз | |
жирорастворимые | А ретинол | Жир печени трески, палтуса, млекопитающих; красный перец, абрикосы, морковь, петрушка | Рост эпителиальной ткани; в состав зрительного пигмента - родопсина. Потребность - 1-1,5 мг. | Куриная слепота - нарушение сумеречного зрения. Кожа сухая |
D кальциферол | Жир печени рыб; яичный желток; сливочное масло; молоко. Синтезируется в коже под УФ-лучами. | Обмен Са и Р. Образование костей и зубов. Суточная потребность взрослого - 0,025 мг, ребенка - 0,07 мг. | Рахит - деформация костей, нарушение НС, раздражительность, слабость, потливость. | |
Е токоферол | Зародыши пшеницы; зеленые овощи; растительные масла. | Органы размножения, рост, развитие организма. | Е-авитаминоз у людей не установлен. | |
К филлохинон | Зеленые листья салата, капусты, крапивы. Синтезируется микрофлорой кишечника. | Он влияет на образование печенью протромбина. Суточная доза - 1-2 мг. | Нарушается процесс свертывания крови | |
водорастворимые | С аскорбиновая кислота | Овощи, плоды, фрукты, ягоды. | В обменных процессах, образование здоровой кожи, укрепление сосудов. Потребность - 75-100 мг в сутки. | Цинга - кровоточат десны, выпадают зубы. Слабость, вялость, головокружение, потеря сопротивляемости простудным заболеваниям. |
В1 тиамин | Печень, зерновые, бобовые, пивные дрожжи | Регуляция углеводного обмена, тканевое дыхание, передача возбуждения НС. Потребность - в среднем 2-3 мг. | Бери-бери - поражение НС, отставание в росте, слабость и паралич конечностей и дыхательной мускулатуры. | |
В2 рибофлавин | Яйца, сыр, молоко, мясо, пиво, зерновые, бобовые | ЦНС, обмен белков, жиров, углеводов. Световое и цветовое зрение. Потребность - 1-2 мг. | Слабость, снижение аппетита, шелушение кожи, воспаление слизистых оболочек, нарушение зрения. | |
В6 пиридоксин | Пиво, пшеничные отруби, овощи, бобовые, мясо, яйца, печень, молоко | Обмен АК, жиров. Потребность - 2-3 мг. | Анемия, дерматит, судороги, расстройство пищеварения. | |
В12 цианокобаламид | Продукты животного происхождения, печень | Синтез РНК, кроветворение | Злокачественная анемия, изменения нервной ткани. | |
РР никотиновая кислота (В3) | Мясо, печень, пиво, рис, пшеничные зародыши | Белковый обмен, клеточное дыхание. Потребность - 15-25 мг. | Пеллагра - поражение кожи, дерматит, диарея, бессонница, депрессия. |
III. Закрепление
Работа со словарём и ответы на вопросы, данные на стр. 192 учебника.
IV. Д/з *37
Доклад "Ожирение". Повторить * 27, 36, статью «Пластический и энергетический обмен» на стр. 184.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Витамины. 10 класс.
Много дополнительного материала, информацию можно использовать нв классном часе...
значеие витамина А на организм человека
Значение витамина "А" на здоровье человека.матреиал для 5-6 классов....
Презентация витамин "А"
Презентация создана, для наглядного материала по теме сообщения....
Качественное и количественное определение витамина С в продуктах и оценка обеспеченности рациона школьника и студента витамином С
Исследование проводилось в течение двух лет, закончилось в 2009 году. Сырова Алена Владимировна проводила исследование во Владимирском государственном гуманитарном университете....
Презентация для учащихся 8 класса по предмету "Здоровье и безопасность жизнедеятельности" на тему: «Знакомство с понятием «витамины». Продукты питания, содержащие витамины»
Паспорт электронно-образовательного ресурса«Презентация на тему: «Знакомство с понятием «витамины». Продукты питания, содержащие витамины» Название ЭОР: Презентация ...
Витаминная сказка (к уроку "Витамины"
Главный источник витаминов – продукты. Но все ли они полезны?Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с витаминной сказкой.«Витаминная азбука»В некотором царстве, в некото...
Современные витамины (материал к уроку "Витамины"
Приложение к презентацииТеперь вы знаете, что многие овощи и фрукты богаты витаминами. Но вот парадокс! Чтобы обеспечить себя только витаминами В и С, надо выпить 25 стаканов яблочного сока, съесть 1 ...