Урок биологии в 10 классе по теме "Прокариотическая клетка"
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Урок "Прокариотическая клетка" направлен на изучение строения и свойств клеток бактерий. В материале представлены такие элементы урока как выступления учащихся с докладами о распространении бактерий, значении в природе и жизни человека. Схемы и таблицы о строении , размножении и разнообразии бактерий представлены на слайдах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок биологии в 10 классе "Прокариотическая клетка" | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ибрагимова Альфия Абраровна , учитель химии и биологии МБОУ «Гимназия имени М.М. Вахитова г. Буинска Республики Татарстан»
Тема урока биологии «Прокариотическая клетка»
10 класс
Цели:
Обучающие
-расширить и углубить знания о клеточном уровне организмов живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки;
-раскрыть роль бактерий.
Развивающие
- развивать умение находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы, логическое мышление учащихся, творческие способности, навыки биологической речи.
Воспитывающие
-воспитывать стремление к знаниям.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: рассказ с элементами беседы, проекты учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, таблицы.
Ход урока
I.Организационный момент-постановка темы, цели, определение порядка занятия.
II.Актуализация знаний
На доске слайд №1
Живая материя
неклеточные формы клеточные формы
Учитель, опираясь на таблицу, просит учащихся вспомнить о прокариотах, какие организмы к ним относятся.
Записывают в тетради тему урока.
III.Изучение новой темы
Учитель знакомит учащихся с планом урока.
1 пункт плана: Распространение бактерий (выступление I группы учащихся)
Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; однако особенно много их в почве. В верхнем слое почвы содержатся миллионы бактерий на 1 г, то есть примерно 2 тонны на гектар. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных.
2 пункт плана: Размеры и форма (выступление II группы учащихся)
Бактерии – мельчайшие из организмов, обладающих клеточным строением; их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч бактерий среднего размера. Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами; микроорганизмы изучаются микробиологией. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антонии ван Левенгук в XVII веке.
Бактерии микроскопически малы, но их скопления (колонии) нередко видимы невооруженным глазом. По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий: кокки, имеющие шарообразную форму; бациллы или палочки, - вытянутые в длину бактерии, вибрионы – дугообразно изогнутые бактерии, спириллы – бактерии с вытянутой шпорообразно извитой формой.
На доске слайд №2
Формы бактерий
3 пункт плана: Строение бактерий и цианобактерий (рассказ учителя)
На доске слайд №3 с рисунком
Прокариоты – это самые простые, очень мелкие и широко распространенные организмы, которые существуют на Земле более 2 млрд лет. Их клетки не имеют ограниченного мембраной ядра. Генетическая система (генофонд) представляет собой кольцевую хромосому. Помимо хромосомы у прокариот могут присутствовать небольшие кольцевые молекулы ДНК, называемые плазмидами, которые несут до сотни генов, но не являются обязательными для генома данного вида. Прокариоты лишены хлоропластов, митохондрий, аппарата Гольджи, центриолей. Клетка заключена в плотную жесткую оболочку, в большинстве случаев она окружена слизистой капсулой. Рибосомы прокариот отличаются от рибосом эукариот. Густая цитоплазма содержит гранулы гликогена, белков и жиров.
Бактерия
После разбора вопроса строения бактериальной клетки учитель организует работу с заполнением сравнительной таблицы строения прокариотической и эукариотической клеток
4 пункт плана: Разнообразие бактерий по физиологическим свойствам (рассказ учителя с элементами беседы)
На доске слайд №4
Разнообразие бактерий
по отношению к кислороду по способу питания
аэробы анаэробы автотрофы гетеротрофы
по источнику энергии по способу получения орг. веществ
фототрофы хемотрофы сапрофиты паразиты
(Q солнца- (Q хим. реакций) (веществами (веществами
цианобакте- мертвых орг.) живых орг-в)
рии)
Схему со слайда учащиеся переписывают в тетрадь.
5 пункт плана: Деление клетки. ( Рассказ учителя с элементами беседы)
Бактерии размножаются путем деления примерно каждые 20 минут (в благоприятных условиях). ДНК реплицируется, каждая дочерняя клетка получает по своей копии родительской ДНК. Возможна также передача ДНК между неделящимися клетками (посредством захвата “голой” ДНК, при помощи бактериофагов или путём конъюгации, когда бактерии соединяются между собой копуляционными фимбриями), однако увеличения количества особей при этом не происходит. Размножению препятствуют солнечные лучи и продукты их собственной жизнедеятельности.
6 пункт плана: Спорообразование (самостоятельная работа учащихся с учебником)
Учитель: Какое значение имеет спорообразование для бактерий?
Учащиеся: 1.Обеспечивает переживание неблагоприятных условий.
2.Распространение с помощью ветра и другими способами.
7 пункт плана: Значение бактерий (выступление III и IV групп учащихся)
III группа
В жизни человека
Человек широко использует бактерии в:
– пищевой промышленности (кисломолочные продукты, квашеная капуста);
– сельском хозяйстве (кормовой белок, силос);
– медицине (витамины, гормоны, антибиотики);
– промышленности (добыча металлов);
– энергетике (биогаз).
Велика и отрицательная роль бактерий. Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов, выделяя в них продукты своего обмена, ядовитые для человека. Наиболее опасны патогенные бактерии – источники различных заболеваний человека и животных, таких как воспаление легких, туберкулез, аппендицит, сальмонеллезы, чума, холера и др.
IV группа
В природе
В природе они:
– способствуют образованию гумуса;
– участвуют в геологических процессах, разлагая органические вещества до минеральных, образуют залежи серных, железных руд, насыщают почву азотом;
– вызывают заболевания растений и животных.
Ученики в тетрадях записывают тезисы о значении бактерий в природе
Закрепление : (терминология)
Домашнее задание: составить тесты по теме урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Органические вещества клетки. урок биологии 10 класс
Презентация для использования на уроке общей биологии в 10 классе "Органические вещества клетки", содержит материал по строению, функциям углеводов, липидов и АТФ....
Урок биологии 6 класс "Строение клетки". Системно-деятельностный подход
Системно-деятельностный подход на уроках биологии...
Презентация к уроку биологии 9 класса "Неорганические вещества клетки"
Презентация к уроку биологии 9 класса "Неорганический вещества клетки"...
Презентация к уроку биологии 9 класса "Строение эукариотической клетки"
Презентация к уроку биологии 9 класса "Строение эукариотической клетки"...
технологическая карта урока биологии 5 класс "Химический состав клетки" программа В. Пасечник
Представлена технологическая карта урока по ФГОС по программе В. Пасечника по теме "Химический составтклетки"....
Дополнительный материал к уроку биологии 8 класс по теме "Клетки крови"
Дополнительный материал к уроку биологии 8 класс по теме "Клетки крови"...
Методическая разработка-конспект урока биологии: 7 класс «Химический состав клетки»
Изучение химического состава клетки, роль органических и неорганических веществ...........