Компетентностный подход на уроках биологии
статья по биологии по теме
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии, но урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Современный урок – это не только передача суммы сведений в той или иной учебной области, но и развитие личностных компетенций учащихся.
В документах по стратегии модернизации общего образования определено понятие компетентность, как способность использовать освоенное содержание образования для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач в различных сферах учебной и внеучебной деятельности.
Биология - одна из наук, где можно качественно формировать все виды компетентностей. Она наиболее близка по своему содержанию к выполнению этой задачи. Биология обучает законам окружающего природного мира, знакомит с возможностями организма, имеет огромный практический потенциал, связана с большим количеством других наук.
Применение компетентностного подхода на уроках биологии способно помочь учащимся в овладении технологиями жизнетворчества, создать условия для раскрытия потенциала самосознания, самооценки, самоорганизации, самореализации, самоконтроля и интеграции в социоуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mikheeva.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.А. Михеева, учитель
1 категории МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №1»
г. Перми
Компетентностный подход на уроках биологии.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии, но урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Современный урок – это не только передача суммы сведений в той или иной учебной области, но и развитие личностных компетенций учащихся.
В документах по стратегии модернизации общего образования определено понятие компетентность, как способность использовать освоенное содержание образования для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач в различных сферах учебной и внеучебной деятельности.
Биология - одна из наук, где можно качественно формировать все виды компетентностей. Она наиболее близка по своему содержанию к выполнению этой задачи. Биология обучает законам окружающего природного мира, знакомит с возможностями организма, имеет огромный практический потенциал, связана с большим количеством других наук.
Применение компетентностного подхода на уроках биологии способно помочь учащимся в овладении технологиями жизнетворчества, создать условия для раскрытия потенциала самосознания, самооценки, самоорганизации, самореализации, самоконтроля и интеграции в социоуме.
Успешность современного урока зависит от мастерства учителя, в его умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.
В настоящее время все большее значение приобретает самообразовательная функция урока.
Самообразование на уроках биологии - это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями, формирование умений наблюдать за объектами природы, ставить простейшие опыты. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки.
Личностная ориентация содержания образования предполагает развитие творческих, познавательных способностей учащихся, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
Экологическая ситуация, сложившаяся в Пермском крае, приводит к снижению уровня здоровья населения, к увеличению хронических заболеваний.
Состояние здоровья учеников нашей школы также вызывает большую тревогу. Ежегодные медицинские осмотры, проводимые в нашей школе, показывают снижение числа детей, имеющих I гр. здоровья с 1,6% в 2005 г. до 1% в 2008 г., а также увеличение количества детей с III и IV гр. здоровья. Становится больше детей с нарушением осанки: 2005г.- 26,6%, 2008г.- 37,8%, нарушением зрения: 2005г. – 15,9%, 2008г. – 22,4%. В связи с этими данными актуальной является задача формирования здоровья учащихся путем обучения детей управлению собственным здоровьем. Но управлять здоровьем без элементарных знаний анатомии и физиологии невозможно, поэтому возникла необходимость введения пропедевтического курса для 6-х
классов «Слагаемые здоровья».
Программа позволяет реализовать компетенцию личностного самосовершенствования, она модифицирована и адаптирована к условиям нашей школы. В основу курса заложены следующие задачи:
1. Развитие интереса к своему организму,
- Приобретение знаний о строении организма, о составляющих здоровья,
- Развитие гигиенических навыков,
- Повышение уровня знаний и навыков подростков ЗОЖ,
- Формирование убеждения в необходимости ЗОЖ,
- Информирование о СОЗ и их последствиях,
- Формирование потребности в самопознании.
В классах, где проводились занятия по курсу «Слагаемые здоровья» отмечается положительная динамика в здоровье детей, которая отслежена по уменьшению количества медицинских справок с респираторными заболеваниями, т. к. учащиеся начали более осознанно относиться к своему здоровью, стали посещать спортивные секции и клубы.
Формирование валеологической компетентности является важной составляющей, т. к. запас знаний поможет им в осознании персональной ответственности за свое здоровье и в выборе будущей профессии.
В дальнейшем, для успешной адаптации личности, предлагаются курсы по выбору, которые должны помочь им реально оценить свои возможности и сориентировать в дальнейшем выборе профиля обучения.
Разработанный в настоящее время элективный курс для учащихся интересующихся биологией - «Вода- источник жизни», направлен на расширение опыта практической, экологически значимой деятельности.
Программа курса предусматривает 17 часов и ориентирована на учащихся 7- 8 классов, она построена из теоретической и практической частей.
Цели и задачи курса:
- Формирование экологически грамотного поведения в природе,
- Овладение знаниями и умениями наблюдать и оценивать состояние окружающей среды и своего здоровья.
- Формирование отношения к окружающему миру, как к условию существования всего многообразия жизни.
- Развитие коммуникативных умений.
- Знакомство с профессиями эколога и гидробиолога.
При изучении курса учащиеся приобретают навыки культурного поведения в природной среде, осваивают меры безопасности при нахождении в воде, учатся простейшим способам очистки воды из природных источников.
Реализация этого курса решает еще одно требование, заявленное в Концепции модернизации образования - это связь школы и родителей.
В проведении практической части принял участие доцент кафедры водоснабжения и канализации, к.т.н. ПГПУ Кудрин С.А., который является родителем одной из учениц нашей школы.
Такое гармоничное взаимодействие детей и взрослых на основе совместной деятельности открывает путь конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений.
Задача современной школы состоит уже не в том, чтобы заставить ученика вызубрить набор знаний по всем предметам школьной программы, а в том, чтобы привить им те умения, воспитать в них те компетентности, которые позволят им успешно реализовать себя в любой сфере деятельности. Научить учащихся применять свои знания в жизненных ситуациях.
Литература:
- Буданова Г.Л., Буйлова Л.Н. Повышение уровня воспитательной работы в школах. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 328с.
- Голубева Л.В., Чегодаева Т.А. Анализ урока:
типология,методики,диагностика. – Волгоград: Учитель,2007.- 121с.
- Густокашина Л.А, Педагогический анализ урока: Учебно- методическое пособие. Пермь: ПКИПКРО,2008.-72с.
- Поташник М.М,, Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2003.-112с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции // Народное образование. –
2003.-№2,5.-280с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация компетентностного подхода на уроках рукоделия - ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, описывающий моделирование системы работы ПДО в новых условиях
Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования. Чтобы сформировать компетентного обучающегоося в таком виде искусства, ка...
Применение компетентностного подхода на уроках информатики
Статья отнесена к разделу:Преподавание информатики, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии...
Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны
Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...
Тема: Компетентностный подход к преподаванию биологии в школе старшей ступени.
В теории дидактики существуют различные подходы к определению компетенции ученика. Моя работа основополагается на следующих определениях: компетенция — это готовность ученика использовать усвоенные...
Компетентностный подход в обучении биологии
Вся жизнь – это череда решений нестандартных производственных и житейских. Эффективен не тот, кто просто много знает, а тот, кто владеет инструментами приобретения, организации и применения знаний из ...
Компетентностный подход на уроках биологии
Компетентностный подход на уроках биологии...
Представление результатов педагогического опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны
Компетентностный подход продиктован переоценкой жизненных ценностей в нынешнее время и предполагает поворот к личностно-ориентированному, деятельностному содержанию образования, основанному на ф...