программа спецкурса "Экология животных"
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Данная программа направлена на экологизацию курса зоологии, в её основе лежит системно – структурный подход, необходимый для развивающего обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экология животных (34 часа, 1 час в неделю)

Пояснительная записка

         Программа рассчитана для учащихся 7-х классов. Содержательной основой курса является курс «Животные». В связи с тем, что на изучение данного курса в программе отводится всего 68 часов, произошло сокращение экологического содержания, экологическим вопросам отводится недостаточно времени.

       Животный мир является одним из самых главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты. Но, к сожалению, сегодня многие виды животных находятся в опасности, им угрожает исчезновение. Человек всё более активно вмешивается в природные процессы, нарушая хрупкое экологическое равновесие на нашей планете. И именно для того, чтобы предотвратить экологическую катастрофу и сохранить нашу Землю живой для будущих поколений, необходимо изучать, знать и понимать процессы, происходящие в природе.

       Данный курс рассматривает влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местообитаниях, многообразии взаимных связей разных видов живых существ, а также роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

      Данная программа направлена на экологизацию курса зоологии, в её основе лежит системно – структурный подход, необходимый для развивающего обучения.

     Изучив данный курс, учащиеся приобретут новые знания и осознают всю ответственность человека за сохранность нашего общего дома – планеты Земля.

Цель курса: расширить экологическое содержание школьного курса биологии в    

                  7   классе.

Задачи курса:

  1. показать единство жизни животных с живой и неживой природой;
  2. удовлетворить интерес учащихся к многообразию животных, условиям их обитания;
  3. показать приоритет экологических ценностей;
  4. научить использовать знания в повседневной жизни.

Требования к уровню освоения содержания курса

Учащиеся должны знать:

 - влияние условий окружающей среды на животных;

 - состав животного мира в разных местообитаниях;

 - многообразие взаимных связей разных видов живых организмов;

 - роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять наблюдения и практические работы;

- фиксировать результаты наблюдений;

- составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты, используя результаты

  наблюдений, материалы дополнительной литературы.

   

               Учебно – методическое обеспечение курса:

Список литературы для учителя

1. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др. «Экология животных». – М.,» «Вентана –

                                                                                                                    Граф»,2004.

2. Что было до нашей эры. Серия «Экология цивилизации». М., Педагогика –

                                                                                                                     Пресс,1994

3. Т.О. Александровская, Е.Д. Васильева, В.Ф.Орлова Рыбы, амфибиирептилии

     Красной книги СССР. М., Педагогика,1988

4.Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: книга для учащихся,учителей    

                                                   и   родителей. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999

5. Шарова И., Х. Зоология беспозвоночных: книга для учителя. – М.:  

                                                                                                       Просвещение,1999

Список литературы для учащихся

1. Красная книга Томской области.

2. С.А. Молис Книга для чтения по зоологии. М., Просвещение,1981

3. Гребенников В. Тайны мира насекомых. Новосибирское книжное изд-во,1990

4. Познавательная энциклопедия. Экология. – Кристина и  К,1994.

5. Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас, - М., «Росмэн»,1998

6. Энциклопедия для детей. Т.2 Биология. – М.: Аванта +

7. Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных. А.Х. Тамбиев, -  

                                                             М.: ООО «Фирма изд – ва АСТ»,1999

8. В.И. Гершун. Домашние животные. Библиотечка детской энциклопедии

                                                         «Учёные  – школьнику» М., Педагогика,1991

9. Старикович С.Ф. Замечательные звери: рассказы. М.: РОСМЭН,1994

Иллюстративный материал

рисунки, картины с изображением животных разных видов;

 видеофильмы, презентации

Содержание курса

                           Тема 1. Роль животных в природе – 4 часа.

          Влияние растительноядных животных на растения: поедание, вытаптывание, повреждение. Растительноядные паразиты. Животные как пищевые объекты для хищных растений. Роль животных в опылении  растений: насекомые – опылители, нектароядные птицы. Животные – распространители растений. Растения – укрытия и жилища для животных. Животные – дуплогнездники. Роль животных в образовании горных пород и почвы. Влияние животных друг на друга.

                  Тема 2. Условия существования животных – 7 часов.

       Среда обитания и условия существования. Основные компоненты среды обитания. Изменение условий существования. Предельные условия существования. Пища животных. Способы добывания пищи: пассивное питание (фильтрация), паразитическое питание, активное питание. Вода в жизни животных. Пути поступления, потери, сбережение воды в организме. Воздух в жизни животных. Различие состава газов в воде и на суше. Выражение потребности в кислороде у водных животных. Температура среды обитания. Источники тепла для холоднокровных и теплокровных животных. Реакция животных на понижение и повышение температуры. Свет в жизни животных. Реакция животных на изменение освещённости. Приспособления животных к жизни в отсутствие света. Жилища животных: дупло, нора, логово, лежки, лежбища, гнездо.

Наблюдения и практические работы: Пронаблюдать, как влияет свет на различные живые организмы (дождевых червей, рыб в аквариуме, насекомых).

                              Тема 3. Животный мир суши – 6 часов.

     Животные тундры: видовое разнообразие. Животные лесов умеренной зоны: видовое богатство. Обитатели лесной подстилки. Животные степей, саванн и прерий: климатические условия обитания, многообразие копытных. Животные пустынь: влияние климата, многообразие пресмыкающихся. Животные тропических лесов: богатство видов. Животные горных областей: приспособления к жизни в горах.

                          Тема 4. Животный мир морей и рек – 3 часа.

    Водоём как многоэтажное жилище: бентос, планктон, нектон, литораль.  Взаимосвязи морских животных. Приспособления к жизни на большой глубине. Животные пресных водоёмов. Различия существования животных в пресных и солёных водоёмах. Приспособления к сильному течению, недостатку кислорода в пресных водоёмах, к пересыханию.

Наблюдения и практические работы: 

      Обнаружение планктонных, нектонных и бентосных животных в аквариуме.

       Рассмотреть на примере водных культур (аквариум, культура простейших) способы передвижения организмов в водной среде.

                        Тема 5 . Животный мир почвы – 1 час.

   Свойства почвы как среды обитания: плотность, кислородный режим, температура. Повышение плодородия почв почвенными обитателями. Животные – землерои: многообразие, приспособления.

                  Тема 6. Сезонные изменения в жизни животных – 1 час. 

         Спячка и оцепенение. Сигналы среды о необходимости готовиться к спячке. Значение спячки и оцепенения. Миграции животных. Дальность миграции.

          Тема 7. Взаимоотношения между животными одного вида – 3 часа.

       Индивидуальные участки и территория. Разграничение территории. Территориальное поведение. Обозначение границ территории. Встреча будущих родителей. Опознание особей противоположного пола. Ухаживание и демонстрационное поведение. Вз0аимодействие между родителями и детёнышами: узнавание друг друга, запечатление, обучение детёнышей. Иерархия в группах животных. Групповой образ жизни. Вожаки. Лидеры и подчинённые.

Наблюдения и практические работы:

        Наблюдение за проявлениями ухаживания у домашних птиц или аквариумных рыбок.

        Тема 8. Отношения между животными различных видов – 2 часа.

        Хищники их жертвы. Зависимость численности хищников от численности их жертв. Животные – паразиты и животные – хозяева. Основные черты строения внутренних паразитов. Вред, наносимый паразитами своим хозяевам. Животные – нахлебники. Различия между нахлебничеством и паразитизмом. Квартирантство. Конкурентные отношения между животными.. Значение конкуренции. Способы избежания конкуренции. Взаимовыгодные отношения между животными. Преимущества взаимовыгодных отношений.

Наблюдения и практические работы:

          Составить схему взаимоотношения организмов на примере темнохвойного леса.

          Наблюдения за питанием хищных животных (пауки) в лабораторных условиях.

           Тема 9. Изменения в животном мире. Охрана животных – 3 часа.

      Популяции животных. Численность и плотность популяции. Изменение численности популяции. Причины колебания численности. Редкие животные. Редкие животные Томской области. Животные, истреблённые человеком. Красная книга. Заповедники и другие охраняемые территории России. Охраняемые территории Томской области. Заповедные территории зарубежных стран.

                           Тема 10. Человек и животные – 4 часа.

      Дикие животные и человек. Дикие животные – источник необходимых человеку веществ и продуктов. Животные. Используемые для борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства. Одомашнивание животных. Породы основных групп домашних животных. Современное одомашнивание. Животные в населённых пунктах – вред и польза. Животные в доме человека.

Экскурсия: в зоологический музей.

                          Учебно – тематический  план

           

    №

занятия

Дата

Наименование разделов и тем

Дидактический

       материал

    Формы          

   контроля

                            Тема 1.  Роль животных в природе – 4 часа.

   1.

 5.09

Влияние животных на растения.

   2.

12.09

Растения – укрытия и жилища для животных.

   3.

19.09

Роль животных в образовании горных пород и почвы.

сообщения

   4.

26.09

Влияние животных друг на друга

тестирование

                        Тема 2. Условия существования животных – 7 часов.

1 (5)

 3.10

Среда обитания и условия существования.

2 (6)

10.10

Пища животных и способы добывания.

Сообщения

3 (7)

17.10

Вода в жизни животных.

4 (8)

24.19

Воздух в жизни животных.

5 (9)

31.10

Температура среды обитания.

6 (10)

14.11

Свет в жизни животных.

7 (11)

21.11

Жилища животных.

тестирование

                              Тема 3.  Животный мир суши – 6 часов.

1 (12)

28.11

Животные тундры.

2 (13)

 5.12

Животные лесов умеренной зоны.

3 (14)

12.12

Животные степей, саванн и прерий.

 4 (15)

19.12

Животные пустынь.

 5 (16)

26.12

Животные тропических лесов.

 6 (17)

16.01

Животные горных областей.

Презентация «Животные суши».

                               Тема 4. Животный мир морей и рек – 3 часа.

 1 (18)

23.01

Водоём как многоэтажное жилище.

 2 (19)

30.01

Взаимосвязи морских животных.

 3 (20)

 6 02

Животные пресных водоёмов.

Презентация «Водные обитатели»

                            Тема 5. Животный мир почвы – 1 час.

1 (21)

13.02

Животные – землерои.    

                       Тема 6. Сезонные изменения в жизни животных –  1 час.

1 (22)

20.02

Спячка и оцепенение. Миграции.

                     Тема 7. Взаимоотношения между животными одного вида – 3 часа.

 1 (23)

27.02

Разделение территории.

 2 (24)

6.03

Брачный период. Взаимодействие

между родителями и детёнышами.

 3 (25)

13.03

Иерархия в группах животных.

сообщения

                    Тема 8. Отношения между животными различных видов – 2 часа.

 1 (26)

20.03

Хищничество. Паразитизм. Нахлебничество.

 2 (27)

 3.04

Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.

презентация

                   Тема 9. Изменения в животном мире. Охрана животных – 3 часа.

1 (28)

10.04

Изменение численности  живот – ных. Редкие животные.

2 (29)

17.04

Животные, истреблённые  челове – ком. Красная книга.

Составление «Чёрной книги»

3 (30)

24.04

Заповедники и другие охраняемые территории России.

                            Тема 10. Человек и животные –  3 часа.

1 ( 31)

8.05

Дикие животные и человек.

 2 (32)

15.05

Одомашнивание животных.

Животные в населённых

пунктах.

Сообщения об истории одомашнивания

 3 (33)

22.05

 Животные в доме человека.

   

34.

29.05

Экскурсия в зоологический музей ТГУ

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...

Календарно-тематическое планирование 7 класс по программе Вахрушева "Животные"

Материал содержит перечень тем, содержание предметной направленности и основные виды УУД для этого курса....

Учебное пособие для учащихся специальных классов коррекционных школ по программе "Мир животных"

Данное пособие предназначено для учащихся и родителей специальных классов коррекционных школ по программе "Мир животных".Иллюстрации помогут чтению и пониманию текста. Словарные вставки, объясняющие т...

Дополнительная образовательная программа" Экология животных"

Программа предполагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий , формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений...

Рабочая программа . Биология. Животные. 7 класс

Рабочася программа по биологии раздел "Животные", 7 класс ФГОС ( 1 час в неделю). Составлена программа на основе программы  авторов: И.Н. Понамарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко ; М.:...

Рабочая программа Экология животных.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии   в соответствии с программой «Экология жив...

Рабочая программа. Биология. Животные. 7 класс

Рабочая программа. Биология. Животные. 7 класс...