Использование элементов технологии проектной деятельности и исследовательской работы при обучении биологии
статья по биологии по теме
Тема самообразования представленная в виде исследовательской работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
посёлка городского типа Ерофей Павлович
Сковородинского района Амурской области.
Тема по самообразованию:
«Использование элементов технологии проектной деятельности и исследовательской работы при обучении биологии»
(Тема взята в 2008 – 2009 учебном году)
учитель биологии
Ларченко Веры Михайловны.
2010- 2011 учебный год.
План работы
- Вводная часть
- Обоснование выбранной темы
- Из истории метода проектов
2. Основная часть
1 этап работы над темой (поисковый)
2 этап работы (организационно –
исследовательский)
3 этап работы (этап внедрения)
3. Заключение
4. Результаты работы
4. Список использованной литературы
- Вводная часть
Обоснование выбранной темы
Развитие средней общеобразовательной школы на современном этапе связано с необходимостью решения проблемы повышения интеллектуального уровня, познавательного и творческого потенциала учащихся. Поиск средств развития познавательных и творческих способностей, повышения эффективности обучения школьников является проблемой, общей для многих стран, в том числе и России, особенно в связи с переходом к постиндустриальному, «информационному» обществу.
В психологии творчества не определены четкие границы между понятиями творческая личность и творческие способности. Часто изучение творческой личности сводится к изучению ее творческих способностей.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы, посвященной методологии творчества, показывает: практически всеми учеными признается то, что в основе понятия «творчество» лежит понятие «деятельность». Творчество - высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека.
Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.
Специфичность педагогической системы, направленной на творческое развитие личности, заключается в воспитании качеств творческой личности и в развитии творческого мышления, т.е. передачи знаний, умений, навыков и способов творческой деятельности.
Развитие творческой личности можно определить как процесс формирования качеств, присущих творческой личности:
- устойчивая направленность на творчество;
- мотивационно-творческая активность;
- готовность личности к самостоятельной организации своей умственной и практической деятельности при решении нестандартных задач в различных видах деятельности, которая складывается из развитой мотивации к творческой деятельности;
- владение методами самоорганизации по развитию качеств творческой личности;
- наличие системы знаний, умений и навыков, помогающих осуществить поиск решения в нестандартных ситуациях.
Неотъемлемой частью любого урока является решение различных задач, выполнение упражнений. На уроке биологии учащиеся выполняют упражнения как практического, так и теоретического характера. Проблема, с которой сталкивается любой педагог, заключается в том, что ни содержание стандартных школьных задач, ни процесс их решения обычно не вызывают у учащегося познавательного интереса и желания работать. А отсутствие интереса к познанию оборачивается скукой на уроке, бездельем. Успех обучения выражается в сформированности способности мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять. Один из способов дать толчок к активной мыслительной деятельности ребят - предложить им интересные учебные задачи (задания).
Немаловажную роль при повышении познавательного интереса к предмету играют творческие задания. Интерес учащегося проявляется тогда, когда задача затрагивает реальный мир, жизненные ситуации, встречающиеся каждому человеку.
В настоящее время нет единой общепринятой типологии творческих задач. Наиболее развернутой и полной является, на наш взгляд, классификация И.П. Калошиной, которая предлагает различать следующие виды творческих задач:
по содержанию
- Занимательные задачи (задачи- рассказы, задачи- парадоксы и т.д.);
- Интегрированные задачи (требующие знаний по нескольким темам, предметам);
- Творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных знаний);
- Задачи, допускающие несколько способов решения;
по выполняемой деятельности учащихся:
- Составление кроссвордов, ребусов по теме;
- Разгадывание кроссвордов, ребусов;
- Написание рефератов, докладов;
- Разработка презентаций по теме;
- Проект - создание учащимися нового готового продукта;
- Написание творческих сочинений, сказок (младшие классы).
Таким образом, образовательная деятельность по развитию творческих способностей должна сопровождаться изменением логико-содержательной основы обучения, выбор и обоснование которой осуществляется исходя из конкретных педагогических целей, многообразия логических элементов и способов формирования механизмов актуализации личностного опыта. Кроме этого необходимо целенаправленно создавать условия, при которых более полно проявляются закономерности развития творческого мышления и творческого развития личности, а также минимизировать влияние факторов, препятствующих развитию творческих способностей учащихся. Последние десятилетия характеризуются появлением и активным развитием такого социокультурного феномена, как проектность, которая становится неотъемлемым компонентом деятельности человека практически в любой сфере, в том числе и в образовании. Проектирование связано с построением новых моделей (в настоящее время прежде всего информационных, знаковых, реализуемых на компьютере) объектов, процессов, деятельности и ориентировано на создание определенного материального продукта или получение нового знания.
Метод проектов особенно важен на старшей ступени школы в условиях введения профильного обучения. Понимание значимости учебных проектов привело к тому, что в новом варианте базисного учебного плана старшего звена школы в рамках школьного компонента содержания обучения специально предусмотрена, наряду с элективными курсами, проектная и исследовательская деятельность школьников.
В качестве основной образовательной цели при этом выдвигается овладение обучаемым новыми способами деятельности, самим деятельностным подходом, что должно обеспечить ему полноценную возможность понимать, осознавать, анализировать не только с чем (объект деятельности) он работает, но и что (как) он делает. Выполнение учебных проектов требует овладения новыми видами умений и навыков, способами деятельности, а возможность реализации задач проекта различными путями и средствами создает условия для формирования индивидуальной образовательной траектории.
В настоящее время учебное проектирование как новая технология обучения, тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая старшеклассников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности, может гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему. Анализируя опыт организации проектной деятельности, хочется выделить факты которые указывают на преимущества его применения в образовательном процессе школы.
- Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предмету. Это подтверждается следующими фактами:
- учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап — презентацию;
- прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся;
- у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.
- Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий учащихся.
Первая группа— это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. В школе они не столько учатся, сколько просто вынуждены проводить время. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах. Пусть проект выполнен не блестяще, но для таких детей это огромный личный скачок, конкретное индивидуальное продвижение и успех.
Вторая группа — это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Они не в состоянии приобретать системное знание, их нужно направить, поддержать, помочь.
Третья группа — это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования.
- Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.
Метод проектов позволяет развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, развивать творческие способности и исследовательские умения, формировать критическое мышление. Проектный метод обучения как никакой другой способствует повышению степени самооценки каждого ученика, участвующего в проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
Из истории метода проектов
Одним из методов, активно разрабатываемых современной педагогикой, является метод проектов. Идеи МП восходят к ряду образовательных идей второй половины XIX века. Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося. В это время и зародились идеи "свободного воспитания". При всем их разнообразии, объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать творческие задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир.
Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. С начала XX в. метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов. Американцы назвали метод проектов — «наш метод школьной работы», в США в это время появлялись все новые и новые экспериментальные школы, в числе которых были школа Е. Коллингса в штате Миссури, опытные школы в г. Винетке, начальные классы школы им. Линкольна при Колумбийском университете (Нью-Йорк), школа Маргариты Науберг, поименованная сначала Детской, а затем - Уолденской и основанная на педагогических идеях Марии Монтессори, Игровая школа Каролины Пратт и многие другие.
В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:
- «проекты игр» — детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения и т. д.);
- «экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
- «повествовательные проекты» — разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.;
- «конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.
В экспериментальной школе, работавшей под руководством Коллингса исключительно по методу проектов, за один первый год работы было задумано, проработано и доведено до конца самими детьми 58 «экскурсионных проектов»; 54 «проекта игр»; 92 «конструктивных проекта»; 396 «повествовательных проектов». Руководила всеми шестьюстами проектами единственная учительница этой школы.
При всем разнообразии форм и методов, применяемых в этих школах, можно выделить некоторое общее ядро. Суть его в том, что принципы развивающего обучения созидательной деятельностью, взятые в качестве базовых, фактически предвосхитили идеи проектной культуры и воспитания основ проектного мышления. Девиз и цель этих творческих поисков - "помочь каждому ребенку развить свои личные и общественные склонности", что ориентировало на максимальную индивидуализацию обучения и реализовывало в определенной степени проектные подходы.
На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы. Это история, полная драматизма. Сначала - «перспективный», а вскоре и «универсальный метод». Через пять с небольшим лет — «легкомысленное прожектерство». Так колебались оценки метода проектов в официальной педагогике.
Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют:
- отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
- слабая разработанность методики проектной деятельности;
- гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;
- сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ».
На нынешнем витке своего движения педагогика вновь вернулась к ориентации на развитие учащихся, и поэтому ей созвучны многие идеи метода проектов. Уже первые аналитические исследования образования, проводимые в рамках поисков таких инновационных подходов почти три десятилетия назад, наметили понимание того, что традиционная ориентация образования на передачу суммы известных знаний не может удовлетворить потребность в развитии интеллекта и креативности учащихся, необходимом для адаптации к динамично меняющимся социально-экономическим условиям жизни.
2. Основная часть
Этапы, годы. | Цель | Работа учителя | Работа учащихся |
1. Поисковый 2008 - 2009 | 1. Накопление и систематизация материала по двум направлениям: «Проектная деятельность»; «Исследовательская деятельность» 2.Определение уровня познавательной активности учащихся по биологии с помощью анкет. 3. Определите уровень своего развития, ответив на вопросы анкеты и обработав результаты 4. Ответить на вопросы теста «Любите ли вы учиться? и проанализировать его. | 1. Изучение литературы по теме исследования 2. Выступление на МО учителей биологии и химии с рефератом на тему «Метод проектов 3. Курсы повышения классификации Microsoft «Партнёрство в образовании» 2007 год 4.Курсы повышения классификации ИППК г. Благовещенска. Современные подходы к преподаванию предмета. Организация государственной итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ ( 2009) | 1.Овладение методикой создания проектов. 2.Овладение методами исследовательской работы. |
2.Организационно исследовательский 2009 – 2010 | 1. Разработка и проведение уроков и внеклассных мероприятий с использованием проектных технологий и элементов исследовательской работы 2. Принять участие в научно – практической конференции по опытнической и исследовательской работе по теме « Охраняемые растения окрестностей посёлка Ерофей Павлович» | 1. Выступление на МО учителей биологии и химии с рефератом на тему: «Проектные технологии в образовательном процессе Применение проектных технологий в преподавании биологии» | 1 Подготовка и участие во внеклассных мероприятиях по биологии. 2.Выполнение творческих заданий по биологии. 3. Участие в школьных и районных олимпиадах. 4. Участие во всероссийском молодёжном чемпионате по биологии 5. Подготовка проектов по изучаемой теме к различным урокам и по разным темам 6. Участие в стипендиальном проекте газеты Эхо – сюрприз: « Мы и мир вокруг нас» |
3. Этап внедрения 2010 - 2011 | Распространение опыта. 1. Участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2. Участие в районном семинаре и проведение открытых уроков. 3. Курсы повышения квалификации Intel Обучение для будущего по теме « Планирование учебного проекта» (2010 – 2011) | 1.Опубликование статьи «Интегрированный урок (биология + экология) в 8 ом классе о теме « Ухо – бодрость тела и духа» 2. Участие в районном семинаре учителей истории, географии, биологии» по теме: «Использование современных инновационных здоровьезберегающих технологий в образовательном процессе», где провела урок в 8 классе на тему « Гигиена сердечно сосудистой системы» 26 ноября 2010 года 3.А) Создание вводного проекта по теме « Органы зрения» Б) Создание ученического проекта по теме «Какое, воздействие оказывает шум на орган слуха?
В) Создание буклета | 1. Работа учащихся над проектами:
2.Выступление учащихся с элементами исследовательской деятельности.
3. Апробирование технологии проектной деятельности с учащимися 8 « А» класса при изучении темы « Органы чувств» ( Учащиеся класса в течение 5 уроков разрабатывают проекты по изучаемой теме) Социализация школьников через общение с людьми. |
4. Заключительный этап. 2011- 2012 год | 1.Мониторинг социализации школьников. 2.Мониторинг: «Чему научились учащиеся в проектной деятельности?» | 1.Написание исследовательской работы по теме. 2.Подготовка мультимедийной странички в электронную энциклопедию. |
На сегодняшний день в обществе актуальна потребность в творчески мыслящих людях, способных к самостоятельности и нестандартному решению проблем. Считаю, что проектная технология одна из тех, которые позволяют решать эти задачи.
Метод проектов позволяет школьнику быть креативным, развивает умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания. В процессе работы над проектом школьниками приобретаются важные качества: умение самостоятельно мыслить, делать правильный выбор, предвидеть результат. Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Метод проектов позволяет развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, развивать творческие способности и исследовательские умения, формировать критическое мышление. Проектный метод обучения как никакой другой способствует повышению степени самооценки каждого ученика, участвующего в проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. Проектировочный стиль мышления, соединяя в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, открывает каждому доступ к информационному ресурсу образования, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. В процессе творческой деятельности происходит сдвиг в умственном развитии учащихся, выражающийся в творческом преобразовании знаний и умений, готовности и способности самостоятельно добывать новые знания, т. е. организовать свою познавательную деятельность в соответствии с возникающей проблемой.
Считаю, что проектный метод обучения как никакой другой, позволяет нашим выпускникам легче адаптироваться в современном обществе.
4. Список использованной литературы
- Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе/ А.В. Бычков. — М., 2000
- Полат, Е.С. Как рождается проект / Е.С. Полат. — М., 1995.
- Мельников, В.Е. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология»/ В.Е. Мельников, ВА. Мигунов, П.А. Петряков. — Вел. Новгород, 2000.
- Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся/ И.С. Сергеев. - М.: Аркти, 2004.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.
- Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения/ В.В. Гузеев// Директор школы. — 1995. — № 6.
- Цветкова, М.С. Столетие проектного обучения/ М.С Цветкова. //Приложение к газете «Первое сентября» Информатика. – 2002. - № 20.
- Киселева, М.М. Использование компьютерных технологий в межпредметных проектах/ М.М. Киселева// Информатика и образование. - 2005. - № 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектной деятельности (обобщение опыта работы).
Использование технологии проектной деятельности во внеурочное время. Этапы исследовательской деятельности на примере проекта на тему: "Дом купца Корнилова. Миф и реальность. (По "Автобиографическим от...
Использование технологии проектной деятельности на уроке биологии в 7 классе по теме: «Отряд хищные млекопитающие».
Использование при проведении уроков результатов проектной деятельности формирует у школьников навыки сотрудничества. На уроке «Отряд хищные млекопитающие» выявляются общие признаки отряда, а также осо...
СССР в 1953-1964 гг. (урок с элементами технологии проектной деятельности).
На данном уроке предстоит решить следующие задачи: на основе анализа фактов и исторических событий обобщить знания учащихся о развитии СССР в 1953-1964 гг., определить основные направления политики СС...
Использование элементов технологии модульного обучения на уроке биологии по теме "Витамины"
Проект урока с использованием элементов модульно-блочной технологии. Урок соответствует требованиям ФГОС....
Использование элементов технологии педагогических мастерских на уроках математики при обучении школьников по индивидуальному учебному плану
Представлен опыт по применению элементов технологии мастерских на уроках математики при обучении школьников по индивидуальному учебному плану...
Методическая разработка на тему: «Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»
Методическая разработка на тему:«Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы» Проектная деятельнос...
Развитие функциональной грамотности через технологию проектной деятельности. ( из опыта работы)
В статье рассказывается о развитии функциональной грамотности через технологию проектной деятельности из опыта работы учителя английского языка....