рабочие программы по биологии 5-9 класс коррекционной школы VII вида
рабочая программа по биологии по теме
рабочие программы по биологии авт. А.А. Плешакова, Н.И. Сонина 5 класс коррекционной школы интернат для детей с задержкой пихического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.doc | 132.5 КБ |
6_kl.doc | 137.5 КБ |
7_kl.doc | 160 КБ |
8_kl.doc | 151 КБ |
9_kl.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии. 5 класс
А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом образовательного стандарта основного общего образования по природоведению и основного минимума содержания основных образовательных программ, федеральной программы авт. А.А. Плешакова, Н.И. Сонина и рекомендаций методического пособия.
Цели обучения природоведению следующие:
– освоение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы; представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде; обеспечивающих дальнейшее изучение систематических курсов биологии, географии, физики и химии;
– овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
– развитие способностей учеников взаимодействовать с миром природы, желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;
– воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе; стремление действовать в повседневном общении с природой в соответствии с экологическими принципами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
– применение полученных знаний и умений для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью: безопасное поведение в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи, уход за домашними животными, выращивание комнатныхрастений и т.д.;
– обобщение и корректирование знаний, полученных при изучении курса «Окружающий мир».
Курс предназначен для изучения основ естествознания и является пропедевтическим. Рассматриваемые вопросы в дальнейшем находят отражение во всем естественнонаучном цикле, изучаемом в средней школе. В программе раскрываются общие теоретические вопросы, составляющие важный компонент общечеловеческой культуры: Вселенная, Земля, жизнь на Земле, человек на Земле, а также материал по сохранению здоровья человека и безопасности его жизнедеятельности. Эти теоретические положения конкретизируются при рассмотрении модели Вселенной, гипотез о возникновении Земли, царствах живой природы, сохранении жизни на Земле.
Выводы после каждого раздела и обобщение после каждой темы особенно важно для обучения детей с ЗПР.
Для учащихся с ЗПР предлагаются творческие задания, что помогает не только лучшему усвоению изучаемого материала, но и способствует установлению межпредметных связей. В темы курса естествознания включен материал по краеведению, знания которого позволяют расширить кругозор учащихся с ЗПР, повышает доступность и наглядность изучаемого, повышает заинтересованность детей к предмету. Сведения по Тульской области входят не только в специально отведенные уроки, но и при изучении многих тем курса. Наличие практических работ позволяет обогатить эмпирическую сферу учащихся, углубить знания, привить умения и навыки самостоятельной работы.
Программа соответствует требованиям образовательного стандарта основного общего образования по природоведению к уровню подготовки вышеуказанного образования. Домашние задания носят дифференцированный характер с учетом возраста, возможностей и способностей учащихся с ЗПР.
Общее количество часов – 70
В результате изучения природоведения ученик должен
знать
- примеры наиболее распространенных представителей культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных своей местности, в том числе редких и охраняемых видов
- растений и животных; физических явлений; явлений превращения веществ; приспособления растений к избытку и недостатку влаги; приспособления животных к низким температурам; воздействия человека на природу;
- простейшие методы изучения природы, основные характеристики погоды, основные составляющие здорового образа жизни;
уметь
- излагать результаты собственных наблюдений или опытов;
- различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения и полученные результаты;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-5 признакам;
- использовать не менее двух источников информации по заданной тематике;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию;
- выделять в тексте описание природных явлений;
- пользоваться приборами для измерения длины, температуры и времени;
- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- ориентироваться на местности: определять стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды;
- измерять рост, температуру и массу тела;
- различать наиболее распространенные в данной местности ядовитые растения и грибы;
- уметь адаптироваться к особенностям природы своей местности;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь при капиллярных кровотечениях и несильных ушибах.
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
5 | 2 | Сборник нормативных документов. Природоведение. – М., Дрофа, 2007 | Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 кл. – М., Дрофа, 2005. Завершенная линия Сонина Н.И. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г. | – Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина / авт.-сост. Т.В. Козачек. - Волгоград: Учитель, 2007 – Парфилова Л.Д. Тематическое планирование по природоведению. 5 класс. – М., Экзамен, 2005 |
Рабочая программа. Природоведение. 5 класс
(2 ч в неделю, всего –70 ч)
№ урока | Дата проведения | Содержание (тема урока) | Примечания |
I четверть | |||
1 | Введение. Науки о природе. Инструктаж по охране труда | ||
Тема: МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ (49 ч) | |||
2 | Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную | ||
3 | История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей) | ||
4 | История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Николай Коперник) | ||
5 | История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Дж. Бруно и Г. Галилей). | ||
6 | Строение Солнечной системы. Планеты земной группы. Спутники планет | ||
7 | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | ||
8 | Астероиды. Кометы | ||
9 | Метеоры. Метеориты | ||
10 | Звезды. Представление о Солнце как одной из звезд. | ||
11 | Звездное небо. Пр. № 1. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с картой звездного неба | Пр1 | |
12 | Обобщающий урок по теме «Вселенная» | ||
13 | Контрольно-обобщающий урок № 1 по теме «Вселенная». | К.р.1 | |
14 | Вещества в окружающем мире и их использование человеком: примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Пр. № 2. Описание и сравнение признаков 2-3 веществ. | Пр2 | |
15 | Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение, ржавление). Пр. № 3. Наблюдение признаков химической реакции | Пр3 | |
16 | Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. | ||
17 | Практическое изучение нескольких физических явлений | ||
18 | Как возникла Земля. Гипотезы возникновения Земли | ||
II четверть | |||
19 | Внутреннее строение Земли | ||
20 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые | ||
21 | Р.к. Рельеф и полезные ископаемые Тульской области. | Р.к.1 | |
22 | Землетрясения | ||
23 | Вулканы | ||
24 | Суша планеты | ||
25 | Суша планеты | ||
26 | Атмосфера Земли | ||
27 | Наблюдение погодных явлений. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). | ||
28 | Пр. № 4. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра в г. Туле | Р.к.2, пр.4 | |
29 | Влияние погоды на организм человека | ||
30 | Гидросфера Земля, ее части. Мировой океан | ||
31 | Воды суши | ||
32 | Р.к. Воды суши Тульской области | Р.к.3 | |
III четверть | |||
33 | Уникальность планеты Земля | ||
34 | Обобщающий урок по теме «Земля» | ||
35 | Контрольно-обобщающий урок № 2 по теме «Земля» | К.р.2 | |
36 | Развитие жизни на Земле. Животные прошлого | ||
37 | Живые клетки. Разнообразие клеток | ||
38 | Царства живой природы. Разнообразие живых организмов | ||
39 | Р.к. Домашние и дикие животные Тульской области | Р.к. 4 | |
40 | Р.к. Культурные и дикорастущие растения Тульской области | Р.к. 5 | |
41 | Причины и последствия сокращения разнообразия живых организмов | ||
42 | Р.к. Редкие и охраняемы растения и животные Тульской области | Р.к. 6 | |
43 | Среды обитания организмов. Примеры приспособления растений к недостатку и избытку влаги, освещенности | ||
44 | Среды обитания организмов. Примеры приспособления животных к низким и высоким температурам | ||
45 | Жизнь на разных материках | ||
46 | Природные зоны земли | ||
47 | Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. | ||
48 | П.р.№ 5. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации | Пр.5 | |
49 | Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле» | ||
50 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле» | К.р.3 | |
Тема: КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ (8 ч.) | |||
51 | Происхождение человека. Древние предки человека | ||
52 | Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы | ||
IV четверть | |||
53 | Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановки опытов | ||
54 | Пр. № 6. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования | Пр.6 | |
55 | Пр. № 7. Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами | Пр.7 | |
56 | Пр. № 8. Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков ориентации на местности | Пр8 | |
57 | История географических открытий | ||
58 | Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий) | ||
Тема: ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ (10 ч.) | |||
59 | Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек | ||
60 | Личная и общественная гигиена. | ||
61 | Изучение правил безопасного поведения в природных условиях (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными) | ||
62 | Ядовитые растения и животные России | ||
63 | Пр. № 9. Овладение способами оказания первой помощи при кровотечениях и травмах | Пр.9 | |
64 | Пр. № 10. Овладение способами оказания первой помощи при укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений | Пр.10 | |
65 | Обобщение по теме «Человек на Земле» | ||
66 | Контрольно-обобщающий № 4 урок по теме «Человек на Земле» | К.р.4 | |
67 | Р/к: Экскурсия в природу по теме «Исследование животного и растительного мира на пришкольном участке» | Р.к.7 | |
68 | Итоговое обобщение и коррекция знаний по курсу «Природоведение» | ||
69-70 | Резервные часы. Повторение пройденного |
Региональный компонент – 7
Практические работы – 10
Контрольные работы – 4
Предварительный просмотр:
Биология. 6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина И Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (1 час - Федеральный компонент и 1 час в неделю согласно региональному компоненту). Особое внимание уделяется учету возрастных и психо-физических особенностей учащихся с ЗПР.
Программа предназначена для изучения основ биологии и свойств живой природы в 6-х классах. Курс является логическим продолжением изучения основ естествознания и относится к пропедевтическим программам. Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся с задержкой психического развития.
Цели обучения:
- освоение знаний о живой природе, строении, жизнедеятельности; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие и коррекция познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизмов и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Данный курс построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Это помогает детям с ЗПР развивать основные познавательные процессы, устанавливать логические связи.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные работы способствуют детям развивать основные познавательные процессы, дает возможность расширить кругозор у детей с ЗПР, помогают систематизации учебного материала.
Некоторые темы, согласно программе изучаются ознакомительно, в виде творческих заданий (доклады, сообщения). Практически на каждом уроке используются краеведческие сведения. В курсе изучается актуальная тема для учащихся подросткового возраста – размножение. Т.к. данная тема не может быть полностью изъята из программы, акцент делается на подробное изучение вегетативного размножения растений, в половом размножении рассматриваются культурологические и социальные аспекты знаний.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2009.
а также методических пособий для учителя:
1) Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учеб
нику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2009г.;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. -138 с;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа.
Общее количество часов – 70
В результате изучения предмета учащиеся
6 классов должны знать и уметь:
1. Основные свойства живых организмов. (Называть семь свойств)
2. Химический состав клетки. Вещества клетки. Перечислять органические и неорганические вещества клетки.
3. Строение клетки: называть части и органоиды клетки.
5. Понятие «ткань». Назвать и показать на таблице типы тканей растения и животных.
6. Понятие «орган». Органы цветкового растения. (Показывать на модели)
7. Системы органов. Называть основные системы органов животного организма.
8. Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное и воздушное питание.
9. Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Особенности дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
10. Перенос веществ в организме, его значение. Кровеносная система, её строение и функции.
11. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, назвать продукты выделения у растений и животных.
12. Значение опорных систем в жизни организмов. Значение двигательной активности.
13. Примеры взаимосвязи живых организмов с окружающей средой.
14. Биологическое значение размножения. Виды размножения.
15. Рост и развитие растений. Перечислить этапы индивидуального развития. Особенности и развитие животных организмов. Прямое и не прямое развитие.
16. Среда обитания. Факторы среды. Природное сообщество. Приводить примеры цепей питания.
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
6 | 1 | 1 | Сборник нормативных документов. Биология. – М., Дрофа, 2005 | Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 кл. – М., Дрофа, 2006. Завершенная линия Сонина Н.И. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г. | – Биология. Живой организм. 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина / авт.-сост. М.В. Высоцкая - Волгоград: Учитель, 2005 – Парфилова Л.Д., И.А. Шмарина. Тематическое планирование по биологии. 6 класс. – М., Экзамен, 2006 – Сонин Н.И., Кириленкова В.Н. Дидактическте карточки-задания к учебнику Н.И. Сонина «Живой организм» - М., Дрофа, 2007. |
Рабочая программа по биологии. 6 класс (2 ч/нед.)
№ п/п | Содержание (тема урока) | Примечание |
I четверть | ||
1 | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Инструктаж по охране труда | ИОТ - |
Раздел 1. Строения и свойства живых организмов | 22 ч | |
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов. | 2ч | |
2 | Многообразие живых организмов. Система органического мира. Царства бактерий, грибов, растений и животных. | |
3 | Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. | |
Тема 1.2. Химический состав клеток | 2ч | |
4 | Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. | |
5 | Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Л.Р.№ 1. Определение состава семян пшеницы | ИОТ-076-20 |
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток | 2ч | |
6 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Безъядерные и ядерные клетки. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Вирусы – неклеточные формы жизни | |
7 | Различия в строении растительной и животной клеток. Л.р. № 2. Строение клеток живых организмов. | ИОТ-076-20 |
Тема 1.4. Деление клетки | 2 ч | |
8 | Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Основные типы деления клеток. Гены и хромосомы | |
9 | Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза и его биологическое значение | |
Тема 1.5. Ткани растений | 2 ч | |
10 | Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. | |
11 | Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Л.р. № 3. Ткани растительных и животных организмов. | ИОТ-076-20 |
Тема 1.6. Органы и системы органов | 10 ч | |
12 | Понятие «орган». Органы цветкового растения. Строение и значение корня. Виды корней, корневые системы. Л.р. № 4. Изучение органов цветкового растения | ИОТ-076-20 |
13 | Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Листовые и цветочные почки. Л.р. № 4. Изучение органов цветкового растения (продолжение) | |
14 | Стебель как осевой орган побега. Передвижение побега. Передвижение по стеблю веществ. Л.р. № 4. Изучение органов цветкового растения (продолжение) | |
15 | Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Л.р. № 4. Изучение органов цветкового растения (продолжение). | |
16 | Цветок. Его значение и строение. Соцветия. Л.р. № 4. Изучение органов цветкового растения (продолжение) | |
17 | Плоды. Значение и разнообразие. Л.р. № 4. Изучение органов цветкового растения (продолжение) | |
18 | Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений. Л.р. № 4. Изучение органов цветкового растения (продолжение) | |
II четверть | ||
19 | Система органов. Основные системы органов животного организма. | |
20 | Л.р. № 5. Распознавание органов у животных. | ИОТ-076-20 |
21 | Повторение, обобщение, коррекция знаний по разделу «Строение и свойства живых организмов» | |
Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы | 2 ч | |
22 | Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. | |
23 | Живые организмы и окружающая среда. Необходимое равновесие организмов Тульской области | р/к1 Труфанов В.Г. с. 27-30 |
Раздел 2. Жизнедеятельность организма | 36 ч | |
Тема 2.1. Питание и пищеварение | 8 ч | |
24 | Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. | |
25 | Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии. | |
26 | Растительный мир Тульской области как источник кислорода для биосферы. | р/к2 Тр. С.12-17 |
27 | Растительный мир Тульской области как источник кислорода для биосферы. | р/к3 Инд.зад. |
28 | Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. | |
29 | Понятие взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм) | |
30 | Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. | |
31 | Роль ферментов в пищеварении | |
Тема 2.2. Дыхание | 3 ч | |
32 | Значение дыхания. Роль кислорода. Типы дыхания. Клеточное дыхание | |
III четверть | ||
33 | Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений | |
34 | Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов | |
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме | 4 ч | |
35 | Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Л.р. № 6. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю | ИОТ-076-20 |
36 | Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ | |
37 | Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции | |
38 | Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови) | |
Тема 2.4. Выделение | 4 ч. | |
39 | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения растений и животных. Выделение у растений. | |
40 | Выделение у животных. Основные выделительные системы животных. | |
41 | Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. | |
42 | Обмен веществ у растительных и животных организмов. | |
Тема 2.5. Опорные системы | 2 ч | |
43 | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. | |
44 | Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательный аппарат позвоночных. Л.Р. № 7. Строение костей | ИОТ-076-20 |
Тема 2.6. Движение | 2 ч | |
45 | Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Двигательные реакции растений. | |
46 | Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение животных. Л.р. № 8. Движение инфузории-туфельки. Перемещение дождевого червя. | иот |
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности | 5 ч | |
47 | Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. | |
48 | Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. | |
49 | Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения) | |
50 | Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. | |
51 | Эндокринная система. Ростовые вещества растений. | |
Тема 2.8. Размножение | 4 ч | |
52 | Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. | |
53 | Размножение растений Тульской области | р/к4 Тр. С.18-26 |
IV четверть | ||
54 | Бесполое размножение растений. Л.р. № 8. Размножение комнатных растений | |
55 | Половое размножение организмов. Особенности размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | |
56 | Половое размножение растений. Размножение растений семенами. | |
57 | Размножение насекомых в Тульской области. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. | р/к 5 Тр. С. 42 |
Тема 2.9. Рост и развитие | 4 ч | |
58 | Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. | |
59 | Состояние покоя, условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Л.р. № 9. Прорастание семян | ИОТ-076-20 |
60 | Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. | |
61 | Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Л.р. № 10. Прямое и непрямое развитие насекомых. | |
62 | Размножение насекомых Тульской области. Охрана природы родного края. Биологические меры борьбы с вредителями. | р/к 6 |
Раздел 3. Организм и среда | 3 ч. | |
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды | 2 ч | |
63 | Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. | |
64 | Взаимодействия разных видов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны | |
Тема 3.2. Природные сообщества | 1 ч | |
65 | Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Особенности агроэкосистем. | |
66 | Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте органических веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. | |
67 | Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Профилактика заболеваний. | |
68 | В мире защитных приспособлений живых организмов Тульской области. Ядовитые животные и растения родного края | р/к7 Тр.с. 42-50 |
69 | Повторение, обобщение и коррекция знаний по разделам «Жизнедеятельность организмов. Организм и среда» | |
70 | Итоговое повторение, обобщение, систематизация и коррекция знаний за курс 6 класса |
Предварительный просмотр:
Биология. 7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» автора В.Б Захарова, Н.И. Сонина Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (Федеральный компонент). Особое внимание уделяется учету возрастных и психо-физических особенностей учащихся с ЗПР. Курс направлен на формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Цели обучения:
- освоение знаний о живой природе и средообразующей роли живых организмов;
- овладение умением работать с биологическими справочниками, наблюдением за биологическими объектами;
- развитие и коррекция познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения живой природы;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями; соблюдением правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Программа для 7 классов предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки посвящены общей характеристике рассматриваемой группы, вторые – разнообразию видов, их жизнедеятельности, распространенности. Это согласуется с возрастными особенностями развития учащихся с ЗПР.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные работы способствуют детям развивать основные познавательные процессы, дает возможность расширить кругозор у детей с ЗПР, помогают систематизации учебного материала.
Некоторые темы, согласно программе изучаются ознакомительно, в виде творческих заданий (доклады, сообщения). Практически на каждом уроке используются краеведческие сведения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Сонин Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2009.
а также методических пособий для учителя:
1) Е.Т. Бровкина, Н.И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 кл.: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина. – М. Дрофа,2006г
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. -138 с;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа.
Общее количество часов – 70
Требования к уровню подготовки:
Изучение биологии должно предоставить учащимся возможность:
– ознакомиться с методологией биологического исследования, овладеть умениями проводить наблюдения за организмами и экосистемами, описывать, выявлять и оценивать антропогенные изменения в природе;
– овладеть системой знаний о наиболее общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы: клеточном, организменном, популяционно-видовом, экосистемном;
– познакомиться с фундаментальными открытиями в биологической науке, историей развития и становления современных представлений о живой природе;
– научиться обосновывать единство живой и неживой природы; родство живых организмов; меры профилактики наследственных заболеваний и ВИЧ-инфекции; необходимость охраны видов, экосистем, биосферы, сохранения равновесия в природе; соблюдения правил поведения в природе и обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
7 | 2 | Сборник нормативных документов. Биология. – М., Дрофа, 2005 | Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл. – М., Дрофа, 2007. Завершенная линия Сонина Н.И. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г. | – Биология. Многообразиеживых организмов. 7 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина / авт.-сост. М.В. Высоцкая - Волгоград: Учитель, 2006 – Н.Ю. Захарова. Тематическое планирование по биологии. 7 класс. – М., Экзамен, 2006 |
Рабочая программа по биологии. 7 класс (2 ч/нед.)
№ п/п | Содержание (тема урока) | Примечание |
I четверть | ||
Введение | 3ч | |
1 | Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Инструктаж по ОТ | ИОТ |
2 | Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. | |
3 | Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства Бактерий, грибов, Растений и Животных. | |
Раздел 1. Царство Прокариоты | 3ч | |
Тема 1. Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов | 3 | |
4 | Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Строение бактериальной клетки. | |
5 | Распространенность и роль бактерий в природе, жизни человека (роль в биоценозах и медицинское значение). Использование бактерий в биотехнологии. | |
6 | Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. | |
Раздел 2. Царство Грибы | 4ч | |
Тема 2.1. Общая характеристика грибов | 3 | |
7 | Общая характеристика грибов. Лабораторная работа № 1 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей» | |
8 | Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Использование грибов в биотехнологии. Л.р. № 2 «Строение плодового тела шляпочного гриба» | |
9 | Съедобные и ядовитые грибы Тульской области. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. | Р.к.1 |
Тема 2.2. Лишайники | 1 | |
10 | Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Распространенность и роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. | |
Раздел 3. Царство Растения | 16 ч | |
Тема 3.1. Общая характеристика растений | 2 | |
11 | Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы растений. Регуляция жизнедеятельности растений. | |
12 | Фотосинтез. Систематика растений: низшие и высшие растения. | |
Тема 3.2. Подцарство Низшие растения | 2 | |
13 | Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика, особенности строения тела водорослей. Л.р. № 3 «Строение спирогиры» | |
14 | Многообразие водорослей. Распространение, экологическая роль, практическое значение водорослей. | |
Тема 3.3. Подцарство Высшие растения | 4 | |
15 | Общая характеристика Высших растений. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. | |
16 | Споровые растения. Отдел Моховидные. Распространение и роль в биоценозах. Л.р. № 4 «Строение мха кукушкина льна. Строение сфагнума» | |
17 | Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Распространение и роль в биоценозах. Л.р. № 5 «Строение хвоща» | |
18 | Отдел Папоротниковидные. Распространение папоротников в природе и роль в биоценозах. Л.р. № 6 «Строение папоротника» | |
II четверть | ||
Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения | 2 | |
19 | Происхождение и особенности организации голосеменных растений. Жизненные формы голосеменных. Л.р. № 7 «Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны» | |
20 | Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение. | |
Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (цветковые) растения | 6 | |
21 | Особенности организации покрытосеменных растений. Усложнение растений в процессе эволюции. Жизненные формы покрытосеменных. | |
22 | Систематика отдела Покрытосеменных. Признаки классов Однодольные и Двудольные. Л.р. № 8 «Строение пшеницы. Строение шиповника» | |
23 | Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаковые. | |
24 | Класс Двудольные. Семейства Розоцветных, Крестоцветных, Бобовых. | |
25 | Многообразие, распространенность цветковых. Роль в природе и жизни человека. Охраняемые растения Тульской области. | Р.к2 |
26 | Повторение, обобщение и коррекция знаний по пройденному материалу | |
Раздел 4. Царство Животные | 38 ч. | |
Тема 4.1. Общая характеристика животных | 1 | |
27 | Животный организм как целостная система. Особенности организации животных. Систематика животных. Усложнение животных в процессе эволюции. | |
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные | 2 | |
28 | Общая характеристика простейших. Особенности организации клеток, специальные органоиды. Л.р. № 9 «Строение инфузории-туфельки» | |
29 | Разнообразие простейших, их роль в биоценозах, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными (простейшими) | |
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные | 1 | |
30 | Общая характеристика многоклеточных. Тип Губки. | |
Тема 4.4. Двухслойные животные – Кишечнополостные | 3 | |
31 | Особенности кишечнополостных, их размножение. Бесполое и половое размножение кишечнополостных | |
32 | Л.р. № 10 «Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость и движение гидры» | |
III четверть | ||
33 | Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах. | |
Тема 4.5. Трехслойные животные – Тип Плоские черви | 2 | |
34 | Особенности организации плоских червей. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. | |
35 | Классы Сосальщиков и ленточных червей. Многообразие плоских червей - паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний. | |
Тема 4.6. Первичнополостные – Тип Круглые черви | 1 | |
36 | Особенности организации круглых червей. Свободноживущие и паразитические черви. Меры профилактики аскаридоза. | |
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви | 3 | |
37 | Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червы нереиды). Л.р. № 11 «Внешнее строение дождевого червя» | |
38 | Многообразие кольчатых червей: многощетинковые, малощетинковые, пиявки. Роль кольчатых червей в биоценозах. | |
39 | Повторение, обобщение и коррекция знаний по пройденному материалу. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных, человека. | |
Тема 4.8. Тип Моллюски | 2 | |
40 | Особенности организации моллюсков. Л.р. № 12. «Внешнее строение моллюска» | |
41 | Многообразие моллюсков. Роль моллюсков в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. | |
Тема 4.9. Тип Членистоногие | 7 | |
42 | Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих, их классификация. | |
43 | Класс Ракообразные. Общая характеристика класса Ракообразные на примере речного рака. Л.р. № 13. «Внешнее строение речного рака» | |
44 | Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Ракообразные в Тульской области | Р.к3 |
45 | Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. | |
46 | Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса Насекомых. Л.р. № 14. «Внешнее строение насекомого» | |
47 | Отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. | |
48 | Многообразие и роль насекомых в биоценозах и для человека в Тульской области. Меры профилактики заболеваний, вызываемых членистоногими. | Р.к4 |
Тема 4.10 Тип Хордовые. Бесчерепные животные | 1 | |
49 | Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. | |
Тема 4.11. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы | 2 | |
50 | Общая характеристика позвоночных. Общая характеристика надкласса Рыбы. Классы Хрящевые и Костные рыбы. | |
51 | Многообразие видов рыб и черты приспособления к среде обитания. Роль рыб в природе и хозяйственной деятельности человека | |
Тема 4.12. Класс Земноводные | 2 | |
52 | Общая характеристика класса Земноводные как первых наземных позвоночных. Приспособление земноводных к средам обитания. | |
53 | Экологическая роль и многообразие земноводных. Земноводные Тульской области | Р.к5 |
IV четверть | ||
Тема 4.13. Класс Пресмыкающиеся | 2 | |
54 | Общая характеристика класса Пресмыкающиеся как первичноназемных животных. | |
55 | Распространение и многообразие форм рептилий. Роль в природе и жизни человека. Вымершие группы пресмыкающихся. | |
Тема 4.14. Класс Птицы | 4 | |
56 | Общая характеристика класса Птицы. Особенности организации летающих (килегрудых) птиц. | |
57 | Экологическая дифференцировка летающих птиц. | |
58 | Охрана птиц Тульской области и ее значение. | р.к6 |
59 | Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. | |
Класс Млекопитающие | 5 | |
60 | Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих. | |
61 | Основные отряды млекопитающих. Л.р. № 15 «Сравнение внешнего строения млекопитающих разных отрядов. Особенности строения млекопитающих на муляже» | |
62 | Экологическая роль млекопитающих в процессе эволюции. Приспособления млекопитающих к жизни в разных средах обитания. | |
63 | Роль млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Домашние млекопитающие. | |
64 | Многообразие млекопитающих. Охрана ценных зверей. Охрана млекопитающих в Тульской области | Р.к7 |
Раздел 5. Царство вирусы | 2 ч | |
65 | Вирусы – неклеточные формы. История их открытия. Строение вируса, взаимодействие его с клеткой. | |
66 | Вирусы – переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами | |
67 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции | |
68 | Повторение, обобщение, коррекция знаний по курсу биологии «Многообразие живых организмов» | |
69 | Повторение, обобщение, коррекция знаний краеведческого характера. | |
70 | Итоговое повторение, обобщение, систематизация и коррекция знаний за курс 7 класса |
Предварительный просмотр:
Биология. 8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина И Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (Федеральный компонент). Особое внимание уделяется учету возрастных и психо-физических особенностей учащихся с ЗПР.
Цели обучения:
- освоение знаний о живой природе и человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и рисках; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие и коррекция познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, работа с различными источниками информации;
- воспитание позитивно-ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой медицинской помощи; оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью и здоровью окружающих, соблюдение норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.
Содержание программы определено с учетом опыта обучения в школе-интернате и достижений современной биологической науки. В работе учитывается индивидуально-дифференцированный подход к детям с ЗПР, активно включены межпредметные связи с целью обогащения эмпирической сферы детей с ограниченными возможностями обучения.
Для учащихся характерной проблемой является сложность в установлении логических связей. Для приобретения практических навыков и повышения наглядности в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные работы способствуют детям развивать основные познавательные процессы, дает возможность расширить кругозор у детей с ЗПР, приобрести навыки оказания первой медицинской помощи, расширяет доказательную базу необходимости соблюдения норм и правил здорового образа жизни, помогают систематизации учебного материала.
При обучении используются основные принципы дидактики; основное направление работы - гуманистическое. Некоторые темы, согласно программе изучаются ознакомительно, в виде творческих заданий (доклады, сообщения). Особое внимание уделено эколого-медико-социальной направленности курса. Функциональный подход дает возможность повысить эффективность формирования знаний об организме как едином целом.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Сонин Н.И.,М.Р. Сапин «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2009.
а также методических пособий для учителя:
1. Н.Б.Ренева, Н.И. Сонин «Биология. Человек» 8 класс:методическое пособие – М., Дрофа, 2006
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. -138 с;
3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа.
Общее количество часов – 70
В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен:
знать/понимать
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
- особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
уметь
- объяснять: различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
проводить простые биологические исследования:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при переломах, кровотечениях, ожогах, обморожениях и других травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
8 | 2 | Сборник нормативных документов. Биология. – М., Дрофа, 2005 | Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 кл. – М., Дрофа, 2008. Завершенная линия Сонина Н.И. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г. | – Биология. Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина / авт.-сост. Т.В. Козачек. - Волгоград: Учитель, 2007 – Е.В. Краева. Тематическое планирование по биологии. 8 класс. – М., Экзамен, 2007 |
Рабочая программа по биологии. 8 класс (2 ч/нед.)
№ п/п | Содержание (тема урока) | Примечание |
I четверть | ||
Тема 1. Место человека в системе органического мира | 2 ч. | |
1 | Место и роль человека в системе окружающего мира, его сходство с животными и отличия от них. | |
2 | Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни | |
Тема 2. Происхождение человека | 2 ч. | |
3 | Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы становления человека | |
4 | Расы человека, их происхождение и единство | |
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 ч. | |
5 | Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, К. Гален, А. Везалий | |
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека | 4 ч. | |
6 | Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Клеточное строение организма. | |
7 | Ткани. Органы человеческого организма. Л.р. № 1. Изучение микроскопического строения тканей. | |
8 | Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Системы органов. Л.р. № 2. Распознавание на таблицах органов и систем органов. | |
9 | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | |
Тема 5. Координация и регуляция | 10 ч. | |
Гуморальная регуляция | ||
10 | Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Эндокринные заболевания в Тульской области. | р/к1 |
11 | Гормоны и их роль в обменных процессах. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. | |
Нервная регуляция | ||
12 | Нервная система. Строение и значение нервной системы. Центральная и периферическая нервная система. | |
13 | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Строение и функции спинного мозга. | |
14 | Строение и функции головного мозга. Л.р. № 3. Изучение головного мозга человека по муляжам и таблицам. | |
15 | Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий. | |
16 | Органы чувств, их роль в жизни человека. | |
17 | Строение, функции и гигиена органов зрения. Нарушения зрения, их профилактика. Л.р. № 4.Изучение изменения размера зрачка | |
18 | Строение, функции и гигиена органов слуха. Нарушения слуха, их профилактика. | |
II четверть | ||
19 | Органы осязания, обоняния и вкуса. Гигиена органов чувств. | |
Тема 6. Опора и движение | 8 ч. | |
20 | Опора и движение. Опорно-двигательная система. Скелет человека и его отделы. Л.р. № 5. Изучение внешнего строения костей | |
21 | Строение и состав костей. Типы соединения костей. | |
22 | Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика. | |
23 | Мышечная система. Строение и развитие мышц. | |
24 | Работа мышц. Роль нервной системы в работе мышц. | |
25 | Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Спортивные центры г. Тулы. | р/к2 |
26 | Л.р. № 6. Измерение роста и массы своего организма. Лечебно-профилактические учреждения г. Тулы | р/к3 |
27 | Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. | |
Тема 7. Внутренняя среда организма | 3 ч. | |
28 | Внутренняя среда организма. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Л.р. № 7. Изучение микроскопического строения крови. | |
29 | Группы крови. Переливание крови. ВИЧ-инфекция и ее профилактика | |
30 | Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. | |
Тема 8. Транспорт веществ | 4 ч. | |
31 | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Органы кровообращения. Гигиена и профилактика заболеваний кровеносной системы. | |
32 | Строение и работа сердца. Л.р. № 8. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке. | |
III четверть | ||
33 | Движение крови по сосудам. Лимфообращение. Л.р. № 9. Измерение кровяного давления. | |
34 | Артериальные и венозные кровотечения. Л.р. № 10. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | |
Тема 9. Дыхание | 4 ч. | |
35 | Дыхание. Дыхательная система. Л.р. № 11. Определение частоты дыхания | |
36 | Газообмен. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. | |
37 | Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. | |
38 | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | |
Тема 10. Пищеварение | 5 ч. | |
39 | Питание. Потребность человека в пище и питательных веществах. Л.р. № 12. Определение норм рационального питания | |
40 | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. | |
41 | Пищеварение в желудке и кишечнике. Пищеварительные железы. | |
42 | Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как основа жизни. | |
43 | Гигиена питания. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. | |
Тема 11. Обмен веществ и энергии | 3 ч. | |
44 | Обмен веществ и превращения энергии. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. | |
45 | Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. | |
46 | Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. | |
Тема 12. Выделение | 2 ч. | |
47 | Выделение. Органы выделения. Мочеполовая система. | |
48 | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. | |
Тема 13. Покровы тела | 3 ч. | |
49 | Покровы тела. Строение и функции кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. | |
50 | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. | |
51 | Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика | |
Тема 14. Размножение и развитие | 4 ч. | |
52 | Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Система органов размножения: строение и гигиена. | |
53 | Оплодотворение. Рост и развитие ребенка. | |
IV четверть | ||
54 | Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Тульские центры планирования семьи | р/к4 |
55 | Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Областной центр СПИДа г. Тулы | р/к5 |
Тема 15. Высшая нервная деятельность | 6 ч. | |
56 | Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Тульские психологические центры. | р/к6 |
57 | Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Цели и мотивы деятельности. | |
58 | Биологическая природа и социальная сущность человека. Сон и его значение. | |
59 | Сознание человека. Познавательная деятельность мозга. Память, эмоции, речь, мышление. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. | |
60 | Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации | |
61 | Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха | |
Тема 16. Человек и его здоровье | 5 ч. | |
62 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. | |
63 | Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Центры здоровья в г. Туле | р/к7 |
64 | Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья | |
65 | Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Загрязняющие объекты г. Тулы | р/к8 |
66 | Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих | |
67 | Повторение, обобщение, коррекция знаний за курс биологии «Человек» | |
68 | Итоговый контроль знаний за курс биологии «Человек и его здоровье» | |
69 | Коррекция, систематизация знаний | |
70 | Итоговое повторение, обобщение, систематизация и коррекция знаний за курс 8 класса |
Предварительный просмотр:
Биология. 9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Многообразие живых организмов» автора Н.И. Сонина И Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (Федеральный компонент). Особое внимание уделяется учету возрастных и психо-физических особенностей учащихся с ЗПР.
Цели обучения:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Данный курс построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Это помогает детям с ЗПР развивать основные познавательные процессы, устанавливать логические связи.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные работы способствуют детям развивать основные познавательные процессы, дает возможность расширить кругозор у детей с ЗПР, помогают систематизации учебного материала.
Некоторые темы, согласно программе изучаются ознакомительно, в виде творческих заданий (доклады, сообщения), согласно авторской программе Н.И. Сонина выделены курсивом. Практически на каждом уроке используются краеведческие сведения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2009.
а также методических пособий для учителя:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009. -138 с;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа.
Общее количество часов – 68
Рабочая программа по биологии. 9 класс (2 ч/нед.)
№ п/п | Содержание (тема урока) | Примечание |
I четверть | ||
1 | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов | с. 3-5 |
Раздел 1 Эволюция живого мира на Земле | (21 час) | |
Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | (2 часа) | |
2 | Система органического мира. Царства живой природы. Многообразие живого мира. | запись |
3 | Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. | С. 7-11 |
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период | (2 часа) | |
4 | Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея по систематике растений и животных | С. 12-14 |
5 | Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности природы. Эволюционная теория ж.Б. Ламарка | С. 15-17 |
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | (4 часа) | |
6 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина, достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. | С. 18-20 |
7 | Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвина – основоположник учения об эволюции. Учение Ч. Дарвина об искусственный отборе | С. 21-24 |
8 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Движущие силы и результаты эволюции. | С. 24-29 |
9 | Вид – элементарная эволюционная единица. Формы естественного отбора. | С. 29-35 |
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | (3 часа) | |
10 | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Л.р. № 1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания | С.35-45, инд. ИОТ |
11 | Забота о потомстве | С.45-49, инд |
12 | Физиологические адаптации | С. 49-52, инд |
Тема 1.5. Микроэволюция | (2 часа) | |
13 | Вид, его критерии и структура. Л.р. № 2. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений | С. 55-58,инд ИОТ |
14 | Популяция – элементарная эволюционная единица. Эволюционная роль мутаций | С.55-58 |
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. | (2 часа) | |
15 | Главные направления эволюционного процесса. | С.59-66 |
16 | Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н. Северцов). Результаты эволюции | С.66-70 |
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле | (2 часа) | |
17 | Органический мир как результат эволюции. Современные представления о возникновении жизни. | С. 70-73,инд |
18 | Филогенетические связи в живой природе. Возникновение и развитие жизни на Земле. Теория академика А.И. Опарина | С.73-77 |
II четверть | ||
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле | (3 часа) | |
19 | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Водные растения | С. 77-81,инд |
20 | Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Усложнение растений и животных в процессе эволюции | С.81-88,инд |
21 | Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. | С.88-93,инд |
22 | Происхождение человека. Свойства человека как биологического вида. Человеческие расы. Критика расизма | С.93-101,инд |
Раздел 2. Структурная организация живых организмов | (10 часов) | |
Тема 2.1. Химическая организация клетки. | (2 часа) | |
23 | Элементарный состав клетки. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли неорганических кислот. Их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. | С.103-107 |
24 | Органические молекулы: белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты. Их значение в обеспечении жизнедеятельности организма | С.107-112, табл |
Тема 2.2. Обмен веществ и превращение энергии в клетке | (2 часа) | |
25 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов в клетке. | С.113-117, схема |
26 | Энергетический обмен | С.117-121, сх |
Тема 2.3. Строение и функции клеток | (6 часов) | |
27 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Прокариотические клетки | С.121-124, инд |
28 | Эукариотическая клетка. | С.124-132, табл |
29 | Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов | С. 132-136, запись |
30 | Деление клеток. | С.136-141 |
31 | Клеточная теория строения организмов. Л.р. № 3. Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом | С.141-143 ИОТ, с.125 |
32 | Повторение, обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний по темам: «Эволюция живого мира», «Структурная организация живых организмов» | |
III четверть | ||
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | (5 часов) | |
Тема 3.1. Размножение организмов | (2 часа) | |
33 | Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных | С.145-149,инд |
34 | Половое размножение животных и растений. Образование половых клеток. Биологическое значение полового размножения | С. 150-155 |
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | (3 часа) | |
35 | Эмбриональный период развития | С.156-161 |
36 | Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального развития. Старение | С. 162-166 |
37 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон | С.166-169 |
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов | (19 часов) | |
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков | (9 часов) | |
38 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | С. 171-174 |
39 | Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности | С.174-176 |
40 | Первый закон Г. Менделя: полное и неполное доминирование | С. 176-178 |
41 | Второй закон Г.Менделя: закон чистоты гамет | С. 178-180 |
42 | Третий закон Г. Менделя: дигибридное скрещивание | С.180-184 |
43 | Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование признаков. Генетическое определение пола. | С.184-192, инд |
44 | Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков | С. 192-195 |
45 | Л.р. № 4. Решение генетических задач и составление родословных. | ИОТ, задачи |
46 Р.к. | Наследственные заболевания жителей Тулы и области, связанные с особенностями региона проживания | Запись в тетради |
Тема 4.2. Закономерности изменчивости | (5 часов) | |
47 | Наследственная и ненаследственная изменчивость как основные формы изменчивости. Генотипическая (наследственная) изменчивость | С.196-200 |
48 | Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. | С. 196-200, сх |
49 Р.к | Использование генномодифицированных семян растений в сельском хозяйстве родного края. | |
50 | Модификационная (фенотипическая) изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств | С.201-203 |
51 | Л.р. № 5. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся) | С.201-203 |
Тема 4.3. Селекция растений, животных, микроорганизмов | (5 часов) | |
52 | Центры многообразия и происхождения культурных растений. Сорт, порода, штамм. | Запись в тетради |
53 | Методы селекции растений и животных. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов | С.207-211 |
IV четверть | ||
54 | Приемы выращивания и размножения растений, домашних животных, ухода за ними | С. 207-211, табл |
55 | Селекция микроорганизмов, ее значение | С. 211-213 |
56 Р.к. | Изучение распространенных пород животных и культурных растений в Тульском регионе | Запись, инд. |
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | (9 часов) | |
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции | (5 часов) | |
57 | Среда – источник веществ, энергии, информации. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере | С.215-221 |
58 | Круговорот веществ в природе | С. 221-225, инд. |
59 | Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов. Биоценозы. | С. 225-231, инд |
60 | Факторы среды. Абиотические и биотические факторы среды. | с.231-243,инд |
61 | Формы взаимоотношений между организмами. | С.246-267,инд |
Тема 5.2. Биосфера и человек | (4 часа) | |
62 Р.к. | Роль человека в биосфере. Экологичесие проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Экологические проблемы Тульского региона | запись |
63 Р.к. | Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Антропогенное влияние на тульский край | запись |
64 Р.к. | Загрязнение сред жизни в Тульском регионе | запись |
65 Р.к. | Центры охраны здоровья человека и защиты окружающей среды в Тульском регионе | запись |
66 | Повторение, обобщение, систематизация, коррекция знаний | тетр |
67 | Итоговый контроль знаний за курс биологии 9 класса | Раб. над ош. |
68 | Итоговое повторение, обобщение, систематизация и коррекция знаний за курс 7 класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 6 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В....
Рабочая программа по изо 5-7 класс, коррекционная школа VIII вида
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы под редакцией доктора педагогичес...
Рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ре...
Рабочая программа по математике для 8 класса коррекционной школы VIII вида
Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...
Рабочая программа по математике для 9 класса коррекционной школы VIII вида
Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...
Рабочая программа по геометрии для 8 класса коррекционной школы V вида.
Рабочая программа по геометрии 8 класса коррекционной школы V вида к учебнику геометрии для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Поздняка ...
рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы 8 вида
рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно - тематическое планирование, методическое сопровождение...